Доклад от 13 августа 2009 г. (на совещании епархиального совета) PDF Печать E-mail

ДОКЛАД

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

НА СОВЕЩАНИИ БЛАГОЧИННЫХ И ЧЛЕНОВ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА,

НАМЕСТНИКОВ МОНАСТЫРЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ОТДЕЛОВ

ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ НА ТЕМУ:

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО (ПАСТЫРСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ»


Сегодня перед Пермской епархией поставлена задача большой важности – преобразовать духовное епархиальное образование из среднего – в высшее богословское образование. Мы подготовили Рапорт на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о получении благословения на реорганизацию Пермского Духовного Училища в Пермскую Духовную Семинарию. Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с Рапортом и вместе с резолюцией направил его архиепископу Верейскому Евгению, председателю Учебного комитета и ректору Московской Духовной Академии и Семинарии на рассмотрение и изучение вопроса.

Во время визита в Севастополь, накануне богослужения Святейшего Патриарха Кирилла под открытым небом в Херсонесе, мне довелось встретиться и переговорить с архиепископом Евгением по этому вопросу. Владыка Евгений ответил, что в настоящее время положение об открытии новых Духовных семинарий меняется и можно надеяться на получение положительного решения, которое станет известно после посещения Пермской епархии с целью исследования вопроса и получения результатов проверки учебного процесса в Пермском Духовном Училище представителями комиссии Учебного комитета где-то в сентябре месяце текущего года. Должен сказать, что у нас благополучно обстоят дела с заочным сектором Духовного училища, однако несколько сложнее с сектором очного обучения в Духовном училище, потому что довольно много студентов-штрафников пришлось отчислять из учебного заведения в силу разных причин. Частично причина кроется также и в том, что ректор Училища как Правящий Архиерей, и оба проректора сильно загружены дополнительными епархиальными послушаниями, а порой и церковно-приходскими делами, почему и не хватает достаточного времени более глубоко вникать в проблемы Духовного училища. А назначенные дежурные помощники проректора, на которых возложены обязанности воспитания и надзора за дисциплиной и внутренним распорядком духовной школы, порой сами как дети нуждаются в опеке и воспитании. К сожалению, все образованные священнослужители в основном очень молодые люди, которые к тому же ещё не служили в армии, они совсем недавно стали семейными людьми и ещё не обрели достаточного жизненного опыта даже в своей семейной жизни. Но все эти проблемы временного характера, потому что для становления всякой духовной школы требуется достаточное количество времени, пока все устоится и приобретет стабильный характер.

Это касается и студенческого сообщества, и корпорации профессоров и преподавателей. Именно из-за этих временных проблем мы вынуждены отчислять определенную часть учащихся, которые начинают поступать вопреки требованиям внутреннего Устава Духовного Училища. Однако, несмотря на отчисления студентов, в Пермской епархии остается и действует духовная школа, обладающая полным составом преподавателей и способная давать богословское образование своим воспитанникам.

 

Самой первостепенной задачей, которая была поставлена мною после прибытия в Пермь и вступления в управление Пермской епархией – это решение кадровых проблем и подготовка духовно образованных кандидатов для рукоположения в священный сан. Вы прекрасно помните, что всех вас, тогда еще совсем молодых и даже юных, мы готовили для кадрового состава благочиннического корпуса, наместников монастырей, руководителей духовных учебных заведений и других епархиальных структур. И мною неоднократно перед вами ставилась задача – готовить себе помощников, которые позднее смогли бы либо заменить вас в случае повышения по службе, либо быть назначенными на руководящие посты учреждаемых новых епархиальных структур. Очень плохо, когда мы заботимся только о самих себе и забываем о будущем нашей Церкви, о будущем Пермской епархии, о будущем благочиннических округов, о будущем своих храмов и приходов, в которых мы несем ежедневное послушание и исполняем пастырское служение Христовой Церкви. Все мы должны заботиться о подготовке нового кадрового состава в Пермской епархии и направлять молодых верующих людей на обучение в епархиальные духовные школы, чтобы мы могли их воспитать в вере и нравственности, обучить богословским знаниям и вновь направить их вам в качестве рукоположенных священнослужителей, способных выполнять не только богослужебные обязанности приходского священника, как это было во времена хрущевских гонений, но и с усердием нести обязанности духовно-просветительского, миссионерского, церковно-социального, антисектантского и других направлений служения пастыря в Церкви. Иначе получается так, что все благочинные требуют от епархии направления священнослужителей на приходы, а кандидатов для пополнения пастырского кадрового состава не предоставляют. Для начала – каждый из вас, отцов благочинных, наместников монастырей и руководителей епархиальных отделов должен ежегодно предоставлять хотя бы по одному кандидату для очного обучения в духовных школах.

