Образовательный форум - 2007 Печать

23-25 августа 2007 года

 

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ПРОКЛУ

АРХИЕПИСКОПУ СИМБИРСКОМУ И МЕЛЕКЕССКОМУ


Ваше Высокопреосвященство!

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и инициативе Приволжского Федерального Округа в лице Полномочного представителя Президента Российской Федерации Александра Владимировича Коновалова 23-24 августа сего 2007 года в Перми будет проходить Образовательный Форум Приволжского Федерального Округа не тему: «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность».

Для участия в Форуме приглашаются представители органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа, руководители и педагоги светских и духовных образовательных учреждений всех типов и видов, представители Синодальных и епархиальных образовательных отделов, студенческих объединений, представители родительской общественности, средств массовой информации.

 

 

В рамках Форума пройдут:

А) пленарные заседания,

Б) две секции-линии светского образования (государственного и негосударственного)

В) и секция-линия духовного образования (богословское, теологическое и религиоведческое направления),

Г) работа нескольких «площадок»

  • обучение в православных гимназиях и общеобразовательных школах,
  • работа Воскресных школ и внешкольное дополнительное образование,
  • катехизаторские курсы и православная миссионерская деятельность,
  • воспитание в детских приютах и дошкольное образование,
  • становление традиционных семейных ценностей.

 

В процессе рабочих встреч на указанных «площадках» предполагается обсуждение образовательных инициатив и эффективных практик образования и воспитания, создание условий для активизации деятельности органов государственной власти, светских и духовных образовательных учреждений, научной и педагогической общественности в решении проблем развития личностных качеств Гражданина России.

 

Почтительно прошу Ваше Высокопреосвященство лично принять участие в работе Образовательного форума Приволжского федерального округа в Перми и непосредственно в работе секции-линии духовного образования (богословское, теологическое и религиоведческое направления) по обозначенным проблемам.

 

Проведение Образовательного форума совпадает с работой второй межрегиональной выставки «Православная Русь-2007» (первая православная выставка в Перми имела место в августе прошлого года), на торжественное завершение которой 25-26 августа сего 2007 года прибывает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Программа пребывания митрополита Кирилла также прилагается к письму. Если имеется возможность для продления пребывания Вашего Высокопреосвященства в Перми в указанные дни, буду рад видеть Вас в качестве гостя Пермской епархии, что позволит более полно представить Вашему взору православную жизнь Пермского края.

 

Оплата командировочных расходов, включающих проживание, питание и проезд в Пермь и обратно, осуществляется за счет принимающей стороны.

Проездные билеты необходимо приобрести по месту проживания.

Доклад или тезисы выступления Вашего Высокопреосвященства на Образовательном форуме прошу выслать по адресу Пермской епархии или на епархиальный электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (Подробная программа Образовательного форума прилагается).

Координатор рабочей группы по подготовке Форума – Гоголин Николай Александрович (моб. Тел. 8 – 912 – 887-58-51) и Рябова Людмила Анатольевна.

Телефон для справок (342) 210-55-74. Телефон/факс оргкомитета Форума: 8(342)-237-22-25.

 

С любовью о Господе

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

PS.

Аналогичное приглашение направлено также:

 

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ

АРХИЕПИСКОПУ ПЕНЗЕНСКОМУ И КУЗНЕЦКОМУ

 

23-25 августа 2007 года

__________________________

 

23-24 августа 2007 года

 

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЕВГЕНИЮ

АРХИЕПИСКОПУ ВЕРЕЙСКОМУ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ УЧЕБНОГО КОМИТЕТА

РЕКТОРУ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ


Ваше Высокопреосвященство!

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и инициативе Приволжского Федерального Округа в лице Полномочного представителя Президента Российской Федерации Александра Владимировича Коновалова с 23 по 25 августа сего 2007 года в Перми будет проходить Образовательный Форум Приволжского Федерального Округа не тему: «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность».

Для участия в Форуме приглашаются представители органов государственной власти субъектов Приволжского федерального округа, руководители и педагоги светских и духовных образовательных учреждений всех типов и видов, представители Синодальных и епархиальных образовательных отделов, студенческих объединений, представители родительской общественности, средств массовой информации.

 

В рамках Форума пройдут:

А) пленарные заседания,

Б) две секции светского образования (государственного и негосударственного)

В) и секция духовного образования (богословское, теологическое и религиоведческое направления),

Г) работа нескольких «площадок»

  • обучение в православных гимназиях и общеобразовательных школах,
  • работа Воскресных школ и внешкольное дополнительное образование,
  • катехизаторские курсы и православная миссионерская деятельность,
  • воспитание в детских приютах и дошкольное образование,
  • становление традиционных семейных ценностей.

В процессе рабочих встреч на указанных «площадках» предполагается обсуждение образовательных инициатив и эффективных практик образования и воспитания, создание условий для активизации деятельности органов государственной власти, светских и духовных образовательных учреждений, научной и педагогической общественности в решении проблем развития личностных качеств Гражданина России.

 

Д) Завершит работу Образовательного форума Божественная Литургия православных участников Форума совместно с гостями Межрегиональной выставки «Православная Русь – 2007», которая в эти же дни будет проходить в Перми параллельно работе Образовательного форума.

