Поиск по сайту
Наши сайты
Интервью от 20 января 2010 г. |
Интервью,
данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом газете «Звезда» Встречи в редакции Епископ Пермский и Соликамский Иринарх:
Церковь должна реагировать
на все явления жизни
Первым гостем редакции "Звезда" в новом 2010 году стал епископ Пермский и Соликамский Иринарх. Владыка напомнил, что свое первое интервью после вступления на Пермскую кафедру семь лет назад он дал именно нашей газете. И вот – очередная встреча, которая еще раз доказала насколько высок взаимный интерес к духовно-нравственному возрождению общества. Епископ Иринарх ответил на все злободневные вопросы журналистов, обозначил свою позицию по самым актуальным проблемам.
– Владыка, как развиваются отношения Русской Православной Церкви с другими традиционными конфессиями в Пермском крае и какие вы здесь видите перспективы? Известно ваше критическое отношение к Межконфессиональному комитету. Что-то в этом плане изменилось? – В Пермском крае традиционными конфессиями считаются Православие, Ислам, Иудаизм, Католицизм, Лютеранство и Старообрядчество. Мы никогда не закрывали двусторонних отношений со всеми этими религиозными объединениями. Но и та декларативная по существу организация определенных кем-то представителей традиционных религиозных объединений, получившая название Межконфессиональный консультативный комитет (МКК), никаким образом устроить нас не могла. В чем здесь проблема? Изначально – пермская региональная власть через МКК пыталась продолжать советскую политику уравниловки всех религий. Уравнять не в правах по действующему законодательству – здесь мы все равны, а посредством создания единых условий деятельности всех религиозных объединений, то есть, как для немногочисленных в регионе католических общин, так и для многочисленных православных общин и приходов, что является на мой взгляд несправедливо, так как равенство подменяется уравниловкой. МКК стал инструментом такой уравниловки религиозных объединений. Делалось все, чтобы не дать Православной Церкви возможности динамично развиваться. И вот вся эта система работала так: если я собирался идти к губернатору (это было в 2002-2003 годах), то мне заявляли, что это возможно только в рамках МКК – вместе с другими руководителями традиционных конфессий. А зачем они мне там нужны? У меня свои проблемы – с землей, имуществом, образованием, духовным просвещением – у них этих проблем нет! Есть у них какие-то интересы к Русской Православной Церкви? Нет. Так почему я должен постоянно на них оглядываться? На Образовательном форуме Приволжского федерального округа, который проходил в Перми в 2007 году, одной из важнейших задач было обоснование и разъяснение необходимости преподавания «Основ православной культуры» в государственных образовательных учреждениях. Однако в этом вопросе Русская Церковь не только не была поддержана со стороны традиционных конфессий Прикамья, но наоборот ими было высказано отрицательное отношение к этому – в духе чиновничьих утверждений, до сих пор выводимых из стереотипов атеистических времен. Действительно в образовательном пространстве у религиозных объединений совершенно различные возможности. Например, мы открыли гимназию, Пермское духовное училище, которое в конце минувшего года реорганизовано в духовную семинарию, имеются Регентское и Иконописное училища, третий год идет становление Училища медицинских сестер милосердия – нам нелегко, но мы исходим из наших насущных потребностей и имеющихся возможностей. А другие религиозные объединения в нашем регионе потребности в этом, да и возможностей не имеют. Так вот власть в лице некоторых представителей делала все, чтобы не дать нам возможности подобного развития. По сути, Межконфессиональный комитет использовался в качестве орудия не только против Православной Церкви, против епархии, но и был инструментом формирования негативного общественного мнения относительно не угодных религиозных объединений. Именно через МКК пытались втянуть Пермскую епархию Русской Православной Церкви то в неприятие по отношению к одному из муфтиев в Перми, которого почему-то называли ваххабитом, то по отношению к раввину второй ветви Иудаизма в Перми … Разве можно было позволить втянуть православную епархию в подобного рода конфликты, которые являются исключительно внутренним делом данных религиозных организаций и должны решаться исключительно внутри них. В данном случае руководителями Ислама и Иудаизма? Другой вопрос, когда нужно чем-то помочь, оказать братскую помощь в каких-то разумных ситуациях. Это – пожалуйста. Когда муфтий Хузин обращался ко мне – я всегда его поддерживал. Когда попросили уступить часть средств, которые выделены губернией для Православной Церкви, и передать их в помощь лютеранской кирхе – я