Одним из направлений архипастырской деятельности в сфере кадровой политики стало развитие системы духовного образования в Прикамье, ключевым элементом которой является подготовка будущих священнослужителей.

Параллельно идет большая работа по подготовке и церковнослужителей (церковных сотрудников), которые, не принимая рукоположения, впоследствии будут работать в различных структурах Пермской епархии. Сегодня многие священнослужители вместе с пастырскими обязанностями несут послушания председателей Приходских советов (церковных старост), исполняют и другие обязанности по причине отсутствия на приходах хозяйственников и строителей из числа мирян. Сегодня у нас священник трудится везде – в больнице, в детдоме, в доме для престарелых, в местах лишения свободы, в армии, в милиции, в школе – словом везде, где возникает потребность в возрождении духовности и, зачастую, ему никто не помогает, все он делает сам – и это ненормально. Священнику должны помогать в миру верующие миряне, а лучше – выпускники духовных школ, обученные выполнять все эти виды служения Церкви в миру. Однако все это на сегодняшний день представляется недоступной роскошью для епархии, ибо по-прежнему первостепенной задачей является проблема подготовки кандидатов в священнослужители.

В текущем 2008-2009 учебном году завершился шестой год обучения в Пермском Духовном Училище. За это время на пастырское отделение было принято: с очной формой обучения – 73 молодых человека, а с заочной формой обучения – 177 слушателей, из которых 124 мирянина, мотивированных на служение в Церкви.

Из числа принятых на очное отделение 19 студентов завершили обучение, 15 воспитанников рукоположены в сан пресвитера (практически каждый пятый от общего числа поступивших на очное обучение). Это притом, что только в 2008 году был произведен первый выпуск, а в текущем 2009 году мы провели второй выпуск Пермского Духовного Училища.

Из числа слушателей-мирян, обучавшихся в Пермском Духовном Училище заочно, рукоположены в священный сан 29 человек, а первый выпуск заочного отделения в прошлом году составил 14 человек.

Таким образом, за шесть лет развития Пермского Духовного Училища из числа его учащихся и выпускников (очного и заочного обучения) рукоположено в священный сан 44 воспитанника, что позволило пополнить клир Пермской епархии на 16%, то есть каждый шестой священнослужитель Пермской епархии.

К тому же в нашем Духовном училище получают духовное образование 53 слушателя, поступившие на обучение уже рукоположенными в священный сан, которые составляют следующие 19% клира, то есть почти пятую часть от всего духовенства Пермской епархии. Это те священнослужители, которые ранее были рукоположены без духовного образования, но которые сейчас восполняют недостаток в духовном образовании, проходя заочное обучение в Пермском Духовном Училище.

Если сложить вместе эти проценты, то есть 16% и 19%, тогда общее количество священнослужителей, состоящих в клире Пермской епархии и обязанных своим духовным образованием Пермскому Духовному Училищу, составит 35% от всего епархиального духовенства. Одни из этих священнослужителей уже завершили свое обучение и получили дипломы, а другие обучаются заочно по настоящее время в Пермском Духовном Училище (за шесть лет его существования).

Таким образом, общее количество священнослужителей, чья судьба тесно связана с получением духовного образования в Пермском Духовном Училище, составляет одну треть от всего клира Пермской епархии. Все эти цифры говорят о достаточно высокой эффективности духовного образовательного процесса в Прикамье.

В прошлом году была достигнута договоренность с Екатеринбургской Духовной Семинарией о приеме на 5-й курс обучения Семинарии семи лучших выпускников Пермского Духовного Училища, очное и заочное обучение которых осуществлялось в Перми силами преподавателей Пермского Духовного Училища, а прием экзаменов и получение Дипломов об окончании Екатеринбургской Духовной Семинарии – в Екатеринбурге.

