Проповедь от 23 декабря 2009 г. PDF Печать E-mail

СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА,

ПРОИЗНЕСЕННОЕ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО ЖЕРТВАМ ОГНЕННОЙ СТИХИИ В ГОРОДЕ ПЕРМИ,

РАЗЫГРАВШЕЙСЯ В НОЧНОМ КЛУБЕ «ХРОМАЯ ЛОШАДЬ»

В НОЧЬ НА 5 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

В сегодняшний день мы собрались вместе, чтобы совершить молитву об упокоении усопших накануне 20-го дня со времени огненной трагедии, которая разразилась в Перми в ночь на 5 декабря текущего года, когда в пожаре погибло так много людей, а позднее еще несколько десятков человек скончались в больницах от ожоговых ран. Это несчастие стало трагедией для всего Пермского края и, в целом, для всей страны, ибо она обнажила наболевшие проблемы нашего общества, которые однозначно присутствуют во всех регионах Российской Федерации.

Сегодня многие люди задают один и тот же вопрос: почему разом погибло столько много людей и почему Бог попустил этой беде случиться именно в городе Перми? Прежде всего, 20 дней тому назад погибли люди не по причине разбушевавшейся природной стихии и не потому, что они пожертвовали собой, спасая других, а по халатности владельцев ночного клуба, которые согласно русской поговорке «авось пронесет» не думали о последствиях нарушений пожарной безопасности и о судьбах людей, каждый день подвергавшихся риску гибели. При этом погибли люди, многие из которых находились в состоянии, когда человек частично или полностью утрачивает способность дать отчет своим действиям и трезво оценить ситуацию, чтобы своевременно спасти себя и помочь остаться в живых другим. Святейший Патриарх Кирилл в соболезновании по случаю огненной трагедии в Перми писал: «Сегодня, когда в России вновь погибло большое количество людей, мы должны крепко задуматься над причинами происходящих трагедий. Те, кто имеет дело с большими скоплениями людей, должен глубже и сильнее осознать ответственность за жизнь и здоровье ближних. Стоит помнить и об опасности неумеренных развлечений, которые могут кончиться бедой и скорбью. Пусть чувство ответственности, сделав нас более внимательными и строгими к своим действиям, позволит избежать трагических случаев в будущем».

 

Конечно, во время шумного веселья и свободного от работы препровождения времени, которым нередко с самозабвением предаются многие быстро разбогатевшие люди, современный человек часто забывает, что по отношению к человеческим прегрешениям Бог не только милосердный и терпеливый, но также строгий и нелицеприятный Судия. Вспомните слова праотца Авраама из евангельской притчи о «богаче и Лазаре»: богач, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» при жизни на земле – умер и «в аде, будучи в муках, … поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь …» (Лк. 16, 19, 23-25). Всякое подобное бедствие, постигающее нас, напоминает о временности человеческого бытия и о том, что в любой момент жизнь человека может завершиться безвременной кончиной жизненного пути, когда надлежит предстать перед Богом и дать ответ о прожитой жизни, обо всех наших добрых и злых делах, совершенных на земле.

Часто мы просто не замечаем об утрате духовности в самих себе, мы забываем о том, что человек создан Богом не для того, чтобы проводить жизнь свою беспечно подобно этому евангельскому богачу, который до самой смерти проводил время в веселье и пиршествах (Лк. 16, 19-31). Мы забываем о том, что человек создан для вечной жизни и все материальные блага, которые даровал Бог человеку, не должны увлекать его в бездну утраты нравственной памяти о своей душе. Великий русский писатель Федор Достоевский в своей записной книжке оставил запись: «Совесть без Бога есть ужас, она может довести человека до величайших преступлений», потому что совесть человека, лишенная путеводной звезды христианского Откровения, легко вырождается в псевдосовесть, теряющую критерий добра и зла. Господь даровал нам жизнь для того, чтобы мы, прежде всего, употребили её на совершенствование нравственного состояния своей души, на добрые дела и помощь ближнему, чтобы обрести праведность души – состояние обожения, то есть благодатного уподобления человека Богу в святости, в нравственной жизни и благочестии уже здесь на земле.