также ответил, что мы возражать не будем. То есть – существуют вопросы допустимые, а есть абсолютно недопустимые аспекты в межрелигиозных отношениях. В конце концов мною было предложено создать Межрелигиозный совет в Прикамье, который будет отвечать интересам абсолютно всех традиционных конфессий, в состав которого войдут и березниковский католический приход, и второй пермский Муфтият, и общины двух ветвей Иудаизма. И этот Межрелигиозный совет был действительно создан, в котором присутствовали все за исключением второй ветви Ислама (последнее – это позиция Пермского Муфтията в качестве условия участия мусульман в его работе). Но один из уже бывших сотрудников администрации края, который отвечал за региональные религиозные отношения, предпринял все возможное, чтобы удержать Межконфессиональный консультативный комитет – этот давно устаревший, ненужный и вредный для развития здоровой религиозности в крае орган, созданный при его непосредственном участии. В результате получилось так, что вышепоименованные традиционные конфессии, пытались сидеть "на двух стульях" одновременно, сохранив свою приверженность МКК и войдя в Межрелигиозный Совет Пермского края. Таким образом Межконфессиональный комитет не был распущен, он не был также и усовершенствован. Пермская епархия отступила, но мною было категорически заявлено, что в данном случае Русская Православная Церковь в МКК участвовать не будет. Члены МКК, придпринимая попытки реанимировать его, сделали публичное предложение о том, что они могут обходиться без православных и что пусть Русская Церковь смотрит на их деятельность со стороны – будет «наблюдателем» в кавычках. Что же, пусть будет так – предложение принято. Однако теперь, когда на различных мероприятиях религиозное представительство ограничивается лишь лидерами региональных конфессиональных меньшинств без участия РПЦ, то среди общественности возникает недоумение и вполне законный вопрос: где Русская Православная Церковь и почему данные устроители торжеств не могут найти общего языка с преобладающим православным большинством жителей Пермского края? Я всегда говорил и повторяю вновь, что на межрелигиозных встречах нужно говорить не о вопросах, которые способны разделить религиозные конфессии, а о том, что нас всех объединяет. Этим объединяющим началом являются общечеловеческие нравственные ценности, лежащие в основе мировых религий, которые способны предоставить общую для всех платформу для совместного участия в жизни общества, нравственного воздействия на молодежь, возрождения высокой духовности и традиционной национальной культуры через возвращение народа к вере своих отцов. Мы всегда – как раньше, так и сегодня – остаемся для всех открытыми, потому что все мы дети Божии, хотя и очень разные, и все мы граждане одной страны – нашего земного Отечества России. – В том числе и для старообрядцев? – Да, в том числе. Не забывайте, что старообрядчество – это раскол, отделившийся от полноты Русской Православной Церкви. Большинство старообрядцев всегда были недружелюбно настроены к так называемой ими «Никонианской Церкви». Однако Поместный Собор Русской Церкви, вынесший постановление о запрещении старообрядцев, ушедших в раскол, определил время действия запрета до тех пор, пока не исчезнет в них «дух противления». Запреты сегодня сняты, но проблема осталась и она не в нас – мы открыты и к старым обрядам, однако «дух противления» может быть изжит только силами самих старообрядцев. Вот, например, на постсоветском пространстве мы были открыты к Русской Зарубежной Церкви и пришло время – мы восстановили единство, по крайней мере, литургическое единство реально существует сегодня. – А есть ли у Русской Православной Церкви интерес искать общее не только с другими конфессиями, но и с атеистами? – Мы все выросли в атеистическом обществе – мы же граждане одной страны. И Церковь никогда не была агрессивна к атеистам, наоборот, атеисты были агрессивны к верующим людям. Кто порушил церкви, кто срывал кресты с детей в школах? Советская атеистическая психиатрия даже ставила диагноз: если человек религиозен, значит он не здоров психически. Получалось так, что весь мир болен, а атеисты, составлявшие в 70-е годы не более 9% населения всей планеты – здоровые? И сейчас мы рады, что у нас развивается общество, которое не враждебно, а открыто к религиозному человеку и его религиозным переживаниям. Но сейчас очень много людей, которых не назовешь атеистами, ибо они просто не верующие в Бога. Атеист несет в себе враждебность к религии, не признает свободы совести другого человека, во всем считает себя критерием истины. А просто неверующий человек, защищая свою свободу совести, не препятствует верить другим и уважает их религиозные чувства. Как обращаться с таким человеком? По слову