В текущем 2009 году впервые выпускники нашего Духовного училища завершили обучение, а вернее сказать, выдержали испытание уровня своей подготовки перед комиссией Екатеринбургской Духовной Семинарии. Это весьма непростая задача. Вы понимаете, что когда готовят студентов одни преподаватели, а экзамены принимают другие – это достаточно объективно отражает уровень подготовки. В целом мы довольны итогами сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломных работ нашими выпускниками: все семь человек (пять воспитанников очного и два выпускника заочного секторов обучения в Духовном училище), которые были допущены к сдаче экзаменов в Екатеринбургской Духовной Семинарии, успешно выдержали испытания. Это говорит о том, что преподавание в нашем Училище по своему качеству в полной мере отвечает семинарскому уровню.

Сегодня мы можем выдавать аттестаты о получении среднего духовного образования, однако наши выпускники, обучаясь в Перми, защитились и получили дипломы о получении высшего духовного образования, чем засвидетельствовали, что с процессом становления духовного образования в Пермском крае все нормально. То есть, как практически, так и теоретически мы подошли к тому рубежу, когда мы вправе помышлять о реорганизации Духовного училища в Духовную семинарию как о важнейшей епархиальной задаче. Пермская епархия имеет огромные потребности в образованном духовенстве, а образовательное пространство Пермского края нуждается в высшем богословском образовании, при этом местный кадровый состав преподавателей духовной школы способен соответствовать требуемому уровню подготовки студентов.

Дополнительно скажу, что два наших выпускника очного сектора обучения Пермского Духовного Училища, успешно защитившие в текущем году дипломы в Екатеринбургской Духовной Семинарии, поступили – один в Санкт-Петербургскую Духовную Академию (Александр Бартов), а другой – в Московскую Духовную Академию (Павел Степанов).

Теперь для того, чтобы понять перспективы развития пастырского образования в Пермской епархии, необходимо обосновать потребности Пермского края в священнослужителях – сколько священников дополнительно на сегодняшний день необходимо епархии, чтобы закрыть вакантные места на приходах?

Если принять во внимание, что в Пермской епархии практически 30% храмов являются приписными и не имеют своих настоятелей для совершения богослужений и отправления треб, то самая минимальная потребность составляет около 90 священнослужителей, которые могут быть востребованы епархией сиюминутно. И если мы в срочном порядке не решим этой насущнейшей кадровой проблемы в ближайшие годы, то наше будущее, выражаясь словами поэта, «печально и темно».

При этом возрастная структура 30 % духовенства (82 человека) составляет возраст от 50 лет и старше, а каждый десятый священнослужитель – старше 60 лет. Это свидетельствует о том, что даже при неизменности количества храмов в епархии необходимо постоянно пополнять епархиальный клир.

Слава Богу, что до последнего времени у нас было мало священнослужителей, отошедших в мир иной, однако уже сейчас возраст клира подходит к тому рубежу, когда количество недостающих священнослужителей будет возрастать и по этим параметрам.

Самым старым по возрасту клира является Соликамское благочиние, в котором 50% священнослужителей старше 50 лет, каждый пятый клирик старше 60-ти лет. И это несмотря на то, что в последние годы мы направили в это благочиние образованных священнослужителей, которые там неплохо обустроили свой быт – материальное положение священнослужителей там неплохое, однако почему-то все воспринимают назначение в Соликамск как дисциплинарное наказание.

Далее следует Добрянское благочиние, в котором старше 50-ти лет 45 % священнослужителей. Удручающая картина складывается в Коми-Пермяцком благочинии, в котором из семи священников, призванных пастырски окормлять 12 действующих на этой территории приходских храмов, почти половина (трое) старше 50-ти лет. А территория Коми-Пермяцкого благочиния охватывает пятую часть от всей Пермской губернии.

Чтобы обеспечить потребности действующих храмов на сегодняшний день не хватает духовенства:

- в Верещагинском благочинии на 35 храмов приходится 23 священника;

- в Добрянском благочинии на 14 храмов приходится 10 священников (помните, что почти половина из них старше 50-ти лет);

- в Коми-Пермяцком благочинии на 12 храмов приходится 7 священнослужителей, трое из которых старше 50-ти лет;

- в Лысьвенском благочинии на 15 храмов приходится 12 священников;

- в Кунгурском благочинии на 30 храмов приходится 24 священника (при этом отец благочинный протоиерей Олег Ширинкин является исполняющим обязанности настоятелей порядка 10 храмов);

- в Южном благочинии на 28 храмов приходится 15 священников, то есть практически добрая половина храмов со статусом приписных на сегодняшний день остаются без настоятелей.

При всем при этом и необходимость строительства новых храмов совершенно очевидна, так как их количество и размещение по территории региона неравномерно.

