Поиск по сайту
Наши сайты
Интервью от 29 января 2003 г. |
Интервью,
данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом
газете «Звезда».
Встречи в редакции
Епископ Пермский и Соликамский Иринарх: «Мы - дети своего времени»
О веротерпимости - Очень часто говорят о том, что православная церковь несёт добро, а католическая - зло. Почему православие настроено так агрессивно к католичеству? - Я должен поставить вопрос по-другому. Не мы агрессивны к католикам, а католическая церковь - к православию. Одну из проблем взаимоотношений составляют униаты. Это греко-католические приходы на Западной Украине и в Западной Белоруссии. Они сохранили православный обряд, но при этом исповедуют католическое вероучение. Когда при Михаиле Горбачёве начались веяния религиозной свободы, то Ватикан отказался от своих договоренностей с Русской Православной Церковью и содействовал греко-католикам полному разгрому трех православных епархий: Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. И это при том, что там существовала возможность к единству хотя бы в каких-то взглядах. Греко-католики, например, могли бы не отбирать у православных церкви, а использовать их для богослужений поочередно. Допустим, один день в них служили бы католики, а другой день - православные. Вместо этого у православных отнимались не только те церкви, которые раньше были униатскими, но и те, которые были возведены православными последователями уже в период перестройки.
Другая проблема взаимоотношений состоит в том, что Римо-Католическая Церковь нарушает нормы канонического права, которые, будучи унаследованы от Древней неразделенной Церкви, во многом совпадает у наших Церквей. Согласно этому, если одна Поместная Церковь имеет на определённой территории епископа, то другая не может поставить здесь своего епископа с таким же титулом. Католики проигнорировали эти канонические нормы, мы же никогда их не нарушали. Единственное исключение - у нас существует епископ Брюссельский и Бельгийский. Но это было решение короля, которому захотелось иметь у себя в стране православного епископа с таким титулом. К сожалению, католическая церковь всегда страдала прозелитизмом, то есть решала свои проблемы за счёт обращения в католичество представителей других конфессий и религий. Поэтому современная деятельность Ватикана именуется не иначе как агрессивная экспансия католицизма в России. Ещё в середине девятнадцатого века митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что православие не в силах бороться с католической церковью, оно способно только защищаться. А сказано это было во времена могущества православия в России. - Но почему православная и католическая церковь не могут найти общий язык? Ведь и те, и другие - христиане? - Дело в том, что мы разделены уже тысячу лет и у нас очень много расхождений по разным вопросам. У нас свои святые, у них свои. Возьмём для примера такое явление духовной жизни у западных христиан как стигматы. В период подвижнической деятельности у некоторых католических святых открываются кровоточащие раны на руках, ногах и на ребрах, как они были на теле Иисуса Христа. Мы считаем это проявлением духовной прелести, недопустимой для православного подвижничества. А для католической духовности - это верх совершенства и святости. Или, к примеру, догмат о римском папе. До разделения Церквей епископ Рима имел первенство чести, которое давало право римскому епископу занимать среди других епископов первое место на богослужениях, или, скажем, первым выражать свое мнение на соборах. Но со временем католики стали учить, что оно означает первенство власти. С этим мы не можем согласиться. Нужно всегда помнить, что Ватикан - это не только Римо-Католическая Церковь, но и государство. Поэтому изображения римского папы с крестом в одной руке и с мечом - в другой, символически означали как главу церкви и государства одновременно. У нас подобного никогда не было. В России власть всегда была разделена на светскую и церковную. Другой пример. Среди православных священников практически невозможно курение. Курящий священник не пользуется авторитетом в России. А католики совершенно спокойно курят и считают, что это не влияет на развитие их духовности. Но в целом, несмотря на все разногласия, мы не хотели бы жить во вражде с католической Церковью. И если в Перми есть польские католики, которые исповедуют веру своих отцов, то пусть молятся в костёле. И если в Березниках строится костёл, то немецкие католики тоже имеют право исповедывать веру своих отцов. Но если в православном городе строится католический храм, то на один костёл должно быть построено десять православных храмов, чтобы оградить права православного населения от экспансии католицизма. - Как вы относитесь к обновленческим церквам? - Всегда есть люди, которые хотели бы обновить старое. Но всегда есть и представители консервативных взглядов, которые делают основной упор на связь с Преданием