апостола Павла следует всегда проповедовать слово Божие и если Бог откроет сердце человека, он примет учение, а если не откроет, потому что человек противится Божественному Откровению – мы ничего сделать не сможем. Вся христианская миссия должна быть основана, как принято говорить в наши дни, на этом принципе свободы совести человека. К тем, кто не принимает Бога, отношусь терпимо как к согражданам страны, в которой мы вместе живем и которая для всех нас является земным Отечеством – Родиной. В этом и заключается свобода совести каждого человека. Конечно, мы скорбим о том, что атеисты и люди неверующие не ценят религиозных традиций и может быть навсегда утратили веру своих отцов. Но как говорит русская народная пословица: «невольник не богомольник». Поэтому насильно затягивать в Церковь я никого не хочу и не желаю, чтобы это делали другие. – Владыка, а как борется Русская Православная Церковь с сектантами? В Прикамье их развелось очень много... – Что значит бороться с сектантами? Это что – обличать, гнать их, вешать на них ярлыки? Нет – я так не думаю… Авторитарные и тоталитарные религиозные организации именно таковыми и являются, поскольку Истину, данную нам Христом в Евангелии, подменяют авторитетом, а свободный выбор человека подменяют различными формами давления на него, паразитируя на религиозной необразованности людей. Вот почему Церковь без устали убеждает государство и гражданское общество в необходимости преподавания в школе духовных основ христианства. Когда человек познает духовные законы своей жизни, то он сможет сделать для себя свободный выбор мировоззренческой и вероучительной системы и не станет жертвой обмана и псевдорелигиозного манипулирования. Сегодня положение дел по противодействию сектантам не простое. В настоящее время преподавание «Основ православной культуры» стало возможно лишь в небольшой части школ Пермского края. Большая часть людей современного общества не имеют элементарных религиозных знаний. Сплошь и рядом религиозная духовность подменяется суевериями. Вы прекрасно знаете, в каком состоянии я получил епархию. Она была нищей, в долгах и практически развалена. Кадровый состав духовенства не готовился на всем постсоветском пространстве, большая часть священнослужителей прибыла в Пермь из Западной Украины и Белоруссии. И сегодня следует высказать слова благодарности за то, что в те непростые годы торжества безрелигиозности нашлись в братских республиках люди, которые несмотря ни на что приехали на Урал и духовно окормляли народ Божий. То есть мы практически паразитировали на других регионах. А сейчас кадры готовим свои, из других регионов в наших учебных заведениях обучаются считанные единицы. Это не потому, что я плохо отношусь к украинцам, белорусам или иным национальностям. Просто полагаю нормальным ситуацию, когда основная часть духовенства имеет местные корни. И к этому сегодня в епархии прилагаются большие усилия. Тем не менее на сегодняшний день мы испытываем по-прежнему острый дефицит в духовенстве, не хватает более сотни священников! А для работы с сектантами нужны особые люди – миссионеры. Их надо подготовить. Причем на современном уровне, а еще лучше – направить их поучиться миссионерской деятельности за рубежом. В Советском Союзе подобная деятельность была запрещена, мы практически утратили способность вести эту работу и сейчас надо все возрождать заново. Много сил уходит на то, чтобы доказывать перед властью и гражданским обществом права Церкви на храмы, которые в богоборческие времена были отобраны у народа и по сей день используются не по назначению. Этим активно пользуются сектанты, выстраивая свои упрощенные структуры, не требующие архитектурно украшенных церквей, ни вековых народных святынь, ни совершения церковных Таинств в том виде, как они совершались нашими отцами и дедами. По сей день мы продвигаемся мелкими шажками, преодолевая стереотипы общественного сознания, прочно сложившиеся в советские времена. В условиях, когда запреты советского времени на деятельность новых религиозных образований сняты, в наше общество хлынули западные сектанты, которые не только хорошо подготовлены, но и финансово обеспечены. Святейший Патриарх Кирилл, когда еще был митрополитом, приводил следующее сравнение по отношению к западным миссионерам: с одной стороны выходит профессиональный боксер с поставленным ударом, а с другой – простой мужичок, не имеющий никаких понятий в боксе. Так вот эти сектантские миссионеры, подобно хорошо обученным боксерам, выходят на ринг, заранее зная, что им нужно делать, чтобы овладеть душами неопытных людей. И чаще всего это не миссионеры в христианском понимании этого слова, а религиозные бизнесмены, преследующие свои материальные, узкокорыстные интересы. Да, зачастую там весьма большие деньги