Послание от 16 июля 2004 г. Печать

ПОСЛАНИЕ

ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИРИНАРХА,

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯНАМ

ПЕРМСКОЙ И СОЛИКАМСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

«Иисус сказал ему: никто, возложивший

руку свою на плуг и озирающийся назад,

не благонадежен для Царствия Божия»

(Лк. 9, 62)

 

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все благочестивые миряне, проживающие на нашей родной Прикамской земле! В текущем 2004 году исполнилось два года моего пребывания на кафедре Пермских святителей, а значит и наших совместных трудов на церковной ниве богоспасаемого Пермского Края. Все мы многое пережили, многое и сделали для становления Православия в современных условиях нашего бытия за это двухлетие.

 

Не скрою, в епархиальной жизни произошли большие перемены, по-разному отразившиеся на жизнедеятельности церковно-приходских Общин Пермского Края, монастырей и скитов, других епархиальных структур, связанных с возрождением духовного образования в нашей епархии, становлением нового отношения к епархиальной миссионерской деятельности, реставрацией древних и строительством новых храмов, монастырей и скитов, и многими другими жизненно-важными направлениями современной жизни Православия.

К сожалению, не все священнослужители, монашествующие и миряне однозначно понимают проводимые Епархиальным Управлением изменения в структуре управления епархией. Руководствуясь собственным пониманием пастырского служения, а зачастую и личными амбициями, стремясь использовать в своих интересах органы гражданской власти и недобросовестных представителей средств массовой информации, некоторые дерзают перечить, а порой и сознательно препятствуют становлению нового качества епархиального церковного бытия, соответствующего требованиям современности и чаяниям народа Божия.

Эти неканонические, а по сути дела антицерковные настроения воспитываются в народе и распространяются среди светской общественности не только злонамеренными лицами, но и некоторыми священнослужителями, прячущимися за спины своих неразумных почитателей. В своей необоснованной «критике» эти люди основываются на отсутствии яко бы своевременно поступающей информации из Пермского Епархиального Управления.

На это хочу ответить всем, кто желает услышать голос Матери-Церкви: у нас много трудностей, доставшихся нам в наследие от советской эпохи, когда епархиальная жизнь протекала под жестким контролем со стороны светских властей и уполномоченных Совета по делам религий, когда епархия не могла осуществлять во всей полноте свое миссионерское служение, вести духовно-просветительскую работу среди народа Божия, осуществлять социальное служение среди нуждающихся, была лишена возможности возрождать и восстанавливать свои порушенные и оскверненные Святыни, исторически принадлежавшие Русской Православной Церкви. Все эти трудности мы преодолеваем сегодня совместными усилиями не только священнослужителей и мирян, но и всех людей доброй воли, трудящихся и проживающих в нашем малом Отечестве – Пермском Крае.

Вместе с этим, у нас нет тайн от нашей православной и боголюбивой паствы. Мы всегда готовы, по слову Апостола Петра, «всякому требующему у нас отчета в нашем уповании дать ответ с кротостию и благоговением» (1 Пет. 3,15), с сознанием всей глубины ответственности перед Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Пермской паствой за произошедшие изменения в жизни епархии.

При этом, вся наша церковная жизнь отражается на страницах епархиальной газеты «Православная Пермь», откуда каждый прихожанин может получить самую свежую и достоверную информацию о всех событиях, происходящих в епархии.

Многим кажутся непонятными и болезненными кадровые изменения, произошедшие за последние два года, перемещения духовенства по епархии из одного прихода в другой, а так же строгие канонические меры, примененные по отношению к некоторым нерадивым священнослужителям и монашествующим, случаянно попавшим на стезю церковного служения и не желающим жить согласно установленным каноническим нормам Церкви Христовой. Не скрою, что кадровая проблема сегодня является самой серьезной, требующей непрестанного внимания со стороны епархиальной власти.

Если в последнее десятилетие остро стоял вопрос – где взять священника, чтобы открыть церковь или новый приход, чтобы начать там регулярные богослужения, то сегодня нас не менее волнует – каким должен быть этот священнослужитель? Нам не безразличен его пастырский облик, уровень его духовного образования, навыки административно-хозяйственного управления приходом или монастырем, умение наладить добрые отношения с местной властью, быть авторитетным среди представителей гражданского общества и своих прихожан. Новые требования, которые ставит нам время по отношению к деятельности православного пастыря как проповедника, миссионера, просветителя, организатора и духовного руководителя вверенной ему церковной паствы неизбежно влекут за собой необходимость кадровых перестановок, повышение требований к церковно-приходской жизнедеятельности, регулярной отчетности перед Епархиальным Управлением со стороны отцов благочинных, настоятелей храмов, настоятелей (настоятельниц) или наместников монастырей.

