Интервью от 3 июня 2005 г. Печать

Интервью,

данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом

епархиальной газете «Православная Пермь».

«Господь вновь с Россией»

Встреча Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского, с коллективом редакции газеты «Православная Пермь»

«Долг епископа быть выразителем воли Церкви, быть устроителем и руководителем церковной жизни, воспитателем пастырей. Епископ должен не только светить, но и согревать, собирать и объединять вокруг Трапезы Господней пастырей и паству…

Епископу следует с кротостью и долготерпением врачевать духовные недуги пасомых, помогать преодолевать силы инерции, пробуждать от сна и безразличия, в сердце своем имея сострадательную любовь Христову… Когда меры любви окажутся бессильными прибегай к строгости… «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12).

Двухтысячелетний опыт церковной жизни свидетельствует, что епископское служение требует от его носителя всецелого отдания себя служению Богу и людям…

 

Служение епископа в наше обновляющее время соединяется с многочисленными «внешними» обязанностями,.. ибо участие Церкви в жизни общества становится все более востребованным.

Тебе предстоят огромные труды в Пермской епархии по возрождению традиционного служения и свидетельства Святого Православия во всей полноте.

Молитвы Святителя Стефана, первого епископа и просветителя Пермского, да будут укреплять и поддерживать тебя».

Эти слова были сказаны Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II епископу Пермскому и Соликамскому Иринарху при вручении ему архипастырского жезла. Преосвященный Иринарх был возведен в сан епископа 14 апреля 2002 года и вот уже три года возглавляет Пермскую кафедру. В этом году также исполнилось 20-летие со дня его священнической хиротонии.

3 июня 2005 года епископ Пермский и Соликамский Иринарх встретился с коллективом редакции газеты «Православная Пермь» и ответил на вопросы журналистов.

- Ваше Преосвященство, мы знаем, что газета должна помогать епископу управлять епархией. Каким Вы видите наше сотрудничество?

- Епархиальная газета должна освещать все направления епархиальной жизнедеятельности: богослужебное, миссионерское, социальное, образовательное. И в первую очередь, в ней должна быть отражена литургическая жизнь, потому что богослужение, литургия – это главный стержень всей жизни Церкви. Через богослужения мы воспитываем пермский клир и пермскую паству. В церковной газете должны быть отражены богослужения и все торжественные события, которые отмечаются в епархии, в монастырях и приходских храмах, юбилеи старейшего духовенства епархии, посвятившего свою жизнь служению Церкви Христовой.

Во-вторых, газета должна отражать духовную, каноническую и дисциплинарную жизнь клира и монашествующих, чтобы на положительных примерах современной жизни епархии, а также ее истории показать, как должна строиться внутрицерковная жизнь, к чему должно стремиться в своей жизнедеятельности пермское духовенство.

Одна из важнейших проблем, которая должна освещаться на страницах православной газеты – это миссионерская деятельность. Миссионерская работа должна проходить красной нитью через все сферы жизни епархии: богослужения и проповеди, миссионерские поездки по епархии и социальную работу, издательскую деятельность. И конечно, через строительство новых и восстановление порушенных храмов.

Уже сегодня мы должны серьезно задуматься над тем, чтобы через 20-30 лет наши православные храмы не были пустыми и не превратились в музейные заведения «древней старины» … Мы строим храмы для того, чтобы они были заполнены православными людьми, чтобы в них приходила молодежь и воспитывалась в духе православной веры и нравственности, чтобы паства была носителем той православной культуры, которой на протяжении тысячи лет жила Россия.

Сегодня, после стольких десятилетий притеснений зарождается будущее Русской Православной Церкви. И чтобы церковное будущее развивалось и крепло, необходимо вести миссионерскую работу, особенно среди молодежи, готовить кадры из молодых священнослужителей, воспитывать детей в духе законопослушности и преданности Церкви и своему Отечеству, чтобы они вслед за родителями становились прихожанами православных храмов, чтобы они не забывали Церковь и не превращались в безрелигиозное и бездуховное секулярное общество.

Газета должна быть проводником и социальной церковной деятельности. Молитва человека, взывающего к Богу о спасении души, но при этом отталкивающего от себя собрата, который нуждается в его помощи, едва ли будет угодна Спасителю. Христианин должен понимать, что помогая другим, он спасает и свою душу. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20), - напоминает нам апостол Иоанн Богослов.

