Проповедь от 13 января 2010 г. PDF Печать E-mail

СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА,

ПРОИЗНЕСЕННОЕ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ В СОРОКОВОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ПОЖАРА

В НОЧНОМ КЛУБЕ ГОРОДА ПЕРМИ

13 января 2010 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день в очередной раз мы собрались в святом храме, чтобы отслужить панихиду в 40-й день после пожара в ночном клубе «Хромая лошадь» и вознести заупокойные молитвы о душах людей, которые погибли в огненной стихии в городе Перми сорок дней тому назад.

Словами Евангелия Господь наш Иисус Христос постоянно напоминает нам: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 31-32), – ибо у Бога все живы. Человек умирает в этом земном мире только физически, а его бессмертная душа возвращается к Богу, чтобы дать ответ за прожитую жизнь, за всё доброе и злое, что сотворил человек в своей прожитой жизни. Души усопших, которые погибли в день пожара, и всех тех, кто в муках скончался от ожогов и ран в последующие дни, живы и все они предстали перед праведным и нелицеприятным Судом Божиим.

 

Каждый день на божественной Литургии Церковь молится о том, чтобы Господь сподобил нас «прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати», а также просим Господа сподобить нас «христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове». То есть, вся Церковь ежедневно молится о нас и испрашивает у Бога для своих верных чад непостыдной кончины земной жизни, чтобы эта кончина была мирной и наступила в глубокой старости, когда человек в своем разуме и сознании может беспристрастно проанализировать всю свою прожитую жизнь, раскаяться в содеянных прегрешениях, оценить жизнь на пороге перехода в загробное бытие и попросить у Бога прощения за свои прегрешения, а также напутствовать благословением своих детей и внуков, близких и друзей на их продолжающуюся жизнь.

Конечно, сорок дней тому назад произошла великая трагедия для города Перми, которая могла совершиться и в любом другом городе Российской Федерации, ибо нельзя с уверенностью сказать, что в Перми до предела все плохо, а во всей остальной стране всё хорошо. Проблемы есть везде и они одинаковые. Разница только в степени запущенности или в степени решенности тех или иных проблем в других регионах. Но меня не покидает вопрос: почему Бог попустил этой трагедии совершиться именно в Перми? Мы же ещё не успели забыть о трагедии недавней авиакатастрофы «Боинга», когда также погибло большое количество людей, и Березники с затопленными шахтами и провалами земли в жилой части города, и другие трагедии, которых много. Однако в последнее время множество бедствий слишком часто постигают наш Пермский край.

Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой: мы очень мало уделяем внимания своему нравственному состоянию и воспитанию основ общечеловеческих нравственных ценностей в подсознании народа Прикамья. Видимо, мы ещё недостаточно обратились к Богу. Видимо, мы ещё недостаточно просим Бога о том, чтобы Он сохранил нас от бед и скорбей, чтобы Господь избавил нас от внезапной смерти и, как сказано в молитве, «от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани» и «о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны». Бесспорно, бедствия и скорби всегда случаются в каждом народе, но когда они повторяются часто – это непорядок.

А где же наша нравственность? Прежде всего нравственность в народе поддерживается благодаря религии, через веру человека в Бога, через веру в то, что за злые дела всем нам непременно придется отвечать перед Богом, что в совершенных грехах нужно раскаиваться и этому же нужно учить детей. Нам надлежит больше уделять внимания нравственному оздоровлению общества и возрождению духовности среди народа. И без религиозной веры здесь никому и никогда не обойтись. Любое увлечение материальным благосостоянием, отделенным от веры и религии, приводит только к нравственному разложению общества и гибели народа.

И вот сегодня, памятуя те скорбные и трагические для каждого из нас дни, когда многие жители города и края потеряли своих близких, детей или родителей, друзей или знакомых, мы не можем сказать, что погибшие были грешнее тех, кто остался в живых. Я неоднократно приводил слова Христа из Евангелия: «Или думаете ли, что восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 4-5). Поэтому и нам также следует подумать о том, чтобы оставшиеся в живых не подверглись еще более худшему и тягчайшему бедствию и народной скорби.

И сегодня мы возносим молитвы о тех, которые уже оставили этот мир и находятся в ином, загробном мире. Они уже предстали перед Богом, чтобы дать ответ о прожитой жизни, но в силу настигшей их внезапной смерти не смогли принести раскаяния перед своей трагической кончиной за прегрешения, которых много у каждого человека. Оправдания перед Богом нельзя купить ни за какие деньги, богатства и земные сокровища. Это подтверждают слова Христа: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), – говорит Господь. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). То есть, Царство Божие восхищают те, кто творит добрые дела милосердия и сострадания по отношению к нуждающимся в помощи ближним, потому что, говорит Господь, всё, что вы сделали «одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Помочь сегодня умершим в их загробной участи может только Церковь и ваши – их близких и родных горячие молитвы о прощении прегрешений и их вечном упокоении.

Мы будем возносить Богу наши молитвы сегодня и в последующие дни, как и молились об упокоении усопших в течение сорока прошедших дней.

Но также мы должны сегодня помнить и о тех, которые живы и страдают от ран и ожогов в госпиталях, ожидая выздоровления и возвращения к жизни.

Мы должны помолиться и о себе самих, о наших ближних – гражданах Пермского края, которые сегодня живы и не имеет никакой гарантии в том, что завтра не свершиться нечто подобное и над ними, может быть, ещё более худшее.

Мы должны также подумать и о том, как оздоровить нашу нравственную жизнь, как возродить духовность народа, как сделать так, чтобы материальное благополучие человека не втягивало его в беспечность и неумеренные развлечения, а было соединено с духовным благополучием человека.

Мы должны молиться и просить Бога, чтобы Он не отворачивался от нас и хранил нас во все дни жизни нашей.

Помолимся о вечном упокоении тех, кто погиб в огненной стихии в ту трагическую ночь и скончался позднее от ожогов и ран – помолимся «о упокоении душ усопших рабов Божиих огнем убиенных по человеческому неразумию и греховности, и всех после огненной стихии от пожара в ночном клубе града Перми от ожогов в муках скончавшихся, и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному».

Аминь.