Конечно, перевод того или иного клирика на другое место священнослужения – всегда процесс болезненный не только для самого священника и вверенной ему паствы, но и для всего Епархиального Управления. Однако эти, зачастую непопулярные меры, всегда оправданы целями благоустроения нашего общего епархиального дома. Наиболее подготовленные, талантливые и образованные священнослужители решениями Епархиального совета переводятся из сельских бедных и малочисленных приходов в городские и районные центры, где их способности будут раскрыты и востребованы с наибольшей полнотой. Пусть их усердие будет проявлено там, где необходимо поставить заслон распространению сектантства и бездуховности, безнравственности и безразличия к утрате веры своих отцов, где люди жаждут услышать слово Божие из уст духовно образованного священника, желают построить новый или восстанавливать древний храм Господень, жить полнокровной жизнью православного христианина.

Кроме того, перемещения священников, а также запрещения клириков и мирян касаются не только нарушителей церковных канонов, норм христианской морали и нравственности, но и разрушителей мира и внутреннего церковного единства, вносящих раздоры и разделения в единое и неделимое Тело Христово – Церковь. Какой бы сан они не носили, какой бы высокий или малозначительный пост они не занимали, поведение таковых пастырей и мирян не останется без справедливых решений, которые принимаются коллегиально на Епархиальном совете с учетом всех возможных положительных и отрицательных последствий как для самих наказуемых, так и для епархии в целом.

Что касается личного отношения клириков к изменению их служебного статуса, необходимо напомнить, что все священнослужители перед рукоположением в священный сан принимают присягу, предусматривающую подчинение своей воли Священноначалию Церкви, обязуются выполнять все преподанные благословения и решения епархиальной власти.

Результаты кадровых изменений уже на сегодняшний день повернули жизнь епархии в лучшую сторону. Укрепилась тесная связь Архипастыря со всей паствой через обновленный корпус благочинных округов, которые помогают руководить жизнью во всех приходах, поддерживают прямую связь с настоятелями и возрожденными за эти годы Приходскими советами в самых удаленных приходах епархии. Возросла роль настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, которые не только укрепляют богослужебную дисциплину в монастырях и возрождают ежедневные богослужения во вверенных им обителях, но и приводят в соответствие с законом права монастырей на исторически принадлежавшие им церковное имущество и землю, создают условия для развития хозяйственной деятельности монастырей и скитов епархии.

Во все времена Пермская епархия была тесными узами связана с

Москвой, как своей православной столицей и с крупнейшим центром духовной и религиозно-культурной жизни. Даже Святитель Стефан Великопермский нередко затрачивал месяцы, пребывая в столице, находясь в близком общении с московскими Святителями, с преподобным Сергием Радонежским и с великим князем Московским. И, наконец, своей праведной кончиной в Москве святитель Стефан как бы завещал первопрестольному граду свои святые мощи, навсегда соединив нас с духовным и государственным центром Российского государства. И в наши дни жизнь Московской епархии, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, показывает пример и задает тон, какого уровня должна достигнуть церковная жизнь в недалеком будущем и в Пермской и в других епархиях Московского Патриархата.

В предшествующие годы богоборчества и антицерковной атеистической деятельности безрелигиозного светского общества были порушены и поставлены в совершенно неудовлетворительное состояние церковное искусство и духовное образование в Пермской епархии. Естественно, пока мы не вырастили собственные кадры, не накопили достаточный собственный положительный опыт хозяйствования, администрирования, культурной и образовательной церковной жизни, нам придется пользоваться московскими образцами, опытом и продукцией московских мастеров иконописного дела. Также нам сегодня жизненно необходимо приглашать для участия в наших епархиальных мероприятиях выдающихся пастырей Церкви и знаменитых проповедников из столицы, профессоров из Московской Духовной Академии и Свято-Тихоновского Православного Богословского Института при МГУ.

Не могу сказать, что наши дела обстоят так плохо, как это может показаться некоторым. У нас огромный нереализованный потенциал во всех сферах церковной жизни, включая замечательные человеческие ресурсы народов Прикамья. Идет медленное, но уверенное накопление собственного духовного и хозяйственного опыта для широкого самостоятельного движения вперед.