Православная газета должна освещать вопросы духовного образования для духовенства и мирян. Сегодня это очень актуальная тема. Обрести личное спасение без знания богословских дисциплин, конечно, возможно при определенных обстоятельствах и при условии, что находишься под духовным руководством опытного духовника. Но как привести к спасению вверенную Богом паству и защитить ее от зловредных учений, еретиков и раскольников, других противников веры и благочестия, которые по слову апостола Петра, являясь слугами диавола, «ходят, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Каждый священник должен иметь хорошее духовное образование: он должен знать православное вероучение и нравоучение, историю Церкви. Он должен быть духовно и интеллектуально подготовлен, чтобы доступно и понятно отвечать на вопросы о вере и высокому интеллектуалу из среды интеллигенции, и простому человеку. У святого апостола Петра есть замечательные слова, обращенные к пастырям Церкви: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).

Учитывая, насколько важна роль образованного священства здесь на Пермской земле, мы возродили духовную школу – Пермское Духовное Училище, программа которого рассчитана на четырехгодичный курс обучения по программе духовных семинарий. Сегодня я должен сказать слово благодарности сотрудникам Училища, духовенству и мирянам, которые внесли свой вклад в его созидание. Надеюсь, что со временем Пермское Духовное Училище будет преобразовано в семинарию – высшее духовное учебное заведение, выпускниками которого станут уже нынешние студенты.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II полагает, что решать кадровую проблему духовенства прежде всего необходимо за счет населения своего региона. В Пермское Духовное Училище – за два года его существования на очное и заочное отделения поступили учиться более 100 человек. Окончив учебу, большинство из них станут священниками и будут трудиться на своей родной Пермской земле.

Бог щедро одарил Пермский край и материальными, и духовными, и интеллектуальными ресурсами. Мы должны прежде всего использовать тот потенциал, который заложен Богом в эту благодатную землю, воспитать людей, которые потрудятся на благо Церкви в границах Пермского края, на благо Православия в нашем земном Российском Отечестве.

Я коснулся только основных положений совместного сотрудничества церковной прессы и епархии на пути возрождения традиционного служения Православной Церкви и ее свидетельства в современном мире.

- Создание Духовного Училища как раз и стало свидетельством того, что мы можем жить и развиваться за счет местных ресурсов – человеческих и материальных.

- Да, это действительно так. Но где мы были последние 5-10 лет назад? В советское время – понятно... А на пост советском пространстве, когда церковная жизнь других регионов активно перестраивалась в новых исторических условиях? Сколько молодых людей прошли мимо Церкви, которые могли бы сегодня активно служить духовному возрождению Пермского края? А сколько молодежи уехало с пермской земли и теперь служат и трудятся в других регионах России?

- Владыка, Вы большую часть своего служения Церкви провели в Москве, жили за границей, … Что привлекает Вас в пермском народе, в чем его особенность?

- Известно, что терпение и спокойствие – отличительные черты характера русского человека. Все это в полной мере относится и к Уралу, к людям, проживающим в Прикамье. Хотя, на мой взгляд, есть у пермяков еще одна особенность: она проявляется в некоей настороженности к восприятию новых явлений и процессов. Возможно, это обусловлено исторически, ведь в крае, спасаясь от светских и церковных реформ и нововведений, селилось множество старообрядцев – людей, в которых жил «дух противления» церковным реформам и всему новому. Возможно, на психологию народа наложило свой отпечаток и то, что в 20-м столетии Урал был закрытым краем, где было построено много военных заводов и закрытых промышленных предприятий. Впрочем, об особенностях характера должны говорить социологи, историки... Я же просто констатирую факт, проблему, с которой напрямую столкнулся с первых дней пребывания в Пермской епархии и которую поначалу никак не мог для себя объяснить… Действительно, народ здесь не сразу открывает двери своего сердца, не доверяется безоговорочно руководителям. Полагаю, что та настороженность, с которой сейчас воспринимаются многие изменения в епархиальной жизни, со временем пройдет и сменится настойчивостью и упорством пермской паствы в достижении поставленных целей духовного развития края в новых исторических условиях после десятилетий воинствующего атеизма и разрушительного для души человека безбожия.

- Владыка, бывают случаи, когда священники требуют от своих духовных чад отказаться от новых документов, и даже уничтожать их. Как Вы относитесь к проблеме ИНН, новых паспортов?

