Поиск по сайту
Наши сайты
Интервью от 27 декабря 2005 г. |
Интервью, данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом
епархиальной газете «Православная Пермь».
12 декабря 2005 года произошло значимое событие в жизни Перми и Пермской Епархии – восстановленный третий ярус колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора был увенчан куполом, на котором был водружен купольный крест. Колокольне Троицкого собора вновь возвращен ее исторический вид, каким он был у храма до закрытия богоборческой властью. Преосвященный Иринарх, Епископ Пермский и Соликамский, как Правящий Архиерей дал интервью епархиальной газете «Православная Пермь».
- Владыка, можно ли это событие – поднятие купола и установление на нем купольного креста - считать очередным этапом не только в реставрации Свято-Троицкого кафедрального собора, но и в развитии кафедрального города, которым является Пермь?
- Сегодня мы завершили восстановление исторического вида колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора и это действительно один из этапов его реставрации. Символично, что это произошло в год празднования 205-летия Пермской и Соликамской епархии. Хотелось бы добавить, что скоро пермский кафедральный собор обретет и свой голос: колокола изготовлены уже более полугода тому назад и доставлены на территорию храма. 28 декабря сего уходящего года они будут установлены на колокольне и Рождество Христово пермская паства встретит колокольным звоном. Когда человек наблюдает, как завершается очередной этап реставрационных работ, то сердце его радуется и наполняется надеждой. Колокольня кафедрального собора видна теперь жителям центральной части города и Закамска. Люди видят красоту сияющего купола и водруженного на нем креста, венчающие колокольню. Ведь именно купольный крест является главой храма. Храм без креста – это то же, что тело без головы. Теперь, когда люди могут сравнивать облик Свято-Троицкого собора с нынешним обликом собора Спасо-Преображенского, который до революции был кафедральным, то, может быть, в сознании и чиновников и горожан скорее зародится мысль о восстановлении хотя бы внешнего исторического облика Спасо-Преображенского собора. - Последнее время епархия напоминает строительную площадку. Строятся новые храмы, реставрируются старые, причем реставрируются так, как это необходимо. Владыка, насколько Вы удовлетворены теперешним состоянием дел? - Я удовлетворен только тем, что положено начало реставрационным работам в храмах епархии. Реставрационные работы велись и до моего назначения на Пермскую кафедру, но тогда они проводились только в отдельных храмах. В отношении преобладающего большинства храмов ремонтные работы едва ли можно было назвать реставрацией. Когда в храме частично выполнен ремонт кровли, а стены остаются неоштукатуренными, то это не реставрационные работы, а всего лишь консервация здания. Сегодня начинается процесс капитальной реставрации храмов по всей епархии. Но когда я представляю, что будет дальше, то невольно в душе возникает некоторое беспокойство. Ведь чем больше храмов будет реставрироваться, тем меньше средств останется на развитие духовного образования. А между тем реставрация храмов и развитие духовного образования на сегодняшний день – две основные составляющие в жизни епархии, залог ее будущего развития. Обе эти составляющие неразрывны, ни одна из них не должна пострадать. По сути дела, реставрация кафедрального собора - это процесс исторический и его надо пережить, перетерпеть, преодолеть. Нужно пройти через эти трудности, через это «горнило испытаний». - Восстановление кафедрального собора в историческом виде предполагает реставрацию как внешнего его облика, так и внутреннего интерьера? - Да, внешние работы «подтягивают» за собой и производство внутренней реставрации. Если бы мы не заменили в свое время дверные блоки и оконные рамы, то дальнейшие работы сегодня просто нельзя было бы проводить. В соборе были страшные сквозняки, священники постоянно простывали в зимнее время во время богослужений, болели. Недавно мы завершили ремонт отопительной системы храма, затем произвели устройство мраморных полов. Многое еще предстоит сделать. Пока нельзя повесить новые паникадила, потому что сначала нужно подновить живопись или восстановить утраченную. В некоторых местах осыпается штукатурка и ее надо либо укреплять, если на ней есть живописные изображения, либо сбивать и штукатурить стены и своды храма заново. Проведению внутренних реставрационных работ мешает и грибок в стенах храма – это еще одна серьезная проблема, с которой мы столкнулись. В 90-е годы прошлого века облицевали мрамором внешнюю цокольную