Многих сегодня волнует финансовый вопрос – всегда один из самых болезненных. Развитие епархиальной жизни, доведенной в предшествующие десятилетия до крайних разрушительных пределов, особенно восстановление архитектурных комплексов храмов и монастырей требует больших затрат. У нас пока еще недостаточно средств для создания мощной материальной базы, однако мы небезуспешно прилагаем усилия для развития Пермского Духовного Училища, чтобы реорганизовать его в высшее духовное учебное заведение, где уже сегодня взращивается новое поколение молодых пастырей Пермской Епархии. Началась реставрация в главном храме епархии – Пермском Свято-Троицком кафедральном соборе. Успешно восстанавливается Спасо-Преображенский женский скит в Каширино. Создаются заново епархиальные отделы по всем важнейшим направлениям церковной, социальной, миссионерско-просветительской и другой епархиальной жизнедеятельности.

Выправляются дела канонического обустройства монашеской жизни на Белой Горе, быстрыми темпами развивается монастырское хозяйство, создается бытовая инфраструктура монастыря, необходимая для обеспечения монастырской жизнедеятельности и сохранности памятников архитектурного комплекса обители, реставрируются Крестовоздвиженский собор и братские корпуса, возводятся новые хозяйственные строения. В восстановление Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря совместно с Пермским Епархиальным Управлением и монастырской братией весомый вклад вносит губерния в лице людей доброй воли и администрации Пермской области.

Необходимость развития духовного образования, являющегося нашей первоочередной задачей и главнейшей христианской обязанностью, ложится нелегким грузом на Пермское Епархиальное Управление и усложняет и без того нелегкое положение на приходах, имеющих свои насущные нужды и низкое благосостояние. Однако именно в настоящее время необходимо проявить понимание и подвиг христианского терпения. Если мы поскупимся сегодня на духовное образование, то завтра у нас не будет высоко образованных священников, в которых остро нуждаются приходы и монастыри. Без духовного образования не будет религиозно воспитанной паствы, а утративший отеческую веру народ по-прежнему будет попадать в сети сектантов, погибать от пьянства и наркомании, страдать от жестокости и разврата, обильно разливающихся через экраны телевизоров и совращающих не только молодежь, но и малолетних детей.

А если мы не отреставрируем и не устроим сообща наш общий епархиальный дом и лицо Пермской епархии – Свято-Троицкий кафедральный собор и Пермское Епархиальное Управление – то будем ли мы как православные христиане иметь «доброе свидетельство от внешних»?

Развитие церковной жизни Пермской епархии сегодня не ограничивается ее географическими границами, как это было в прежние советские времена. Пермская епархия, как часть Русской Православной Церкви, обязана входить в братское общение с соседними епархиями, духовными и светскими учебными заведениями, отделами и синодальными учреждениями Московского Патриархата, возрождать епархиальные связи с Афоном и Святой Землей, как это было в дореволюционной России.

Нам необходимо развивать братское общение и заимствования опыта церковной жизни в других регионах и епархиях, где этап хозяйственного и организационного становления уже пройден, где на высоком уровне поставлено церковное образование и катехизация мирян, монашеская жизнь и церковное искусство. Зачастую именно эти мотивы и необходимость решения на федеральном уровне важнейших вопросов епархиальной жизни побуждают меня сегодня к отъездам за пределы Пермской епархии.

Но и в дни моего отсутствия не прекращается работа в Пермском Епархиальном Управлении, которое через возрожденный корпус благочинных, через обновленный состав настоятелей монастырей и созданные Комиссии при Епархиальном совете помогает мне управлять епархией и «право править слово Божественной Истины». В любое время дня и ночи, находясь в Перми, в архипастырских поездках по обширным просторам Пермской епархии или находясь в командировке за ее пределами по вопросам хозяйственного строительства епархиальной жизни, я всегда доступен для руководителей епархиальных отделов и комиссий, держу с ними прямую связь и незамедлительно принимаю нужные решения по любым насущным проблемам управления епархией.

Не скрою, что в разрешении большинства важнейших проблем церковной жизни, мы, как и другие епархии нашей Церкви, ориентируемся сегодня на Московскую епархию, Правящим Епископом которой является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Однако некоторые недальновидные люди, увлеченные политикой и неразумными амбициями, видят в этом ущемление интересов пермяков и подталкивают к мифическому противостоянию региона своему Федеральному Духовному Центру. Нам необходимо особенно четко отделять духовную жизнь от политики, в которую часто пытаются втянуть внешние силы Русскую Православную Церковь и Пермскую епархию в частности.