- Такие проблемы есть, в Прикамье их не больше и не меньше, чем в других регионах России. Но есть церковные руководители, которые считают, что об этих проблемах можно умалчивать. Святейший Патриарх Алексий II в своих речах неоднократно высказывался и об ИНН, и о новых паспортах. И я убежден, что подобные вопросы должны быть открыто обсуждаемы и освещаемы в проповедях и в прессе, в том числе и на страницах нашей православной газеты.

Полагаю так: если человек причисляет себя к разряду диссидентов – церковных или светских – и не согласен с каким-либо мнением, то наделен личной свободой говорить об этом прямо и открыто. Мы можем его точку зрения привести в газете и одновременно напечатать статью, отражающую другой, церковный взгляд на данную проблему. «Ибо, – по слову апостола Павла, – надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19), должна быть между христианами определенная свобода мнений. Церковные консерваторы будут всегда, всегда найдутся и люди, которые будут выдумывать всякие небылицы об ИНН или о недопустимости получения нового паспорта, в котором не содержится никакой опасности для православного человека.

Я никогда не отличался либерализмом, но в то же время никогда не был и заскорузлым консерватором, предпочитая «золотую середину» в своих убеждениях и трудах. Хотя и должен признать, что с годами каждый из нас становится более консервативным.

- Ваше Преосвященство, с какими трудностями Вы столкнулись, когда приняли Пермскую кафедру?

- Когда я получил в управление Пермскую кафедру, основными проблемами, с которыми столкнулся, были разрозненность в среде духовенства, отстраненность формирующегося монашества от клира белого (женатого) духовенства, обособленность преобладающего большинства клира от мирян, словом, раздробленность Пермской епархии, свойственная советскому периоду истории Церкви.

Среди клира епархии того времени я условно выделил бы четыре независимых сектора. Один из них – это белорусская и украинская часть клира, которая в силу национального признака держалась особняком и которой оказывал покровительство покойный Владыка в силу того, что именно выходцы из Украины и Белоруссии дали возможность архиепископу Афанасию быстро решить кадровую проблему при постоянно увеличивающемся числе открываемых приходов за последнее десятилетие XX-го века.

Другой сектор состоял из местного духовенства, которое несмотря на отсутствие внутреннего единства, утерянного под воздействием антирелигиозной деятельности уполномоченных Совета по делам религий, все-таки представляло из себя «некое целое» сообщество за счет наличия в своей среде старейших священнослужителей, прошедших сквозь притеснения безрелигиозного общества и испытания государственной борьбы против православной веры и Церкви.

Большую проблему на приходах даже на сегодняшний день представляют близкие родственные связи среди духовенства, которые по-своему хотя и объединяют людей с одной стороны, но с другой – ведут к укрывательству некоторых клириков от дисциплинарных взысканий по признаку родства, недопустимому в христианском сообществе, особенно среди духовенства. Это также наследие советского периода, которое еще долгое время будет сказываться на жизни епархии.

Само по себе было формирующееся монашество, еще не имевшее сложившегося опыта общежительного устройства и опытного старчества (духовничества) – это была своеобразная «епархия в епархии», которая не желала и не умела подчиняться кому бы то ни было, включая и новоназначенного Правящего Архиерея. Оно было в состоянии формирования и становления, однако беда была в том, что это формирование шло снизу при отсутствии руководящего начала сверху.

При этом внутри монашества не было единства и существовало много тенденций к внутреннему разделению при отсутствии уважения к богатству путей формирования духовности в среде монашеского общежития. Так, например, одно из разделений в формировании монашеской духовности шло по пути предпочтения руководителями монастырей известных общецерковных духовников: сторонники общепризнанного в России духовника архимандрита Наума (Байбородина) обособлялись непреодолимой стеной от сторонников столь же известных духовников архимандрита Кирилла (Павлова) или архимандрита Иоанна (Крестьянкина), причем стена разделений выстраивалась до самых небес … Другие монашествующие и по сей день предпочитают придерживаться некоторых младостарцев или лжестарцев, часто проживающих в пределах других епархий, которые всю свою жизнь до преклонного возраста провели в семейных узах и мирской жизни, а под старость приняли монашество и объявили себя «старцами», а свои наставления непререкаемым учением духовной жизни для монашествующих и мирян.