Количество православных храмов на севере – 30, из них в Коми-Пермяцком благочинии – 12 храмов, а в Соликамском благочинии – 18 храмов. При этом количество православных храмов в южной части губернии – 68. В то же время наиболее перспективными для экономического развития становятся северные районы (строительство железной дороги), где будет нарастать концентрация и количество населения.

Наиболее наглядным показателем имеющегося перекоса в размещении православных храмов является город Пермь, в котором большинство открытых храмов находятся в центре города, а в спальных районах, таких как Балатово, Крохалевка, Садовый, Парковый и другие районы – практически нет ни одного православного храма. Именно по этой причине там предоставлен полный простор для бесконтрольного распространения сектантства, включая экстремистского и тоталитарного ответвлений.

В силу разбросанности города на десятки километров, в этих отдаленных от православных церквей районах у православного населения нет возможности удовлетворить свои религиозные потребности в доступных по расстоянию храмах. Люди вызывают священников на дом для совершения отпеваний (которые негласно совершаются порой прямо у подъезда многоэтажного дома), крещения детей на дому (как это было в хрущевские времена), и других треб. Все это вызывает определенное недовольство среди верующего населения существующим порядком вещей. Я не говорю уже о священнослужителях, которым для совершения одной требы на дому порой приходится потратить целый день – при существующем недостатке священников на приходе последнее становится зачастую невозможным.

Я умолчу о миссионерской деятельности православных священников среди распространяющегося сектантства, которая в данных условиях среди полнейшей свободы для распространения сектантства в этих районах, удаленных от православных храмов, представляется почти невозможной. А храмы православные там очень нужны. Еще в мае 2002 года, сразу же после прибытия в Пермь, я запросил 20 земельных участков для строительства храмов в спальных районах города. Администрация молчала 6 лет и только сейчас мы получаем разрешение на получение 3-х участков под строительство храмов, один из которых предназначен для мемориального храма в память погибших в авиакатастрофе 14 сентября 2008 года, а два других участка оформляются под строительство приходских церквей. Но минимум новых храмов, которые предстоит построить в ближайшее время в городе-миллионнике, каковым является город Пермь – это 20 храмов, о разрешении на строительство которых я прошу руководство губернии уже восьмой год. Сейчас православным верующим, среди которых не только молодежь, но и престарелые люди, и малые дети, приходится преодолевать по городу расстояние в 30, 40, а порой и в 50 километров из окраинных районов до мест молитвы, находящихся в центре города. При этом не будем забывать, что мы живем не в Крыму, а на Западном Урале, где средняя температура морозов превышают на 10-12 градусов холодную температуру центральной части России и могут доходить в зимнее время до 44-50 градусов мороза. Религиозная ситуация в Перми по отношению к Православию хотя и несколько изменилась в последние годы, однако еще мало чем отличается от таковой времен господствовавшего атеизма в нашей стране.

Возвращаясь к кадровым вопросам и проблемам духовного образования, обращаю внимание отцов благочинных на то, что сегодня существует совершенно очевидная необходимость ежегодного максимального набора для обучения на пастырском отделении Пермского Духовного Училища. Нам необходим максимальный набор, а вы не предоставляете Духовному училищу даже минимального количества.

В настоящее время, то есть на начало августа сего 2009 года, отделение очного обучения (без учета нового набора в предстоящем учебном году) включает в себя 13 человек, а именно: три студента на втором курсе, пять студентов на третьем курсе, на четвертом курсе никого нет. Плюс на пятом курсе – пять человек, зачисленных на экстерно-заочное отделение Екатеринбургской семинарии. Среди студентов очного отделения нет ни одного человека из Добрянского, Закамского, Кунгурского, Северного, Южного и Чайковского благочиний.

На заочном отделении (также без учета нового набора в предстоящем учебном году) обучаются 116 человек, среди которых 54 мирянина, а именно: на втором курсе 57 человек, в том числе 30 мирян; на третьем курсе 22 человека, в том числе 9 мирян; на четвертом курсе 37 человек, включая 15 мирян.

Почему сложилась такая критическая ситуация?

I. Прежде всего скажу о том, что лежит на поверхности – значительный отсев в период обучения в стенах Духовного училища. На дневном пастырском отделении за шесть лет существования Пермского Духовного Училища от обучения отчислены 18 молодых людей – это почти третья часть (30%) от всех поступивших. На заочном отделении мы не так отчетливо видим студентов, а на очном отделении все они у нас на глазах. Но ведь именно они будут составлять основные наши кадры, именно они когда-то будут составлять корпус отцов благочинных, станут духовниками и наместниками в монастырях, пополнят ряды монашествующих, образуют основной костяк семейного белого духовенства.

