Поиск по сайту
Наши сайты
Послание от 27 апреля 2008 г. |
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА
ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ЧАДАМ ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
«Благолепное Твое снисхождение славяще,
поем Тя, Христе: пострадал еси, яко
Человек и волею принял Крест, воскресл
еси от гроба, яко от чертога происшед,
да спасеши мир слава Тебе!»
(Стихира на «хвалитех»)
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
благочестивые миряне, братья и сестры!
В эти радостные дни всеобщего торжества о Христе Воскресшем, когда в душе каждого христианина возгорается благодатный огонь пасхальной радости, а в храмах торжественно звучит пасхальное приветствие, от всего сердца поздравляю Вас с праздником Светлого Христова Воскресения и восклицаю апостольским приветствием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Сегодня, в день светлого пасхального торжества, Святая Церковь раскрывают нам смысл и значение величайшего события истории человечества – Воскресения Христова. Своим светоносным восстанием из гроба Христос Спаситель разрушил тьму смерти и, пробудив нас к новой жизни, положил основание всеобщему воскресению из мертвых, как о том возвещает святой Апостол Павел: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. … Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут …» (1 Кор. 15, 19-20, 22).
Преподобный Ефрем Сирин свидетельствует о том, что «как Адам был началом смерти всех живых, так Господь Иисус Христос стал началом жизни для всех мертвых». Это означает, что для христианина, верующего в Распятого и Воскресшего Христа, нет преград для достижения жизни вечной, ибо через веру мы принимаем Его благодать, приобретаем Его праведность, живем во Христе и со Христом. Также и святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что «Христос, поправший Своею смертию смерть человеков и Воскресением Своим даровавший воскресение всем верующим в Него, уже одержал победу и над всеми скорбями, а со Христом – и все мы». Смысл Пасхи Господней заключается в том, что Воскресший Христос укрепляет наши силы противостоять всем соблазнам и искушениям, всем скорбям, горестям и болезням мира сего. Воскресение Христово, являющееся ключевым событием всемирной истории, стало основным содержанием проповеди святых Апостолов, благовествовавших Евангелие Правды во всех концах земли. «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14), – пишет апостол Павел. Евангельское благовестие никогда не облекалось формой отвлеченного морализма или очередного философского знания – для всех народов от края и до края Земли оно всегда было ярким свидетельством о Христе Воскресшем по слову Христову, Который Сам о Себе засвидетельствовал словами: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). 625 лет тому назад – в 1383 году, светлая и всерадостная весть о Воскресении Христовом достигла и древней Пармы – Перми Великой. Возвестил о ней язычникам-пермякам святитель Стефан, епископ Великопермский, утвердивший свою епископскую кафедру в древнем Усть-Выме. Проповедь Великопермского Просветителя произвела коренной переворот в душах и сердцах населявших Прикамье людей, рассеяв среди них мрак языческих суеверий и упразднив кровавые жертвоприношения и моральную распущенность. Благодаря апостольским трудам святителя Стефана, наши предки стали причастниками новой жизни во Христе. Семя веры, посеянное святым проповедником на Пермской земле, произросло и благоукрасилось в религиозно-нравственной жизни народа добрыми плодами добродетелей, которые, в свою очередь, способствовали расцвету самобытной духовной, художественной и материальной культуры Прикамья. В ХХ веке вера наших благочестивых предков во Христа Распятого и Воскресшего подверглась тяжкому испытанию. В 1918 году Прикамье стало центральным местом разгула «красного террора», положившего начало эпохе лютых гонений на Русскую Православную Церковь и массовым репрессиям по отношению к православному духовенству и верующим мирянам. Вспоминая эти трагические события 90-летней давности, свершившиеся на нашей Пермской земле, мы не должны забывать о великих страданиях десятков и сотен тысяч невиновных людей, «вина» которых заключалась только в том, что они хотели строить свою жизнь по евангельским заповедям, что они хотели молиться и слушать слово Божие в построенных их отцами православных храмах. Советская власть периода двух первых десятилетий, погрузившаяся своими корнями в бездну сатанинского зла и обагрившая страну Советов неповинной кровью жертв «красного террора», обрекла на безжалостное уничтожение всех оставшихся верными Богу и отказавшихся поклоняться безбожным идолам материализма, пролетарской революции и классовой борьбы. В ночь с 12 на 13 июня 1918 года расстрел Великого Князя Михаила Александровича Романова в Перми положил начало безумному процессу