Послание от 30 марта 2008 г. PDF Печать E-mail

ПОСЛАНИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

ПО СЛУЧАЮ ПРИБЫТИЯ ИЗ РИМА В ПЕРМЬ

И ВРУЧЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ДАРА ГОРОДУ КУНГУРУ

ДЛЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО /НИКОЛЬСКОГО/ ХРАМА

КОВЧЕГА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ

ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ

 

Возлюбленные о Господе всечестные отцы,

боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

Русский народ всегда отличался особым благочестием по отношению к почитанию святых угодников Божиих, среди которых известные каждому верующему человеку имена первомученика архидиакона Стефана и святого святителя Иоанна Златоуста, святителей и чудотворцев Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского, святителей Стефана Пермского и Димитрия Ростовского, преподобных и богоносных отцов наших Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских, преподобномученика Варлаама Белогорского и множества других святых подвижников, новомучеников и страстотерпцев православных.

Особой радостью и благоговением исполнены ныне сердца верующих кунгуряков, ибо по милости Божией все мы стали свидетелями обретения кунгурской паствой еще одной великой святыни – ковчега с частицей всечестных мощей одного из самых почитаемых в православном мире святых – преподобного Алексия, человека Божия.

 

Начало народному почитанию преподобного Алексия было положено сразу же после его блаженного преставления в 411 году. Среди русских людей бережно хранится блаженная память о святом Алексии, человеке Божием с времен Крещения Святой Руси по настоящее время, ибо по слову Евангелия «не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 14-15). Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

В самом раннем сирийском жизнеописании, признанном ныне древнейшим и написанном во 2-й половине V века на основе сохранившегося устного церковного Предания, содержатся свидетельства богоугодного и многострадального жития святого. В нем повествуется о том, как юноша из знатной и богатой римской семьи в день венчания оставил свою невесту, бежал из дома и сел на корабль, который доставил его в Селевкию Сирийскую. Оттуда он попал в Едессу – крупнейший город Северной Месопотамии. Там юноша раздал все свои деньги, облекся во вретище и поселился на паперти храма. Прибывшие в город слуги отца, посланные им на поиски сына во все концы света, не узнали юношу в убогом нищем.

В другом жизнеописании самой ранней греческой версии жития святого, появившемся в Константинополе около IX века, повествуется о том, как после 17-летнего пребывания в молитве и посте, святой Алексий, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славы о его праведной жизни, вознамерился покинуть место своего пребывания. Придя в Лаодикию, он сел на корабль, отправившийся в Тарс. По пути корабль был застигнут бурей и оказался в Риме.

В более позднем греческом переложении жития, помещенном в сборнике Симеона Метафраста и относящемся к Х веку, названы имена невесты святого – Адриатики, епископа Рима Папы Иннокентия I и императоров Аркадия и Гонория. Однако самое подробное повествование жизнеописания Алексия, человека Божия содержится в «Житиях святых» святителя Димитрия Ростовского, следуя которому и излагается в Послании праведное и блаженное житие святого и великого угодника Божия.

Родился преподобный Алексий, человек Божий в Риме от знатных и благочестивых родителей. Жизнь его протекала во времена императоров Аркадия и Гонория.

Император Аркадий был старшим сыном византийского императора Феодосия I Великого, с 16 января 383 года носил титул августа и соправителя императора, самостоятельно управлял империей в 395-408 годах. Император Гонорий был младшим сыном императора Феодосия I Великого и годы его управления империей начались в 384 году в Константинополе, а завершились в 423 году в Равенне; с 17 января 395 года – император Западной Римской империи.

Отец святого Алексия – Евфимиан был сенатором и отличался особой душевной добротой. Он был милосерден к больным и страждущим, ежедневно у себя дома устраивал три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды и Бог услышал ее молитвы и послал им сына. Имя Алексий, данное младенцу отцом при рождении, в переводе с греческого означает «защитник». Святой Алексий радовал своих родителей прекрасным здоровьем, прилежанием и хорошей учебой. Когда он достиг совершеннолетия, то родители решили женить своего сына на красивой и богатой девушке царской крови.

