Послание от 7 января 2008 г. PDF Печать E-mail

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ЧАДАМ ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

«Веру – вместо злата, любовь же – яко

смирну, яко ливан – деяния принесем

Зиждителю, грядущему во Своя»

(Стихира на утрене предпразднства).

 

Возлюбленные о Господе

всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини,

благочестивые миряне, братья и сестры!

 

После благостных предуготовительных дней Рождественского поста Святая Церковь вновь и вновь приближает нас к созерцанию великой и священной тайны Рождества Христова. Уже из слов предпразднственной стихиры становится ясно, что Церковь готовит нас к тому, чтобы в чистоте сердечной прославить днесь родившегося Богомладенца Христа и благоговейно встретить Его не с тленными дарами злата, ладана и смирны, преподнесенными волхвами в Вифлеемской пещере, а с нетленными духовными дарами веры, надежды и любви, добра и милосердия (1 Кор.13,13).

Это означает, что мы должны созидать добрую нравственность в самих себе и заботиться о своих ближних. Каждый из нас по долгу вверенного Богом человеку церковного служения обязан словом и делом противостоять всему, что наносит вред духовной природе человека и разрушает основы либо семейной жизни в миру, либо монашеского общежития в удалении от мира. Мы должны мужественно противостоять злу, которое разлагает наше общество изнутри: недоверию и озлобленности, обману и равнодушию, подозрительности и лени, мстительности и нетерпимости, пьянству и наркомании, нравственной распущенности и вседозволенности.

 

Наступивший 2008 год объявлен в Пермском крае годом семьи – и это замечательно, так как каждая семья призвана стать малой церковью, ибо ее крепость зависит от культивируемых в ней общечеловеческих нравственных ценностей – любви, добра, мира, взаимопонимания, служения ближнему, сопереживания и многих других, вечным и неиссякаемым источником которых является Бог. Утрата нравственных ориентиров приводит человека к потере «человеческого» достоинства, а общество и государство – к серьезным недугам.

Встречая светлый праздник Рождества Христова, молитвенно возблагодарим Господа Вседержителя за те многие милости и благодеяния, ведомые и неведомые, дарованные всем нам от Всещедрого Бога в прошедшем году. Рождество Христово – это поистине вечный источник нравственных и духовных сил, источник освящения всего человеческого существа, вновь вводящий человека в райские обители, в Царство Божие, в Царство высшей духовной радости и божественного света.

Мы благодарны Богу за то, что путь активного и всестороннего развития церковной жизни в крае, избранный Пермской епархией в 2002 году, приносит свои благодатные плоды на ниве церковной. Несмотря на определенные трудности церковной жизни и острую нехватку подготовленных для церковнослужения кадров, доставшихся нам «в наследие» от времен воинствующего безбожия и грубого вмешательства «властей придержащих» в сугубо внутренние дела Церкви, Пермская епархия обрела на сегодняшний день стабильность в своем развитии и поступательном продвижении вперед.

В истекшем 2007 году исполнилась дата 5-летия моего вступления на Пермскую землю и совместных с богоспасаемой паствой трудов на ниве духовного делания – возрождения Православия и христианского просвещения в Прикамье. Повсеместно в Пермском крае ведется строительство новых и восстановление порушенных храмов, скитов и монастырей, укрепляются все ветви духовного образования, неуклонно расширяется взаимодействие Церкви с региональной властью в решении различных образовательных и духовно-нравственных проблем, церковного социального служения и укрепления семьи российских граждан.

По милости Божией на Пермской земле продолжается созидание новых православных святынь. В истекшем году Пермская епархия обогатилась тремя новыми храмами, построенными и освященными великим чином освящения: в городе Губахе – храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих – радость», в городе Чайковском – храм святого великомученика Георгия Победоносца, в селе Шемети Добрянского района – храм святых мучеников Андриана и Наталии. Эти храмы стали центрами духовной жизни, местами евхаристического общения для верующих и настоящими украшениями городов и населенных пунктов, в границах которых они построены.