 

На Секции № 3 «Духовное образование» предполагается уделить особое внимание проблемам становления православного духовного образования в России, в числе которых:

а) значение и роль православного богословского образования для современной цивилизации и место православного богословия среди других видов наук,

б) становление теологического образования в России и его отличительные черты, роль и значение открытия кафедры теологии в светских высших учебных заведениях для возрождения отечественных традиций духовного просвещения,

в) проблема соотношения веры и науки в современном религиоведении как одной из самых молодых в России современных наук на пост советском пространстве.

 

Почтительно прошу Вас, дорогой Владыка, направить представителей профессорско-преподавательской корпорации вверенных Вам духовных школ Московского Патриархата для участия в секции духовного образования (богословское, теологическое и религиоведческое направления) и вышеперечисленных «площадок» Образовательного форума по обозначенным проблемам.

 

Прошу Ваше Высокопреосвященство направить также представителя Учебного комитета Русской Православной Церкви для участия и выступления с докладом на пленарном заседании по основной теме Образовательного форума.

 

Оплата командировочных расходов, включающих проживание, питание и проезд в Пермь и обратно, осуществляется за счет принимающей стороны.

Проездные билеты необходимо приобрести по месту проживания.

Информацию об участниках Форума от Вашей епархии прошу направить до 1 июля сего года в Отдел религиозного образования и катехизации Пермской епархии.

Доклады или тезисы выступлений участников Образовательном форума от Вашей епархии прошу выслать до 1 августа сего года по адресу Пермской епархии или на епархиальный электронный адрес: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . (Список предварительных тем для докладов указан в приложении).

Координатор рабочей группы по подготовке Форума - Рябова Людмила Анатольевна.

Телефон для справок (342) 210-55-74. Телефон/факс оргкомитета Форума: 8(342)-237-22-25.

 

Краткая программа работы Форума в части касающейся духовного образования прилагается к данному письму.

 

С любовью о Господе

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

PS.

Аналогичное приглашение направлено также:

 

ЕГО ВЫСОКОПРЕПОДОБИЮ

ПРОТОИЕРЕЮ ВЛАДИМИРУ ВОРОБЬЕВУ

РЕКТОРУ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО

ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ КОНСТАНТИНУ

АРХИЕПИСКОПУ ТИХВИНСКОМУ

РЕКТОРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ

 

23-25 августа 2007 года

__________________________

 

23-24 августа 2007 года

 

ОБРАЩЕНИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

К ЧИТАТЕЛЮ СБОРНИКА ДОКЛАДОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

НА ТЕМУ:

«ГРАЖДАНИН РОССИИ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»*

(Пермь, 23-24 августа 2007 года)

 

* Примечание: Сборник материалов:

«Религиозные образовательные институты Русской Православной Церкви».

Пермь, Издательство Пермской епархии, 2008

 

Мои слова обращены к читателю этого сборника докладов, чье внимание привлекло его название: «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность». Надеюсь, что опубликованные выступления священнослужителей, ученых-богословов, светских ученых, педагогов и воспитателей, – всех тех, кому не безразлично будущее своего земного Отечества и наших сограждан, вызовут глубокий интерес и поведут к размышлениям о нашем времени, которое предоставляет нам уникальную возможность вступления на путь духовно-нравственного возрастания на прочной основе осмысленного покаяния за прошлое страны, что непременно обеспечит величие России и нашего Пермского края.

Гражданин России – каким мы его видим сегодня и в исторической перспективе предстоящего будущего? Индивид, преисполненный гордости и тщеславия, окруженный претензиями относительно своих прав и внешней свободы, или же требовательный к себе и снисходительный к слабостям других человек, ответственный за творимые им дела и внутренне свободный, бережно хранящий исторические традиции народа и отечественную культуру в целом?

Содержание ответа на этот крайне важный вопрос современности, определяющий контуры будущего страны, зависит от того, какой образ человека будет насаждаться и созидаться в подрастающем поколении, то есть все зависит от образования, о состоянии и перспективах которого идут жаркие дискуссии.

Общественное сознание нашего времени включает в себя еще слишком много стереотипов, унаследованных из советского богоборческого периода истории нашей страны, которые являются серьезными препятствиями на пути общественного развития. Целый комплекс этих стереотипов касается религиозного образования, которое призвано стать и уже становится неотъемлемой частью всего образовательного пространства России, о чем свидетельствовал состоявшийся в Перми 23-24 августа 2007 года Образовательный Форум Приволжского Федерального Округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность». В ходе его проведения участники дискурса работали в трех направлениях: «государственные образовательные институты», «негосударственные гражданские и светские образовательные институты» и «религиозные образовательные институты Русской Православной Церкви».

Вселяет оптимизм отечественный опыт служения на ниве российского образования и успешно осуществляемый согласно Болонской договоренности процесс по интеграции отечественной системы образования в европейское образовательное пространство, которое в качестве непременной и важнейшей составляющей включает в себя религиозное образование.

В предлагаемом сборнике сосредоточены материалы в рамках религиозного образования, которые структурированы по двум основным направлениям: первое – «Система духовного образования и просвещения в образовательном пространстве современного российского общества», второе – «Исторический опыт образования и воспитания в России». Материалы этого сборника раскрывают теоретические взгляды и подходы, практический опыт по развитию религиозного образования и просвещения на основе исторического опыта и современной практики, а так же по преодолению стереотипов постсоветского общественного сознания в сфере образования.

