Проповедь от 3 мая 2009 г. PDF Печать E-mail

3 мая 2009 года, в Неделю 3-ю по Пасхе в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми епископ Пермский и Соликамский Иринарх совершил монашеский постриг в мантию над священником Андреем Владимировичем Петровым с наречением имени Григорий («бодрствующий» – греч.) в честь святителя Григория Паламы, епископа Фессалонитского (1357), память которого совершается 14 ноября по ст. ст. или 27 ноября по н. ст.

 

СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

ПРОИЗНЕСЕННОЕ В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

ГОРОДА ПЕРМИ

ПОСЛЕ СОВЕРШЕНИЯ ПОСТРИГА В МАНТИЮ

3 мая 2009 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня ты, отец иеромонах Григорий, принял иноческий постриг и пополнил число монашеской братии Русской Православной Церкви. Сегодня ты вступил на путь подражания ангельскому житию, отрекшись от мира, который во зле лежит, и от всех соблазнов его, как сказано об этом в 1 Послании Иоанна: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19). Монашеское имя Григорий, означающее в переводе с греческого языка «бодрствующий», дано тебе в честь знаменитого богослова XIV века и великого подвижника Греческой Православной Церкви святителя Григория Паламы, епископа Фессалонитского. Отныне имя, которым ты будешь именоваться, должно неустанно побуждать тебя к бодрственному подражанию блаженному житию и подвигам твоего небесного покровителя.

Святитель Григорий Палама посвятил всю свою жизнь без остатка раскрытию учения о Святой Троице и защите православного учения о нетварных энергиях Божества. Он ставил во главу угла своей жизни защиту чистоты православного вероучения в духе Предания святых отцов Восточной Церкви ради сохранения «единства веры», которое доныне свято хранится и исповедуется Вселенской Православной Церковью, являясь главным условием допустимости к общению в Таинствах церковных, в особенности же главного из них – Таинства Святой Евхаристии.

 

Это положение сложилось из реальности ранней Церкви – опыта Евхаристии как Таинства единства, как Таинства Церкви, которую святой Игнатий Антиохийский определяет как «единство веры и любви».

Но понятие «единство веры» означает не только единство вероучения, но и единство нравоучения. Об этом свидетельствует современная практика Православия, согласно которой до Причащения не допускаются еретики – преступники прожив веры, великие грешники – преступники против христианской морали и раскольники – нарушители церковной дисциплины и разрушители единства Церкви. Именно поэтому при участии каждого православного христианина в Причастии Святых Христовых Таин понятие «единство веры» предполагает не только элементы вероучения, но и нравственности, и церковной дисциплины.

Всегда помни, отец Григорий, что Церковь есть, прежде всего, единственный путь спасения, ибо внецерковного пути спасения нет и не может быть. И этот путь лежит через христианскую любовь, о чем учит нас основной догмат христианства – догмат о Пресвятой Троице. «Среди земных предметов, – пишет святой архиепископ Верейский Иларион, – не нашлось ни одного, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь 0тца, Сына и Духа Святого соединяет Три Лица во едино Существо, так что уже не три существа, но Единый Бог, живущий триединой жизнью. К такой любви, которая многих могла бы слить во едино, призваны и люди, о чем и молился Христос Отцу Небесному: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» и «любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них да будет ...» (Ин. 17, 21 и 26).

В этих словах речь идет о направленности церковного сознания на то «сокровище», о котором сказано в Евангелии, что там, где оно находится, там будет и сердце человека (Мф. 6, 21). Для Церкви Христовой этим «сокровищем» всегда было и всегда останется Царство Божие, которое есть обновленное единство творения и его Творца. И только для того, чтобы явить это обновленное единство в «мире сем» (вечное во временном) и тем спасать этот мир – явлена на земле Церковь. Миссия Церкви – благовествовать и свидетельствовать это вечное Царство Божие, ибо только в нем может быть явлена полнота церковной жизни.

Подражай твоему новому небесному покровителю святитителю Григорию Паламе, имя которого дано тебе при монашеском постриге, и помни, что богословие всегда было и остается важнейшей гранью жизни Церкви и ее духовного наследия. Но не забывай также и о том, что как и жизнь христианина без любви превращается в «медь звенящую или кимвал звучащий», а точнее – «в ничто» (1 Кор. 13, 1-2), так и богословие, оторванное от внутреннего благочестия и богопознания, превращается в мертвенное учение человеческое, лишенное «глаголов вечной жизни».

Всегда храни в чистоте православное вероучение и предостерегай других, пасомых тобою чад духовных, от лукавых сетей раскольников и изменников веры. Те, кто не умеет хранить в чистоте свою веру, подобен неразумным детям, меняющим своих кровных родителей на приемных мачеху и отчима, для которых они навсегда останутся приемными детьми. Меняется вероучение, меняется и Церковь, исповедующая иное вероучение, меняется духовность и отеческие традиции, меняется и утрачивается в самом человеке всё то, чем он жил и питался от полноты Православной, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. А сам человек, становясь изменником своей Матери Церкви, начинает руководствоваться не только другим вероучением, но и вся жизнь его подвергается воздействию доселе чуждой ему аскезы и духовных традиций. Так исчезает «единство веры» и бездна церковных разделений становиться непреодолимым препятствием к общению в Таинствах Церкви, главнейшим из которых, как сказано было выше, является Таинство Святой Евхаристии, к участию в котором допускаются только верные сыны и дочери Святой Матери Церкви.