крутятся и эти люди очень хорошо знают, за что они борются. А мы – православные, в этой сфере существуем лишь на добровольных пожертвованиях. Чтобы нам подготовить своих миссионеров в Пермском крае, нужно время и средства. Будет у нас хорошее духовное образование, будет у нас достаточно духовных школ и молодых людей – воспитанников духовных учебных заведений из числа местного населения, которые хорошо знают традиции и быт своего народа – тогда и миссионерская деятельность пойдет на лад. – В прошлом году Вы сделали огромный шаг вперед в развитии духовного образования – в Перми наконец-то появилась семинария... – Да, декабрьским решением Священного Синода Пермское духовное училище преобразовано в духовную семинарию. Сейчас мы оформляем документы, готовимся к перерегистрации. Училище уже давно переросло статус среднего учебного заведения – в течение почти трех лет мы давали нашим студентам высшее семинарское образование. Обучаясь в Перми, они сдавали экзамены и защищали свои дипломы в Екатеринбургской духовной семинарии. Особенно приятно, что два наших выпускника в минувшем году поступили в Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии. Святейший Патриарх Кирилл оценил нашу работу и дал согласие на то, чтобы в Перми была своя духовная семинария, если после инспекторской проверки мы выдержим все условия, включая и наличие отдельного здания для размещения учебного заведения. Проверка прошла успешно и мы сегодня официально имеем в епархии школу с высшим духовным образованием. – Ведутся дискуссии по поводу визита Патриарха Кирилла в Грузию. Есть очень агрессивные высказывания, типа, зачем Церковь лезет не в свое дело? Это политика, а Церковь должна заниматься своими делами. Ваше отношение к этому, и участвует ли Православная Церковь в политике в Пермском крае? – Церковь должна реагировать исключительно на все явления жизни. Потому что наши верующие – они и в политике, и в партиях, и во всех областях – медицине, науке, армии, тюрьмах ... Церковь должна присутствовать везде. Но в Церкви каждый должен заниматься своим делом. Святейший Патриарх уполномочен полнотой Русской Православной Церкви отвечать за все, в том числе и заниматься политикой, общаться с представителями партий, с российским Правительством и другими делами. Мой уровень – это уровень Пермской губернии, ибо перед каждым Управляющим епархией стоят подобные же задачи, которые возникают в границах Пермского края. Другой вопрос, что наши партии, если и смотрят в сторону Церкви, то чаще всего ищут выгоды для себя, какой бы кусок отхватить побольше. Я стараюсь никому не давать такой возможности. Но если бы они подходили так, как, например, пермское отделение «Единой России» в бытность Владимира Рыбакина – по вопросам совместного нравственного вклада Церкви и партии в общество, в духовно-нравственное воспитание молодежи, я готов сотрудничать, ибо последнее не противоречит каноническому мышлению Православной Церкви. В подобных сферах мы готовы сотрудничать со всеми структурами власти и гражданского общества, за исключением из списка экстремистских движений. – В фильме "Царь" одну из ролей играет Иван Охлобыстин – священнослужитель. Как вы относитесь к такому факту? Рукоположили бы вы актера, и были ли случаи, когда вы отказывали в рукоположении? – Я всегда очень осторожно и внимательно отношусь к любому человеку выразившему желание принять сан священнослужителя. Не только актера, но и любого человека нельзя так вот сразу рукополагать в сан священника. Но актер – это особого рода человек, которого безусловно отличает творческий порыв, стремительность и динамика переживаний, ранимость и высочайшая чувственность. Поэтому здесь нельзя торопиться, необходимо разобраться… Скорее всего я предложил бы ему поучиться лет пять, мы присмотрелись бы к нему, да и сам бы он за это время разобрался в себе, а потом сделали бы вывод, сможет ли он быть священнослужителем, ведь выбор священника бывает только один раз и на всю жизнь. Был такой случай – ко мне обратился молодой человек с просьбой о рукоположении, который утверждал, что хотел бы стать священником. А я в нем усмотрел какую-то внутреннюю обиду и недовольство жизнью. Оказалось, что он отсидел два года в заключении – по молодости, будучи слегка навеселе, ударил милиционера. Он не был преступник, а просто оступился в своей жизни. Получил срок и после выхода из заключения в нем осталась обида, как говорится, на всю жизнь, на власть, на милицию. Он считал, что в своих действиях был прав и хотел доказать это всему миру путем вступления в ряды священнослужителей. Однако таким образом проблемы не решить и я посоветовал ему хорошенько подумать и разобраться в себе, решить сначала свои внутренние проблемы. Потому что пока он будет лелеять в себе эту «змею обиды