Свое обращение к читателю мне хотелось бы завершить словами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, произнесенными 25 августа сего 2007 года за богослужением участников Образовательного форума и межрегиональной выставки «Православная Русь-2007», работа которых велась параллельно в помещениях выставочного центра Пермской ярмарки: «В Советском Союзе хотели построить счастье без Бога и сейчас все мы знаем, чем заканчивается это строительство «безбожного рая на земле». Оно закончилось точно так же, как и строительство Вавилонской башни: все рухнуло, и мы все чуть не погибли под этими страшными развалинами. И теперь только безумный человек может отрицать то, что явлено всему народу в его историческом опыте. Россия, верная Богу – это великая страна! – подчеркнул митрополит Кирилл. – Россия, отрекшаяся от Бога – это очередные руины. И у нас нет среднего пути: у нас есть только один путь и чем быстрее это поймут все, кто еще не понял, тем будет лучше и для них и для страны в целом».

Благословение Божие да сопутствует трудам по реформе российского образования и Бог да сохранит нас от бесплодных блужданий как на пути становления отечественной системы образования, так и его интеграции в европейском образовательном пространстве.

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

23-24 августа 2007 года

город Пермь

__________________________

 

23-24 августа 2007 года

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

К СБОРНИКУ ДОКЛАДОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

НА ТЕМУ:

«ГРАЖДАНИН РОССИИ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»*

(Пермь, 23-24 августа 2007 года)

* Примечание: Сборник материалов:

«Религиозные образовательные институты Русской Православной Церкви».

Пермь, Издательство Пермской епархии, 2008.

 

Впервые город Пермь стал местом проведения Образовательного Форума Приволжского федерального округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», который состоялся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по инициативе Приволжского федерального округа в лице Полномочного Представителя Президента Российской Федерации А.В. Коновалова. Он проходил с 23 по 24 августа 2007 года, и местом его проведения стал не только выставочный центр «Пермская ярмарка», где состоялись главные дискуссии, конференции, круглые столы и секции, но и образовательные учреждения города Перми и практически всех районов Пермского края.

В Форуме приняли участие представители органов государственной власти всех регионов Приволжского федерального округа, руководители и педагоги светских и духовных образовательных учреждений, представители синодальных и епархиальных отделов образования, студенческих объединений, родительской общественности и средств массовой информации. Предмет дискуссий вызвал большой интерес в научной среде и привлек к участию в Форуме ученых и богословов не только Приволжья, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири и других российских регионов. В работе Образовательного Форума активное участие приняли Высокопреосвященный Прокл, архиепископ Симбирский и Мелекесский, и Высокопреосвященный Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий, Преосвященный Иринарх, епископ Пермский и Соликамский.

Яркой составляющей Форума стала вторая межрегиональная выставка «Православная Русь – 2007», на которой были представлены монастыри, храмы, учебные заведения, художественные мастерские, издательства и в которой приняли участие народные мастера из многих городов России и ближнего зарубежья. Участникам Форума представилась уникальная возможность совершить своеобразное паломничество в святые места, поклониться чтимым святыням, привезенным из обителей со всей России, пообщаться с представителями других епархий, узнать об их приходской жизни, образовательной и просветительской деятельности, познакомиться с разнообразной литературой, музыкальными новинками, приобрести иконы, художественные изделия. Особый статус выставке придало участие в ее работе Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, Постоянного Члена Священного Синода Русской Православной Церкви, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, который в одном из павильонов выставочного центра совершил Божественную Литургию при большом стечении народа.

В торжественном открытии Форума приняли участие представители государственной власти и общественных институтов, ученые и богословы, педагоги государственных, негосударственных и религиозных образовательных учреждений. Большой интерес собравшихся вызвал доклад Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского «Система духовного образования и просвещения в образовательном пространстве современного российского общества». Владыка подчеркнул чрезвычайную важность Форума как первого шага на пути диалога представителей трёх проектных линий образования: «Участники Пермского образовательного форума представили собой образовательное пространство современного российского общества, по крайней мере, в трехмерном его измерении: государственное, негосударственное, религиозное, или духовное, образование».

В ходе Форума участники обсудили концептуальные подходы к воспитанию гражданственности и организации гражданского образования в современной России, поделились опытом, эффективными практиками и реальными достижениями в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Акцент в обсуждении вопросов современного образования был сделан на его духовную составляющую. Главная «подиумная» дискуссия, на которой выступили представители всех трёх проектных линий образования, развернулась вокруг вопросов: «Какого гражданина мы воспитываем?», «Духовность: кто отвечает за ее формирование?», «Отечественные традиции воспитания гражданина: что стоит бережно хранить, а от чего отказаться?» В их обсуждении активное участие приняли епископ Пермский и Соликамский Иринарх; профессора Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев и Н.К. Гаврюшин; протоиерей Александр Кузин, руководитель сектора по связям с епархиями Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви; иеромонах Киприан (Ященко), руководитель Отдела учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви; иерей Константин Польсков, проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета; С.Г. Зубанова, профессор кафедры теологии Российского государственного социального университета и др.

