Проповедь от 19 августа 2009 г. Печать

ПРОПОВЕДЬ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

НА АКАФИСТЕ В ДЕНЬ ПРИБЫТИЯ ИЗ КОСТРОМЫ В ПЕРМЬ

ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,

ИМЕНУЕМОЙ «ФЕОДОРОВСКАЯ»

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня мы с вами совершили молитву с пением акафиста перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Феодоровская», которая прибыла из Костромы в наш губернский город Пермь как особое благословение Божие пермскому народу. Эта икона известна чудотворениями с XII века. Она пережила на Руси и монголо-татарское иго, и Смутные времена начала XVII века.

История бытия чудотворной Феодоровской иконы тесно связана с именем и житием святого благоверного князя Александра Невского. Эта икона Божией Матери была любимым образом князя, перед которой он молился в радости и горе, в успехах и неудачах. Этот святой образ Богоматери является свидетелем великой преданности князя и его любви к Богу, вверенному ему Российскому Отечеству и русскому народу, за свободу и независимость которого он был готов положить на поле брани всю свою жизнь. Именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра Невского на брак с полоцкой княжной Параскевой. По этой причине на обратной стороне иконы помещено изображение образа святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона Божией Матери путешествовала в Орду, где святой Александр Невский отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы. Перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

 

В годы великой смуты на Руси начала XVII века этой иконой великая инокиня Марфа Иоанновна благословляла на царство своего сына – первого русского царя Михаила из Династии Романовых. Перед ликом чудотворной Феодоровской иконы в 1613 году 14 марта (ст. ст.) Михаил Фёдорович Романов в костромском Ипатьевском монастыре принял от посланников Земского собора из Москвы извещение об избрании его на престол государства Российского. Перед Феодоровским образом Пресвятой Богородицы Михаил Федорович Романов произнес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу.

Со времени этого знаменательного для нашего Отечества события, явившегося началом преодоления на Руси Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь стали особо чтимыми святынями Царственного Дома Романовых.

В течение трех столетий Феодоровская икона являлась покровительницей Царского рода в России. Она сопутствовала славе и успехам русских государей и нашего Российского Отечества. К ней обращались взоры российских царей и императоров не только при одержании победы над врагом, но и в тяжелые времена народных бедствий, постигавших наше земное Отечество.

Сегодня можно только мысленно представить, сколько великих людей России, государственных и общественных деятелей, да и просто обычных граждан и простолюдинов преклоняли свои колени пред этой чудотворной иконой! Сколько людей, исполненных радости или пораженных горем утрат, взывали к Божией Матери из глубины своих сердец, стоя перед этой великой национальной святыней! Сегодня все это ведомо только Единому Богу.

Перед чудотворным образом молились великие князья перед битвой с врагами Руси и цари перед отправлением российского воинства на поле брани, испрашивая помощь в достижении победы над врагами Отечества. Молились и раненные на поле битвы воины о родных и близких, вверяя заступничеству Божией Матери их судьбу перед своей кончиной, прежде чем расстаться с жизнью и навсегда покинуть этот мир.

Перед иконой взывали о помощи многие российские купцы и промышленники после постигших их неудач в бизнесе или торговле. Другие, наоборот, делились радостью и с благодарностью молились Божией Матери за успех в каком-либо благополучно совершенном деле. Молились и простые люди, преклоняя колени своего сердца перед святым чудотворным образом, чтобы получить от Божией Матери помощь и заступничество в бедах и скорбях.

И вот сегодня мы имеем счастливую возможность здесь, на нашей Пермской земле, в этом святом храме – Слуцкой церкви смиренно преклонить свои колени пред чудотворной иконой, чтобы попросить заступничества Божией Матери и получить по Ее молитвам помощь Божию в своих чаяниях и надеждах, или возблагодарить Преблагословенную Деву Марию за полученные радости и успехи в нашей жизни.

Но для того, чтобы получить помощь Божию по молитвам Божией Матери, необходима искренняя вера и горячая молитва. Господь напоминает нам в Евангелии от Матфея: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). И далее святой евангелист свидетельствует: «Иисус сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, … всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 21-22). Но часто бывает так, что вера человека ослаблена грехами и беззакониями, слаба и несовершенна. Поэтому надлежит совершенствовать в себе веру. Вера религиозная – это прежде всего доверие Богу и каждому Слову Божию, изложенному в Божественном Откровении, в котором содержится всё, что необходимо для духовной жизни человека.

Еще раз послушаем евангельские слова о вере, изложенные другим евангелистом – святым апостолом Лукой: «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11, 22-24).