Особняком стояло духовенство Кунгура – город, который исторически всегда был оплотом Православия в Пермской области. Должен заметить, что административно-церковное устройство в Кунгурском благочинии находилось в довольно удовлетворительном состоянии благодаря многолетним трудам кунгурских благочинных, а духовное состояние клира и мирян поддерживалось заботами двух старейших священнослужителей, которые еще с хрущевских времен сохранили в городе ежедневные богослужения, в то время как в других городах и районах, за исключением города Перми, духовенство ограничивалось богослужениями в воскресные и праздничные дни. Обособленность кунгуряков сыграла положительную роль во времена атеистических притеснений со стороны власть имущих, но во времена мира и становления епархиальной жизнедеятельности на пост советском пространстве она дополняла картину яркими красками разделенности и отсутствия руководства сверху.

Мне пришлось предпринять немало усилий к преодолению этого разделения среди духовенства. Много ездил по епархии, чаще всего посещал Кунгурское благочиние, в границах которого находится и Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь, Соликамское и Березниковское благочиния, а также город Чайковский …

На тот момент много проблем было связано с монашеством и становлением монастырского общежития, имущественного и хозяйственного обеспечения монастырей. Эти проблемы существуют и ныне, но их острота за годы пребывания на кафедре сняты. Сегодня все встает на свои места. С Божией помощью и при мудрой поддержке старейшего местного духовенства это разделение было преодолено, включая и проблему национальную: клир Пермской епархии на сегодняшний день по прежнему остается многонациональным, единство его крепнет, а материальное обеспечение семей духовенства стало лучшим, - и это несмотря на увеличивающиеся с каждым годом в монастырях и приходах затраты на реставрацию, а также на социальную и миссионерскую жизнедеятельность епархии.

Были некоторые кадровые перестановки, связанные с обустройством либо реорганизацией административного управления епархией и становлением финансово-хозяйственной деятельности монастырей и приходов. Но при этом мы всегда старались сохранить всех клириков не по принципу угодности для руководства, а по принципу полезности их трудов для Пермской епархии. Все замещения благочинных, наместников монастырей были осуществлены за счет взращенных на Пермской земле местных человеческих ресурсов вне различия их по национальному признаку. Замена благочинных привела к тому, что теперь почти все дальние уголки епархии стали досягаемы для руководства Пермского Епархиального Управления: когда благочинный охватывает своей деятельностью все приходы, входящие в его Благочиние, следит за всем происходящим в церковной жизни, а руководство Епархии в свою очередь управляет деятельностью самих отцов благочинных, – тогда все в порядке. То же самое нужно сказать и в отношении монастырей: их наместники должны быть не только добрыми пастырями, но и хорошими церковными администраторами, подчиняющимися распоряжениям Правящего Архиерея. Последнее в полной мере касается и настоятельниц женских монастырей, ибо от их умения подчиняться священноначалию, от их способностей быть носительницами добродетели смирения и, соответственно, их умения через личный пример воспитывать смирение и послушание в подопечных им сестрах женских обителей зависит развитие здоровой и крепкой монастырской духовности. Тогда и во всей епархии, во всех отдаленных монастырях и скитах будет духовный и хозяйственный порядок. Если же этого нет, тогда начинается самостийная жизнь, распространяются псевдодуховные учения, возникают младостарчество или лжестарчество, другие проблемы и так далее.

- Ваше Преосвященство, как решается вопрос о передаче Церкви Спасо-Преображенского кафедрального собора и Архиерейских покоев – исторически принадлежавшей Церкви собственности?

- Должен сказать, что в решении этого вопроса дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Архиерейские покои и Спасо-Преображенский кафедральный собор, где размещаются краеведческий музей и картинная галерея, на данный момент являются федеральной собственностью, в то время как занимающие их площади музей и галерея находятся в ведении региональном. В такой ситуации на федеральном уровне перед пермской региональной властью была поставлена задача освобождения зданий Спасо-Преображенского собора и Архиерейских покоев и возвращения их Пермской епархии, а для размещения музея и картинной галереи предоставить другие здания. К сожалению, бывшее здание Пермской Духовной Семинарии, также входившее в этот историко-архитектурный комплекс, не было передано Церкви – оно было продано вместе с Иоанно-Богословским семинарским храмом местным пермским коммерсантам, которые видимо за годы перестройки успели подзабыть русскую пословицу, что «Бог поруган не бывает, а человек без наказания не останется». Что теперь будет в помещении храма? Вновь «мерзость запустения на святом месте»? Но ведь сейчас не 1918-й год, когда в России богоборчество отплясывало вакханалию разорения церквей и вековой духовности народа. Сейчас Бог вновь обратил Свой взор к России: открываются храмы, возрождается Православие и народ возвращается к своим историческим традициям и вере своих отцов.

