Поиск по сайту
Наши сайты
Интервью от 28 декабря 2002 г. |
Интервью,
данное епископом Пермским и Соликамским Иринархом
журналисту Владимиру Потехину,
город Березники
Преосвященный епископ Иринарх:
«Мы должны жить по справедливости, по правде» Этим летом решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия сменил Преосвященный епископ Иринарх. По просьбе наших читателей корреспондент «Вечерки» побывал в Пермском Епархиальном Управлении, где смог побеседовать с Его Преосвященством, Преосвященным Иринархом, епископом Пермским и Соликамским. - Ваше Преосвященство, что послужило причиной того, что Вы решились посвятить свою жизнь служению Богу? - Когда мне было 12 или 13 лет, мама впервые привела меня вместе с моим братом в храм. Я полюбил богослужение, перестал посещать по субботам занятия в школе и уезжал в ближайший храм, который находился от нашего городка довольно удаленно для 12-летнего ребенка: необходимо было проехать на автобусе 45 километров, а потом пройти пешком еще 12 километров до сельской церкви. В дождливую погоду чернозем разбухал, налипал на сапоги, идти было очень тяжело, а зимой в снежную и ветреную погоду было еще и опасно в одиночку идти полем.
Вечером в церкви я молился на Всенощной, ночевал дома у одной благочестивой и удивительной русской души и доброты крестьянки-старушки, всю свою жизнь, несмотря ни на какие гонения за Христа от воинствующих безбожников, посвятившая служению Богу и Православной Церкви. На следующий день в воскресенье, после Причащения Святых Христовых Таин и завершения Литургии, я возвращался обратно также пешком, потом с большим трудом садился в переполненный автобус и возвращался домой. Меня, тогда еще ребенка, водители жалели, часто сажали в автобус без билета. И так было каждую неделю. Я любил стоять в алтаре, наблюдать за священнодействиями пожилого священника, запоминал последовательность совершаемой им проскомидии и Литургии. Я считаю, что в этом было заключено призвание Божие, доступное и понятное для сознания ребенку, так Господь готовил меня к священству и, о чем я могу сказать только теперь, к епископскому апостольскому служению. Мой духовник мне говорил так: «Если тебе суждено стать священником, то ты им непременно будешь, а если не суждено, то как ни старайся, какие не прилагай усилия, Господь не допустит к священству». Как видите, Бог судил мне стать не только священником, но теперь и в сане епископа нести послушание в Церкви Христовой. А вот брат мой до сих пор не отличается религиозностью. - Наверняка, в 70-е годы религиозного ребенка воспринимали как изгоя... - Давление в школе на меня было очень сильным. В те времена детям – моим сверстникам, многие родители говорили так: «С ним дружить не надо, потому что он верующий». Общественность тех лет нас просто насильно загоняла в какую-то обособленную «касту», к нам относились не просто как к нестандартным людям, а зачастую просто как к ненормальным. Позднее психиатры мне говорили, что в те годы существовал даже такой диагноз: «Если человек религиозен, то здоров ли он психически?» Ребенку в те годы надо было все выдержать, не сломаться нравственно и проявить немалую силу воли, чтобы сохранить себя как полноценную личность и суметь в этой непростой атмосфере воинствующего против всех безбожия осознавать себя частью общества, частью народа, среди которого мы родились и культуру которого впитали с молоком матери. И Церковь помогала нам на этом весьма трудном и тернистом пути ... К сожалению, у нас в обществе недооценивается роль священника-духовника не только в плане воспитания ребенка в праведности и гражданственности, но и вообще его влияния на жизнь всякого взрослого верующего человека. Ведь священник, совершающий Таинство Покаяния, то есть исповедь, подсказывает человеку, как нужно жить, как поступить в сложных жизненных ситуациях, а часто – подсказывает и помогает распутать в душе человека буквально клубок духовно-нравственных проблем, неподвластных разрешению ни психологам, ни врачам. Их решение подвластно только врачу душ человеческих - священнику. А есть и такие вещи, о которых ребенок, подчас, никогда не расскажет даже родителям, но он всегда может поведать о них своему духовнику-священнику, который всегда по-пастырски сумеет рассудить и объяснить ребенку, как относиться в той или иной ситуации к подобным вещам и как сохранить верность по отношению к родителям и любовь к ним. - Что значит для Вас Бог? Нередко приходится слышать, что для одних Бог – информационное поле, для других некая субстанция, третьи землю олицетворяют с божеством… - Человек несет в себе две сущности: духа и плоти. Если ангельский мир - это духи, то человек соединяет в себе дух и плоть. Дух – это душа человеческая, которая бессмертна. По природе своей она родственна ангелам. А плоть родственна нашему видимому сотворенному миру, а точнее - животному миру. Человеческая плоть, соединенная с бессмертной душою, отличается от всего тварного мира наличием в человеке разума и свободы воли. Поэтому и называют человека венцом творения и, одновременно, образом и подобием Божиим. Подобие Божие в человеке – категория нравственная – которая есть прежде всего праведность и ее необходимо обрести