Религиозная вера сначала начинается в уме, как сказано об этом у апостола Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Однако одним разумом без божественной помощи человек не может обрести в собственном сердце крепости веры. Об этом свидетельствуют слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Эти слова Христа прозвучали как ответ апостолу Петру, который исповедал Его «Христом, Сыном Бога Живаго» (Мф. 16, 16).

Вера по самому существу своему есть присутствие Бога или действие Бога в душе человека и в его человеческом сердце. Она есть дар божественной любви человеку и, одновременно, живой источник его внутренней духовной жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Вера человека действует как животворящая сила, исходящая из его сердца, а сердце человека, как орган любви, является вместилищем чувства.

Вера человека всегда соединяется с его молитвой к Богу. Однако чаще всего человек ленится молиться, а святые отцы учат нас, что молитва ленивого бесполезна. Порой вместо молитвы наши мысли гуляют где-то далеко от нас, по улицам и площадям, на работе или среди бытовых проблем и домашних забот. Какая польза от слов такой молитвы, если она не подкреплена чувством сердечной потребности человека в получении помощи от Бога. О таких людях говорит Господь: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15, 7-9).

Чтобы наша молитва была сильной и доходила до Бога, необходимо совершенствоваться в духовных подвигах и молитвенном предстоянии перед Богом. Необходимо с особой старательностью учиться молитве. Однако что мы видим в ежедневной жизни? Все ли прочитывают хотя бы утреннее молитвенное правило и просят у Бога благословения на предстоящий день, на успех в делах и начинаниях наступающего дня? Все ли просят Бога о том, чтобы Он хранил нас в течение дня от различных бед и скорбей, от насчастий и злоключений? И многие ли благодарят Бога вечером перед сном за благополучно прожитый день и за те ведомые нам и неведомые благодеяния Божии, которые нам дарует Господь в нашей земной жизни? И уж, конечно, мы забываем, а порой и стесняемся даже лоб перекрестить не только перед принятием пищи, но и после еды. А ведь молитва – это пища души человека, предохраняющая ее от духовной смерти.

Вспомним, насколько по лености бывает слаба наша молитва к Богу и, для сравнения, насколько велика бывает сила негодования, соединенная с гневом зложелательства, когда люди проклинают своих близких, живущих с ними под одной крышей. С какой энергией в сердцах произносят они клятвы и ругательства – кажется порой, что и дом мог бы перевернуться от энергетической силы подобных слов. Господь говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). А какой ответ даст человек Богу за несправедливый гнев и зложелательство по отношению к своим ближним?

Поэтому когда мы действительно осознаем, что имеем реальную потребность в совершении какого-либо дела, и со всей силой нашего ума из глубины своего сердца будем молитвенно воздыхать к Богу о помощи в наших бедах и нуждах, подкрепляя наши прошения верой без сомнений в силу Божию, то непременно по вере нашей получим просимое. Слабая наша вера – и помощь будет такая же, сильная вера – и помощь Божия будет аналогична и незамедлительна. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11, 9-10), – говорит Господь.

И вот сегодня, когда мы преклоняем свои колени перед Феодоровской чудотворной иконой и, взирая на лик Божией Матери, прикладываемся к чудотворному образу, чтобы приобщиться к исходящей от этой святыни божественной благодати, мы должны помнить, что вместе с иконой среди нас невидимо присутствует Сама Богоматерь и слышит все наши молитвы и тайные воздыхания. Пресвятая Богородица знает, в чем мы нуждаемся и какая нам необходима помощь, но Она ожидает от нас покаянных молитв, чтобы мы, мысленно углубившись в свое сердце, сами попросили Ее о помощи в наших делах. А Она, как заботливая о всех Своих чадах Матерь, всегда готова помочь нам. Недаром существует поверие среди русских людей, что Матерь Божия до кончины мира будет пребывать среди людей на земле, чтобы слышать их молитвы и помогать тем, кто нуждается в Её помощи.

Если же вера ваша еще слишком слаба и не способна обрести твердое стремление жить по вере, то и тогда не отчаивайтесь и, вспомнив евангельского отца, у которого был тяжело болен ребенок, вместе с ним со слезами обратитесь ко Христу и воскликните: “Верую, Господи! помоги моему неверию” (Мк. 9, 24).

Будем же горячо молиться из глубины наших сердец перед святым чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, который в течение десяти дней будет пребывать в нашем богоспасаемом граде Перми. Будем же просить Пресвятую Госпожу Богородицу, чтобы Она предстала перед Сыном Своим – Господом нашим Иисусом Христом и умолила Его о даровании нам духовного и материального благополучия в нашем земном Отечестве – России, и о даровании нам вечного спасения в жизни будущего века в Царстве Отца нашего Небесного.

Аминь.