Мы прекрасно осознаем, что восстановление Спасо-Преображенского кафедрального собора потребует не только от Пермского Епархиального Управления, но и всей богоспасаемой паствы значительных материальных вложений. Но как управляющий епархией, несущий ответственность за возрождение православной духовности в Пермском крае, полагаю, что мы должны проявить гражданское мужество и возложить на себя крест ответственности за возрождение кафедрального собора – исторического символа Пермской епархии и города Перми. Надеюсь, что Господь не оставит нас в деле восстановления прикамской святыни, а представители пермского бизнеса, городские и губернские власти смогут оказать посильную помощь в восстановлении исторического облика храма № 1 в главном губернском городе. Будем верить и молиться с надеждой, что в ближайшее время вновь воссияют православные купольные кресты над маковками Спасо-Преображенского собора.

- Владыка, если говорить о пермских бизнесменах и меценатах, можно ли считать их воцерковленными?

- Воцерковление – это постоянное участие в жизни Церкви. Бизнесмены действительно сегодня идут в храмы и становятся если не прихожанами, то благожелательными сторонниками Церкви. Они строят новые и помогают реставрировать старые храмы, заботятся о возрождении их благолепия, приобретая для церквей иконы, богослужебную утварь, способствуют организации воскресных школ. Бизнес сегодня много помогает Церкви. Ведь если говорить условно, то одна треть работ по реставрации храмов делается за счет самих храмов, другая треть – за счет представителей бизнеса, и последняя треть – благодаря помощи государства. Работа по воцерковлению бизнеса Пермской области велась с первого дня моего управления епархией и ведется по сей день. В этом направлении намечаются положительные перспективы.

Но есть еще одна проблема – на мой взгляд самая сложная: это становление губернско-епархиальных, то есть государственно-церковных отношений. Серьезно этими вопросами до моего назначения в Епархии никто не занимался. Впрочем, в губернии давно сложились добрые связи, общение духовенства с губернской и городской администрациями, с главами городов и районных центров Пермской области – и это всех устраивало. Но эти отношения строились исключительно на внутренних личных симпатиях людей друг к другу, а не на законодательной основе. А сегодня необходимы другие отношения: с одной стороны Церковь не должна выходить за границы существующего законодательства, а с другой – представители государственной и региональных властей должны исполнять законодательство, а также помогать Церкви в возвращении отнятого у нее в годы разрушительных десятилетий безбожия церковного имущества, необходимого для становления Церкви в современном обществе и решения стоящих перед ней задач возрождения духовности и церковного социального служения в нашем земном Отечестве.

В частности, результатом формального подхода к законодательству стало выстраивание в единый строй и попытка уравнивания между собой всех религий и религиозных организаций Пермской области - я имею в виду созданный в Прикамье Межконфессиональный консультативный комитет (МКК), существование которого в советское время могло бы стать вершиной мечтаний для многих верующих людей, но на пост советском пространстве это всего лишь слабый отголосок тех возможностей межрелигиозных связей, которые предоставляет нам современное законодательство о свободе совести …. Действительно, все религии и религиозные конфессии равны перед законом, но занижать роль и значение многомиллионной Русской Православной Церкви и других традиционных для России религий до уровня религиозных меньшинств, которые насчитывают всего несколько десятков своих последователей – это несправедливо.

Сейчас идет активное становление губернско-епархиальных или государственно-церковных отношений, в Пермском Епархиальном Управлении работает свой юрист, который помогает православным церковным общинам выстроить свои отношения в этой сфере церковной жизни.

- Владыка, как Вы оцениваете межрелигиозную ситуацию в нашем регионе?

- С одной стороны, ситуация нормальная, существует взаимопонимание и добрые отношения между традиционными религиями и конфессиями Прикамья, но с другой стороны – недостаточно внимания уделяется развитию конструктивного диалога между представителями религиозных организаций. К сожалению, Межконфессиональный консультативный комитет (МКК), – я неоднократно высказывал свой взгляд на его работу, – не смог стать рабочей организацией ...