После свадьбы, оставшись наедине со своей молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. На корабле юноша добрался до города Эдессы, где раздал остатки своего имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. Вкушал он только хлеб и воду, по ночам молился, а каждый воскресный день приобщался Святых Христовых Таин.

Преподобный Алексий провел в Эдессе 17 лет. Однажды чудесный голос, исходивший от образа Богоматери, указал на Алексия, человека Божия пономарю церкви, где подвизался святой, повелев ввести в храм «человека Божия, достойного Царствия Небесного». Бегая от мирской славы и желая избежать почестей, преподобный тайно отправился в Тарс, но корабль в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и, наконец, пристал к берегам Италии недалеко от Рима.

Святой Алексий узрел в этом Промысл Божий, пошел к дому своего отца, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца, он просил у него приюта. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома и велел носить ему пищу с хозяйского стола. Слуги по зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом диавольские козни и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился.

Алексий, человек Божий в течение следующих 17 лет подвизался в родном доме под видом нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты, с которой успел обвенчаться до своего бегства. Почувствовав приближение смерти, преподобный Алексий записал всю свою жизнь, включая все то тайное, что было известно отцу с матерью, а также слова, сказанные жене в брачном покое, и мирно отошел ко Господу.

Господь чудесно прославил своего угодника. В воскресение после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра, где совершалась служба и находилось множество народа, из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Народ молил Господа открыть имя человека Божия и тот же голос, исходящий от престола, возвестил: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите».

В храме за богослужением присутствовал Римский император Гонорий, а так же Папа Римский Иннокентий I. Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Отец поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Тело Алексия, человека Божия было обнаружено мертвым, но лик почившего святого блаженно сиял неземным светом. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток.

Честные останки Алексия, человека Божия по приказу императора с подобающими почестями были перенесены для поклонения в храм святого Петра. Император Гонорий и Папа Иннокентий I преклонили калена, прося святого разжать руку, и святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма святого апостола Петра. Выслушав оставленное жизнеописание, родные святого предались безутешным рыданиям.

На 7-й день тело святого поместили в драгоценную раку, тотчас же наполнившуюся целебным миром. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от своих недугов: немые начали говорить, слепые прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали.

Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Инокентий I сами несли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в 411 году в Риме в храме святого Вонифатия, где они находились под спудом и были почитаемы римскими христианами в последующие века.

На Западе существовало «Братство алексиан» (целлитов), занимавшихся уходом за нищими и их погребением, небесным покровителем которого почитался Алексий, человек Божий.

Широкое народное почитание преподобного Алексия, человека Божия на Западе связывают с приездом в 977 году в Рим изгнанного со своей кафедры митрополита Дамасского Сергия. Получив от Папы храм святого Вонифатия на Авентинском холме, где по церковному Преданию венчался Алексий, человек Божий накануне своего бегства из дома и впоследствии после своей кончины был погребен, митрополит Сергий основал монастырь для греческих и латинских иноков. Десятилетием позднее, начиная с 987 года, эта монашеская обитель упоминается под именем святых Вонифатия и Алексия, человека Божия.

В 1216 году в монастыре святых Вонифатия и преподобного Алексия были обретены мощи Алексия, человека Божия и состоялось торжественное перенесение святых останков в верхний храм монашеской обители.

Честная глава Алексия, человека Божия хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес). По преданию она была подарена этой обители императором Мануилом II Палеологом в 1414 году. Преподобный Алексий, человек Божий почитался здесь как защитник от эпидемий.

Святая праведная рука Алексия, человека Божия, похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII века находилась на Руси в новгородском соборе Святой Софии. В описи Софийского собора 1749 года значится серебряный позолоченный ковчег с мощами Алексия, человека Божия, расположенный перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат. В настоящее время мощей Алексия, человека Божия в Софийском соборе нет.

В 1903 году в Пермской губернии в городе Кунгуре в Иоанно-Предтеченской (Никольской) церкви был освящен боковой придел храма, посвященный прославлению Алексия, человека Божия.