В городе Перми завершено строительство храма святого великомученика Георгия Победоносца, предназначенного стать центром движения православных сестер милосердия и в котором, несмотря на завершающуюся стадию внутренних отделочных работ, уже совершаются богослужения.

Не отстает от храмоздательства и реставрационная деятельность, которая постепенно становится неотъемлемой частью социально ответственного бизнеса Прикамья. 21 октября, в день памяти преподобного Трифона Вятского, было совершено великое освящение зимнего храма святого благоверного князя Александра Невского – придела Свято-Троицкого храма в селе Нижние Муллы Пермского района. Этот храм пришлось не только реставрировать, но и проводить дезактивацию после хранения в его подвалах удобрений и ядохимикатов. Восстановление этого храма, много лет находившегося в запустении, сегодня стало одним из примеров плодотворного взаимодействия Пермской епархии и крупного бизнеса, примером ответственного и научного подхода к восстановлению уникальных памятников церковной истории и культуры Прикамья.

23-24 августа в Перми имел место Образовательный форум Приволжского федерального округа на тему: «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», – работа которого не только соединила на дискуссионных площадках «государственные образовательные институты», «негосударственные гражданские и светские образовательные институты» и «религиозные образовательные институты Русской Православной Церкви», но и показала, что духовное образование является неотъемлемой составной частью всего образовательного пространства современного российского общества.

Общественное сознание нашего времени включает в себя еще слишком много стереотипов, унаследованных из жизни советского богоборческого периода истории нашей страны, которые являются серьезными препятствиями на пути общественного развития. Целый комплекс этих стереотипов касается религиозного образования. Образовательный форум стал первым масштабным проектом, где на единой коммуникативной площадке для открытого общения и обсуждения вопросов образования собрались представители разных институтов - государственных, общественных, религиозных.

Работа Образовательного форума не ограничилась стенами помещений выставочного центра «Пермской ярмарки» и образовательных учреждений города Перми, где состоялись главные дискуссии, конференции, круглые столы и секции, а охватила практически все районы Пермского края: в Кунгуре, Чернушке, Чайковском, Верещагине и Кудымкаре работали выездные площадки форума.

В работе Образовательного форума самое активное участие приняли известные Архипастыри – Высокопреосвященный Прокл, архиепископ Симбирский и Мелекесский, и Высокопреосвященный Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий. А предмет дискурса форума, участие в котором приняли 300 делегатов от субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа, третья часть которых была представлена представителями 15 епархий Русской Православной Церкви, вызвал большой интерес в научной среде и привлек к участию светских ученых и богословов не только Приволжья, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Урала, Сибири и других российских регионов.

Яркой параллелью Образовательного форума стала Вторая межрегиональная выставка «Православная Русь – 2007», проведенная 20-26 августа, в которой приняли участие монастыри, храмы, учебные заведения, художественные мастерские, издательства, народные мастера из многих городов России и ближнего зарубежья, что предоставило уникальную возможность участникам Форума совершить своеобразное паломничество в святые места, поклониться чтимым Святыням, привезенным из обителей со всей России, пообщаться с представителями других епархий, узнать о приходской жизни, их образовательной и просветительской деятельности, познакомиться с разнообразной литературой, музыкальными новинками, приобрести иконы, художественные изделия.

Особый статус выставке придало участие в ее работе Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви, который возглавил совершение Божественной Литургии во временно приспособленном для этого втором павильоне выставочного центра в сослужении Преосвященных Архипастырей и клира Пермской епархии при большом стечении народа. В этот день празднования памяти преподобномученика архимандрита Варлаама (Коноплева) и прочих Белогорских преподобномучеников, расстрелянных красноармейцами на Белой Горе в 1918 году, разделить нашу совместную евхаристическую молитву собралось свыше 4 000 пермяков и гостей нашего города.