Полагаю уместным сказать здесь и о предстоящих выборах губернатора Пермского Края, компания подготовки к которым неудержимо начинает набирать силу. Бесспорно, для православной паствы, как и для всего народа Пермского региона небезразлично, кто возглавит регион и какие чиновники будут трудиться в губернии над принятием законов Пермского Края, имеющих прямые последствия для материального и духовного благосостояния граждан Прикамья, а также правового статуса Пермской епархии в регионе, других религиозных объединений в структуре государственно-церковных или губернско-епархиальных отношений. Поэтому позволю себе напомнить об отношении Церкви к участию ее клира в политических выборах.

Наше государство уже второе десятилетие живет в постсоветском временном пространстве, которое можно наименовать периодом возвращения народов России к своим историческим корням, к вере своих отцов, к своим национальным традициям.

С другой стороны этот же период отечественной истории характеризуется временем вседозволенности для многих наших сограждан, их духовного обнищания и утраты веры в идеалы Истины, Добра и Красоты. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» справедливо отмечено, что «наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными методами, так подчас и методами, противоречащими нормам государственного права, христианской и естественной морали».

Недопустимо поэтому для пастырей Церкви участие в межпартийной политической борьбе, где нередки случаи применения нечистоплотных технологий и методов воздействия на общественное мнение и сознание людей. Необходимо помнить, что политическая агитация, пропаганда политических идей и лозунгов решительно неприемлема для священнослужителей как с гражданской, так и с церковно-канонической точек зрения.

«Невозможно участие Священноначалия и священнослужителей, а следовательно и Церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее». Однако «в то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян в народных волеизъявлениях путем голосования наравне с другими гражданами» («Основы социальной концепции»).

В течение полугода определенные лица, ответственные за организацию предвыборной компании кандидатов в губернаторы Пермского Края пытаются оказывать давление на Церковь с целью привлечения ее авторитета на свою сторону, либо, как было сказано выше, используя «противоречащие нормам государственного права, христианской и естественной морали» методы, пытаются уже сегодня нейтрализовать возможную помощь епархии другим кандидатам в губернаторы – более сильным чем они соперникам предвыборной борьбы. От имени клира и монашествующих Пермской и Соликамской епархии заявляю, что согласно сложившимся каноническим нормам Русская Православная Церковь в лице Пермской епархии не будет принимать участия в предвыборных процессах и публичной поддержке политических организаций или отдельных кандидатов, которые будут участвовать в предстоящих выборах губернатора Пермского Края.

Напоминаю также и о том, что использование клириками епархии церковного амвона в качестве трибуны или какой-либо церковной святыни в качестве средства для политической борьбы или агитации повлечет за собой строгое наказание, вплоть до запрещения в священнослужении.

В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» также сказано и о том, что «миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, делают это самостоятельно, не отождествляя своей политической позиции с позицией Церковной Полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян».

Исполняя свой гражданский долг по участию в выборах, каждый православный христианин должен помнить, что «Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд. Церковь призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18); старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12, 14). Но еще более важным для нее является внутреннее единство в вере и любви: умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы … не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе (1 Кор. 1, 10)», - говорится в «Основах социальной концепции».

Дорогие во Христе пастыри, монашествующие и миряне богоспасаемого Пермского Края! Пусть не смущается сердце ваше, ибо жить в эпоху перемен – всегда особый подвиг. Но эти перемены должны принести и уже приносят добрые и благодатные плоды воцерковления народа Божия, воспользоваться которыми во всей полноте сможет будущее поколение православных жителей Прикамья.

Евангельская история учит нас, что добрые труды на ниве Господней вознаграждаются не мирскими почестями или другими благами мира сего, а тернием, которое как победоносный венец имел на Своей честной главе Господь наш Иисус Христос. Иного пути у нас нет и мы с него не сойдем. Пермская епархия должна вновь стать единой и обрести ту силу духа и материальную самодостаточность, какой она вошла в историю Российского Православия.

Так пусть же ободрением для каждого из нас станут слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, начертанные рукой Его Святейшества на Годовом отчете Пермской и Соликамской Епархии за истекший 2003 год: «Благодарю Епископа Иринарха, священнослужителей, всех боголюбивых тружеников церковных Пермской епархии за плодотворные труды на благо Церкви. Сегодня деятельность епархии значительно расширилась. Делаются первые шаги в сферах религиозного образования и катехизации, благотворительности и социального служения, миссионерской деятельности, взаимодействия с армией и правоохранительными учреждениями, усиленно работают специальные отделы. Да дарует Господь архипастырю, пастырям Пермской епархии Свою благодатную помощь в нелегкой деятельности во славу Божию».

Благодать и мир от Господа нашего Иисуса Христа да пребудут неотступно среди всей Пермской паствы и всей богоспасаемой Пермской Земли!

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский,

2004 год

город Пермь