 

16 августа 2009 года,

 

Свято-Троицкий кафедральный собор города Перми

ПРОПОВЕДЬ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

НА АКАФИСТЕ В ДЕНЬ ПРИБЫТИЯ ИЗ КОСТРОМЫ В ПЕРМЬ

ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,

ИМЕНУЕМОЙ «ФЕОДОРОВСКАЯ»

16 августа 2009 года,

Свято-Троицкий кафедральный собор города Перми

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня мы с вами совершили молитву с пением акафиста перед чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Феодоровская», которая прибыла из Костромы в наш губернский город Пермь как особое благословение Божие пермскому народу. Эта икона известна чудотворениями с XII века. Она пережила на Руси и монголо-татарское иго, и Смутные времена начала XVII века.

История бытия чудотворной Феодоровской иконы тесно связана с именем и житием святого благоверного князя Александра Невского. Эта икона Божией Матери была любимым образом князя, перед которой он молился в радости и горе, в успехах и неудачах. Этот святой образ Богоматери является свидетелем великой преданности князя и его любви к Богу, вверенному ему Российскому Отечеству и русскому народу, за свободу и независимость которого он был готов положить на поле брани всю свою жизнь. Именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра Невского на брак с полоцкой княжной Параскевой. По этой причине на обратной стороне иконы помещено изображение образа святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона Божией Матери путешествовала в Орду, где святой Александр Невский отстаивал интересы Русской земли. Этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы. Перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

В годы великой смуты на Руси начала XVII века этой иконой великая инокиня Марфа Иоанновна благословляла на царство своего сына – первого русского царя Михаила из Династии Романовых. Перед ликом чудотворной Феодоровской иконы в 1613 году 14 марта (ст. ст.) Михаил Фёдорович Романов в костромском Ипатьевском монастыре принял от посланников Земского собора из Москвы извещение об избрании его на престол государства Российского. Перед Феодоровским образом Пресвятой Богородицы Михаил Федорович Романов произнес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу.

Со времени этого знаменательного для нашего Отечества события, явившегося началом преодоления на Руси Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь стали особо чтимыми святынями Царственного Дома Романовых.

В течение трех столетий Феодоровская икона являлась покровительницей Царского рода в России. Она сопутствовала славе и успехам русских государей и нашего Российского Отечества. К ней обращались взоры российских царей и императоров не только при одержании победы над врагом, но и в тяжелые времена народных бедствий, постигавших наше земное Отечество.

Сегодня можно только мысленно представить, сколько великих людей России, государственных и общественных деятелей, да и просто обычных граждан и простолюдинов преклоняли свои колени пред этой чудотворной иконой! Сколько людей, исполненных радости или пораженных горем утрат, взывали к Божией Матери из глубины своих сердец, стоя перед этой великой национальной святыней! Сегодня все это ведомо только Единому Богу.

Перед чудотворным образом молились великие князья перед битвой с врагами Руси и цари перед отправлением российского воинства на поле брани, испрашивая помощь в достижении победы над врагами Отечества. Молились и раненные на поле битвы воины о родных и близких, вверяя заступничеству Божией Матери их судьбу перед своей кончиной, прежде чем расстаться с жизнью и навсегда покинуть этот мир.

Перед иконой взывали о помощи многие российские купцы и промышленники после постигших их неудач в бизнесе или торговле. Другие, наоборот, делились радостью и с благодарностью молились Божией Матери за успех в каком-либо благополучно совершенном деле. Молились и простые люди, преклоняя колени своего сердца перед святым чудотворным образом, чтобы получить от Божией Матери помощь и заступничество в бедах и скорбях.

И вот сегодня мы имеем счастливую возможность здесь, на нашей Пермской земле, в этом святом храме – Слуцкой церкви смиренно преклонить свои колени пред чудотворной иконой, чтобы попросить заступничества Божией Матери и получить по Ее молитвам помощь Божию в своих чаяниях и надеждах, или возблагодарить Преблагословенную Деву Марию за полученные радости и успехи в нашей жизни.

Но для того, чтобы получить помощь Божию по молитвам Божией Матери, необходима искренняя вера и горячая молитва. Господь напоминает нам в Евангелии от Матфея: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). И далее святой евангелист свидетельствует: «Иисус сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, … всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 21-22). Но часто бывает так, что вера человека ослаблена грехами и беззакониями, слаба и несовершенна. Поэтому надлежит совершенствовать в себе веру. Вера религиозная – это прежде всего доверие Богу и каждому Слову Божию, изложенному в Божественном Откровении, в котором содержится всё, что необходимо для духовной жизни человека.

Еще раз послушаем евангельские слова о вере, изложенные другим евангелистом – святым апостолом Лукой: «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11, 22-24).