Ревностными усилиями наших пастырей и педагогов продолжается возрождение в Пермской епархии духовного образования. Пермское Духовное Училище отметило в истекшем году свой первый выпуск воспитанников, завершивших четырехгодичный курс обучения в Училище, и уверенно вступило в пятый год своего бытия, поступательно утверждаясь в реорганизации учебной программы в сторону высшего духовного образования, планируя возродить в Прикамье Пермскую Духовную Семинарию. Результат работы виден уже сегодня. На многих приходах служат диаконы и священники, получившие богословское образование в Перми и способные помочь своей пастве найти ответы на волнующие ее вопросы современной общественной и духовной жизни. Благодаря Пермскому Духовному Училищу мы смогли сохранить для Пермской епархии верующих молодых людей, будущих пастырей Церкви Христовой, которые еще совсем недавно уезжали в другие регионы страны для получения богословского образования и, как правило, не возвращались обратно на свою малую родину.

С Божией помощью на новую ступень своего развития вышло Регентское отделение духовного училища, которое реорганизуется в самостоятельное Регентское училище Пермской епархии и для которого при храме святого равноапостольного великого князя Владимира в Закамске города Перми строится учебный корпус.

В завершившемся году сделан большой и важный шаг в деле развития церковного социального служения. Совместно с медицинскими учреждениями Пермской епархией учреждено Училище православных медицинских сестер милосердия в городе Перми. В этом учебном заведении вместе с базовым медицинским образованием будущие медицинские сестры будут получать религиозные познания о Православии и воспитание в духе христианского жертвенного служения и милосердия по отношению к страждущим больным. Сегодня, когда медицина все более и более переходит на коммерческую основу, Училище православных медсестер милосердия должно стать своеобразным призывом к бескорыстному служению ближним, источником помощи для многих малоимущих, социально незащищенных больных людей.

Мы испытываем глубокую благодарность губернатору Пермского края Олегу Анатольевичу Чиркунову, без поддержки которого было бы невозможно начать движение служения милосердия в учреждениях здравоохранения Пермского края и возносим свои молитвы о мире и благоденствии губернатора Пермского края, о ниспослании свыше благословенной помощи Божией в его нелегком служении Российскому Отечеству и Пермскому краю.

Особое внимание моей архипастырской деятельности в ушедшем году было уделено спасению от возможного закрытия Пермской Православной Классической Гимназии, где ныне обучается 140 детей. В прошлом году Гимназия отпраздновала 5-летие своего бытия и мы выражаем глубокую признательность всем тем, кому было дорого сохранение этого епархиального детского учебного заведения, которое, не смотря на многие, казалось бы неразрешимые трудности, успешно развивается по сей день. Проявленные мужество и самоотверженность педагогов, жертвенная поддержка благотворителей и родителей учащихся, для которых сохранение образовательного процесса в православной гимназии стало подвигом веры, достойны неизмеримых похвал и уважения. Я верю, что общими усилиями Пермская Православная Классическая Гимназия достойно переживет трудные времена, со временем вырастет в крупный учебный центр воспитания и образования будущего гражданина России и станет «закваской», способной повлиять на одухотворение детского образовательного пространства Пермского края.

Мы выражаем особую благодарность и признательность главе города Перми Игорю Николаевичу Шубину, заботами которого о православных детях спасена от закрытия гимназия, в создание и развитие которой Пермская епархия вкладывала свои силы и средства в лице духовенства и верующих мирян, совместно с педагогическим персоналом школы на протяжении пяти лет ее существования. Вместе с родителями обучающихся в Гимназии детей мы возносим усиленные молитвы о ниспослании свыше помощи Божией градоначальнику города Перми и даровании ему благословенных от Господа успехов в жизни и трудах на благо Отечества, Пермского края и жителей Перми.