часть храма, в результате чего влага, поступающая в стены через известковую кладку фундамента, не испаряется и стены мокнут. Таким образом, без внешних работ невозможно браться за внутренние. Еще одна проблема - коммуникации. Подземным коммуникациям уже от 20 до 50 лет, проложенные трубы даже не были окрашены и полностью проржавели. Старые электрокабели тоже отжили свой век. Внутренняя электропроводка, которая была проведена более 50 лет назад, пришла в негодность. Ее тоже необходимо заменить, но это повлечет за собой нарушение слоя штукатурки, покрытой живописью. Словом, одни проблемы влекут за собой другие. Особая проблема в реставрации внутреннего облика собора – иконостас. Первоначально мы хотели заменить только его центральную часть, но иконостас пришлось менять полностью, потому что боковые фанерные иконостасы середины 40-х годов искажали бы облик собора. Когда мы приступили к реставрации иконостаса, оказалось, что пол в алтарной части был положен на слой асфальта, под которым были строительный мусор и битый кирпич – эти работы были выполнены еще в 1943 году. В результате получается, что тронешь одно - рушится другое. Пол в храме местами проваливался, во время службы я постоянно опасался оступиться. А в притворе, как оказалось, под кафельным полом была пустота. Еще во время войны там наскоро настелили доски, зацементировали поверхность и сверху положили плитку. Сейчас мы засыпали это пустое пространство гравием и песком, привели в порядок и выложили мрамором полы внутри храма. Полностью пришлось восстанавливать систему внутренней вентиляции храма. После этого с центрального барабана демонтировали всю принудительную вентиляцию и вентиляционные окна. Там было так много металла, что он заглушал звучание пения и молитв. Сейчас акустика в соборе совсем другая. И служить и петь стало легче. Итак, начало реставрации кафедрального собора положено, но на этом нельзя успокаиваться, надо идти дальше. - Владыка, идея реставрации кафедрального собора принадлежит Вам? - Это не идея, а потребность. Когда я приехал в Пермь, я был удручен видом и состоянием своего кафедрального собора. А ведь кафедральный собор – это лицо епархии. Мы четвертый год реставрируем собор. Я понимаю, что во время войны, когда церковь была возвращена верующим, не было достаточных средств на реставрацию. Но с того момента прошло уже много времени. - Владыка, насколько помогают в реставрации собора городские власти, которые, скажем, могли бы помочь в ремонте коммуникационных систем? - Коммуникации - это не только забота о храме, это забота о городе. Храм - это часть города. По опыту работы в Москве могу сказать, что внешние коммуникации храма обычно делает город. Должен сказать, что среди представителей городских властей бывают люди, которые жертвуют свои личные средства. В монастырском иконостасе на Белой Горе многие иконы приобретены за счет личных пожертвований представителей власти и бизнеса. - Владыка, Вы упомянули о вкладе бизнеса в реставрацию храмов. Но известно, что иногда бизнесменов, жертвующих на восстановление храмов, не удовлетворяет то, как используются эти средства. - Я думаю, надо различать целевые пожертвования и простые, «безымянные» пожертвования на храм. Иногда благотворители не определяют нам, на что потратить пожертвованные ими средства. Но есть пожертвования целевые. Например, при реставрации колокольни кафедрального собора средства были пожертвованы именно на эти работы. И когда благотворитель видит, что целевые пожертвования получили свое воплощение и что Церковь благодарна ему за вклад – тогда никаких разочарований не бывает. Один человек принес дар Богу и не спрашивает, как распорядились его деньгами. Но кто-то хотел бы увидеть конкретное воплощение своих пожертвований. И если деньги пожертвованы, скажем, на иконы, то их ни в коем случае нельзя тратить на зарплату, потому что человек разочаруется и вряд ли пожертвует вновь. Целевые пожертвования должны оставаться только целевыми. - Сегодня после молебна в кафедральном соборе Благословенные Архиерейские Грамоты были вручены генеральному директору строительной компании «Градстрой» Валентину Трофимовичу Иванову и техническому директору этой компании Алексею Евгеньевичу Залунину. Каков вклад этого предприятия в реставрацию колокольни и всего кафедрального собора? - Эта строительная компания взяла на себя расходы по возведению третьего яруса колокольни, а в ближайшее время эта же компания будет возводить еще четыре малых барабана кафедрального собора. Следует отметить, что кладка третьего яруса колокольни была достаточно сложна: необходимо было выполнить карнизы, колонны и полуколонны, при