Церкви и ее устоявшимися традициями. И это вполне нормальное, здоровое явление. Но все веяния "либерального" характера должны быть умеренными. Послереволюционное обновленчество в Русской Православной Церкви - крайнее проявление модернизма и оно успешно было использовано советским правительством в качестве тарана против православия. С помощью обновленцев церковь ослабили, разделили, а затем и самих обновленцев уничтожили в репрессиях. - А к многочисленным сектам, расплодившимся в Перми? - Закон обязывает нас уважать свободу совести каждого гражданина страны. И закон гарантирует человеку право вступать в любую конфессию, которая получила регистрацию в органах юстиции. Однако недопустимо, чтобы не только экстремистские и тоталитарные, но и все другие секты являлись в православные храмы и, нарушая закон о свободе совести, заявляли: ваша вера неправильная, приходите к нам. Это касается и адвентистов седьмого дня, и последователей Нового Завета, и представителей других направлений. Они нарушают Закон о свободе совести, вмешиваясь в дела нашей Церкви. И мы вправе требовать, чтобы наша свобода совести также уважалась представителями всех других конфессий. - Кто для православия хуже - атеист или представитель другой религии? - Есть такое выражение: "Кто не против вас, тот за вас". Я думаю, что атеист, который уважает свободу совести человека и не выступает против Церкви, лучше, чем экстремист-сектант, нарушающий все законы человеческого бытия. - На войне перебежчик считается предателем. А если человек сменил веру, кто он? - Человек имеет право сменить религию. Это и есть свобода совести, и мы должны её уважать. Но я считаю, что смена религии похожа на смену родителей. Церковная жизнь
- Ваше преосвященство, когда будет полностью восстановлен Белогорский монастырь? - У меня лично сложилось впечатление, что в настоящее время восстановление монастыря - это бездна, в которую сколько ни вкладывай средств, всё утонет. В монастыре проведён большой объём работ. Но ещё больше необходимо сделать. В ближайшее время предстоит изготовить иконостас. Уже есть спонсор, готовый оплатить необходимые работы. Более десяти бизнесменов готовы купить по иконе для иконостаса. Губернатор Юрий Трутнев обещал финансовую помощь на производство штукатурных работ восточной стены Крестовоздвиженского собора и перестроить надкладезную часовню. В этом году запланировано посещение Пермской епархии Святейшим Патриархом Алексием II, который обязательно посетит Белую гору и мы постараемся, чтобы монастырь произвёл хорошее впечатление. Но, к сожалению, стоит отметить, что все ранее произведённые работы хороши для того, чтобы превратить Белогорский монастырь в красивый музей или исторический центр. Паломники в нём выглядят туристами, потому что там до сих пор нет своего монастырского хозяйства. А ведь многие паломники, пожив и потрудившись в монастыре, часто остаются в нем навсегда. Тогда и монашеская жизнь на Белой начнет процветать. А без монастырского хозяйства там не будет монашества. - Как будет решён вопрос с церковью в Нижних Муллах, в подвале которой находится склад каких-то удобрений? - Этот вопрос очень сложный. В подвале храма, действительно, находятся опасные ядохимикаты. С одной стороны, из-за этого мы не можем использовать церковь для богослужений, с другой - нам не хотелось бы терять храм. Но я думаю, что со временем мы решим этот вопрос. - Как сегодня обстоит дело с передачей имущества Православной Церкви? - Проблем в этой области очень много во всех епархиях Русской Православной Церкви. Но в Перми дело обстоит особенно сложно. В решении этой проблемы мы лет на десять отстали от других епархий. Например, по всей России по крайней мере кафедральные соборы уже возвращены Церкви. А в Перми и Соликамске они до сих пор заняты музеями. Конечно, мы не хотим, чтобы памятники культуры оказались выброшенными на улицу. Но, с другой стороны, нельзя решать вопросы культуры в ущерб вопросам церковным. Закон Божий - Недавно Владимир Жириновский предложил сделать православие государственной религией в России... - Вспомним прошлый век. До революции православие, как государственная религия, чётко осознавало свою неразрывную связь с монархической формой правления страной. Когда же власть сменилась, многие иерархи не смогли сразу осознать, что живут уже в новом государстве, которое своей целью ставило уничтожение религии как опиума для народа. И это дорого обошлось церкви. Поэтому данный вопрос не получил еще окончательного решения внутри Русской Православной Церкви. Полагаю, что сегодня говорить о Православии как государственной религии преждевременно. Отношения Церкви и государства еще долго будут сложными. Ещё не забыты те законы, по которым мы жили пятнадцать лет назад и которые до сих пор живут внутри нас. Мы все дети своего времени. - Уже давно средства массовой информации дискутируют о том, стоит ли вводить Закон Божий в школах. Вы за его введение? - Я