Обозревая в истекшем 2007 году итоги трудов по изменению общественного сознания и преодолению постсоветских стереотипов в отношении духовного образования и просвещения, мы видим как первые воспитанники Духовного училища служат на ниве духовно-пастырского окормления народа, занимаются изучением краеведения, трудятся в местах лишения свободы, духовно окормляют детей на приходах, в школах, кружках, детских домах. Мы внимательно следим за процессом усовершенствования подготовки регентов церковных хоров, иконописцев, мастеров церковного шитья. Мы помогаем проходить трудный путь становления Училищу медицинских сестер милосердия, содействуем положенному началу преподавания «Основ православной культуры», просветительской деятельности библиотек, молодежному движению, творческим коллективам.

Вместе с епархиальным духовенством мною было осуществлено в прошедшем году паломническое посещение святых мест Саратовской епархии, в ходе которого клирики епархии смогли ознакомиться с успехами возрождения Православия в городе Саратове и помолиться перед святынями, возвращенными Церкви из музеев страны.

Полагаю уместным упомянуть здесь и об учреждении Православного Молодежного Движения Пермской епархии, возложившего на себя заботу о возрождении духовности среди молодежи и студенчества, об образовании Ассоциации православных педагогов Пермского края, которая уже на первом году стала активным и творческим субъектом в сфере культуры, образования и просвещения, а также Православного паломнического центра «Пермь Великая», который предоставляет православным паломникам возможность посещения святых мест, находящихся не только в земле Пермской, но и в удаленных уголках России и за рубежом нашего Отечества.

Завершение прошлого года прошло под покровом Третьих краевых образовательных чтений, носящих имя священномученика Феофана, епископа Соликамского, в работе которых из года в год происходят заметные позитивные изменения в сфере развития духовного образования и просвещения Прикамья. «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1,9) – такова была главная тема III краевых православных Феофановских чтений, проводившихся как в городе Перми, так и во всех благочиниях нашей епархии. В них приняли активное участие не только представители Церкви, но также преподаватели и учащиеся светских учебных заведений. Глубокие и всесторонние доклады на заседаниях, проведение семинаров и открытых уроков, экскурсий и концертов послужили делу возрождения духовности и привлекли внимание общества и государства к проблемам современного образования, проблеме сохранения традиционных духовных ценностей нашего Российского Отечества.

Согласно решению Епархиального совета наступивший 2008 год объявлен в Пермской епархии годом памяти священномучеников и новомучеников Пермских, всех жертв «красного террора», от которого отделяет нас 90 лет. Поэтому и основной темой IV Феофановских чтений в текущем году будет осмысление даты 90-летия начала «красного террора» в Прикамье, в результате которого были уничтожены десятки тысяч людей – священников и мирян, вся вина которых заключалась только в том, что они были верующими людьми, не страшились мучений и не отреклись от Христа.

Важнейшей задачей для всех православных людей нашего края должна стать деятельность, направленная на увековечивание памяти новомучеников и исповедников, просиявших в Пермском крае. Мы должны реальными делами веры, любви и милосердия почтить подвиг наших святых, благодаря которым Православие не погибло в горниле тяжких испытаний на нашей многострадальной земле, обильно политой кровью мучеников за веру. Не осознав величия и значимости их жертвы, мы не сможем понять и найти пути выхода из непрекращающегося вот уже почти целый век кризиса в нашем земном Отечестве. Кризиса, который стал следствием безбожия, забвения веры и уничтожения народных святынь, которые веками созидались нашими предками, начиная с проповеди Евангелия Христова святителем Стефаном Великопермским, основавшим Пермскую епархию 625 лет назад.

Дата 625-летия со дня основания епархии также не должна пройти незамеченной нашим обществом в наступившем году благости Божией. Эта памятная дата должна напомнить всем жителям Пермского края об апостольском подвиге святителя Стефана Великопермского и вдохновить духовенство, мирян, церковную интеллигенцию в их свидетельстве окружающему миру об исторических корнях и подлинных христианских истоках нашей культуры.

