Интервью от 24 октября 2004 г. PDF Печать E-mail

Интервью,

данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом

газете «Звезда».

Дорога к храму.

Из первых уст.

«Церковь – не ларек на остановке!»

 

Недавно в Москве закончился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. О его итогах рассказывает Епископ Пермский и Соликамский Иринарх.

Суд по законам нравственности

За последние 10-12 лет значительно выросло количество последователей Православной Церкви, приходские храмы исчисляются десятками тысяч, почти вдвое увеличился епископат. Отсюда возникает потребность в большем упорядочении внутрицерковной жизни, в том числе и в вопросах дисциплинарных. Поэтому на Соборе было принято «Временное Положение о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов», в котором обозначено направление к созданию общецерковного суда. При советской власти они были упразднены, а потребность в их работе велика.

 

Приведу пример. Еще в советское время был уволен один из принятых на работу в храм сотрудник-мирянин «за безнравственное поведение». Когда дело дошло до гражданского суда, то адвокат отметил, что такой статьи, дающей право уволить человека с работы, в законе нет. Оказалось, что нравственность – это наша внутренняя, церковная проблема. Суть же канонических правил в том, что мы не может терпеть безнравственное или антицерковное поведение среди служителей и мирян, работающих или несущих различные послушания в церкви. Епархиальные суды призваны реализовать дисциплинарные нормы не только с позиций Гражданского Кодекса, но, в первую очередь, и с позиций дисциплинарно-нравственных.

В нашей епархии церковный суд нужен и он обязательно будет. Пока же вопросами суда занимается Епархиальный совет. Нарушителей канонических норм мы наказываем вплоть до почисления в заштат, некоторых с правом перехода в другой регион, других же – без права служения. За особые тяжкие нарушения предусмотрено лишение сана. Сейчас мы будем заниматься организацией епархиального суда. Для этого у нас есть священнослужители, имеющие не только духовное, но и высшее юридическое образование.

Преодоление нового Раскола

Собор рассматривал вопросы продолжения диалога с Русской Зарубежной Церковью. В период, когда в Россию нахлынули во множестве западные миссионеры и секты, её представители перенесли раскол из-за рубежа в Россию на каноническую территорию церковной юрисдикции Московского Патриархата. Здесь они рукоположили многих священников и, тем самым, обострили отношения с Московским Патриархатом. В этом году состоялась встреча с делегацией, которую возглавил глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. В результате было принято решение продолжить работу в направлении возможного восстановления евхаристического общения. Сейчас мы не может совместно совершать литургию и вместе причащаться Святых Христовых Таин, потому что Зарубежная Церковь находится в состоянии раскола с Вселенским Православием. Хотя мы и имеем единое вероучение.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви выдвигались условия, одним из которых являлось причисление к лику святых в Русской Православной Церкви новомучеников и исповедников Российских, в особенности же Царской семьи. Но это положение решилось само собой четыре года назад, когда Русская Православная Церковь причислила их к лику святых, а сам процесс канонизации по отношению к другим новомученикам и исповедникам Российским продолжается по сей день. Не менее важно было и решение вопросов взаимоотношений между Церковью и государством. В 1927 году Московской Патриархией была принята Декларация о лояльном отношении к Советам. Нас обвинили в признании безбожной власти. При этом не учитывался тот факт, что если бы не был принят этот исторический документ, возможно весь епископат, уцелевший к тому времени от репрессий и расстрелов в России, был бы расстрелян. В настоящее время Церковь обрела полную свободу, что позволило Юбилейному Архиерейскому Собору в 2000 году по-новому осмыслить государственно-церковные отношения в России и отметить в третьей главе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» следующее: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь… Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Всякий христианин должен предпочесть смерть за Христа, но не отрекаться от Него. Это не борьба с оружием в руках, ибо христианство признает, что всякая власть от Бога. Положение было хорошо воспринято за рубежом. Таким образом ещё одно противоречие было снято.