Что означает слово «консультативный»? Ответственный представитель областной администрации заявил, что губернскому руководству консультации не нужны. Кого же консультирует этот МКК? По-моему, это уже очень похоже на ностальгию по старому, давно отжившему и ушедшему из жизни Совету уполномоченных по делам религий, которые любили «проконсультировать» религиозных деятелей и поучить их «уму разуму» как упралять религией в стране … Но это нужно кому-нибудь сейчас? Полагаю, что нет. Организации, подобные МКК, создавались в начале перестройки, когда партийные лидеры были не готовы работать с религиозными объединениями в новых исторических условиях пост советского пространства. Им нужны были некие «консультации» для принятия разумных решений, чтобы не будоражить общественность перестроечных лет. Тогда и создавались подобные экспертные комиссии. Но извините, с начала перестройки прошло 20 лет, эти положения давно устарели и отжили свой век, а мы все «консультируемся» … А когда же работать-то будем?

Межрелигиозный совет, созданный осенью 2004 года, призван учесть недостатки предыдущей работы и усовершенствовать межрелигиозный диалог. Мы достаточно долго жили при застое, когда формально поднимали советские знамена и ратовали за светлое будущее человечества, а потом, в конце концов, отказались от всего, что построили. Я не люблю участвовать в работе для вида, для «галочки» в отчетах о проделанной работе. Я не люблю делать вид, что работаю. Я люблю работать. И дай Бог чтобы созданный Межрелигиозный совет Пермской области стал рабочей организацией, тем форумом, на котором может быть организован рабочий межрелигиозный диалог представителей различных религий Прикамья.

МКК – это уже вчерашний день развития межрелигиозного диалога, а нам нужно жить не только сегодняшним днем, но и планировать день завтрашний, грядущий.

- Вы учились за границей – в Великобритании, Швейцарии, США. Что дало Вам обучение за рубежом, какой опыт Вы приобрели?

- Все познается в сравнении. Годы обучения за рубежом дали мне возможность глубже познакомиться с другими христианскими вероисповедованиями и сравнить их с Православием. В мире много религий и вероисповеданий … Но нет ничего богаче, красивее и глубже Православия. По крайней мере, для русского человека.

Римо-Католическая Церковь – мощная, дипломатичная, высокообразованная … , но она чужая для души русского человека – носителя великой русской православной культуры.

Сегодня россияне возвращаются к вере своих отцов, к своей православной культуре. Сегодня Православная Церковь возрождается и начинает жить полноценной жизнью, активно развивается ее богословское творчество, - и это несмотря на то, что более 70 лет Церковь была гонима в нашем Отечестве. А Католическая Церковь все это время была свободна от гонений и в своем богословском творчестве ушла вперед, но при этом утратила немалую часть духовного богатства, подверглась сильному воздействию секуляризации и обмирщения со стороны светского западного общества. Да, на западе создана красивая, материально обеспеченная жизнь, часто сравниваемая с «рогом изобилия», но в ней постепенно гаснет высота христианского духа, падает духовность в погоне за материальными благами. И в этом содержится отход западного общества от Бога.

Мне запомнился один из немецких фильмов, который я просмотрел в Москве еще будучи студентом духовной академии. Он рассказывал о родителях-пенсионерах, которых обеспеченные дети отправили доживать свой век в дом для престарелых. Помню, тогда меня поразило то, что в той западной жизни, отраженной в фильме, было много внимания уделено душевности человека, но там не нашлось места для духа – там царил культ плоти и материального благополучия, а человек жил исключительно для удовлетворения своих телесных потребностей. Там не было стремления возвыситься над материальным, там нигде не упоминалось слово «Бог».

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что тело – это половина человека, и оно принадлежит этому земному миру. Вторая половина человека – душа, которая принадлежит миру небесному. Духовно возвыситься над материальной жизнью, одухотворить разум человека, нравственно возрастать через подвиги поста и молитвы – вот в чем состоит стремление к святости и высотам христианской духовности.

- Владыка, что Вы вкладываете в понятие «православное воспитание» детей, каким оно должно быть?

- Я считаю, что при воспитании детей нельзя разделять понятия «воспитание» и «образование». Воспитывая ребенка, родители должны дать ему правильные понятия о добре и зле, привить любовь к добру и творению добра. И одновременно с воспитанием дать знания о том, почему и как необходимо сторониться зла и противостоять ему.

Семья имеет большое значение в воспитании человека. Но в то же время в процессе воспитания велика роль священника-духовника, который наставляет ребенка, помогает ему формировать в его душе идеалы духовности и нравственности, правильное развитие религиозности. Духовник для человека – это его «духовный отец»… О духовнике остаются самые светлые и теплые воспоминания. В моем воспитании и становлении духовник сыграл огромную роль. Я всегда выполнял его наставления и советы. И это помогало мне в жизни, оберегало от неверных поступков.