Эта огненная трагедия, свершившаяся в ту роковую ночь, напоминает нам о том, что несмотря на отсутствие в нашей стране уже в течение четверти века официального безбожия и атеизма, мы, тем не менее, продолжаем строить нашу жизнь на принципах материального благополучия без Бога, когда сердце человека с легкостью освобождается от голоса совести, нравственных норм жизни и морали. Вспомните слова Христа из Евангелия, которые звучат так, как будто они произнесены были Господом в настоящее время: «Или думаете ли, что восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 4-5). Так же и люди, погибшие в огне ночного клуба в Перми, не были грешнее или праведнее других горожан. Но если мы с вами не обратимся с покаянием к Богу и будем продолжать жить беспечно, то по слову Христа нас могут постигнуть ещё более худшие последствия.

А с покаянием и памятью о Боге в Пермской губернии тяжеловато. На сегодня мы остались единственным регионом в России, где до сих пор закрыты кафедральные соборы в Перми и в Соликамске. Под их сводами не слышны молитвы, ибо в их стенах по-прежнему пребывает «мерзость запустения на святом месте». Мы почти полтора года не можем оформить земельный участок под строительство мемориального храма «Утоли моя печали» – памятника трагедии авиакатастрофы «Боинга» в Перми и места молитвенной памяти о вечном упокоении погибших 14 сентября 2008 года. Несмотря на то, что уже в течение года под председательством Главы города решается вопрос о выделении земли под храм, мы не можем преодолеть различного рода чиновничье крючкотворчество, не позволяющее начать храмостроительные работы в городе.

Мы видим, что религия отцов и нравственность до сих пор в нашем крае стоят не на должном месте. Это означает, что в нас недостаточно любви к Богу, а значит и любви к ближним, нуждающимся в нашей помощи. Это означает, что мы живем среди общества, в котором отсутствуют преграды для совершения тяжких грехов против Бога и ближнего. Вспомните слова из Послания Иакова: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 13-15). Нравственность всегда стремительно падает в безрелигиозном обществе и ведет к его распаду и разложению. А строить новые храмы – духовные центры христианской веры и нравственности мы не хотим, да и старые, порушенные безбожием церкви открываем с большим опозданием, создавая на пути порой неимоверные для преодоления препятствия.

Однако людей, которые погибли в пожаре или позднее скончались от мучительных ожоговых ран, судить нельзя: они уже предстали перед Вечным Судией – Богом, а нам следует молиться об упокоении их душ и, говоря по человечески, сострадать горю их родных и близких. Сегодня мы совершаем поминовение погибших в ту злополучную ночь и молимся о прощении прегрешений, чтобы Господь упокоил и умиротворил души усопших, чтобы Господь простил их прегрешения вольные и невольные.

Но мы также должны молиться и о том, чтобы Господь, попустивший подобные бедствия, исправил нашу жизнь, чтобы Господь помог нам осознать, в чем мы не правы перед Богом, перед ближними, перед нашим обществом и страной. Всем нам следует уделять больше внимания возрождению духовности, чтобы духовность народа, которая у верующих людей всегда тесно соединена с религиозностью, могла пронизывать все действия и поступки, чтобы удерживать человека от зла.

Мы должны больше молиться о том, чтобы Бог сохранил нас и наших ближних от бед и скорбей. Мы должны молиться о том, чтобы Господь сподобил нас непостыдной христианской кончины, то есть дожить до глубокой старости, раскаяться в грехах и достойно подготовиться к встрече с Богом, Который есть нелицеприятный Судия, требующий от каждого человека ответа за всё доброе и злое, что он сотворил в своей жизни на земле.

Дорогие отцы, братья и сестры, помолимся об упокоении тех, кто погиб в огненной стихии, не имея возможности воззвать к Богу в последние минуты своей жизни о прощении своих прегрешений, сотворенных в жизни на земле.

Аминь.

Свято-Троицкий кафедральный собор,

 

23 декабря 2009 года