Интервью от 1 сентября 2005 г. PDF Печать E-mail

Интервью,

данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом

«Федеральному Вестнику»

Приволжского федерального округа.

«Учить любить добро»

На сегодняшний день Пермская область прочно занимает первое место по уровню преступности вреди регионов Приволжского федерального округа. Мало кого это сообщение оставит равнодушным. Отчего так происходит? Представители духовенства едины в своем мнении: дезориентированное «потерянное поколение», утрата традиций, и, как следствие – бездуховность. Предоставим слово епископу Пермскому и Соликамскому Преосвященному Иринарху.

 

- Владыка, мы пытаемся разобраться, в чем же причина роста преступности, и почему именно Пермская область лидирует в этом черном списке?

- Бесспорно, можно говорить о причинах социальных, экономических, но мы, священнослужители, люди религиозные, рассматриваем корень преступности как личное зло человека. Человек всегда наделен свободой выбора, и всегда возникает вопрос, почему один человек предпочитает избрать доброе, а другой идет путем зла? Вопрос выбора связан с личностью. А развитие человека как личности зависит прежде всего от воспитания, - в семье, в школе, в трудовом коллективе, огромно влияние общества на человека. Во все времена Церковь играла неоспоримую роль в формировании личности, ее мировоззренческих установок. Что видим сейчас: Церковь отстранена от молодежи, и религия находится на 14-15 месте по градации ценностей. На первых позициях находятся экономические вопросы, а проблемы нравственности, духовности с горбачевских времен занимают последние строки в этой «таблице потребностей». В советские времена религия не рассматривалась как полезный инструмент в формировании нравственности, как носитель добра и любви. Личное зло, которое творит каждый человек, превращается в зло общественное, социальное. Я полагаю, что общество должно больше уделять внимания роли Церкви в воспитании молодежи, делать ставку на возможности православной религии в формировании идеалов, чтобы дать возможность Церкви повлиять на ту часть людей, которая воспринимает религию, внести вклад в воспитание добропорядочных и законопослушных граждан своего Отечества. Этот потенциал Церкви здесь, в Пермской губернии очень слабо используется.

- Как можно изменить ситуацию?

- Потеряны многие храмы. Много ресурсов, и духовных, и материальных, уходит сейчас на восстановление храмов, приведение их в соответствующий вид. Храм – это действительно «дорогое удовольствие», но без храма нет места для евхаристического общения людей, нет возможности создать общину. Когда процесс восстановления храмов подойдет к концу, мы больше времени и сил сможем уделять социальным, каким-то реабилитационным программам; если бы была существенная поддержка со стороны, можно сделать все скорее, и приступить к социальной работе. Когда это еще будет, а люди уже сейчас гибнут, сейчас нуждаются в поддержке.

- Но храм – это не только и не столько здание, сколько опытный, знающий наставник?

- Если бы духовное училище в Перми было открыто 10-15 лет назад, когда интерес к религии был на подъеме, если бы тогда были взращены свои местные высокопрофессиональные кадры, уровень Пермской епархии на сегодняшний день был бы гораздо выше. Сейчас у нас открыто училище, получают образование 50 студентов, будущих священнослужителей. А вместе с заочным отделением, регентским и иконописным – это около 200 учеников.

- Похоже, что за предыдущие десятилетия традиции воспитания ребенка в семье практически утеряны.

- Конечно. Родители чаще всего работают, решают житейские, насущные проблемы. Полдня дети находятся в школе, вторую половину дня, если рядом нет бабушки, они предоставлены сами себе. Никто не может оказать на них доброго влияния. И здесь вопрос не только в религии, но в отсутствии культурного воспитания. Посмотрите, много ли молодежи посещает картинную галерею, часто ли они ходят на выставки, в театры? Только в этом году мы добились, чтобы пивные киоски убрали с территории картинной галерее, по сути – кафедрального собора. Ведь практически с паперти торговали спиртным. Это результат духовного оскудения общества. И в сфере религии, и в сфере образования, ведь сейчас определилось стремление воспитать менеджеров, технических исполнителей. А кто изберет профессию преподавателя, учителя, особенно сельского? Только подвижники.

- Каков вклад Церкви в воспитании человека на данный момент, что конкретно делается на территории Пермской епархии?

- Направлений работы очень много, но имеется серьезный кадровый голод. Мы стремимся задействовать мирян, которые имеют светское образование. И главное направление – занятия с детьми, в кружках, в воскресных школах. Самое важное – научить ребенка отличать добро от зла и уметь противиться злу. Воспитывать в детях здоровую религиозность, не фанатичность, а такую религиозность, которая и ему в жизни поможет, и послужит во благо малой родине и своему Отечеству. Так же ведется работа практически со всеми колониями области, определены священники, которые духовно окормляют эти заведения. Священнослужители посещают больницы, и не только для того, чтобы принять исповедь, причастить, подготовить к переходу в мир иной, но и с целью возродить институт сестер милосердия. Стремимся охватить войсковые части, чтобы каждый мог побеседовать со священником, получить слово утешения. Апостол Павел говорит: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия», и солдаты, слуги Отечества, тоже должны услышать правильное слово о общечеловеческих ценностях.

Много брошенных стариков, и им необходимо слово поддержки. Можно подарить им телевизор, а можно дать более ценное - живое общение. Необходимо работать с калеками, дать ему возможность приносить пользу обществу по силам, чтобы он чувствовал свою причастность жизни общества, чтобы не был утерян смысл жизни.

- Быть может, в этом и кроется причина многих наших бед, - в утрате смысла жизни?

- Конечно, необходимо иметь смысл жизни, но если государство до сих пор не определилось со своей идеологией, что говорить о рядовых гражданах. Многие «заблудились». Государство не выдвигает общенациональной идеи. А Церкви многие не верят. Так много лет Церковь гнали и унижали, что многие не воспринимают ее всерьез.

- В чем еще, кроме возрождения религии, традиционных ценностей, Вы видите возможности для возрождения духовности и нравственности в России?

- Религия и духовность неотъемлемы. А с возрождением духовности, это уже не раз подтверждала история, начинает возрождаться и экономика, и промышленность, и культура, и образование. Духовность – это стержень. Еще Плутарх говорил, что возможно найти общество без государственного устройства, без культуры, но вы никогда не найдете общество без религии.

Виноградова Мария