Однако духовниками могут быть не все священнослужители. Это особый дар Божий, выделяющий отдельных пастырей из общей среды духовенства, которых Церковь наделяет особыми правами, а паства – особым доверием, вручая духовнику свои тайны и сокровенные движения своего сердца. В Греческой Церкви, например, правами духовника наделяют только самых авторитетных в церковной среде представителей духовенства.

Много проблем можно избежать, если у ребенка или молодого человека есть мудрый духовный руководитель. В современном мире большой проблемой является наркомания. И многие задаются вопросом, как уберечь детей от этого зла?.. Вот только понимаем ли мы, что причины этого «недуга» прежде всего духовные… Ведь сначала идет «духовное привыкание» к наркотику, и только потом – физическое. Причина наркомании – в развращенности человеческой души… А духовник как раз и призван научить воздержанию, обогатить духовно, чтобы предохранить человека от духовной, а зачастую и физической гибели.

- Владыка, Ваше становление в вере пришлось на хрущевские, брежневские годы?

- Да, это было время хрущевских реформ. Нас отрывали от Бога, нам запрещали молиться, ходить в церковь. Тогда вообще у верующих родителей могли детей отнять и в интернат отправить – у нормальных, хороших родителей. Их вина была только в том, что они были верующими.

Это было страшное время для формирования детского сознания, ломка была жуткая. Не каждый мог выдержать этот атеистический натиск. В городе, где я рос, было всего три верующих семьи на 35 тыс. человек населения. Среди остальных, возможно, тоже были верующие дети, но они свою веру скрывали… Это время было воспитанием воли, настойчивости, формирования характера. В том обществе нужно было как-то бороться за право существования. Атеистическое, безбожное общество не терпело нас, оно нас выдавливало за свои границы.

Годы хрущевских гонений за веру для многих были временем испытаний. Представьте, человек жил в монастыре и мирно служил Богу, монастырь закрыли, а его просто «выкинули» на улицу без каких-либо средств к существованию. Человек стал никому не нужен, ему негде было голову приклонить, у него не было прописки, не было возможности устроиться на работу, - потому что он монах и священник. Эта страшная трагедия до сих пор не нашла своего отражения в умах светской интеллигенции и, по сути дела, ушла в небытие.

Верующему человеку в любое время приходится многое преодолевать. Но тогда было время хрущевских гонений, а общество было безрелигиозным. Сегодня мы обрели свободу, но опасности не стало меньше: тогда мы противостояли безрелигиозной идеологии, а сегодня человека искушают «вкушением» вседозволенности, нравственной распущенности. В какое бы время человек ни жил, главное для него – суметь сохранить в своей душе веру.

- Монашество – это призвание?

- Монашество должно быть призванием, но к монашеству можно прийти по-разному. У каждого человека свой путь к Богу.

Когда-то авва Дорофей сравнил человеческую жизнь с солнцем в центре круга, к которому со всех сторон сходятся лучи, символизирующие собой пути человеческих жизней. Интересную закономерность отразил этот рисунок: чем ближе люди к Создателю, тем они оказываются ближе друг к другу и чем дальше они удаляются от Бога по пути расходящихся от центра лучей, тем дальше они отдаляются и друг от друга.

Перподобный Симеон Новый Богослов писал, что никакие подвиги человека не имеют смысла, если они не ведут его к смирению. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». И если человек приобретет смирение, то какой бы образ жизни на пути ко спасению он не избрал для себя - быть среди монашествующих или жить в семье, быть священником или мирянином, простым крестьянином или высоким интеллектуалом – Господь примет этого человека и наполнит его душу Своей спасительной благодатью.

- Владыка, в этом году газете «Православная Пермь» 10 лет. Как Вы оцениваете ее работу, что можете пожелать коллективу редакции?

- О том, что должно освещаться на страницах епархиальной газеты, говорилось много. Радует, что сегодня газета «Православная Пермь» востребована не только в епархии, но и среди светских людей. Сегодня нашу газету читают в России, а благодаря интернету о жизни Пермской епархии узнают даже в Латинской Америке. Мы учимся и двигаемся вперед. Я полагаю, что мы еще много потрудимся на благо Пермской епархии и Пермского края.

Подготовили Ксения Сергеева, Наталья Категова