В минувшем году были продолжены работы по восстановлению Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря, который постепенно обретает известность всероссийской святыни со статусом возрождающегося Уральского Афона. В настоящее время находится в стадии завершения исторический облик Крестовоздвиженского собора монастыря, какой он имел в дореволюционные годы до его закрытия. Заботами Губернатора и Правительства Пермского края завершено благоустройство монастырской соборной площади, укреплены склоны Белой Горы по периметру собора, перестроена трапезная, благоустроены места пребывания и отдыха не только для паломников монастыря, но и для посещающих Белогорье туристов.

По-прежнему много внимания уделяется возрождению Слуцкой церкви, временно приспособленной под кафедральный собор Пермской епархии. Свято-Троицкий собор увенчан купольными крестами заново возведенных малых барабанов четверика храма и колокольни, украшен разливающимся по округе богослужебным перезвоном колоколов и церковным благолепием нового иконостаса с великолепными иконами и утонченной вязью резьбы по дереву, гармонично сочетающимися с афонскими святынями – подлинными копиями чудотворных икон, привезенными в Пермь со Святой Горы Афон.

Этому собору придется еще не один год нести функции главного кафедрального храма епархии, поскольку исторический Спасо-Преображенский кафедральный собор по прежнему остается приспособленным под Пермскую государственную картинную галерею. Мы знаем о заботах и желании губернатора Пермского края построить новое здание картинной галереи, достойное для размещения в нем произведений искусства. Но нам также известны и противоположные силы, которые «всеми правдами и неправдами» пытаются остановить процесс возрождения Православия в Пермском крае и как можно далее отодвинуть время, когда в Спасо-Преображенском соборе будет ликвидирована «мерзость запустения на святом месте», которая пребывает там по сегодняшний день. Мы призываем всех верующих Пермского края в течение всего этого года возносить молитвы, чтобы Господь помог Правительству Пермского края ускорить процесс проектирования нового здания картинной галереи, чтобы как можно скорее были начаты работы по его строительству с последующим возвращением кафедрального собора законному владельцу – Русской Православной Церкви, у которой храм был насильственно изъят безбожной властью большевиков в 30-е годы ХХ-го столетия и кощунственно приспособлен арендаторами под размещение учреждения культуры.

28 декабря подписан акт о передаче Пермской епархии здания Архиерейских покоев, которое ранее было занято под размещение экспозиций Краеведческого музея, ныне перемещенного в здание бывшего дома пароходчика Мешкова. Мы благодарны Правительству Пермского края за внимание к нуждам Пермской епархии Русской Православной Церкви. Без возвращения церковного имущества не может быть и речи о возрождении духовного образования и просвещения Прикамья светом Христовой веры – веры наших отцов и дедов, не жалевших средств на украшение храмов и хранившихся под их сводами вековых народных святынь.

Однако также смело мы должны взглянуть и на обратную сторону медали, на которой отображены антиправославные силы. Наглядным тому примером служат сознательные препятствия возвращению в лоно Пермской епархии Свято-Троицкого кафедрального собора и Богоявленской церкви в городе Соликамске, где нынешнее руководство городской администрации продолжает жить стереотипами большевизма и воинствующего богоборчества, позволяющего главе города Соликамска публично заявлять в прессе антицерковные высказывания.

Так корреспонденту «Российской газеты» в июле истекшего 2007 года в администрации Соликамска заявили, что при запланированном воссоздании исторического облика Свято-Троицкого кафедрального собора и расположенных рядом Торговых рядов «власти оставляют за собой право на смену функционального назначения здания церкви» – кафедрального собора, поскольку «там может располагаться любое административное или культурное ведомство».

Трудно сказать – чем же отличаются подобные «мнения» городской администрации Соликамска от действий уполномоченных Совета по делам религий времен хрущевских гонений на веру, когда власть уже не могла приговаривать священнослужителей к расстрелу или к каторжным работам в лагерях, но обладала полномочиями превращать храмы, в лучшем случае, во временно приспособленные больницы, учебные заведения, музеи и другие учреждения культуры, многие из которых до сего дня располагаются в церковных зданиях в качестве незаконных арендаторов, как мы видим это на примере города Соликамска.