в себе путем духовного созидания. А Бог для православного христианина - прежде всего Живая Личность. «Бог есть Дух», - сказано в Евангелии. В этих словах содержится мысль о том, что бытие Божие отлично от нашего материального бытия. Но человек содержит в себе некий образ Божественного бытия, который выражается наличием в человеке разума и свободы воли, не имеющих никакого отношения к материи. С Богом человек общается прежде всего в молитве, с которой он ежедневно обращается к Богу. Человек, как венец творения, общается со своим Творцом как любящий сын общается с Любящим его Небесным Отцом. Многие побывавшие в состоянии клинической смерти свидетельствуют, что тот Свет, который они видели перед собой, исходил от Личности и Личность эта была исполнена Любви. И в Евангелии также сказано, что «Бог есть Любовь». Божественная Любовь - основа всех деяний Божиих в нашем несовершенном и сотворенном мире. - Значат ли что-нибудь для Вас научные теории, исследующие существование Бога. Все чаще ученые, изучая Вселенную, говорят о том, что она не могла возникнуть просто так? - Мы говорим, что Вселенную сотворил Бог из ничего. В еврейском варианте Библии сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю», - здесь употреблен глагол «сотворил», который означает, что Бог «сотворил небо и землю» из ничего. Второй раз этот глагол употребляется, когда Бог сотворил жизнь, как принципиально новое творение, которого до этого не было на земле. И в третий раз этот же глагол употреблен в словах, которые повествуют о сотворении человека разумного: « И сотворил Бог человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Здесь также содержится повествование о новом творении, отличном от того, что было сотворено Богом ранее. Существует точка зрения, что материя это и есть «ничто», находящееся в движении. Я не буду вдаваться в физику, ибо существуют и другие мнения. Но суть здесь в том, что Бог сотворил Вселенную из ничего. И структуру этого «ничего» должны исследовать не богословы, а ученые ... В конце концов, ученые сами должны прийти к единому пониманию откуда началась наша Вселенная. Но для меня ближе всего теория «большого взрыва», потому что Вселенная как творение Божие не может быть безначальной - Безначален один только Бог. И в первой главе Библии сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Дух Божий как бы «вливал» некую силу в сотворенную Богом мертвую материю, которая должна была также по повелению Божию произвести сначала животную, а потом и разумную жизнь на земле. - Боитесь ли Вы смерти и отчета перед Богом? - Человеку присущи три основных инстинкта: питание, продление рода и самосохранение. Страх смерти – это прежде всего проявление инстинкта самосохранения. Если человек боится смерти - это нормально. Плохо, когда страх смерти становится паническим, когда человек становится рабом этого страха. Но даже панический страх смерти можно ослабить, когда человек ведет праведную жизнь, когда он общается с Богом в молитве. Многие святые угодники ожидали того дня, когда наступит день смерти и они соединятся с Богом. И это вовсе не означает, что в них отсутствовал страх смерти. Он был просто ослаблен и был не способен помешать им с внутренним миром в душе встретить свой смертный час. Любой человек страшится приближения того дня, когда он предстанет пред Богом и даст отчет за прожитую им жизнь. Ибо в церковном песнопении сказано: «нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил». И день тот для каждого есть Страшный Божий Суд. Мы должны жить по правде Божией. Человек должен в праведности выполнять свою миссию на земле. У верующих бывает разный страх смерти. Простолюдин боится «загробных котлов с кипящей смолой». Однако высшее проявление страха Божия – это сыновняя любовь к Своему Творцу. Если сын любит отца, то он не из-за страха боится его. Он просто настолько любит отца, что опасается чем-либо обидеть его, боится нанести ему душевную травму. Вот таким должен быть настоящий страх Божий в человеке. - Ваше Преосвященство, скажите, есть грехи, за которые не будет прощения? - Хула на Духа Святого не простится ни в этом веке, ни в будущем. Отцы Церкви понимают под хулой самоубийство. Жизнь дана человеку Богом. Господь дарует жизнь человеку и только Он может ее забрать. Человек, который налагает на себя руки, совершает грех против Духа Святого – против «Жизни Подателя», как об этом сказано в молитве. - Все чаще от рук преступников гибнут безвинные люди, и, если на все на земле воля Божия, то почему Бог допускает гибель ни в чем не повинных людей и их не успевших согрешить детей? - Часто люди говорят, что «без воли Бога не упадет ни один волос с головы». Но если мы откроем Евангелие, то прочитаем, что «у человека все волосы на голове сочтены». Но там не сказано, что ни один волос без воли Божией не упадет. Человек, как было сказано выше, есть образ и подобие Божие, и как образ Божий одарен свободой воли. В падшем состоянии (то есть в состоянии греховности, в которой мы находимся) человек сохранил свободу выбора: у каждого имеется возможность по собственному выбору сотворить доброе дело или злое. Если делаем доброе дело, тогда это соответствует воле Божией. Если делаем