Остался больным вопрос о перенесении раскола в Россию и судьбе рукоположенных священнослужителей Русской Зарубежной Церкви, незаконно совершающих свое служение на канонической территории Московского Патриархата. Так в Пермской епархии был один протоиерей, находившийся в расколе с Церковью в течение десяти лет, но в текущем году через покаяние он был принят в лоно Русской Православной Церкви. Есть, правда, еще один священник в городе Перми, запрещенный в священнослужении за двоеженство, который называет себя «зарубежником». Но он не принят Русской Зарубежной Церковью, поэтому его смело можно называть самозванцем. Для епархии этот вопрос не особенно актуален, но для Церкви в целом – да. Пути его решения уже намечены.

Преодоление старого Раскола

На Соборе был поднят вопрос и о продолжении диалога со старообрядцами. Одним из путей сближения является единоверие, зародившееся в Русской Церкви в середине 19-го столетия. Это касается старообрядцев, которые хотели бы быть в лоне Русской Православной Церкви, но при этом сохранить все старые обряды. Собор ещё раз подтвердил спасительность и старых, и новых обрядов. Но для преодоления разделения предстоит еще очень много потрудиться с обеих сторон, чтобы наши братья старообрядцы почувствовали реальное внимание и заботу также и с нашей стороны.

Для Пермской епархии, как и для всей церковной полноты в целом, вопрос о преодолении раскола со старообрядцами весьма существенен. Наш самый знаменитый Белогорский миссионерский мужской монастырь, например, создавался выходцами из старообрядчества. Были у нас до революции и свои единоверческие храмы. Необходимость учреждения единоверческих храмов у нас существует и сегодня, почему и планируется открытие одного или двух приходов, поскольку просьбы об этом со стороны прихожан имеются. Последнее становится особенно важным в свете перемещения в скором времени кафедры Уральской старообрядческой епархии в город Пермь, ибо строительство кафедрального старообрядческого храма находится в стадии завершения. Я думаю, что в данной ситуации для развития диалога со старообрядцами будет хорошо иметь хотя бы один единоверческий приход Московского Патриархата и в Пермской епархии.

Равноправие не есть равенство

Один из важных вопросов, поднятых на Соборе, касался взаимодействия с силовыми структурами. В первую очередь речь шла о формировании полкового духовенства. Гражданскими законами этот процесс не регламентируется, но потребность таковая имеется. Мне приходилось сталкиваться с непониманием в этом вопросе. Особенно когда утверждают, что для удовлетворения духовных потребностей в армии необходимо иметь не только штатных православных священников, но и раввинов, и имамов.

Такая постановка проблемы не совсем верна. Мусульмане, например, составляют не более 14 процентов от численности населения в Пермской области. А в Финляндии наоборот православное население находится в меньшинстве. Поэтому и капеллан в войсковой части – лютеранин. А православные не в состоянии содержать храм и священника при полке. Поэтому существует другой выход. Военнослужащих отпускают в православную церковь в соседнем селении или вызывают священника в войсковую часть для того, чтобы он мог духовно окормить православных солдат и офицеров. Поэтому искусственной уравниловки быть не должно, но имам, как и раввин также должны иметь возможность духовно окормлять своих последователей, несущих службу в войсковых частях Вооруженных Сил России.

Мы всегда говорим о том, что равноправие должно быть обеспечено для всех религиозных вероисповеданий, ибо перед законом все должны иметь равные права. Но не бывает равенства возможностей (не в правах!) служения, скажем, у религиозной группы из 30 человек и религиозного объединения, состоящего из сотен тысяч последователей. У нас один из миллиона жителей хотя бы раз в год заходит в православный храм, скажем для совершения Крещения, или отпевания, или других треб... Так же и в армии. Солдат-мусульман можно и должно отпускать в мечеть для совершения молитвы. Но содержать мечеть и платить зарплату имаму и сотрудникам мечети при армейской части может позволить себе не каждый исламский приход в Пермской области. Другое дело в регионах, где исламское население составляет большинство жителей.