Тот же, кто свято хранит свои церковные и отеческие традиции, не может надеяться на спокойную жизнь, о чем в Евангелии свидетельствует Сам Господь: «Если Меня гнали, - говорит Господь, - и вас будут гнать». И «если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 18-20). Помни также и слова Христа о том, что «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин. 16, 33).

Господь сказал также Своим ученикам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, но Я избрал вас …» (Ин. 15, 14-16.

И если ты будешь подражать подвижнической жизни и учению святителя Григория Паламы, которое он так тщательно защищал от искажения неправыми учениями, Господь вознаградит тебя в земном житии благами духовными и материальными, и дарует тебе наследие жизни вечной. Среди материального достатка соединяй «благочестие с довольством», а в лишениях и бедности, которые порой ради испытания нашего ниспосылает нам Господь, никогда не забывай, что Бог всегда рядом и готов нам помочь, если мы ослабеваем духом. Но никогда не унывай и не ропщи на жизнь, ибо никому не дает Бог креста тяжелее, чем может он понести.

Монашеский образ жизни – это ангельский образ жития, свободный от семейных забот и всецело посвященный служению Богу и Церкви. Ты и раньше, пребывая в священном сане, не был обременен семейными узами и заботами о благах мира сего. Теперь же ты дал обет Богу вести более строгий образ монашеского жития. Ты дал обет Богу усердно служить Его Святой Церкви и верно хранить ее святоотеческое учение. Крест монашеского служения нелегок для служителя Церкви, но если ты со смирением возложил его на себя, твердо помни, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62).

Так пусть же сегодняшний день, в который ты полагаешь начало нового пути ко спасению через монашеское священнослужение Церкви, будет памятным для тебя во все время твоей последующей жизни. Пусть он постоянно напоминает тебе о том, что с настоящего момента ты всецело посвящаешь себя служению Церкви и ее Основоположнику – Христу. Подражай святым, прежде всего апостолам и ученикам Христовым, которые жизнью своей прославляли Христа Спасителя, распространяя Его учение от края и до края земли.

Скажу и о молитве монаха, ибо сегодня тебе вручена мною монашеская вервица (четки) – «меч духовный», который есть молитва Иисусова, у иноков в уме, в сердце и в устах всегда пребывающая: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного». Святые отцы и подвижники веры учат нас, что молитва ленивого бессильна. Поэтому напомню тебе слова автора «Записок об аскетическом делании и молитве Иисусовой» инокини-подвижницы и молчальницы XIX века, известной под именем Веры Александровны, которая писала: «Всякую добродетель, но особливо молитву, должны исполнять мы с великим усердием. Молится же с таким усердием душа наша тогда, когда она гнев побеждает. Всякий, молитве прилежащий, да будет милосерд. Чрез сию добродетель иноки сторицею себе приимут. А другие приимут другое – молитву, в сердце человеческое входящую, воспаляет огонь небесный. Коль же скоро она воспламенится и на небо вознесется, то сей же огонь оттуда паки с нею в горницу души нашей снисходит».

Дай Бог, чтобы божественная благодать неотступно пребывала и освящала внутреннюю горницу твоего сердца, насаждая в нем праведность жития и благочестие. Дай Бог, чтобы мысли твои были светлыми и чистыми от греха, чтобы сердце твое было способно принять в себя Христа, терпеливо ожидающего нашего свободного волеизъявления и стучащего в двери человеческого сердца, как сказано об этом словами Апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3, 20), ибо, как сказано было мною выше, главным «сокровищем» Церкви Христовой всегда было и всегда останется Царство Божие, которое есть обновленное единство творения и его Творца.

Дай Бог, чтобы сердце и уста твои, возгреваемые постом и молитвой, всегда оглашались словами молитвы Иисусовой.

Дай Бог, чтобы исполнение всех монашеских обетов, данных тобою сегодня, даровало тебе внутреннее удовлетворение и мирность души. Однако помни слова Христовы о том, что «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк, 17, 10).

Недаром сказано в Евангелии, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4), ибо «Царство Мое, – говорит Господь, – не от мира сего» (Ин. 18, 36). Да и «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?».

В заключение моих слов также напомню тебе как священноиноку-иеромонаху, облеченному саном служителя Церкви Христовой, предостерегающие и грозные слова Божественного Откровения, первоначально обращенные к первосвященнику Аарону – родоначальнику священства среди богоизбранного народа Израильского, а сегодня с той же силой и властью обращенные к каждому из нас – ко всему новозаветному христианскому священству: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех за небрежность во святилище; и ты и сыны твои с тобою понесете на себе грех за неисправность в священстве вашем. Также и братьев твоих, колено Левиино, племя отца твоего, возьми себе: …пусть они отправляют службу тебе и службу во всей скинии; только чтобы не приступали к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам» (Числ. 18, 1-3). «Так отправляйте службу во святилище и при жертвеннике, дабы не было впредь гнева на сынов Израилевых» (Числ. 18, 5).

Эти слова каждый священнослужитель должен постоянно держать в сердце своем потому, что даже праведника не пощадит Господь, если по его небрежению о Доме Господнем будет возникать мерзость запустения на святом месте. Мы должны непрестанно помнить о том, что «если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явиться?» (1 Пет. 4, 18), – об этом вопрошает нас святой апостол Петр.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Аминь.