Проповедь от 19 апреля 2009 г. (по случаю прибытия Благодатного огня) PDF Печать E-mail

СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

ПРОИЗНЕСЕННОЕ НА ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕ

В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА ПЕРМИ

ПО СЛУЧАЮ ПРИБЫТИЯ ИЗ ИЕРУСАЛИМА В ПЕРМЬ

БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Всечестные отцы,

боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

 

В сегодняшний день уже четвертый год подряд в городе Перми мы вновь встретили в аэропорту «Большое Савино» и доставили автотранспортом в Свято-Троицкий кафедральный собор святой Благодатный огонь, который по милости Божией ежегодно нисходит в святом граде Иерусалиме и возгорается в храме Гроба Господня. Этот огонь доставляется самолетом сначала в Москву, а из Москвы – в другие города России, включая и наш богоспасаемый город Пермь.

Благодатный огонь, ежегодно возгорающийся в храме Гроба Господня – в храме Воскресения в Иерусалиме и воспламеняющий свечи в руках у православного Иерусалимского Патриарха, никогда в истории Христианской Церкви не возгорался в руках иерархов Римо-Католической или Армянской Апостольской Церквей, или других представителей каких-либо христианских вероисповеданий. Схождение благодатного огня всегда происходит по молитвам православного иерарха и уже из его рук раздается всем желающим освятиться наполняющей его благодатью Святого Духа, свидетельствуя этим, что именно Православие обладает наибольшей полнотой благодати и чистоты вероучения, унаследованными нами от древнеапостольской Церкви Христовой и преподанными нам святыми апостолами.

 

Этот благодатный огонь является ежегодным повторением божественного света, воссиявшего в спасительную ночь Воскресения Христова и исполнившего учеников и апостолов радостью и силой веры в Божественность их Учителя – Христа, с одной стороны, и повергшего в страх и ужас охранявших гроб и не веровавших во Христа римских воинов, с другой стороны. Святой апостол и евангелист Матфей так описывает это событие: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28, 2-4).

Это тот самый божественный свет или божественный огонь, который созерцал и о котором свидетельствовал в своих трудах преподобный Симеон, Новый Богослов, утверждая, что «Бог живет в свете неприступном». Евангелист Матфей дает нам следующее описание фаворского света в момент Преображения Господня: «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег» (Мф. 17, 1-2). А библейское повествование в книге «Исход» свидетельствует нам, что «когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исход, 34, 29-30). А далее сказано, что когда Моисей перестал разговаривать с народом, то «положил на лице свое покрывало» (Исход, 34, 33), ибо без покрывала невозможно было смотреть на лицо пророка Божия Моисея по причине исходившего от него благодатного света, силы которого не мог выдерживать на себе народ.

Этот божественный свет бывает благодатным, дарующим человеку благодать Святого Духа и наполняющим его внутренним умиротворением души и радостью присутствия Божия в сердце человека. В этом случае человек в смирении ощущает на себе действие благодатного огня как попаляющее и изгоняющее из его сердца всякий грех и нравственную нечистоту.

Но действия божественного огня могут быть устрашающими и грозными для человека, способными, образно говоря, превратить в пепел нераскаянного грешника, примерами чему служат свидетельства Священного Писания, излагающие священную историю богоизбранного народа и различные примеры из истории Христианской Церкви.

Так в книге «Числа» повествуется о восстании Корея, Дафана и Авирона, не желавших подчиниться пророку Моисею, которых Господь за непокорность наказал смертью, ибо «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество» (Числ. 16, 32). «И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, как говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16, 34-35), но так же не желали подчиниться повелениям Моисея, действовавшего по указанию Божию.

Но сегодня мы являемся причастниками нисшедшего в храме Гроба Господня того божественного света и того благодатного огня, который ежегодно в Страстную Субботу – в канун празднования Православной Церковью Светлова Христова Воскресения сходит с небес для того, чтобы вновь и вновь подтвердить всем христианам и всему человечеству о том, что действительно именно на том месте, где построен храм Воскресения, находится место священной пещеры – Гроба Господня, где лежало тело Иисусово и где свершилось величайшее чудо в истории человечества – Воскресение из мертвых Богочеловека-Христа, нового Адама и родоначальника христиан, проложившего путь к всеобщему воскресению из мертвых всего человечества.

Апостол Павел пишет: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14). Только благодаря тому, что свершилось Воскресение Христово, мы верим в реальность и ожидаем всеобщего воскресения мертвых, мы верим в то, что в последний день все люди восстанут и предстанут на Божий Суд.