В течении двух дней по линии «Религиозные образовательные институты» работала секция «Система духовного образования и просвещения в образовательном пространстве современного российского общества». Работой секции руководили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет и епископ Пермский и Соликамский Иринарх. Участники секции обсуждали актуальные проблемы духовного образования в постсоветской России. Речь шла о проблемах богословского и религиоведческого образования в системе высшего образования в Приволжском федеральном округе, о проблемах реформирования духовного образования и преподавании «Основ православной культуры» в школе. Своим опытом работы с подрастающим поколением поделились ученые-богословы из Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, из духовных образовательных учреждений Саратовской, Нижегородской, Оренбургской, Симбирской, Казанской и других епархий.

Протоиерей Александр Кузин, руководитель сектора по связям с епархиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации, провел совещание-семинар с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации на тему: «Проблемы взаимодействия субъектов светского и религиозного образования в деятельности по развитию у подрастающего поколения гражданских и патриотических качеств и пути их решения».

Ещё более расширить рамки образовательного форума позволили выездные площадки, состоявшиеся во второй день его проведения.

Так в Пермской Православной Классической Гимназии состоялся день открытых дверей. Знакомство с образовательно-воспитательной деятельностью гимназии прошло в ходе «круглого стола» на тему «Православная гимназия как центр апробации, внедрения и распространения эффективного опыта духовного образования». В обсуждении проблем приняли участие протоиерей Александр Альтмарк, директор Пермской Православной Классической Гимназии; Братухин Александр Юрьевич, к.филол.н., зав. кафедрой Пермского государственного университета, преподаватель гимназии; Мошкина Елена Николаевна, к.филол.н., директор МОУ Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского г. Кирова; Моисеева Анна Александровна, аспирант Пермского Государственного Университета, преподаватель гимназии; Россомагина Наталья Ивановна, к.филол.н., доцент кафедры иностранных языков РГТЭУ, председатель краевого общества православных педагогов; Дмитрий Чугайнов, духовник Пермской Православной Классической Гимназии; Яллалетдинова Юлия Сергеевна, зам. директора Пермской Православной Классической Гимназии по воспитательной работе; Мишагина Марина Геннадьевна, аспирант ПГПУ, преподаватель гимназии; Бубнов Денис Васильевич, к.и.н., преподаватель ПГПУ, преподаватель истории гимназии; Гришуткина Татьяна Васильевна, преподаватель гимназии; Щербакова Елена Викторовна, преподаватель православной гимназии города Оренбурга; иеромонах Дорофей (Постников), духовник гимназии Иннокентия Пензенского г. Пензы; Тимофеева Марианна Юрьевна, директор гимназии Иннокентия Пензенского г. Пензы; Аралина Ольга Эдуардовна, преподаватель гимназии Иннокентия Пензенского г. Пензы; Прокофьева Елена Николаевна, преподаватель гимназии Иннокентия Пензенского г. Пензы; Прокофьева Светлана Николаевна, преподаватель гимназии Иннокентия Пензенского г. Пензы; протоиерей Евгений Сурков, директор муниципальной гимназии им. прп. Сергия Радонежского; Федоров Владимир Александрович, директор гимназии №6 города Алатырь Республики Чувашия; Мартьянова Татьяна Юрьевна, педагог гимназии №6 города Алатырь Республики Чувашия; Кострина Елена Николаевна, учитель средней школы города Тетюши, лауреат премии «Лучший учитель РФ – 2006 г.» (Казанская епархия).

В Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре состоялся фестиваль детского творчества «Красота Православия - людям Прикамья», который включил в себя выставку работ школ, студий и мастерских художественного и декоративно-прикладного творчества, а также конкурсную программу в номинациях: хоровое пение; вокал; детские православные театры; фольклорные коллективы.

Выездные площадки работали и в городах Пермского края: в Кунгуре, Чернушке, Верещагино и Кудымкаре. В городе Чернушка прошел семинар с участием представителей общественных объединений, средств массовой информации, руководителей органов государственной власти и бизнес-сообществ на тему: «Традиционные семейные ценности как основа становления гражданина России». В обсуждении проблем культивирования традиционных семейных ценностей, укрепления семьи как основ становления гражданина России приняли участие: Ратегов Илья Леонидович, глава Чернушинского городского поселения; Снигирева Людмила Николаевна, руководитель общественной организации «Совет женщин Чернушинского района»; Романова Тамара Павловна, руководитель общественной организации «Совет женщин Осинского района»; Мазунин Виталий, лидер общественного молодежного движения «Мир»; Поварницына Алевтина Владимировна, директор детского сада г. Чернушка; иерей Илья Тронин, клирик храма Казанской иконы Божией Матери г. Осы; Паршакова Оксана Владимировна, главный врач Чернушинского района; Гашкова Любовь Михайловна, специалист ЗАГСа г. Чернушка; Наймушина Галина Васильевна, педагог Центра дополнительного образования детей с ограниченными возможностями г. Чайковский; Торлопова Галина Васильевна, руководитель Центра славянской культуры. Участники семинара посетили Свято-Никольский женский монастырь в селе Николаевском и познакомились с его деятельностью по социальному служению.