злое, то это как раз против воли Божией. Все, что в мире творится злое – это против воли Божией. Есть и невинные страдания. Скажем, родился ребенок с церебральным параличем и он на всю жизнь обречен страдать, а родившая его мать, пока жива, обречена «носить на руках» свое дитя. Это невинное страдание, ибо кто действительно невиновен и безвинно страдает, так это дети, родившиеся больными. Но эти страдания тоже можно понять. Может быть Господь, глядя на невинные страдания, до сих пор терпит грехи миллионов грешников и не дает погибнуть нашему миру, о котором сказано: «мир во зле лежит». - Мне думается, что пока в России не будут восстановлены храмы, ни о каком нравственном развитии народа говорить не приходится, потому что видеть брошенный храм, все равно, что спокойно наблюдать за тем, как совершается насилие над беззащитными людьми… - Разрушенный храм - это всегда свидетельство разрушенности души человеческой. Во все сложные исторические времена, когда народ обращался к Богу, все начиналось с возрождения и восстановления души человеческой. Параллельно этому шло возрождение старых и строительство новых храмов. Если храм полон народа и в нем кипит духовная жизнь - это свидетельствует о внутреннем возрождении души человека. Если храм, пусть даже и красивый, пуст, он утрачивает жизнь и становится мертвым. Это тоже свидетельство о душе человека. Поэтому до тех пор, пока мы не увидим, что весь народ обратил свои взоры на храмы, и до тех пор, пока власти не начнут помогать возрождению этих храмов, у нас не будет настоящего возрождения Руси. 10-15 лет назад, в самом начале перестройки наши депутаты ставили экономику на место первоочередных задачах. А религию и нравственность – где-то на 14-е место. С тех пор мы строим экономику уже пятнадцать лет. Мы ее построили? По-моему, еще нет – мы просто разбазарили великую страну. Нравственность без религии не может существовать. Если нет Бога, то можно делать что угодно. Неверующий думает так: если я завтра умираю и на этом заканчивается моя жизнь, то ради чего я должен страдать? А религиозный человек ожидает за гробом и воздаяние и бесконечную жизнь. Поэтому и нравственные категории и религиозные стоят у него на первом месте и определяют собой всю его жизнь. Также нельзя доводить страну и народ до того, чтобы люди попирали свои храмы. Попрание Святынь никогда не прощается и все без исключения народы искупали этот грех только своей кровью. - Опыт европейских стран говорит о том, что есть способы в сравнительно короткие сроки восстановить разрушенные же государством церкви. Для этого нужно ввести временный небольшой целевой налог на восстановление храмов. - Это вполне возможно. В Германии, например, при трудоустройстве каждый сообщает о принадлежности к той или иной конфессии, и у него из зарплаты вычитается определенный процент на развитие Церкви, к которой он принадлежит. - Если бы в России появилась такая инициатива, Вы бы отнеслись к этому с одобрением? - Храмы возводились для народа и народ сам должен их содержать. К сожалению, наше законодательство не готово к такой инициативе. После богоборческих времен бывшего Советского Союза мы еще долго не придем к такому законодательству. - У нас, в Березниках, планируется построить еще две церкви. На фоне невосстановленных церквей в Прикамье, не кажутся ли эти планы непомерно амбициозными? - Я полагаю, что в Березниках мало будет даже десяти храмов. В Перми, например, храмы открыты, но их тоже очень мало и в большинстве своем они расположены в старой части города. А ведь в каждом районе должна быть своя православная церковь. Религиозное чувство есть у каждого человека и оно требует удовлетворения. А вне Церкви человек легко может впасть и в фанатизм, и в сектантство, и в религиозный экстремизм. В Березниках, особенно на фоне строящегося католического костела, необходимо срочно строить несколько храмов. Безусловно, немецкие католики имеют право молиться так, как молились их предки. Но и мы должны в таком случае позаботится о том, чтобы православные люди в своих православных храмах также свободно могли исповедовать веру своих отцов. - Почему так активны в России тоталитарные секты? - Если у нас человек пришел в храм, он может купить свечку или иконку, а может и не покупать, может по собственному выбору пожертвовать на храм, а может и не пожертвовать. Если он пожертвует, мы скажем ему спасибо. Если нет - тоже хорошо, ибо если он пришел в храм, то он нуждается в слове Божьем. Если вы пришли в секту и вам помогли материально, то вы никогда не выйдите из нее, не заплатив денег за оказанную Вам помощь. Подчас у человека нет достаточных средств и он остается закабаленным в сетях сектантства. Порой люди дарят сектам свои квартиры и становятся в буквальном смысле зависимыми от руководителей тоталитарных и экстремистских сект. Это огромный приток денег. Это своего рода «продуктивный» бизнес под прикрытием религиозности. - Вы получили медаль «Союза казаков». За какие заслуги? - Я восстанавливал бывший полковой храм 1-го Донского имени генералиссимуса А.В.Суворова казачьего полка на Ходынском поле в городе Москве. Это единственный в Москве бывший полковой казачий храм. Беседовал Владимир ПОТЕХИН |