на весь мир», ему не никто не сможет помочь. Человек сам должен уничтожить в себе страсть, используя для этого благодатную помощь и Таинства Церкви, помощь священника, но осознать это прежде всего он должен сам. Ведь церковь сильна чем? Она подсказывает человеку, как с помощью Божией самому исправить себя. Через год этот человек вновь пришел ко мне и сказал: «Я решил свою проблему, я действительно в себе носил это зло, но сейчас я уже не хочу стать священником, ибо это не для меня». Вопрос был снят. А что толку было бы, если бы мы его рукоположили? Через несколько лет заявил бы, что хочет вернуться в мир!.. – Получается, вы человека насквозь видите? – Есть люди нескрытные, у которых внутренние проблемы проявляются во вне, а есть и такие, которые очень тщательно их скрывает от других. Священник смотрит на мир прежде всего с нравственной стороны. И со временем у него вырабатывается своя духовно-пастырская интуиция. К примеру, мне довелось почти 15 лет быть больничным священником. И когда приходил причащать больных, то всегда примерно знал, кого вижу в последний раз. Как правило, не ошибался. Так же и человека, приходящего на исповедь, опытный священник легко может определить – скрывает от него человек правду или говорит искренне о своих духовно-нравственных проблемах, раскаивается в своих грехах или же подходит к Таинствам Церкви формально. – После трагедии в "Хромой лошади" некоторые священники в проповедях были очень жестоки по отношению к жертвам пожара. Говорили о том, что они грешники... Это позиция всей Церкви или отдельного священника? – Нет, не всей Церкви. Просто у подобных священников отсутствуют пастырские качества. Когда человек в беде, грешник ли он великий или праведник, священник прежде всего должен помочь ему справиться с горем и дать ему утешение в скорби, а не подливать масла в огонь. Я неоднократно приводил слова Христа из Евангелия: «Или думаете ли, что восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 4-5). Так же и погибшие в огне ночного клуба «Хромая лошадь» не были грешнее оставшихся в живых. Но если мы не сделаем правильных духовно-нравственных выводов из того, что случилось с людьми в эту роковую ночь, как до сих пор так и не сделали нравственных выводов из недавней трагедии с крушением «Боинга» в Перми, из аварии на березниковской шахте, из других бедствий, которые потоком обрушились на Пермский край в последние годы, то трудно представить, что всех нас ожидает спокойное будущее впереди … В храмах за богослужением мы ежедневно молимся о даровании нам «христианской кончины, непостыдной и мирной», чтобы Господь сподобил человека достичь глубокой старости и он смог увидеть «сынов своих сыновей», то есть внуков и правнуков. Самое печальное в том, что люди, погибшие в ночном клубе «Хромая лошадь», были лишены этого дара Божия и Бог попустил им смерть, наступления которой не пожелаешь и врагу Отечества. Многие скончались внезапно для них в состоянии, когда человек, вступая на порог вечности, лишен был возможности даже дать отчет о своей жизни при завершении жизненного пути, когда при своем последнем издыхании человек не мог обратиться к Богу и хотя бы произнести: «Господи, прости меня за мои прегрешения и прими таким, какой я есть, прости мне все злое, сотворенное мною в моей жизни!» ... Вот в этом беда случившегося, а не в том, что они были грешнее или праведнее других. Всем нам следует помнить слова, высказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по случаю пермской трагедии, потрясшей всю нашу страну: «Сегодня, когда в России вновь погибло большое количество людей, мы должны крепко задуматься над причинами происходящих трагедий. Те, кто имеет дело с большими скоплениями людей, должен глубже и сильнее осознать ответственность за жизнь и здоровье ближних. Стоит помнить и об опасности неумеренных развлечений, которые могут кончиться бедой и скорбью. Пусть чувство ответственности, сделав нас более внимательными и строгими к своим действиям, позволит избежать трагических случаев в будущем». Именно поэтому Святейший Патриарх Кирилл в богослужебном языке сформулировал огненную пермскую трагедию словами: «по человеческому неразумию и греховности огнем убиенных». Прежде всего – по человеческому неразумию и греховности тех, кто создал условия для пожара, то есть владельцев этого ночного клуба и тех чиновников, которое поощряли подобные нарушения норм безопасности. То, что далеко не все в порядке в нашем городе и крае, что в нашей жизни имеют место серьезные перекосы свидетельствует официальная статистика. Храмов, в которых ежедневно совершаются богослужения, в Перми не более 10 (в спальных районах фактически вообще их нет). В то же время ночных клубов – 22, ресторанов – 87, кафе – 452. Во всех этих учреждениях продают