Существует Предание Церкви, что благодатный огонь будет сходить в Иерусалиме до последнего дня человеческой истории, до самого последнего праздника Пасхи. И только когда действительно наступит время Страшного Божия Суда над миром, то есть когда наступит кончина нашего видимого мира – в тот год не будет и схождения Благодатного огня. Но это время будет апокалипсическим, временем пришествия в мир антихриста и наступления великого беззакония и всеобщего господства греха в мире и в человеческом сердце, в котором не будет места Богу. Выражаясь языком писателя Федора Достоевского, который говорил, что Бог ведет непрерывную борьбу с диаволом на просторах сердца человеческого, мы должны признать, что в последние времена Бог попустит диаволу овладеть человечеством, когда оно отвернется от Бога и будет утопать в грехах и беззакониях. Только избранные Богом праведники смогут спастись от этой вакханалии греха и временного «господства» диавола в мире сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Это будет время болезней и скорби, время великого беззакония и греха, о чем сказано в Евангелии от Матфея словами: «… где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 28-29), ибо Бог отвернется от мира и от человека за великие беззакония и неправду. «И если праведник едва спасается» в мире господства зла и беззакония на нашей планете Земля, «то нечестивый и грешный где явиться?» (1 Пет. 4, 18), – вопрошает святой апостол Петр.

Но сегодня мы вновь получаем благодатный огонь, сегодня мы вновь получаем новое подтверждение того, что Бог с нами, что Бог взирает на нас и продолжает свидетельствовать нам о реальности Воскресения из мертвых Христа Спасителя, что Бог постоянно промышляет и заботится о нас. Бог печется о каждом человеке, ибо Он есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Сказано, что Бог живет превыше небес и в сердце человека-праведника, как сказал об этом святой апостол Павел: «Разве не знаете, что Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И Господь говорит в Евангелии от Иоанна: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Этот благодатный огонь, который мы получили сегодня и которым зажгли свечи в наших руках, чтобы унести его в свои дома, благодатно освящает нас и наши жилища, наших ближних и окружающие нас предметы, которыми мы пользуемся в быту. Но самое главное, что этот благодатный огонь освящает наши человеческие сердца и очищает их от греха и беззакония. Благодатный огонь напоминает нам евангельские слова о том, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?», – вопрошает Господь. Человек создан для Бога, о чем так выразительно свидетельствуют слова блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя, Боже, и мятётся сердце моё, пока не успокоится в Тебе».

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Аминь.

 

19 апреля 2009 года

СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

ПРОИЗНЕСЕННОЕ НА ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЧЕРНЕ

В СВЯТО-ТРОИЦКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ГОРОДА ПЕРМИ

ПО СЛУЧАЮ ПРИБЫТИЯ ИЗ ИЕРУСАЛИМА В ПЕРМЬ

БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ

19 апреля 2009 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

Всечестные отцы,

боголюбивые иноки и инокини, братья и сестры!

 

В сегодняшний день уже четвертый год подряд в городе Перми мы вновь встретили в аэропорту «Большое Савино» и доставили автотранспортом в Свято-Троицкий кафедральный собор святой Благодатный огонь, который по милости Божией ежегодно нисходит в святом граде Иерусалиме и возгорается в храме Гроба Господня. Этот огонь доставляется самолетом сначала в Москву, а из Москвы – в другие города России, включая и наш богоспасаемый город Пермь.

Благодатный огонь, ежегодно возгорающийся в храме Гроба Господня – в храме Воскресения в Иерусалиме и воспламеняющий свечи в руках у православного Иерусалимского Патриарха, никогда в истории Христианской Церкви не возгорался в руках иерархов Римо-Католической или Армянской Апостольской Церквей, или других представителей каких-либо христианских вероисповеданий. Схождение благодатного огня всегда происходит по молитвам православного иерарха и уже из его рук раздается всем желающим освятиться наполняющей его благодатью Святого Духа, свидетельствуя этим, что именно Православие обладает наибольшей полнотой благодати и чистоты вероучения, унаследованными нами от древнеапостольской Церкви Христовой и преподанными нам святыми апостолами.

Этот благодатный огонь является ежегодным повторением божественного света, воссиявшего в спасительную ночь Воскресения Христова и исполнившего учеников и апостолов радостью и силой веры в Божественность их Учителя – Христа, с одной стороны, и повергшего в страх и ужас охранявших гроб и не веровавших во Христа римских воинов, с другой стороны. Святой апостол и евангелист Матфей так описывает это событие: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28, 2-4).

Это тот самый божественный свет или божественный огонь, который созерцал и о котором свидетельствовал в своих трудах преподобный Симеон, Новый Богослов, утверждая, что «Бог живет в свете неприступном». Евангелист Матфей дает нам следующее описание фаворского света в момент Преображения Господня: «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег» (Мф. 17, 1-2). А библейское повествование в книге «Исход» свидетельствует нам, что «когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исход, 34, 29-30). А далее сказано, что когда Моисей перестал разговаривать с народом, то «положил на лице свое покрывало» (Исход, 34, 33), ибо без покрывала невозможно было смотреть на лицо пророка Божия Моисея по причине исходившего от него благодатного света, силы которого не мог выдерживать на себе народ.