Тема «Служение воскресных школ  опыт работы и перспективы развития» определила предмет обсуждения на семинаре, состоявшемся в городе Кунгуре, в работе которого приняли участие протоиерей Олег Ширинкин, благочинный храмов Кунгурского округа, настоятель Свято-Никольского храма г. Кунгура; Г.С. Авдюшин, Председатель Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание»; иерей Валерий Бунаков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери; Останина Ольга Ярославовна, заместитель главы г. Кунгура по социальным вопросам; Марукин Сергей Семёнович, заместитель главы Кунгурского района; Сарапульцева Вера Вячеславовна, начальник отдела образования г. Кунгура; Комягин Эдуард Александрович, начальник отдела образования Кунгурского района; Лепихина Юлия Вячеславовна, начальник управления культуры г. Кунгура; Иконникова Людмила Сергеевна, начальник управления культуры Кунгурского района; Шамурина Марина Валентиновна, главный редактор газеты «Искра»; Овчинникова Ольга Петровна, директор детской школы искусств; Катаева Нина Васильевна, методист Детского Православного методического центра свт. Алексия; Алексеева Валентина Ивановна, преподаватель Воскресной школы Свято-Никольского храма г. Кунгура, Александрова Ирина Аполлоновна, преподаватель Воскресной школы Спасо-Преображенского храма и др. Для участников семинара была проведена экскурсия по историческому центру Кунгура с посещением музея, а также выступили фольклорный ансамбль и детские самодеятельные коллективы.

В детском приюте при Свято-Лазаревском женском монастыре г. Верещагино был проведен семинар на тему: «В России все дети наши». Участники семинара обсудили проблемы становления и развития системы детских попечительских учреждений Русской Православной Церкви, посетили детский приют для мальчиков, конноспортивную школу, работающую с трудными подростками; детский приют для девочек, скит Свято-Лазаревского женского монастыря, а также богадельню для престарелых священнослужителей, монашествующих и мирян, подворье Свято-Лазаревского монастыря. Концерт казачьего хора г. Верещагино завершил программу семинара.

В Кудымкаре за «круглым столом» состоялось обсуждение проблем духовной безопасности в молодежной среде как гарантии свободы совести граждан России, в которой участвовали представители органов власти, руководители миссионерских и молодежных епархиальных отделов Русской Православной Церкви, члены православных молодежных и миссионерских организаций и движений, представители образовательных учреждений и общественных организаций.

На всех выездных площадках в проведенных семинарах приняли участие представители не только духовенства и образовательных учреждений, но также общественных объединений, СМИ, органов государственной власти и бизнес-сообществ.

Образовательный форум стал первым масштабным проектом, где на одной площадке для открытого общения и обсуждения вопросов образования собрались представители разных институтов – государственных, общественных и религиозных. Форум получил высокую оценку его участников и экспертов.

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

23-24 августа 2007 года

город Пермь

__________________________

 

23 августа 2007 года

 

Образовательный Форум Приволжского Федерального Округа

на тему: «Гражданин России:

отечественные традиции образования и современность».

(Пермь, 23-24 августа 2007 года)


Доклад

епископа Пермского и Соликамского Иринарха

на тему:

«Система духовного образования и просвещения в образовательном пространстве современного российского общества»


Досточтимые архипастыри и всечестные отцы,

дамы и господа, братья и сестры!

 

Сердечно рад приветствовать на Пермской земле всех участников Образовательного Форума «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность».

Участники нашего Форума представляют образовательное пространство современного российского общества, по крайней мере, в трехмерном его измерении: государственное, негосударственное, религиозное или духовное образование.

 

Образовательное пространство – человек (общество)

В центре образовательного пространства всегда находится реальный современный человек, член социума. Образование всегда служит интересам общества. Так целями образования в нашем Отечестве в XX веке являлось формирование «нового человека» и новой общности «советский народ». Ради достижения этих целей из образовательного пространства исключалось практически все, что касалось национальных культур, религии.

В господствующем в тот период коммунистическом мировоззрении ядро ценностной системы составляли такие ценности как партийность, классовость, непримиримость к иным мировоззренческим системам.

Долгие годы советская власть безжалостно попирала в России основы нашей культуры, неразрывно связанной с Православием. Разрушались храмы, уничтожались культурные сокровища. Чтобы лишить народ своей духовной и нравственной опоры, оторвать от Церкви, в стране было запрещено широкое духовное просвещение.

Сегодня это время ушло в прошлое. Однако его наследие довлеет над нами. По-видимому, должно пройти время, чтобы наш народ окончательно освободился от него.

В наше время, когда рухнула безграничная власть КПСС, основополагающие советские ценности отступили на задний план, уступив место утилитарным, гедонистическим ценностям. Замена «советской» системы богоборческого коллективизма на «светскую» систему безбожного индивидуализма произошла довольно быстро, так как в основе обоих лежат все те же атеизм и материализм.

 

Светскость и образование

Сегодня совершенно очевидно, что преодоление наследия советской системы в сознании современного человека лежит через возрождение религиозного образования.

Однако в системе современного государственного образования Пермского края пока еще не нашлось места религиозно-нравственной компоненте. У молодых людей Прикамья нет возможности познания православных христианских ценностей через изучение «Основ православной культуры» России. Ни в одном светском вузе не реализован государственный образовательный стандарт «Теология».

Сегодня камнем преткновения для религиозного просвещения в учебных заведениях страны почему-то стали два словосочетания: «светское государство» и «светское образование».

Термин «светскость» сегодня является наиболее употребляемым в спорах по вопросам отношений государства и Церкви. Существует ложная точка зрения, что светское государство – это государство антирелигиозное, что атеизм – это наука, а религия должна знать свое место в пределах храма, поэтому ей нет места в школе и ВУЗе и других государственных учреждениях.