спиртное и там есть все условия для увеселительного препровождения времени... Если же взглянуть на состояние культуры, то в сравнении с питейными заведениями в нашем городе насчитывается всего 15 домов культуры, которых так же мало в городе-миллионнике, как и городских храмов. Поэтому мы совсем недалеко ушли от начала 90-х годов – первых лет процессов перестройки и освобождения от застоя в нашей стране, когда благодаря наследию атеистического прошлого религия и нравственность отодвигались на 14-е место после экономики, а о культуре за два последних десятилетия почти совсем забыли, финансируя ее по остаточному принципу. При этом только за девять месяцев минувшего 2009 года в Пермском крае на 17% возросло количество самоубийств (228 чел.); жертвами убийств стали 150 человек, что говорит о росте на 9,5 %; от случайных отравлений наркотиками погибло 103 человека; удельный вес подростковой преступности составляет 9,4 %. Оцените эту ситуацию! Вот что надо осуждать. Низкий уровень культуры и нравственности. А нравственность всегда стремительно падает в безрелигиозном обществе и ведет к его распаду и разложению. Но людей, которые погибли в пожаре или позднее скончались от мучительных ожогов, судить нельзя: они уже предстали перед Вечным Судией – Богом, а нам надо молиться об упокоении их душ и, говоря по человечески, сострадать горю их близких и родных. В этом и состоит моя позиция, которая содержится во всех моих официальных обращениях и словах. – Владыка, каковы сейчас ваши отношения с Пермской художественной галерей? Когда в конце концов здание будет передано епархии? – Скорее всего этот вопрос не ко мне, а к органам власти и к тем, кто отвечает за хранение уникальных художественных ценностей. Я неоднократно говорил, что проблема состоит не в освобождении кафедрального собора, а в размещении картинной галереи. Но меня не слышат… Согласитесь ситуация ненормальная. За 74 года существования советской власти не нашлось возможностей разместить картины в специально построенном для этой цели здании. Надругались над храмом и отмахнулись от искусства. Но ведь уже минуло 18 лет с тех пор как провозглашена новая Россия. Вот уже восемь лет моего служения на Пермской кафедре, а далее разговоров о намерениях возвращения Спасо-Преображенского кафедрального собора дело не продвигается. Человек, который поставлен во главе картинной галереи, по-моему, не думает о ее будущем. Потратили столько миллионов на составление проекта нового здания для галереи и, несмотря на это, губернатор вынужден был его зарубить. Где были руководители галереи, когда этот проект разрабатывался? С их стороны просто проявлена халатность и преступное отношение к использованию государственных денежных средств. А Спасо-Преображенский кафедральный собор надо освобождать – в этом состоит наше покаяние за содеянные страшные преступления против Бога на пермской земле, пора наконец-то поставить все на свои места. Мы договаривались, что ждем пять лет. Прошло восемь. Что-нибудь сдвинулось с мертвой точки? Нет, ибо «воз и поныне там». Святейший Патриарх Кирилл на нашей последней встрече сказал, что если Пермская губерния не может решить этот вопрос своими силами, мы вынуждены будем привлекать к этому вопросу президентскую администрацию. Смотрите, что получается: дворец культуры им. Ленина, в котором вполне могла бы разместиться картинная галерея (там 10 тысяч квадратных метров площади, а галерея занимает 7 тысяч кв. м), продали пятидесятникам практически за бесценок. Сейчас этот молитвенный дом стал крупнейшим в Европе! Святейший Патриарх отметил, что Пермь превращается в центр европейского неопятидесятничества. В письменной резолюции по годовому отчету епархии Святейший Патриарх Кирилл обращает наше внимание на то, что «в миссионерской работе Пермской епархии следует особым образом обратить внимание на усиление в регионе нехристианского религиозного фактора и развитие деятельности пятидесятников», которые на основе прозелитизма совращают в свои сети православное население в Перми. Почему представители нашей культуры молчали, когда отдавали этот дворец культуры им. Ленина? И чего сейчас ждут, когда земля полнится слухами о том, что может и не надо строить новое здание для картинной галереи, а создать "Музей деревянной скульптуры", который будет колесить по миру, а все картины распределить по музеям губернии. Ведь у нас с торговлей хорошо получается, ибо не только ДК, но и здание семинарии продали, и храм семинарский продан в четвертый раз, может и картины распродадим и погреем на этом руки. И кто же в этом виноват? Русская Православная Церковь в лице Пермской епархии, которая требует вполне законного возвращения своего кафедрального собора или же руководители галереи и культуры, которые бездумно израсходовали