Религиозная вера сначала начинается в уме, как сказано об этом у апостола Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17). Однако одним разумом без божественной помощи человек не может обрести в собственном сердце крепости веры. Об этом свидетельствуют слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17). Эти слова Христа прозвучали как ответ апостолу Петру, который исповедал Его «Христом, Сыном Бога Живаго» (Мф. 16, 16).

Вера по самому существу своему есть присутствие Бога или действие Бога в душе человека и в его человеческом сердце. Она есть дар божественной любви человеку и, одновременно, живой источник его внутренней духовной жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Вера человека действует как животворящая сила, исходящая из его сердца, а сердце человека, как орган любви, является вместилищем чувства.

Вера человека всегда соединяется с его молитвой к Богу. Однако чаще всего человек ленится молиться, а святые отцы учат нас, что молитва ленивого бесполезна. Порой вместо молитвы наши мысли гуляют где-то далеко от нас, по улицам и площадям, на работе или среди бытовых проблем и домашних забот. Какая польза от слов такой молитвы, если она не подкреплена чувством сердечной потребности человека в получении помощи от Бога. О таких людях говорит Господь: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15, 7-9).

Чтобы наша молитва была сильной и доходила до Бога, необходимо совершенствоваться в духовных подвигах и молитвенном предстоянии перед Богом. Необходимо с особой старательностью учиться молитве. Однако что мы видим в ежедневной жизни? Все ли прочитывают хотя бы утреннее молитвенное правило и просят у Бога благословения на предстоящий день, на успех в делах и начинаниях наступающего дня? Все ли просят Бога о том, чтобы Он хранил нас в течение дня от различных бед и скорбей, от насчастий и злоключений? И многие ли благодарят Бога вечером перед сном за благополучно прожитый день и за те ведомые нам и неведомые благодеяния Божии, которые нам дарует Господь в нашей земной жизни? И уж, конечно, мы забываем, а порой и стесняемся даже лоб перекрестить не только перед принятием пищи, но и после еды. А ведь молитва – это пища души человека, предохраняющая ее от духовной смерти.

Вспомним, насколько по лености бывает слаба наша молитва к Богу и, для сравнения, насколько велика бывает сила негодования, соединенная с гневом зложелательства, когда люди проклинают своих близких, живущих с ними под одной крышей. С какой энергией в сердцах произносят они клятвы и ругательства – кажется порой, что и дом мог бы перевернуться от энергетической силы подобных слов. Господь говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37). А какой ответ даст человек Богу за несправедливый гнев и зложелательство по отношению к своим ближним?

Поэтому когда мы действительно осознаем, что имеем реальную потребность в совершении какого-либо дела, и со всей силой нашего ума из глубины своего сердца будем молитвенно воздыхать к Богу о помощи в наших бедах и нуждах, подкрепляя наши прошения верой без сомнений в силу Божию, то непременно по вере нашей получим просимое. Слабая наша вера – и помощь будет такая же, сильная вера – и помощь Божия будет аналогична и незамедлительна. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11, 9-10), – говорит Господь.

И вот сегодня, когда мы преклоняем свои колени перед Феодоровской чудотворной иконой и, взирая на лик Божией Матери, прикладываемся к чудотворному образу, чтобы приобщиться к исходящей от этой святыни божественной благодати, мы должны помнить, что вместе с иконой среди нас невидимо присутствует Сама Богоматерь и слышит все наши молитвы и тайные воздыхания. Пресвятая Богородица знает, в чем мы нуждаемся и какая нам необходима помощь, но Она ожидает от нас покаянных молитв, чтобы мы, мысленно углубившись в свое сердце, сами попросили Ее о помощи в наших делах. А Она, как заботливая о всех Своих чадах Матерь, всегда готова помочь нам. Недаром существует поверие среди русских людей, что Матерь Божия до кончины мира будет пребывать среди людей на земле, чтобы слышать их молитвы и помогать тем, кто нуждается в Её помощи.

Если же вера ваша еще слишком слаба и не способна обрести твердое стремление жить по вере, то и тогда не отчаивайтесь и, вспомнив евангельского отца, у которого был тяжело болен ребенок, вместе с ним со слезами обратитесь ко Христу и воскликните: “Верую, Господи! помоги моему неверию” (Мк. 9, 24).

Будем же горячо молиться из глубины наших сердец перед святым чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, который в течение десяти дней будет пребывать в нашем богоспасаемом граде Перми. Будем же просить Пресвятую Госпожу Богородицу, чтобы Она предстала перед Сыном Своим – Господом нашим Иисусом Христом и умолила Его о даровании нам духовного и материального благополучия в нашем земном Отечестве – России, и о даровании нам вечного спасения в жизни будущего века в Царстве Отца нашего Небесного.

Аминь.