Эти утверждения являются надуманными. «Светское государство» – это юридическое понятие, сформулированное в противовес не только клерикальному государству, но и государству атеистическому. В этом заложено стремление преодолеть атеистический, материалистический подход к нашей жизни.

Светскость не является препятствием для религиозного образования и просвещения в государственных учебных заведениях. Пример тому европейское образовательное пространство, в которое Россия согласно Болонской договоренности стремится интегрироваться к 2010 году.

Все законодательство (Закон об образовании, Закон о свободе совести и религиозных объединениях, Закон о высшей школе) говорит о том, что мы должны наше образование базировать на национальных и культурных традициях. Но материализм и атеизм никогда не были национальными и культурными традициями русского народа. Значит, мы должны признать, что закон возвращает нас, прежде всего, к православным традициям.

Понятие «светский» имеет отношение не к содержанию, а к форме управления. Если учебное заведение управляется государством, то оно является светским. Здесь нельзя создавать религиозную организацию – регистрировать приход. И не более того. Поэтому утверждения, что в школе нельзя произносить слово Бог, что нельзя преподавать православную культуру, исходят вовсе не от знания закона, а от субъективного и эмоционального состояния конкретного человека, от его личного нежелания .

К счастью в нашей стране достаточно много примеров правильного и честного подхода к понятию светскости образования. При посещении Самары я познакомился с государственной школой, в которой открыли домовую церковь. Дирекция этой школы не создавала религиозной организации. Школьная церковь не принадлежит епархии. Это домовая церковь конкретной школы. Никто не заставляет молиться в этой школе всех подряд и не вводит обязательное посещение церкви. Сюда приходят только по желанию, прежде всего родители, а за ними их дети.

Другой пример. В Москве, в главном ВУЗе страны – Московском Государственном Университете им. М.В Ломоносова восстановлен храм св. мц. Татианы. И если в других регионах «светскость» школы не является препятствием для широкого сотрудничества государства и Церкви, в том числе в рамках учебных заведений, то в Пермском крае этот вопрос пока еще остается открытым.

Хочу еще раз подчеркнуть, что все препятствия, чинимые на пути развития церковно-государственных отношений в сфере образования, объясняются не законодательным запретом, а исключительно желанием определенных сил «вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей только область «убеждений» и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа. Об этом говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, назвав такую позицию деструктивным явлением.

 

Религиозное образование и конфессионально-этнический вопрос

Болезненным для некоторой части образовательной среды остается вопрос о том, как возможна Православная доминанта в условиях многонационального и многоконфессионального общества? Не вызовет ли преподавание «Основ православной культуры» и «Теологии» межнациональной розни и конфликтов на религиозной почве.

Эта проблема то же из разряда надуманных и искусственно создаваемых. Православная культура предполагает уважение к национальным и религиозным традициям людей, исповедующим веру своих отцов, что подтверждено многовековой историей государства российского. То, что Россия сохранилась в отличие от многих государств мира как многонациональное и многоконфессиональное государство произошло не вопреки, а благодаря тому, что в основе ее культуры положена вера Православная, с ее идеалами терпимости, миролюбия, прощения, любви к ближним. Благодаря уникальному православному менталитету, на огромном пространстве создана уникальная полиэтническая и поликультурная общность.

Я считаю, что основная проблема заключается не в конфликте между последователями разных религий, а в том, что традиционная мораль, общая для всех авраамических религий, которая их по отношению к человеку единит, зачастую не совпадает или входит в противоречие с той секулярной системой ценностей, которая пропагандируется в обществе.

По отношению к происходящим в современных условиях процессам у традиционных религий гораздо больше общего, нежели с безрелигиозными (атеистическими) субъектами. Более того, у нас общие проблемы в современном секулярном мире. Мы более близки друг к другу в понимании проблем и путей их решения во всех сферах нашей жизни.

 

Богословское образование

Каковы же особенности становления в современном отечественном образовательном пространстве сферы духовного или религиозного образования? В узком понимании она зиждется на фундаменте основательной богословской подготовки в наших Духовных школах (училищах, семинариях, православных университетах и академиях).

В широком ее понимании – это сфера народного религиозного образования, где целевая аудитория выходит далеко за пределы не только учебных заведений Русской Православной Церкви, но и даже всего сообщества верующих. Территорией распространения духовного образования должна стать вся страна, а его аудиторией призвано стать все современное российское общество, так как природа и специфика духовного образования общечеловечна.

Сейчас следует нам всем задуматься, каким будет это широкое религиозное образование и готовы ли мы к нему? Речь идет о целом комплексе вопросов, среди которых – проблемы методологии, учебных пособий, преподавательских кадров и множество иных. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл назвал эту комплексную задачу «серьезнейшим вызовом, обращенным ко всем, кто трудится в этой области церковного делания».

Важность выработки адекватного ответа на этот вызов усугубляется обстоятельствами времени. Сегодняшняя молодежь – вовсе не та, к которой некогда обращались наши благочестивые отцы и деды со словом православной истины. За плечами нынешних молодых людей – целая череда расцерковленных поколений, их отцы, деды и прадеды, воспитывавшиеся богоборческим государством в антирелигиозном духе. И потому нынешнее российское общество принципиально отлично от всех других, известных нам временам истории Отечества.