Такой отсев объясняется несколькими причинами. Во-первых, в исповедании веры недопустимо насилие. И если молодой человек разобрался в себе и понял, что ошибся, что пастырский груз ему не по силам, то его у нас никто не уговаривал и не удерживал. Так однажды подошёл ко мне один студент и сказал, что он сомневается в вере и попросил моего совета, как ему быть дальше. Я ему ответил, что ему необходимо прежде всего разобраться в самом себе и, если он не сможет освободиться от подобных сомнений, то лучше ему покинуть стены Духовного училища и обрести свое место в жизни там, где его настоящее призвание. Он покинул стены Духовного училища и мы не удерживали его насильно. Самое главное в том, чтобы человек разобрался в себе и приступил к поиску своего места в жизни и своей ниши в гражданском обществе. И тот молодой человек, который сомневался в вере, позднее все равно пришел в один из монастырей и стал послушником. Конечно, мы требуем от наших воспитанников придерживаться дисциплины и церковного благоприличия, иначе мы не сможем подготовить соответствующий для Церкви кадровый состав. Что же это будет за священник, настоятель, благочинный или наместник монастыря, если он со студенческой скамьи ведет себя легкомысленно.

II. Во-вторых, пастырское служение многому обязывает в сфере личного поведения. И если для молодого человека является непосильным соблюдение дисциплины и требований внутреннего распорядка духовной школы, то с такими студентами также приходилось расставаться. Но здесь должен оговориться: все ли, кто обучался на врача, инженера, учителя стали таковыми? Конечно, нет! В нашем случае тем более – далеко не каждый может стать священником. Однако ни один из обучавшихся в стенах нашего Духовного училища не потратил время впустую... Уверен, что это обучение стало полезным для каждого из них в отдельности, и для нашего общества в целом. Все они остались в Церкви, остались православными людьми – а это очень важно.

III. В-третьих, низкий уровень пастырского сопровождения со стороны духовенства по отношению к тем ребятам, которых они направили и которые поступили на обучение в Пермское Духовное Училище. В качестве положительного примера должен поставить игумена Варфоломея (Сибирякова), протоиерея Бориса Кицко, священника Игоря Вилесова, которые постоянно интересуются состоянием дел своих подопечных, направленных ими в Духовное училище. Чего нельзя сказать о других, остальных отцов благочинных.

К примеру скажем, что вы направили кандидата в духовную школу и на этом все остановилось с вашей стороны. А ведь на деле – вы бросили его и забыли. А каждого воспитанника училища надо пастырски и духовно окормлять, вести его все годы обучения в духовной школе, интересоваться его успехами или неудачами в учебе, вызывать его к себе для прохождения приходской практики во время каникул и следить за ним, чтобы на приходе он постигал тонкости пастырского руководства, а не разъезжал по требам вместе с духовенством на сельских приходах ради выправления материального положения некоторых приходских священнослужителей – вы понимаете, о чем я вам говорю. Лучшим применением воспитанников школ на приходе является организация с их участием летних катехизаторских встреч с прихожанами и ведение миссионерской работы среди населения сел и деревень, чтобы защитить его от сектантского экстремизма, процветающего не только в Пермском крае, но и по всей России. Вы, отцы благочинные и наместники монастырей, должны планомерно вызывать своих воспитанников из духовных школ к себе и работать с ними, духовно-пастырски руководить ими, ибо вы являетесь их главными духовниками на сегодняшний день.

А если говорить о заочной форме обучения мирян в Пермском Духовном Училище, то должен сказать, что здесь вообще мало кого из священников, давших им рекомендации при поступлении на учебу, беспокоит, кто учится в училище, как учится и когда завершает обучение. Это касается и заочников из числа поступивших в училище на заочное обучение лиц в священном сане, которые непосредственно находятся под каноническим надзором отцов благочинных и должны отчитываться вам о своих успехах или, наоборот, проблемах в учебе. Поэтому немало среди заочников-священнослужителей тех, которые по разным причинам, в том числе и от нежелания учиться, переходят в разряд вечных студентов.