Этот божественный свет бывает благодатным, дарующим человеку благодать Святого Духа и наполняющим его внутренним умиротворением души и радостью присутствия Божия в сердце человека. В этом случае человек в смирении ощущает на себе действие благодатного огня как попаляющее и изгоняющее из его сердца всякий грех и нравственную нечистоту.

Но действия божественного огня могут быть устрашающими и грозными для человека, способными, образно говоря, превратить в пепел нераскаянного грешника, примерами чему служат свидетельства Священного Писания, излагающие священную историю богоизбранного народа и различные примеры из истории Христианской Церкви.

Так в книге «Числа» повествуется о восстании Корея, Дафана и Авирона, не желавших подчиниться пророку Моисею, которых Господь за непокорность наказал смертью, ибо «расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество» (Числ. 16, 32). «И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, как говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Числ. 16, 34-35), но так же не желали подчиниться повелениям Моисея, действовавшего по указанию Божию.

Но сегодня мы являемся причастниками нисшедшего в храме Гроба Господня того божественного света и того благодатного огня, который ежегодно в Страстную Субботу – в канун празднования Православной Церковью Светлова Христова Воскресения сходит с небес для того, чтобы вновь и вновь подтвердить всем христианам и всему человечеству о том, что действительно именно на том месте, где построен храм Воскресения, находится место священной пещеры – Гроба Господня, где лежало тело Иисусово и где свершилось величайшее чудо в истории человечества – Воскресение из мертвых Богочеловека-Христа, нового Адама и родоначальника христиан, проложившего путь к всеобщему воскресению из мертвых всего человечества.

Апостол Павел пишет: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13-14). Только благодаря тому, что свершилось Воскресение Христово, мы верим в реальность и ожидаем всеобщего воскресения мертвых, мы верим в то, что в последний день все люди восстанут и предстанут на Божий Суд.

Существует Предание Церкви, что благодатный огонь будет сходить в Иерусалиме до последнего дня человеческой истории, до самого последнего праздника Пасхи. И только когда действительно наступит время Страшного Божия Суда над миром, то есть когда наступит кончина нашего видимого мира – в тот год не будет и схождения Благодатного огня. Но это время будет апокалипсическим, временем пришествия в мир антихриста и наступления великого беззакония и всеобщего господства греха в мире и в человеческом сердце, в котором не будет места Богу. Выражаясь языком писателя Федора Достоевского, который говорил, что Бог ведет непрерывную борьбу с диаволом на просторах сердца человеческого, мы должны признать, что в последние времена Бог попустит диаволу овладеть человечеством, когда оно отвернется от Бога и будет утопать в грехах и беззакониях. Только избранные Богом праведники смогут спастись от этой вакханалии греха и временного «господства» диавола в мире сем прелюбодейном и грешном (Мк. 8, 38). Это будет время болезней и скорби, время великого беззакония и греха, о чем сказано в Евангелии от Матфея словами: «… где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24, 28-29), ибо Бог отвернется от мира и от человека за великие беззакония и неправду. «И если праведник едва спасается» в мире господства зла и беззакония на нашей планете Земля, «то нечестивый и грешный где явиться?» (1 Пет. 4, 18), – вопрошает святой апостол Петр.

Но сегодня мы вновь получаем благодатный огонь, сегодня мы вновь получаем новое подтверждение того, что Бог с нами, что Бог взирает на нас и продолжает свидетельствовать нам о реальности Воскресения из мертвых Христа Спасителя, что Бог постоянно промышляет и заботится о нас. Бог печется о каждом человеке, ибо Он есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Сказано, что Бог живет превыше небес и в сердце человека-праведника, как сказал об этом святой апостол Павел: «Разве не знаете, что Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И Господь говорит в Евангелии от Иоанна: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Этот благодатный огонь, который мы получили сегодня и которым зажгли свечи в наших руках, чтобы унести его в свои дома, благодатно освящает нас и наши жилища, наших ближних и окружающие нас предметы, которыми мы пользуемся в быту. Но самое главное, что этот благодатный огонь освящает наши человеческие сердца и очищает их от греха и беззакония. Благодатный огонь напоминает нам евангельские слова о том, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?», – вопрошает Господь. Человек создан для Бога, о чем так выразительно свидетельствуют слова блаженного Августина: «Ты создал нас для Себя, Боже, и мятётся сердце моё, пока не успокоится в Тебе».

 

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Аминь.