Для современного общества воцерковленность не является чем - то само собой разумеющимся. От того, насколько мы окажемся убедительными как партнеры по диалогу с этими людьми, от того, с каким словом мы к ним придем и какое влияние оно окажет на их жизнь, зависит, в конце концов, успех всей миссии нашей Церкви в современном российском обществе.

Богословское, точнее, религиозное образование и духовное просветительство теснейшим образом сопряжены с наличным уровнем богословской мысли, с научным качеством богословия. Поэтому невозможно создавать образовательные религиозные программы высокого уровня, если отсутствует серьезный богословский базис. И здесь встает колоссальной важности вопрос о развитии богословской науки в нашей стране.

Богословие – это интеллектуальная рефлексия Церкви на то, что происходит с миром и человеком. Если богословие перестает быть актуальным, если оно не связано с жизненным контекстом, если отрывается от духовных запросов современников, то становится неинтересным и невостребованным. Сегодня нужно серьезно размышлять над тем, как должно развиваться отечественное богословие и каким должно быть его место в жизни Церкви и общества. Наша задача должна состоять в том, чтобы сделать богословие жизненным, понятным, убедительным и несущим мощный духовный и интеллектуальный заряд.

В целом сегодня существует общее согласие относительно необходимости реформы духовного образования, поскольку больше нельзя учиться так, как учились в 1950-е - 1980-е годы. Соответствующие решения Священного Синода и Архиерейских соборов придают начавшемуся по благословению Святейшего Патриарха реформированию Духовной школы необратимый характер. При этом на повестке дня остаются многие вопросы, касающиеся реализации принятых Священноначалием решений. Так, например, существует согласие по поводу того, что семинария должна стать высшим учебным заведением с пятилетним курсом, а академия на основе трехлетнего курса – готовить кандидатов богословия. Причем оценка семинарских программ и госстандарта по специальности «Теология» приводит к заключению о возможности творчески и разумно соединить эти два компонента уже сейчас, не теряя при этом всего того положительного, что содержится в семинарской традиции подготовки пастырей.

Придание семинариям статуса высших учебных заведений будет отвечать нынешней потребности повышения общекультурного и богословского уровня нашего духовенства. Одновременно выпускники Духовных академий, посвятившие себя специализации в различных разделах богословской науки, получат возможность защищать диссертации на соискание ученой степени кандидата богословских наук.

Следует отметить, что открытие Духовных школ имеет большое стимулирующее значение для жизни епархий. Священники начинают повышать свой интеллектуальный и образовательный уровень, активизируется работа с молодежью. Поэтому считаю необходимым поощрять открытие новых учебных заведений и, в первую очередь, Духовных училищ.

Путь к пастырству не должен быть закрыт для юношей, не способных учиться в высшей школе, но обладающих глубокой верой, добрым сердцем и пастырским призванием. В основе современное Духовное училище как раз и должно ориентироваться на такую молодежь и удовлетворять самые насущные кадровые потребности епархий. Например, если юноша не очень хорошо закончил школу, а по своим душевным качествам он может стать замечательным священником, то было бы преступлением закрыть перед ним двери духовного учебного заведения. На основе дореформенной семинарии можно подготовить трех- или четырехлетнюю программу для современного духовного училища. Если епархия не может открыть семинарию, к тому же претендующую на государственную аккредитацию, то она может открыть Духовное училище, которое будет выпускать священников, решая тем самым свои кадровые проблемы.

Происходящие в сфере Духовного образования позитивные изменения (государственное лицензирование и аккредитация Духовных школ, попытки признания дипломов Духовных учебных заведений государством) свидетельствуют о постепенном преодолении рудиментов атеизма в образовательном пространстве.

 

Теологическое образование

В этой связи представляется исключительно важным создание и развитие теологического образования в светских вузах. Теологический стандарт во многом схож с традиционным академическим. Главная его особенность – отсутствие в программе пастырско-практических дисциплин. Теология – высшее духовное образование для широкого круга людей. Помимо образованных священников нам нужны богословски образованные представители интеллигенции. Обладая мировоззренческой доминантой, теология, безусловно, обогатит гуманитарную составляющую всего образования.

Бытует мнение некоторых авторитетных ученых, что богословие – (теология) не научное знание, а подготовку специалистов в области религии успешно может осуществлять религиоведение. Здесь следует заметить следующее.

На мой взгляд, эти две научные дисциплины не повторяют и не взаимоотрицают друг друга. Они суть разные науки и имеют отличные друг от друга предметы своего научного осмысления. Кроме того, у них имеются области пересечения предметных полей, что говорит не о конкуренции, а взаимосвязанности их друг с другом. Постараюсь пояснить сказанное.

Богословская наука изучает, прежде всего, истины, являющиеся основой и объектом религиозного переживания. Так, рассмотрение сущности религии немыслимо без применения психологического анализа, а ее происхождения — без привлечения обширного исторического материала; проблемы Богопознания требуют синтеза данных религиозного опыта (эмпирики), обобщаемого и дедуктируемого в направлении, указываемом Божественным Откровением.

К примеру, в задачи предмета «Основное богословие» - «Апологетика» входит изучение самого религиозного переживания, утверждения и развития религиозной, в частности, христианской идеи, сопоставление христианства с другими религиями. Поэтому Основное богословие тесно соприкасается с психологией религии, с ее историей и со сравнительным религиоведением.