В наше время не так сложно найти среди административных работников индивида, который был бы не прочь «помахать шашкой» в церкви, покомандовать на принципах упраздненного института уполномоченных Совета по делам религий, о возрождении которого так ратуют некоторые представители администрации, излишне озабоченные ностальгией по внезапно «отжившему свой век безбожию», прикрывая свои тоталитарные посягательства заботой об Отечестве и проживающих в нем религиозных меньшинствах, забывая при этом, что подобный «псевдопатриотизм» мешает им проявить точно такую же заботу о защите религиозных прав и гражданской свободы православного большинства населения, которое если не по вере, то по принадлежности своих исторических корней к православной культуре, является православным и составляет преобладающее большинство жителей Пермского края. Пусть некоторые из них пока еще редко посещают церковь, однако хотя бы раз в год они приходят в храм, чтобы заказать отпевание или панихиду о упокоении усопших родных или близких, поставить в храме перед чтимой иконой свечу и помолиться о своем благополучии, или приводит детей, чтобы в церкви над ними было совершено Таинство Крещения.

Подтверждением этому служит и сугубо прагматичное, утилитарное использование соликамского чудотворного образа святителя Николая, возможность доставки которого в Пермь с целью использования доверчивости православных людей на выборах одного из кандидатов в Законодательное собрание Пермского края в декабре прошлого года администрация Соликамска сочла возможным, а пребывание святого образа в кафедральном соборе города Перми признала невозможным, демонстративно проигнорировав при этом имевшуюся ранее договоренность с епархией, учитывая при этом тот факт, что Церковь принимала самое активное участие по возвращению иконы из Москвы в Соликамск. Таким способом множество собравшихся в Пермском кафедральном соборе верующих и духовенство из разных приходов епархии были лишены возможности преклонить свои колена перед краевой святыней и помолиться угоднику Божию о своих нуждах и печалях перед его чудотворным образом.

Мы и ранее напоминали руководству городской администрации Соликамска о недопустимости хранения святого образа в сейфе коммерческого банка, в котором его как в темничных узах более года прятали от пермского народа музейные работники. В наступившем новом году мы в очередной раз призываем всех верных чад Русской Православной Церкви усилить молитвы к Богу и святому угоднику Божию святителю Николаю Чудотворцу с просьбой о ниспослании свыше помощи Божией в деле возвращения Пермской епархии соликамского Свято-Троицкого кафедрального собора и, вместе с ним, чудотворного образа святого Николы – величайшей Святыни не только города Соликамска, но и всего Пермского края, историческое место которого всегда было в храме, откуда икона незаконно была изъята безбожной властью большевиков и находится в руках атеистов, которые до сих пор не обрели способности осознать, что кроме материальной ценности этот чудотворный образ представляет собой святыню, которой нет цены и которая используется региональной властью не по назначению.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, обращаясь в проповеди к богоспасаемой Пермской пастве, сказал: «В Советском Союзе хотели построить счастье без Бога и сейчас все мы знаем, чем заканчивается это строительство «безбожного рая на земле». Оно закончилось точно так же, как и строительство Вавилонской башни: все рухнуло, и мы все чуть не погибли под этими страшными развалинами. И теперь только безумный человек может отрицать то, что явлено всему народу в его историческом опыте. Россия, верная Богу – это великая страна! – подчеркнул митрополит Кирилл. – Россия, отрекшаяся от Бога – это очередные руины. И у нас нет другого пути: есть только один путь и чем быстрее мы все это поймем, тем будет лучше для каждого из нас и для страны в целом».

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю каждого из вас и всех жителей Пермского края с великим праздником Рождества Христова и с Новым Годом наступившего Новолетия благости Божией!

Днесь родившийся Богомладенец Христос да дарует благословенной Пермской земле в наступившем новом году благоденственное и мирное житие и да сохранит Господь всех вас в добром здравии на многая и благая лета!

Благословение Божие да пребывает на вас!

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский,

Рождество Христово

2007/2008 года

Пермь