IV. В-четвертых, рекомендация ребят для обучения в Духовное Училище есть плод многолетних трудов по пастырскому окормлению народа Божия на приходе, в Воскресной школе, на Катехизаторских курсах, в работе с православной молодежью и прочих епархиальных учреждениях и движениях. О каких плодах можно говорить, если за шесть лет из Добрянского благочиния был рекомендован только один молодой человек и тот из-за нежелания учиться в последующем был отчислен. Из Южного благочиния, самого многочисленного и по населению, и по количеству приходских храмов, к тому же вплоть до текущего года включавшего в себя и Чайковское благочиние, за этот же период было рекомендовано лишь три молодых человека. И Северное благочиние, расположенное на огромной территории, тоже представило за шесть лет только три кандидата на учебу.

Мы не заставляем всех выпускников насильно становиться священниками после завершения обучения в духовной школе. Это недопустимый вариант, ибо каждый молодой человек решает сам, какой жизненный путь ему избрать – священнослужение на приходе или в монастыре, или же остаться мирянином и нести свое служение в миру. Любой из студентов, если желает этого, получивши духовное образование и оставаясь православным мирянином, к примеру, может преподавать «Основы православной культуры» в школе или остаться работать церковным чиновником в епархии, а некоторые, может быть, поступят в другие учебные заведения для повышения своего образовательного уровня. Конечно большинство выпускников духовных школ, как правило, потом становится священнослужителями. Но вы должны разъяснять как абитуриентам, так и студентам духовных школ, что если кто-либо не захочет принимать священный сан – трагедии не будет, и только он сам – самостоятельно будет избирать образ своего дальнейшего жизненного пути. Важно при этом только одно – чтобы выпускники духовных школ всегда оставались верными сынами Русской Православной Церкви и добропорядочными гражданами своего земного Отечества – России.

Следующим важнейшим аспектом существующей проблемы является низкий спрос со стороны отцов благочинных по отношению к духовенству за уровень их духовного образования.

В Пермской епархии на сегодняшний день удельный вес необразованных священников, которые не имеют духовного образования вообще, составляет 38% от общего числа духовенства, а именно:

- в Успенском благочинии города Перми – 23%;

- в Коми-Пермяцком благочинии – 29%;

- в Чайковском благочинии – 30%;

- в Петропавловском благочинии города Перми – 30%;

- в Лысьвенском благочинии – 31%;

- в Добрянском благочинии – 40%;

- в Кунгурском благочинии – 40%;

- в Южном благочинии – 40%;

- в Северном благочинии – 42%;

- в Закамском благочинии города Перми – 42%;

- в Монастырском благочинии – 47%;

- в Верещагинском благочинии – 50%.

Таким образом, самыми необразованными благочиниями являются: Верещагинское, Монастырское, Северное и Закамское благочиние в городе Перми. Но даже в самых передовых благочиниях (Успенское, Петропавловское, Чайковское) по данному показателю каждый третий-четвертый священнослужитель не имеет духовного образования.

Допустим, что у нас в епархии есть священнослужители с высшим светским образованием и они, не обладая духовным образованием, могут быть хорошими практиками и грамотно совершать богослужения. Однако даже среди таких представителей духовенства находятся лица, от «активной деятельности» которых мы имеем порой немало проблем. Некоторые из них, тщеславно превозносясь своей светской образованностью и не прислушиваясь к голосу Церкви, по своему трактуют разномыслия об ИНН, учат о недопустимости получения новых российских паспортов и проповедуют собственные устрашающие апокалипсические «откровения», искажающие святоотеческое учение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Все это есть ничто иное, как прямой результат отсутствия духовного образования и умения преподать верное учение Церкви так, как это полагается делать в согласии с церковным учением.