выделенные деньги и практически поставили крест на строительстве специально приспособленного здания для картинной галереи? И почему мы уже четвертый год не можем поставить даже крест на колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора? Деньги есть, желание есть, даже поддержка губернатора имеется. А руководитель галереи противится! Нам говорят: строительные леса будут мешать входу в галерею. А ранее говорили, что мусульмане будут против установления креста на шпиле колокольни. Выдвигали и другие препятствия – вздор всякий. Простите, под лесами можно сделать коридор и все будут спокойно ходить, и мусульманам, если таковые найдутся в действительности, нет оснований возмущаться, поскольку это православный храм, а не мечеть. Просто некоторые люди, негативно настроенные и живущие антирелигиозными стереотипами, искусственно создают все это, чтобы не допустить в здание кафедрального собора Церковь. Вот, кстати, еще один вопрос к руководству картинной галереи. Кто убрал с Соборной площади пивные ларьки? Русская Православная Церковь! А почему галерея не мешала установке этих ларьков? Сначала был один, потом два, три, четыре... Уже на ступеньки сквера забрались торговцы пивом и вином. Возле Поклонного Креста поставили мангал, чтобы шашлык жарить, превратив территорию вокруг христианской святыни в отхожее место. Я просто напугался, что скоро прямо на ступенях кафедрального собора будут торговать пивом и сигаретами, ибо ларьки уже приблизились вплотную к паперти собора. Только решение Губернатора о создании духовного квартала на территории прилегающей к кафедральному собору позволило наконец-то прекратить дележку этой части набережной. Этот замысел по инициативе главы города получил свое начало в переименовании площади перед главным храмом Губернии в Соборную, на реставрацию которой были сфокусированы усилия «Лукойл-Пермь» к юбилейной дате пермских нефтяников. Сейчас это достойное и любимое место для отдыха горожан, без всяких пивных ларьков и торговцев сигаретами. Конечно, мы по-прежнему будем требовать возвращения епархии ее главной святыни – Спасо-Преображенского кафедрального собора. Однако сегодня, похоже, все ждут, когда Владыка Пермский решительно заявит, что пришло время и картинную галерею надо переводить в другое место. После этого на православного Архиерея можно будет наброситься в очередной раз – мол, вот что делает Владыка в Пермском крае. Да, я делаю свое дело! Я поставлен отвечать за Православие и православную духовность в Пермском крае. Но без имущества, без помещений я ничего сделать не смогу. Я не ангел. Я не могу молиться вместе со пермской паствой на облаках. И прошу только то, что необходимо для жизнедеятельности верующих граждан, для их духовного окормления священнослужителями Русской Православной Церкви в Пермском крае. – Владыка, а сколько церквей в Прикамье? – Пермская епархия до революции имела где-то 750 храмов и часовен. Потом почти все было порушено. Здесь воинствующие безбожники потрудились больше, чем в других регионах. В советские времена остались открытыми около сорока церквей. Сейчас число действующих храмов постоянно меняется, потому что открываются новые приходы. По данным на конец истекшего года Пермская епархия имеет 209 приходов. В начале года может быть зарегистрировано еще два-три прихода. Есть и отдельные часовни в количестве 28. Однако Пермскому краю необходимо иметь не менее 400 храмов. Это создаст нормальные условия для возрождения Православия на Пермской земле. Самая большая проблема – в Перми, где основные храмы сгруппированы в центре города, а спальные районы совсем не имеют храмов. Верующим порой приходится ездить в церковь на богослужения за десятки километров. А главное, нам не дают строить новые здания городских церквей. Причин здесь много и самая главная из них упирается в чиновников среднего звена... В этом плане в России мы находимся в хвосте. – Владыка, как Вы считаете, не стоит ли сделать богослужения доступнее, переведя их с церковнославянского на русский язык? Ведь тогда церковь станет ближе более широким массам людей... – Русификация церковнославянского богослужебного языка шла постоянно по мере переиздания книг. Если вы возьмете богослужебные книги XVI – XVII-го веков и сравните их с современными, то увидите, насколько они разные. В послереволюционные годы ХХ-го века этот процесс приостановился, потому что в СССР церковных книг не издавали порядка семидесяти лет и мы вынуждены были пользоваться старыми богослужебными книгами дореволюционного издания... Конечно, все то, что возможно, в церковнославянском языке нужно русифицировать. Но в этом процессе есть своя проблема – ноты. Ирмосы, например, переводили с греческого языка на славянский как кальку. И ноты положены на них. И если упразднить