возведении яруса использовался полукруглый кирпич. Представителей компании мы сегодня благодарили за выполнение промежуточного этапа работы. Учитывая, что они будут трудиться и дальше, мы планируем представить их к Патриаршим наградам после завершения работ по восстановлению внешнего исторического вида собора. - Владыка, насколько связаны убранство храма, его вид, внутренний и внешний порядок с духовным миром человека? «Дух творит себе форму». Что такое внешний порядок? Это видимая форма духа. Скажем, наши предки, выражая свой внутренний мир, внутреннее состояние своего духа, сотворили историческую форму российской государственности и Православия, русской культуры и философии, эстетических и духовных ценностей народа. За последние 80 лет, в течение которых мы пребывали в тяжелейших путах богоборчества и воинствующего атеизма, многие формы народной жизни и духовности были практически утрачены. Сейчас во всем мире много говорят о духовности. Но если при этом мы и пальцем не хотим пошевелить, то такие рассуждения о духовности абстрактны. Священник должен не только говорить, он должен подтверждать свою духовность примерами своей жизни, выражать ее в тех формах духовности, которые утвердились в Церкви за предшествующие века ее существования. Скажу больше: мы много говорим об экологии природы. Но есть еще своего рода экология души – «духовная экология». В советское время планомерно разрушали душу народа, а разрушенная душа стала разрушать все вокруг себя. Разрушались храмы, разрушалась культура, разрушалась природа. И все почему? Потому что жили по пословице: после нас – хоть потоп. А разве настоящий христианин, у которого в душе порядок, может смириться с тем, что вокруг него все становится столь безобразным? Наоборот, он старается окружающий его мир и природу привести в тот же порядок, какой существует у него внутри. Человек, у которого в душе беспорядок, ад, хаос, творит этот хаос и вокруг себя. А если человек внутри себя созидает Царствие Божие, он и во вне творит добро. И это добро простирается не только на ближнего, но и на природу, и на животных. Здесь все взаимосвязано. Православный храм - символ христианина. Снаружи храм всегда прост. В его архитектуре нет излишеств, особенных украшений, если не считать вызолоченных куполов. Но войдите внутрь храма: там иконы, украшенные серебром, золотом, даже драгоценными камнями. Также и христианин должен быть внешне скромен, а внутри себя богат христианскими добродетелями. - Владыка, мы говорим о внешнем облике храмов, об их внешней форме, а будет ли восстановлен крест на колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора? - Еще в прошлом году губернатор Олег Чиркунов предлагал восстановить крест над шпилем колокольни Спасо-Преображенского собора. Но в решении этого вопроса оказалось много сложностей. Оказалось, что надо не просто поставить крест, а отреставрировать вместе с ним и весь шпиль, высота которого достигает до 18 метров. А это уже целое архитектурное сооружение. Нужны чертежи, а они не сохранились. Но вместе с тем я полагаю, что восстановить крест на колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора необходимо как можно скорее. Потому что без креста храм обезглавлен. - Мы видим, как преображается Свято-Троицкий кафедральный собор. В соборе, как в капле воды, отражается вся епархия, ее динамичное развитие… - Да, время идет, жизнь меняется. Когда я приступил к управлению епархией и начал служить в кафедральном соборе, меня поражало то, что в нем практически не причащали детей, было очень мало молодежи, прихожанами храма в основном были пожилые люди. Почему? Потому что в это время стали появляться другие благоустроенные церкви с более красивым интерьером и прекрасным пением церковных песнопений. Именно там проходили венчания и крестины детей, там люди старались и причащаться Святых Христовых Таин. Сегодня ситуация изменилась коренным образом, в кафедральный Свято-Троицкий собор приходит много молодежи, родители приводят своих детей к Причастию. Самые разные люди, в числе которых представители интеллигенции, профессора университетов, бизнесмены идут в собор на службу, чтобы послушать архиерейский хор и помолиться в облагодатствованной молитвенной атмосфере Дома Господня. То есть весь спектр губернской жизни представлен сейчас в соборе. Так и должно быть. Каждый человек идет в тот храм, где ему нравится и где он находит ответ на свои чаяния и духовные запросы, где получает утешение и поддержку. И здесь, в Свято-Троицком кафедральном соборе люди находят удовлетворение своим чаяниям и надеждам. Беседовали: протоиерей Димитрий Чугайнов, Наталья Категова |