Конечно, отсутствие духовного образования у священнослужителей еще не означает, что все они плохие пастыри. Однако все мы должны помнить, что священник поставлен в храме не только для сельских бабушек, которые обеспокоены отсутствием молока у любимой коровки или пьянством непутевых сыновей и разводами дочерей, но и для светской интеллигенции, приходящей в церковную ограду и ожидающей от пастырей Церкви достойного и удобопонятного ответа на свои вопрошания и чаяния. Образцом для нас должен служить облик дореволюционного священнослужителя, хорошо образованного и воспитанного, обладавшего высокой духовной и материальной культурой, а не простых требоотправителей времен хрущевских гонений за веру, которых наши Архипастыри вынуждены были рукополагать из числа не имевших духовного образования рабочих и крестьян, которые не обладали особой грамотностью, но были верующими людьми. На долю этих служителей Церкви Христовой выпала участь предотвратить закрытие безбожной властью православных храмов и сохранить в них возможность совершения требоотправлений для верующего народа и Причащения Святых Христовых Таин. Это время давно уже прошло. Сегодня мы благодарны тем священникам – подвижникам православной веры ХХ-го столетия, и тем бабушкам, которые сохранили веру в Советском Союзе, но их время навсегда кануло в лету, нет уже и страны с господствующим атеизмом и безбожием. Мы с вами живем в совершенно иной стране – обновленной России, в которой верующим гарантирована свобода совести и вероисповедания. Сегодня перед нами стоят совершенно другие задачи и проблемы по защите нашей веры и Православия среди секуляризованного мирового пространства и безудержной погони людей за материальными благами, при таком же безудержном угасании духовности и христианской нравственности на нашей земле.

Уменьшение процентной прослойки необразованного духовенства не является самоцелью, скрашивающей статистику, а направлено на устранение питательной почвы для появления проблемного духовенства. Переберите на память имена священников, которые доставляли не малые проблемы в епархиальной жизни и вы убедитесь, что все они не имели духовного образования (священник Виктор Зубарев, священник Игорь Калинин, игумен Савватий (Рудаков), иеромонах Симеон (Горяев) и другие). По крайней мере те из священнослужителей, которые получили духовное образование, даже если и доставляли епархии какие-то проблемы, однако при разговоре они понимали о чем с ними идет речь и, принеся раскаяние в содеянном, вновь возвращались к священнослужению. А необразованные клирики, такие как священник Виктор Зубарев и другие, до сих пор так и не смогли осознать, что их поведение антиканонично, антицерковно и является раскольническим по сути своей, уводящим вверенную им паству не за Христом, а лично за собой в иную от Христа сторону и от Его Святой Церкви.

Печально также и то, что немало молодых священнослужителей остаются за стенами Духовного училища (игумен Кирилл (Клементьев); игумен Иринарх (Ярин); иеромонах Симеон (Горяев); иеродиакон Евсевий (Лебедев); иеродиакон Петр (Беленко); священник Василий Плотников; священник Алексей Меньшиков; священник Алексей Пейтер; священник Алексей Черемухин; диакон Андрей Новиков). То есть 15 % среди молодых священнослужителей не имеют духовного образования. Здесь еще наносит ущерб некое надуманное суждение о том, что человек, имеющий высшее светское образование не нуждается в образовании духовном, которое дает Духовное училище. Это глубочайшее заблуждение.

К сожалению, в епархии немало и таких, которые, не имея духовного образования, настоятельствуют в храмах: священник Алексей Кашин; священник Евгений Сысолетин; священник Сергей Килунин; священник Сергей Заякин; священник Кирилл Игнатьев; священник Вадим Лысков; священник Гавриил Сазонов; протоиерей Василий Китюк; священник Михаил Пантюшев и другие.

Отцы благочинные, вам надлежит заставлять учиться тех, кто не имеет духовного образования (за исключением лиц преклонного возраста), чтобы они прошли хотя бы двухлетний курс Духовного училища по сокращенной программе, с одновременным освобождением от изучения древних и новых языков на заочном секторе обучения. Завтра мы выучим молодых студентов и рукоположим их в священный сан – и что же дальше? Разве они обязаны будут послушно подражать распоряжениям некоторых наших настоятелей, не признающих важности духовного образования, и по примеру их отказываться от открытия на приходах Воскресных школ или других беспокойных православных движений? У нас нет желания готовить в духовной школе наемников, которые наездами посещают свои приходы, предпочитая спокойно проживать в городе Перми в удалении от вверенных их пастырскому попечению приходских храмов. Однако подобное отношение наблюдается не только сегодня, но и на всем протяжении моего семилетнего пребывания на Пермской кафедре. Кто желает сохранить за собой должность настоятеля завтра, тот должен учиться сегодня и восполнять существующие пробелы своего духовного образования.

В настоящее время в нашем Училище на заочном секторе обучается значительное количество мирян – 54 человека (это число без учета нового набора в текущем году), которые составляют практически половину от общего числа обучающихся студентов-заочников. Казалось бы – неплохо? Да, неплохо, но и недостаточно! Сопоставьте с теми потребностями Пермской епархии, которые мы рассматривали ранее и увидите, что наличие на обучении в Духовном училище всех мирян не перекрывает одномоментной потребности в священниках для храмов епархии.