думаю, что Закон Божий в школах нужен, но не следует делать его обязательным предметом для всех без разбора. Так родители детей, исповедующие ислам, захотят чтобы их детям преподавал вероучение имам. - Ходят разговоры о том, что в Перми появится своя семинария. Это правда? - Да, это так. Сейчас в Прикамье остро стоит вопрос об открытии духовного учебного заведения. Священный Синод дал разрешение на открытие в Пермской епархии духовного училища с двухлетним сроком обучения по семинарской программе. Затем оно будет реорганизовано в семинарию с пятилетней программой. Её выпускники будут получать высшее богословское образование. И за счёт притока новых кадров мы сможем решить многие существующие сегодня проблемы. К сожалению, военные не хотят передавать нам ту часть здания бывшего института ракетных войск, в которой ранее располагалась Пермская духовная семинария. Они собираются его продать. И если это произойдёт, нам придётся судиться с военными и в этом нет ничего хорошего. Церковь и государство
- Сейчас стали появляться верующие, которые утверждают, что не смирятся с тем, что в советский период государство убивало православных. Вы их поддерживаете? - Мы считаем, что если государство не является орудием уничтожения веры, а предоставляет ей свободу, мы молимся за правителей. Да, Церковь прошла через горнило испытаний, когда в репрессиях были истреблены миллионы верующих. Но благодаря им православная вера сохранила себя в России. Многие государственные мужи были посрамлены, в том числе и генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, обещавший показать по телевидению последнего попа в 1980 году. - Не секрет, что многие государственные деятели сегодня ведут антиправославную политику. Но если этот человек крещёный, можете ли вы в качестве наказания отлучить его от церкви? - Если кто-то ведёт антицерковную политику, он уже сам ставит себя за пределы православия. А отлучение за всю историю православия применялось крайне редко. Один из самых известных примеров - отлучение Льва Толстого. Его осудили за то, что он многих совратил в свою секту толстовцев и навязывал своё личное мнение всей Церкви. О вечном
- Насколько предопределена жизнь человека? И может ли он её изменить? - Предопределение - понятие протестантское. Бог не предопределяет человека к его судьбе. Апостол Павел сказал, что Бог знает будущее человека по предведению, а не по предопределению. Бог заранее предвидит, как может сложиться судьба человека. Если бы Бог предопределял людей к спасению или погибели, тогда у них не было бы и ответственности за содеянные поступки. У всех есть свобода выбора. Мы сами определяем свою судьбу, делая те или иные поступки. Если вы тщательно разберёте любую ситуацию, то поймёте, что выбор есть всегда. И мы своими поступками, хорошими или плохими, определяем свою участь. Свобода выбора - это царственное достоинство человека. Ни одно животное им не обладает. - Как Вы относитесь к клонированию? - Отношение к таким опытам крайне отрицательное. И не только православие, но и большинство протестантских церквей относятся негативно к клонированию. Ещё неизвестно, чем оно грозит человечеству, оно может иметь неисправимые последствия. Сегодня создатели клонов могут ставить благие цели, а завтра - абсолютно безнравственные. - Сколько раз можно венчаться? - До трёх раз. Обычно это правило распространяется на тех, кто овдовел. Но в некоторых случаях повторно могут венчаться не только вдовцы. Церковь сегодня идёт на некоторые уступки в вопросах брака. Например, если уже сложилась вторая семья и супруги расписаны по Закону, мы допускаем возможность вторичного венчания в некоторых случаях. - Почему на Западе священники выбриты и подстрижены, а у нас все с бородами? - Дело в том, что Иисус Христос носил бороду и длинные волосы. Этот образ Христа сохранен в православном священстве. Западные священнослужители поначалу тоже не стриглись и не брились, но позднее стали пренебрегать традицией. - Почему в наших храмах во время службы надо стоять, в то время как на Кипре и в Болгарии в православной церкви можно сидеть? - Сидеть в храмах во время богослужения - западная практика. В России же всегда молились стоя. - Как вы относитесь к появившимся недавно многочисленным праздникам - Татьяниному дню, Дню Святого Валентина и другим? - Если кому-то хочется веселиться в этот день - пожалуйста. Если праздник не противоречит общечеловеческим нравственным ценностям, то не может противоречить и вере. Но мы не должны отмечать День святого Валентина так же, как на Западе. Хотя я думаю, что все эти праздники со временем отойдут. У нас и своих хватает. - Можно ли верующим гадать? - Я убеждён, что нет. Ни одно гадание не может сказать абсолютной правды. Есть такое выражение о ереси: "Ересь - это не чистая ложь, а ложь, перемешанная с правдой". То же самое можно сказать и о гадании. Желая знать будущее, человек меньше внимания обращает на ложь и больше - на частицу правды. Кроме этого, в гадании многое осталось от язычества. О писателях и иже с ними