Имя этого святого носил купец первой гильдии Алексий Семенович Губкин. Благодаря его стараниям и щедрой милостыни многие храмы города Кунгура были весьма благоустроенными и благолепными. Алексий Семенович Губкин завещал похоронить себя рядом со своей супругой и дочерью в семейном родовом склепе, находившемся около Иоанно-Предтеченского (Никольского) храма. Благодарный внук его Александр Григорьевич Кузнецов воздвиг над могилой своих благочестивых предков храм-памятник, который стал одним из самых красивых храмов Кунгура и мог бы сделать честь любому губернскому городу.

Как и сто лет тому назад память о преподобном Алексии, человеке Божием собирает воедино пастырей и мирян. Мы медленно, но уверенно возвращаемся на исконный, прерванный революционной смутой путь Святой Руси – на тот путь, которым шли иерархи и священнослужители нашей Церкви, православная интеллигенция и простые люди России в начале прошлого столетия.

Пусть прочно утверждается и крепнет на этом пути мощь и сила духа народа в нашем земном Отечестве. Пусть никогда больше не омрачится Земля Российская мраком богоборчества, агрессией и враждой атеистически настроенных властей к своим религиозным согражданам, межнациональными и межрелигиозными распрями жителей единой страны.

Взирая на жизнь и труды храмоздателей дореволюционной России и сравнивая исторический путь русского народа во времена лихолетий и воинствующего безбожия минувшего XX-го века, мы должны помнить о том, что внутреннее духовно-нравственное состояние человеческих душ в каждой стране способно призвать на народ благословение Божие или проклятие, вызвать процессы процветания страны или общественных нестроений, стабильности государственного мира или народной скорби.

Сегодня Господь по молитвам святого угодника преподобного Алексия, человека Божия являет нам зримое чудо духовного возрождения народа Божия. Вступая под своды восстановленного храма, мы веруем, что ныне воссоздается преемство русского духа, преемство нашей истории, культурных традиций и, главное, веры наших отцов, трагически надломленной безбожной властью и Господу споспешествующу ныне уверенно возрождающейся в душе народной, истерзанной злостраданиями жестоких и безбожных гонений за веру православную в недалеком прошлом истории нашей страны ХХ столетия.

Сегодня, в Неделю Крестопоклонную святого Великого поста, мы встречаем на Кунгурской земле великую святыню – ковчег с частицей святых мощей преподобного Алексия, человека Божия. Возблагодарим же нашего Господа Иисуса Христа, Пречистую Его Матерь Пресвятую Богородицу и небесного покровителя Кунгура святого Алексия, человека Божия за неизреченную к нам милость. Вознесем к Богу наши теплые молитвы и умягченные покаянием сердца, чтобы очистить и освятить наши души делами веры, благочестия и любви, соделав их достойными встречи с благодатной святыней честных останков преподобного Алексия, человека Божия.

Вручая сегодня православным кунгурякам бесценный для верующего сердца христианина ковчег с частицей мощей преподобного Алексия, человека Божия, который отныне будет постоянно пребывать в Алексеевском приделе Иоанно-Предтеченского /Никольского/ храма города Кунгура, призываю воспеть угоднику Божию в умилении сердца слова стихиры: «Иже Христовы ради любве, Божественный Алексие, дом отца и матере, и обрученицу оставль, изволил ecu нищету паче богатства и, якоже Моисей, с людьми Божиими работати, нежели имети жития тленного наслаждение, отнюдуже и Небеснаго сподобися со святыми блаженства, блаженне Алексие, моли спастися душам нашим». (Стихира Малой вечерни на «Господи воззвах»).

Благословение Божие и небесное покровительство Алексия, человека Божия, подкрепляемое его неустанным молитвенным предстательством пред Престолом Отца нашего Небесного, да пребудут с вами – жителями святого града Кунгура и всей богоспасаемой паствой Пермской земли!

Преподобне отче наш Алексие, моли Бога о нас!

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский,

30/17 марта 2008 года

Неделя Крестопоклонная святого Великого поста

город Пермь, Свято-Троицкий кафедральный собор –

город Кунгур, Иоанно-Предтеченский /Никольский/ храм