уничтожения Царской Семьи из Династии Романовых, в результате которого были преданы смертной казни не только взрослые члены семьи, но и безвинные дети, включая наследника Российского Престола отрока-страстотерпца Алексия. Вслед за этим последовали массовые расстрелы и репрессии по отношению к православному духовенству, а затем и гражданскому населению – верующим мирянам не только Пермской губернии, но и всей России. Среди пострадавших за имя Христово и не убоявшихся лютых мучений и смерти значатся всем нам известные имена архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (+20.06.1918), епископа Соликамского Феофана (+24.12.1918), основателя Белогорского мужского монастыря архимандрита Варлаама Коноплева (+25.08.1918), 90-летие мученической кончины которых исполняется в текущем году, и многих других страдальцев за веру, завершивших свой жизненный путь на территории Пермского края, блаженную память которых Святая Церковь благоговейно чтит сегодня среди сонма святых новомучеников и исповедников Российских. Как и в далекие от нас первые века гонений на христианство силы ада и лютой человеческой злобы не смогли сломить горячую веру святых мучеников в то, что смерть побеждена Воскресением Христа, так и недавние гонители веры православной, используя огромную мощь безбожного государства страны Советов, не смогли одолеть силы духа тех, кто был укрепляем верой в Воскресение Христово и вдохновляем благодатью Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Сегодня, взирая на восстающее из руин и пепла Православие на нашей земле, мы, подобно христианам первых веков, можем свидетельствовать внешнему миру, что кровь новомучеников и исповедников Российских является тем благодатным семенем, из которого произрастает новая жизнь Церкви Христовой на Прикамской земле. Благодаря молитвенному ходатайству святых, в земле Пермской просиявших, наш народ постепенно избавляется от последствий воинствующего безбожия и, вновь открывая свое сердце распростертым объятиям Распятого и Воскресшего Христа, возвращается к своим историческим корням и вере своих отцов. Подвиг новомучеников и исповедников Российских укрепляет нашу веру и дает нам новые силы для созидания в себе прочных основ духовной жизни и преодоления трудностей и невзгод нынешнего времени, в которое мы живем. Вера святых последних времен – крепкая и непоколебимая как скала, стала воистину якорем спасения для погибающих. Мы должны свято чтить их блаженную память и прославлять их жертвенные подвиги и труды. Нашему поколению Господь явил особую милость – видеть своими глазами возрождение Святого Православия на Пермской земле. На служителях Церкви Христовой и на всем народе церковном лежит огромная ответственность за судьбу нашего края, ибо только благодаря неусыпным трудам богоспасаемой паствы Пермская епархия вновь обретает подобающее ей место в духовном пространстве Пермского края. В братском сообществе с другими епархиями нашего земного Отечества мы вновь возвращаемся к вере в Распятого и Воскресшего Христа-Спасителя и нашего Господа. Главный урок из истории богоборчества и разгула воинствующих безбожников в нашей стране очень точно сформулировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл во время пребывания на Пермской земле: "Россия с Богом – это процветающая держава, Россия без Бога – это очередные руины". Посему всем нам надлежит активно включиться в созидательный процесс церковного возрождения, ибо священный долг каждого христианина перед Богом и Церковью – верно служить своему народу и своему земному Отечеству – России. Не будем забывать также и о том, что текущий год объявлен в Пермском крае годом семьи – и это замечательно, поскольку всякая утрата нравственных ориентиров в семье приводит человека к потере «человеческого», а общество и государство – к серьезным недугам, завершающимся в конечном итоге крахом не только семейных ценностей, но и целых народов. Каждая семья призвана стать олицетворением храма Божия – малой домашней церковью, поэтому и крепость семьи зависит от культивируемых в ней вечных нравственных ценностей – любви, добра, мира, взаимопонимания, служения ближнему, сопереживания друг другу и многих иных добродетелей, вечным и неиссякаемым источником которых является Бог. Да помогут нам в этом святом делании небесные покровители земли Пермской и ходатаи перед Престолом Отца Небесного – святитель Стефан, епископ Великопермский и святые новомученики и исповедники Российские, верно хранившие веру во Христа и обильно окропившие своей мученической праведной кровью многострадальную землю Урала и Пермского края. Воскресший Христос да дарует всем жителям земли Пермской благоденственное и мирное житие, и да сохранит всех вас Господь и Спаситель мира в добром здравии на многая и благая лета! Воистину Воскресе Христос! Иринарх, епископ Пермский и Соликамский, Пасха Христова 2008 год город Пермь |