Важнейшее место в Основном богословии занимает критическое, богословски ориентированное рассмотрение духовной правомерности религиозных представлений; здесь оно смыкается с философией религии. Социология религии дает метод, инструмент познания изменений, происходящих в социальном пространстве, в том числе в религиозной сфере.

При всем том Основное богословие — самостоятельная наука. Оно должно не растворяться в других науках, а лишь учитывать их данные и разрабатывать свои проблемы в тесной связи, как с другими богословскими науками, так и с религиоведением, органически связывая их между собою.

 

Религиоведение

Религиоведение, как и любая небогословская наука о религии вообще, — история, психология, социология и философия религии — может развиваться на почве богословских проблем, но также и без нее, как в рамках церковной жизнедеятельности, так и вне их. Именно основное Богословие, пользуясь данными этих наук, выявляет их богословский аспект и включает их в сферу церковного восприятия.

В свою очередь религиоведческие исследования будут поверхностными и не будут соответствовать реальности, если будут проводиться без учета богословского знания, понимания догматического учения, нравственных и канонических норм, определяющих ценностное пространство той или иной религиозной организации и верующих людей. Поэтому экспертная оценка богословами некоторых индикаторов проводимого исследования, промежуточных его выводов позволят повысить объективность религиоведческих исследований.

Несостоятельными также представляются другие утверждения. С одной стороны утверждается, что религиоведение есть приемница научного атеизма, а преподавание этой дисциплины есть реанимация материалистического мировоззрения, навязываемого учащимся школ и студентов.

С другой стороны, звучит абсурдное предостережение о том, что богословская школа в России настолько сильна, что может «раздавить» младенца – религиоведение, после чего неизбежно последует вырождение религиоведческой науки в России, как самостоятельного предмета.

Думаю, что в современном обществе есть потребность, как в религиоведческом, так и в религиозном образовании. Их актуальность определена четким разграничением их сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что и тот, и другой виды образования, связанные с познанием религиозных феноменов, имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести.

Противостояние светских ученых и богословов возможно лишь при условии, если исследование проходит на атеистической основе, но тогда говорить о научности, то есть объективности и непредвзятости исследовательского подхода не приходится.

Более того, потребность практического взаимодействия религиоведов и богословов с учетом особенностей развития современных социально-политических условий современной России и религиозных процессов протекающих в обществе становится совершенно очевидной.

- Во-первых, в конце 90-х годов все, что возможно было зарегистрировать как религиозные организации – все было зарегистрировано. Конечно законом «О свободе совести и религиозных объединениях» предусмотрен механизм лишения регистрации и ликвидации религиозных организаций, но для этого необходима религиоведческая экспертиза их деятельности, осуществляемая экспертными советами при органах власти, в которые наряду с учеными-религиоведами и другими специалистами должны входить эксперты от традиционных религиозных объединений и конфессий.

- Во-вторых, ликвидация религиозной организации как юридического лица не влечет запрета деятельности этого движения как религиозного объединения. Например ликвидированный «Аум Синрикё» продолжает свою деятельность в качестве религиозной группы. Некоторые религиозные объединения, которым по какой-либо причине отказано в государственной регистрации, приобретают статус юридического лица в виде общественных объединений, изменив при этом в своих уставных документах цели и задачи деятельности, а возможно и учредителей.

Как противостоять этому процессу? Одними административными мерами проблему не решить и контролировать ситуацию весьма сложно. Эффективным способом в противостоянии подобным псевдорелигиозным организациям представляется деятельность традиционных религиозных объединений, активизация их просветительской и миссионерской работы.

- В-третьих, сегодня необходим серьезный научный диалог, направленный на поиск путей гармонизации традиционных нравственных ценностей и светской морали. Такого рода диалог должен развиваться непременно с участием богословов всех традиционных религий, поскольку тотальная секуляризация общественного сознания воспринимается как угроза вере и традиционному образу жизни, а значит - провоцирует конфликт ценностей.

Считаю, что нашей главной и общей задачей на современном этапе является выработка базисной системы ценностей, относительно которой имелось бы общее согласие в том, что она является абсолютной и неприкосновенной, защищена от влияния какой бы то ни было политической конъюнктуры и лежит вне плоскости прагматических выгод. То, о чем мы говорим, должно иметь статус своего рода общественной святыни и не подлежать обсуждению.

Необходимо, чтобы политическая борьба переместилась из сферы фундаментальных ценностей в сферу второстепенных. К последним могут быть отнесены вопросы экономики, внешней или внутренней политики. Именно они должны стать сферой борьбы мнений, партий, общественных групп. Необходимо добиться, чтобы никакая политическая инициатива оказалась не в силах причинить ущерб строю национальных базисных ценностей России.

Сегодня очень важно понять, что хранительницей духовного опыта нашего народа является, прежде всего, Русская Православная Церковь. Она несет в себе кладезь фундаментальных духовных ценностей, на которых веками созидалась религиозная, общественная, культурная и государственная жизнь России.

Если мы с надеждой смотрим в будущее, если мы желаем блага и процветания России, мы обязаны прислушаться к голосу Церкви и воспользоваться ее духовно-нравственным потенциалом. Поэтому соединение образовательного пространства и опыта Русской Православной Церкви – это не блажь, не мода и не дань времени, а объективная реальность, от которой мы сейчас просто никуда не можем уйти.

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

23 августа 2007 года

город Пермь