Нелегкое хозяйство

К сожалению, светские власти зачастую рассматривают хозяйственную деятельность Церкви как коммерческую. Уже принята поправка к закону о том, что земля передается нам в безвозмездное пользование, однако проблемы остались. На встрече иерархов с Президентом России Владимиром Путиным вопрос о налогах поднимался. Руководитель страны с вниманием выслушал выступления и пообещал дать поручения членам Правительства для решения основных проблем.

Церковь сегодня освобождена от налогов, так как у нас нет розничной торговли, нет прибыли как таковой. Что такое свечи? Это не товар. Приобретение свечи в храме – это жертва Богу. Человек жертвует на восстановление церкви, на осуществление социальных проектов, которые нами ведутся. Да и с этих денег налоги государству уже уплачены самими гражданами.

Средства нужны и на решение социальных вопросов. Государство одно не может с ними справиться. И Церковь помогает, чем может. В Верещагино у нас есть два детских приюта. В Перми в Петропавловском соборе бесплатно кормят бедных. Есть и другие социальные проекты, которые ведутся за счет Церкви. Поэтому брать с нас налоги просто не справедливо. В свое время храмы у нас забрали в идеальном состоянии, а сегодня вернули в руинах. На их восстановление государство расходует самые мизерные средства, которых недостаточно. Это бремя полностью лежит на Церкви. Между тем, храмы – это памятники архитектуры, народное достояние. И забота об их восстановлении должна быть общей.

Налог же на землю был увеличен в текущем году более чем в тысячу раз. В Пермской области нам было предложено заплатить налог с обещанием, что в будущем году денежные средства будут возвращены. Но для этого приходам епархии пришлось бы снять с себя последнюю рубашку, продать всю церковную утварь и закрыть половину храмов – и все равно денег не хватило бы на оплату и половины суммы. А в глубинке священник ведет порой почти нищенскую жизнь, семья его живет впроголодь! Я рассматриваю этот налог как форму экономического давления на Церковь. Хорошо, что принята поправка к закону о земле на федеральном уровне, что спасло Русскую Церковь от множества грозивших ей бедствий. При Хрущеве уже было такое: Церковь облагали такими великими налогами, выплатить которые верующие были просто не в состоянии. В результате выходило постановление за постановлением о закрытии «нерентабельных» храмов, не могущих себя содержать (в то время было закрыто в СССР около десяти тысяч церквей).

Мне больно видеть огромный плакат, установленный в Перми у цирка! На нем надпись «Уплати налог на землю» на фоне двух православных храмов. Это что, издевательство!? Почему изображены именно православные храмы, а не мечеть, не синагога, или два коммерческих банка, наконец. Я расцениваю этот плакат как издевательство над религиозным чувством православного человека. Надо судить тех лиц, руки которых дерзнули изготовить и разместить такую агитацию, которая способна разжигать межрелигиозную рознь. К счастью, исполняющий обязанности губернатора Олег Чиркунов с пониманием относится к нашим проблемам. Другое дело, что чиновники зачастую проявляют упрямство и исполнение ими распоряжений оставляет желать лучшего. Это проявление советской психологии безразличного отношения к Церкви. Никто у нас даже не поинтересовался, способна ли епархия заплатить такие великие суммы! Так что вопросы законодательства, связанные с хозяйственной деятельностью Церкви, весьма существенны для нас. Не случайно они обсуждались на Архиерейском Соборе.

Я считаю, что у нас в стране никогда не будет порядка, если Церковь нужна будет только для самой Церкви. Пока государство по-настоящему не почувствует нужду в ней, пока оно не озаботиться духовными проблемами, желаемого равновесия в стране не будет!

Записал Константин Шумов.