церковнославянский язык, мы упраздним и традиционное нотное пение. А скажите – литургию Чайковского сейчас кто-нибудь напишет? А всенощную Рахманинова? Такие песнотворцы-композиторы как Чесноков, например, написали массу нотных песнопений, которые все были положены на церковнославянский язык. А кто сейчас способен создавать новое? Если икону мы называем богословием в красках, то церковное пение есть богословие в напевах, которое вызывает в душе человека соответствующий настрой благодатного покаяния, самоуглубления и обретения внутреннего мира и гармонии. Нам придется отказаться от этого векового духовного наследия при переводе на русский язык. Поэтому неизвестно, обогатит ли или же нанесет непоправимый ущерб нашим богослужениям переход на русский язык... Мы очень многое можем утратить. Да, митрополит Сурожский Антоний (Блюм), который всю свою жизнь провел в Великобритании в эмиграции, говорил, что если мы не хотим, чтобы наши молитвы превратились в будущем в заклинания, то рано или поздно должны перейти на русский язык. Но ведь это и происходит сейчас: проповедь произносится на русском языке, а священник, если он достаточно хорошо образован, употребляет меньше языковых славянизмов и старается говорить на языке, который понятен современному человеку. Святейший Патриарх Кирилл всегда практиковал проповедь после прочтения Евангелия в храме и объяснял евангельские тексты и события церковной жизни. Да и всякий человек, обращаясь к Богу в течение дня по различным причинам, разве лишен возможности произносить свои прошения на обычном разговорном языке. Есть еще одна проблема. В свое время Православная Церковь в Болгарии 10 лет готовилась к переходу на новый стиль. Но без раскола не обошлось. Это в маленькой Болгарии! Кстати сказать, при Святейшем Патриархе Тихоне в 1918-м году Русская Церковь переходила на новый календарный стиль, но он просуществовал ровно два месяца, а потом был отменен из-за опасности раскола. Если в настоящее время у нас перевести богослужения на русский язык, то это также может привести к расколу внутри Церкви. А единство Церкви сегодня гораздо важнее, чем перевод богослужений на русский язык. – Владыка, наверное, Вы являетесь чьим-то духовником, если можно, скажите, что это за люди, и как они к вам пришли? – Архиерею трудно быть духовником конкретных людей, потому что моя главная задача состоит в том, чтобы создать нормальную ситуацию в Пермской епархии – прежде всего для пастырской деятельности духовенства, которое обязано духовно окормлять прихожан храмов. Я едва-едва успеваю с объемом работ, который растет с каждым годом. А помощников не очень много, поскольку кадровая проблема, как я уже говорил, существует. То и дело приходится вмешиваться во внутреннюю жизнь монастырей, которых сейчас в епархии 13. И делается это потому, что духовные руководители монастырей не справляются со своими обязанностями и не всегда могут самостоятельно решить вопросы внутренней жизни. В епархии нет ни одного монастыря, в котором были бы решены все хозяйственные проблемы и можно было бы спокойно заниматься только духовной жизнью и молитвой. Везде насельникам монастырей необходимо строить, реставрировать и очень много работать. Существует немало внутренних проблем, которые приходится решать и одновременно создавать условия для возрождения духовности в обществе. – Спасибо, Владыка, за беседу и наш последний вопрос традиционный: Ваше отношение к газете "Звезда"? – Я хотел бы поблагодарить сотрудников редакции. Газета "Звезда" ярко выделяется среди региональных СМИ и по количеству, и по глубине публикаций по различным аспектам и проблемам духовно-нравственного возрождения. При этом следует заметить, что большинство наиболее глубоких и актуальных статей минувшего года принадлежат перу журналистов именно вашей газеты. Должен выразить свою признательность за ряд опубликованных материалов журналистами Василием Бубновым, Ольгой Луканиной, Юрием Сафоновым, Геннадием Селивановым, Еленой Исуповой, Владимиром Михайлюк, Юрием Беликовым. Особенно ценно на мой взгляд, что журналисты при этом выражают собственную позицию, которая нередко выступает диссонансом в общем ряду публикаций. Выражаю благодарность за понимание в вопросах взаимоотношения общества и епархии, за стремление выразить правду о Русской Православной Церкви в Пермском крае. С вашей помощью мы стремимся, чтобы духовность пропитывала все сферы жизни – и политику, и экономику, и культуру, и искусство, и образование, и личную жизнь человека, чтобы воздействовала на его совесть, содействовала покаянию. И чтобы человек понимал те духовные устои русского Православия, которым всегда жила Россия и которые лежат в основе всей государственности, всего, чем живет и дышит наше Отечество – Россия. Ольга ЛУКАНИНА |