Проповедь от 14 июня 1998 г. PDF Печать E-mail

ПРОПОВЕДЬ

игумена Иринарха /Грезина/,

настоятеля храма в честь иконы Божией Матери

“Отрада и Утешение”

на Ходынском поле города Москвы,

произнесенная в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы

в Неделю 1-ю по Пятидесятнице Всех святых

14 июня 1998 года

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!


Дорогие братия и сестры!

 

В прошлое воскресенье мы праздновали День Святой Троицы – воспоминание сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов, а через них и на всю Церковь. В этот день мы молились о том, чтобы Господь сподобил нас приобщиться к животворящей и созидающей благодати Святого Духа.

Ниспослание в мир Утешителя – Духа Святого в день Пятидесятницы положило начало новой жизни. Теперь Святой Дух пребывает в мире с нами, а это означает, что приобщение к священному огню Пятидесятницы стало доступно каждой душе православного христианина.

 

И не случайно сегодня, в первую неделю по Пятидесятнице, Церковь прославляет Собор святых всего мира, всех прославленных и непрославленных угодников Божиих. Сегодняшний день прославления всех святых являет нам ту новую жизнь, которая возгорелась в них от божественного огня святой Пятидесятницы.

Мы все также стали детьми Пятидесятницы и всех нас призывает Господь прикоснуться к божественному огню, чтобы освятить и оживотворить свои души и войти во “тьмы тем” праведников, рожденных от Пятидесятницы. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей, - обращается к каждому из нас Христос. – Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он, – поясняет святой евангелист, – о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 37-39).

И сегодняшнее евангельское чтение поясняет нам, каким образом мы можем приобщиться и сохранить в себе этот божественный огонь святой Пятидесятницы, чтобы стать последователями Христовыми и наследовать жизнь вечную в Царстве Бога и Отца Небесного.

Господь Иисус Христос говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

То есть Господь объявляет нас Своими верными последователями, достойными вечного блаженства за то, что мы открыто пред людьми свидетельствовали о Нем. И так Христос поступит с каждым, исповедающим Его. А от того, кто отречется от Христа пред людьми, отречется и Он пред Отцом Своим Небесным и в последний день скажет ему: «Я не знаю тебя» (Лк. 13, 27).

Далее евангелист Матфей возвещает нам следующие слова Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

Исповедуя Христа, надо любить Его больше всех, и даже больше отца и матери. Это означает, что волю Божию, выраженную в Его заповедях, мы всегда должны ставить выше кого бы то ни было из людей.

Каждый человек должен любить и почитать своих родителей, обязан заботиться о них в старости и повиноваться им. Но если они станут принуждать его к нарушению Христовых заповедей, то Христос призывает не слушаться их. Ибо если человек так любит отца своего, что в угоду ему готов нарушить заповеди Божии и тем доказать отцу, что любит его более Христа, то он недостоин Христа.

Завершает Господь Свое грозное предупреждение словами: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).

Присужденные к распятию на кресте всегда сами несли до места казни тот крест, на каком их распинали. Несение осужденным на казнь своего креста означало покорность произнесенному над ним приговору и готовность перенести мучительную смерть. Поэтому и Христос сравнивает Своих учеников с покорно несущим свой крест на казнь, требуя от них постоянной готовности со смирением и покорностью воле Божией переносить любые страдания за веру в Него.

И если ты, ставши учеником Христа, не в силах будешь перенести все ниспосланные тебе Богом испытания и страдания, и если ты отказываешься нести вслед за Христом свой крест, то Ты недостоин Христа.

Далее в евангельском чтении мы слышали вопрос апостола Петра и ответ на него Господа: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 27-29).

Ответ Господа Иисуса Христа на вопрос Петра адресован не только апостолам, но и вообще всем, кто когда-либо призадумается над таким вопросом. Потому-что всякий человек, которому препятствуют следовать за Христом родители или другие самые близкие ему и родные члены семьи, который не может преодолеть своей привязанности к богатству, к дому или земле, не может стать верным последователем Христа.

Иисус Христос не отменяет этими словами ветхозаветную заповедь о почитании отца и матери, ибо в Евангелии Он заповедал любить не только родных и всех ближних, но даже врагов, и благо творить им. Поэтому Он не мог призывать Своих последователей к оставлению родителей, жены и детей, братьев и сестер, если они не препятствуют жить согласно с волей Божией. Заботы о жене, о детях и о престарелых родителях составляют обязанность каждого христианина, от исполнения которой можно уклониться только в крайности. И эта крайность заключается в том, когда человеку приходится выбирать одно из двух: или отречься от Христа и жить так, как хотят эти близкие люди, или же уйти от них и остаться верным Христу. Только в таком случае Иисус Христос допускал оставление отца, матери и прочих близких и освобождал от исполнения обязанностей по отношению к ним.

Зная, что нелегко отречься от семьи, с которой отрекающийся связан узами родства, дружбы, любви, и от дома, в котором он родился и с которым сжился, Иисус Христос успокаивает Своих последователей обещанием, что потеряв ради Него семью и дом и землю, они найдут в этой же жизни, среди ожидающих их на земле гонений, во сто раз больше и отцов, и матерей, и детей, и братьев, и сестер, и домов, и земель.

В завершение Своих слов Господь говорит, что после тяжелой потери близких сердцу, предпочитающие Христа всему на свете получат в награду жизнь вечную в будущем веке.

Апостолам же, которые уверовавали во Христа и пронесли Его учение по всему миру, должна быть иная награда, ибо им предстоит разделить славу Христа. Поэтому-то Иисус и сказал им «в пакибытии», то есть при всеобщем воскресении людей для нового бытия явится Сын Человеческий в Своей божественной славе и святые апостолы разделят с Ним эту славу. Такое возвышение их над всем родом человеческим осудит двенадцать колен неуверовавших в Него израильтян.

По мнению святителя Иоанна Златоуста, апостолы будут судить своих соотечественников не как судьи, а как свидетели: «Иудеи были воспитаны в тех же самых законах и по тем же обычаям, и вели такой же образ жизни, как и апостолы. Поэтому, когда они в свое оправдание скажут, что мы не могли уверовать во Христа потому, что закон воспрещал принимать заповеди Его, то Господь, указав им на апостолов, имевших один с ними закон и однако же уверовавших, всех их осудит, как о том и раньше сказал: по сему они будут вам судьями. Престолы не означают седалища, но ими означается неизреченная слава и честь» (Беседа на Матф. 64, 2).

Обличая заблуждение иудеев, Иисус уже не в первый раз объявил, что считающие себя здесь первыми будут в будущей жизни последними и, наоборот, считающиеся здесь последними могут сделаться первыми там, так как спасение не зависит от времени призвания или обращения. Поэтому Господь и завершил Свои слова строгим напоминанием: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 30).

Братия и сестры! Подобно апостолам и все святые, память которых мы совершаем ныне, как свидетели будут судить мир и своих соотечественников в каждом народе. Посему сегодня, в преддверии наступающего Петрова поста, нам следует подумать о покаянии, раскаяться в своих прегрешениях пред Господом и попросить у Него прощения.

И чтобы Господь скорее услышал наши молитвы и внял нашим прошениям, мы имеем возможность сегодня, в этот славный и праздничный день, призвать в помощь себе всех от века угодивших Господу святых, наших ходатаев и молитвенников пред престолом Господним. Ибо сегодня перед нашим мысленным взором прошли “мириады душ святых”, прославленных и непрославленных угодников Божиих, вызванных к жизни святой Пятидесятницей.

Аминь.