- Почему в русской литературе иногда встречается негативное отношение к попам? - Да, у Достоевского, Пушкина и других были свои разногласия с Церковью. Пушкин то отходил от неё, то возвращался. Дело в том, что у каждого человека бывает свой период становления. И молодой Пушкин совсем не похож на Пушкина зрелого. Священник, который причащал его перед смертью, сказал, что он был поражен глубиной религиозности Александра Сергеевича. - Вас не возмущает тот образ Иисуса Христа, который Михаил Булгаков вывел в своём романе "Мастер и Маргарита"? - Конечно возмущает. Но здесь автор просто описал своё понимание Иисуса Христа. Ведь у разных писателей - Булгакова, Чехова, Айтматова – существуют разные образы Христа. И их описание определяет вера или несовершенство веры писателя. - Читаете ли вы современных авторов? - Конечно читаю, когда нахожу время. Когда прочёл "Зов вечности" Думбадзе, то поразился, насколько человек не разборчив в религии. Он путает понятия христианского воскресения с учением индусов о перевоплощении душ. К сожалению, у многих современных писателей нет достаточных знаний о религии. Хотя чему удивляться, если даже признанный классик Иван Тургенев, по-моему, в "Дворянском гнезде" описал священника, «идущего с паникадилом». Вообще-то паникадило - это люстра, которая освещает церковь. - А каково отношение Православной Церкви к журналистам? Некоторые священники говорят, что если журналист своей статьёй введёт читателя в искушение, то попадёт в рай только когда все, искушённые им, принесут покаяние. - Ваше дело писать, наше - защищаться. Но Иисус Христос сказал: "Лучше тому человеку не родиться, который приносит в мир соблазн". Очень важно, чтобы журналист писал честно, надеясь кому-то помочь, даже если он и заблуждается. Не стоит уподобляться журналистам, которые своими статьями прибегают к прямой лжи и свою ненависть к Московскому Патриархату вымещают на ее представителях. Поверьте, такой журналист получит воздаяние за гробом. Из личного
- У Вас вера слепая или Бог даёт Вам какие-то знаки? Как можно верить в Бога, если нет никаких знаков? - Историк Русской Православной Церкви Знаменский говорит, что «вера без знания – это слепая вера». А апостол Павел пишет, что «вера от слышания, а слышание - от слова Божия». Всегда надо знать, во что мы верим. Вера начинается в уме человека и велик тот путь от веры умственной до сердечной веры, когда у человека уже не остаётся никаких сомнений в Боге. Очень важно жить по вере. Ведь религию нельзя сводить только к философскому или богословскому учению. Религия - это прежде всего жизнь. А сомнения надо преодолевать. Если не сделать этого, то будешь постоянно падать с лестницы, ведущей к познанию веры, и вновь начинать жизнь сначала. - Какое у Вас семейное положение? - В Православии все епископы избираются из монашествующего духовенства. - Вы употребляете вино? - Я когда-то был председателем православного братства трезвости и всегда выступал за умеренное отношение к алкоголю. А вообще у человека должна быть культура отношения к употреблению вина. - Вы уже около года работаете в Перми. Каковы Ваши впечатления от Прикамья? - Замечательный край с богатой историей. Мне очень нравится, что этот край закрытый. В Прикамье больше сохранились традиции, чем в других регионах. Здесь нет разлагающего влияния «Вавилона», каковым является Москва. Но печально, что кое-где в крае сохраняется язычество. Например, в Коми-Пермяцком округе в сороковой день после похорон провожают душу покойного. Его родственники и друзья вызывают священника рано утром, чтобы отслужить панихиду. Затем родственники направляются на кладбище по тому же пути, по которому несли умершего. Коми-Пермяцкий округ - довольно запущенный регион, в котором чувствуется недостаток духовного просвещения. - Ваше отношение к газете "Звезда". - Газета хорошая, потому отношение нормальное. Только хотелось бы пожелать, чтобы вы не забывали, что Прикамье - православный край и публиковали больше объективных материалов о Православии. Хотя это не значит, что не надо освещать проблемы других традиционных конфессий. Записал Эдуард ТРАВИЦКИЙ Наша справка Епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин) Владыке - 51 год. Он закончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, является кандидатом богословия. Учился в Экуменическом институте в Швейцарии, стажировался в Великобритании, обучался в богословской школе Гарвардского университета в США. Долгое врем Владыка Иринарх работал референтом Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в секторе церковного миротворческого служения в Москве. В последнее время перед назначением Правящим Архиереем Пермской и Соликамской Епархии епископ Иринарх был благочинным храмов Всехсвятского округа и настоятелем храма на бывшем Ходынском поле города Москвы. |