При этом следует учесть еще ряд аспектов, которые не позволяют рукоположить немалую долю из числа мирян, обучающихся заочно. Первая трудность состоит в том, что значительную часть студентов-мирян составляют холостяки, которых при этом не покидает мысль о женитьбе. Имеются у нас и такие, которые проучились в Духовном училище 4-5 лет, успешно завершив обучение, но не женились до сих пор. В результате их аттестаты так и лежат в сейфе проректора, оказавшись пока не востребованными.

Другой трудностью, порой совершенно неразрешимой, является тот факт, что среди обучающихся заочно мирян есть такие, у которых по ряду причин имеются канонические препятствия к рукоположению (судимость, настигшая человека, к примеру, в ранней молодости по легкомыслию и до обращения к вере в Бога, или второй брак, и еще какие-либо препятствия). Поэтому представляется весьма важным, чтобы священники, дающие поступающему в духовную школу рекомендацию, поглубже вникали в жизнь человека, своевременно выявляли у него возможные препятствия к принятию священного сана и об этом подробно указывали в рекомендации для поступающих в Училище. Кроме того необходимо, чтобы духовники Училища более тщательно проводили индивидуальные пастырские собеседования с каждым из кандидатов на поступление в духовное учебное заведение.

Исходя из вышесказанного, всем отцам благочинным, наместникам монастырей и настоятелям храмов следует считать насущной обязанностью и важнейшей миссией (задачей) своего служения в Церкви подготовку кандидатов прежде всего из числа православной молодежи для направления на очную форму учебы отделения священнослужителей Пермского Духовного Училища. Важно также отбирать и направлять на заочное обучение в Духовном училище верующих граждан из числа прихожан, имеющих твердое желание в последующем принять священный сан и посвятить свою жизнь служению Церкви.

В последующем всем отцам благочинным, наместникам монастырей и настоятелям храмов, от кого рекомендован для обучения в Духовном училище молодой человек или семейный мирянин, следует духовно и пастырски сопровождать его в процессе обучения, интересоваться его успехами и недостатками, проблемами, возникающими в процессе обучения, и трудностями жизни, чтобы своевременно наставлять тех, которые направлены учиться в духовных школах. Такая работа должна вестись до самого выпуска. При этом необходимо позаботиться о месте последующего служения выпускника.

Количество обучающихся и выпущенных из Духовного Училища студентов от каждого благочиния, монастыря, прихода есть важнейший показатель качества пастырского служения и зрелости не только настоятелей храмов, но и самих отцов благочинных и наместников монастырей.

Те, кто действительно работает с нашей православной молодёжью, кто думает о будущем Православной Церкви, а не только о хлебе насущном на сегодняшний день для самих себя, тот всегда имеет кандидатов для поступления в духовные школы. Все это также прямо пропорционально зависит от наличия на приходах Воскресных школ, ибо в тех благочиниях, где нет достаточного количества Воскресных школ, где приходские священники не желают обременять себя занятиями с детьми, там служат не пастыри Церкви Христовой, а утратившие духовность наемники. Отсюда и проистекают все наши беды и проблемы в Пермской епархии. А ведь нам нужны не только кандидаты на учебу пастырского отделения в Духовном училище – нам также нужны учащиеся для Отделения медицинских сестер милосердия, для Иконописного отделения, для Школы церковных регентов.

На сегодняшний день только в Православной классической гимназии нет проблем с учащимися, ибо за последний год ее численность возросла вдвое, при этом еще и открыт Детский сад при Гимназии. Там действительно идет большая и плодотворная работа благодаря трудам ее директора протоиерея Александра Альтмарка, с которого всем следует брать пример.

Когда мы в 2003 году открывали Пермское Духовное Училище и имели недобор учащихся в августе месяце, тогда мы объявляли дополнительный набор в сентябре, а открытие Училища состоялось в первых числах октября. В тот год у нас был самый большой набор учащихся воспитанников. Вот и вы еще раз в текущем году поищите у себя кандидатов на учебу и не пугайте их тем, что все они обязательно должны будут стать священнослужителями – нам нужны также церковнослужители, преподаватели духовных дисциплин и администраторы различных епархиальных отделов. Главное, направьте их к нам, а мы их воспитаем и дадим им хорошее духовное образование, с предоставлением им свободного выбора их жизненного пути.

 

13 августа 2009 года

Благочиние храмов Южного округа

город Оса