Поиск по сайту
Наши сайты
Проповедь от 19 августа 1996 г. |
ПРОПОВЕДЬ
игумена Иринарха /Грезина/,
настоятеля храма в честь иконы Божией Матери
“Отрада и Утешение”
на Ходынском поле города Москвы,
произнесенная в день праздника Преображения Господня
19 августа 1996 года
( Мф. 17, 1-9, зачало70-е)
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА В сегодняшнем евангельском чтении Святая Церковь предлагает нам повествование о том, как Господь наш Иисус Христос преобразился на горе Фавор в присутствии трех Его учеников - Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17, 1-9). Происходило это в последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа, когда Господу шел тридцать третий год от рождения Его Пречистою Девою. Согласно свидетельству евангелиста Матфея, Господь наш Иисус Христос, приближаясь к вольным нашего ради спасения страданиям, “начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиену...” (Мф. 16, 21). Об этом Он заговорил впервые с учениками Своими в Кесарии Филипповой после исповедания апостола Петра, сказавшего: “Ты - Христос, Сын Бога Живаго” (Мф. 16, 16).
Слова Христовы о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти произвели сильное впечатление на учеников и опечалили их. Особенно сильно был опечален апостол Петр, который начал прекословить Господу, говоря: “будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою” (Мф. 16, 22). Апостолам трудно было отрешиться от вековых надежд иудеев, видевших в Мессии избавителя израильского народа от иноземного ига и не допускавших даже мысли о том, что Христос может Сам пострадать и быть распятым на кресте. Чтобы освободить апостолов от иудейских заблуждений, и убедить их в том, что Царство Мессии “не от мира сего” (Ин. 18, 36), необходимо было предоставить им возможность стать свидетелями особенного знамения, которое и дано было избранным от двенадцати. В сопровождении учеников и множества народа Господь отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. День уже склонился к вечеру, когда Он достиг Галилейской горы Фавор. Евангелисты не называют горы, на которую взошел Иисус, но Предание указывает на гору Фавор, находящуюся в южной части Галилеи. Апостол Петр во втором соборном Послании своем называет ту гору святою (2 Пет. 1, 18). Имея обыкновение удаляться ночью от учеников для уединенной молитвы Богу Отцу, Иисус Христос и на этот раз, оставив под горою народ, взял с Собою только Петра, Иакова и Иоанна, тех самых избранных из двенадцати, в присутствии которых совершил воскрешение дочери Иаира (Лк. 8, 41-42, 49-56), и поднялся с ними на вершину горы чтобы помолиться. Отойдя от них на небольшое растояние, Он предался молитве на вершине холма. “Петр же и бывшие с ним отягчены были сном” (Лк. 9, 32), то есть сопровождавшие Господа апостолы, утомившись частью от восхождения на гору, частью от продолжительной молитвы, крепко заснули в то время, когда Иисус молился. Христос молился в ночной тиши на вершине горы. Его взорам представлялось все совершившееся за годы Его проповеднической деятельности, соединенной с чудотворениями. По Божеству Своему Он видел пред Собою и все предстоящее Ему будущее, соединенное с озлобленными криками народа: “Распни, распни Его!” (Лк. 23, 21). Иисус Христос видел Себя преданного смертной казни и распятого на кресте посреди разбойников. Как Человек, Христос не мог равнодушно относиться к неблагодарности иудейского народа и к предстоящим Ему страданиям. Он скорбел и, покорный воле Отца Своего Небесного, в молитве и единении с Богом Отцом искал Себе утешения. Углубляясь в молитву, Иисус Христос постепенно отрешался от всего земного и, наконец, преобразился в иное, божественное бытие, блистая славою Своего Божества. “И когда молился, - говорится в Евангелии, - вид лица Его изменился” (Лк. 9, 29), “и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф. 17, 2), “блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Мк. 9, 3). Спавшие апостолы проснулись и были поражены необычайным видом Иисуса: среди ночного мрака сиял Христос в небесной славе Своей. С Ним стояли и беседовали “два мужа” (Лк. 9, 30) и “они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме”(Лк. 9, 31). По откровению Святого Духа ученики узнали в них Моисея и Илию. По сказанию евангелиста Луки, Моисей и Илия явились “во славе” (Лк. 9, 31), то есть в ином виде, не в том, в каком обыкновенно бывают люди, живущие на земле. Апостолы стояли с трепетом, внимая беседе о предстоящих вольных страданиях Христовых и наслаждаясь зрением Божественной славы, насколько это было возможно для их телесных очей. Сам Господь явил им славу Свою в той степени, в какой может видеть ее земной человек и не лишиться зрения, ибо для смертного человека недоступно лицезрение невидимого, бессмертного Божества. Моисей некогда молил Господа, чтобы Он явил ему Свою божественную славу лицом к лицу, но Господь на это ответил: “лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых” (Исх. 33, 20). Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу или, как сказано у евангелиста Луки, “когда они отходили от Него” (Лк. 9, 33), апостол Петр проникся скорбью и не желая лишиться созерцания дивного видения Христовой славы и славного явления честных пророков, сказал Иисусу: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шатра. - ИИ): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии”. Евангелист Лука поясняет, что Петр произнес эти слова “не зная, что говорил” (Лк. 9, 33). Иисус не ответил Петру на его восторженный возглас. Много раз Он уже говорил апостолам о Своем Божестве, о Своем единстве с Богом Отцом по Божеству, но они все еще смотрели на Него как на Человека. Поэтому для вразумления Петра, Иакова и Иоанна потребовалось особое знамение, которое и не замедлило явиться. Еще во время слов апостола Петра мгновенно явилось cветлое облако и окутало верх горы. Облако осенило апостолов и они были удостоены услышать говорящий из него голос, “глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте” (Лк. 9,35). Евангелист Лука сообщает, что когда раздался голос, Иисус оставался уже один без Моисея и Илии, которые стали удаляться от Него еще в то время, когда Петр предложил сделать три шатра (Лк. 9, 33). Из этого повествования, а также из слов того же евангелиста, что “явилось облако и осенило их” и что они “устрашились, когда вошли в облако” (Лк. 9, 34), видно, что облако покрыло одних только апостолов и притом так, что они могли видеть Иисуса и удостовериться, что Он остался один. Иисуса же, стоявшего выше их, облако не коснулось. При этих словах свыше присутствовавшие при Преображении апостолы от великого ужаса окончательно утратили присутствие духа. Они поняли, что слышат голос Самого Бога и в сильном страхе и благоговении пред невидимым Богом “пали на лица свои и сильно испугались” (Мф. 17, 6). В это время слава Господня, а вместе с нею и пророки скрылись от них. Этот голос, который они слышали из облака в то время, когда видели Иисуса одного стоявшим несколько выше их, должен был привести их к непоколебимой вере в то, что Иисус воистину есть Сын Божий, Бого-Человек. Господь подошел к лежащим на земле ученикам, “коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь”. Поднявши глаза, апостолы “никого не увидели, кроме одного Иисуса” (Мф. 17, 7-8). Начинался рассвет и они стали спускаться с горы. Дорогою, “ когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых“ (Мф. 17, 9). И они умолчали и никому не сказали ни о чем из того, что удостоились видеть. Апостолы, очевидцы Преображения Господня, поняли истинный смысл его только после Воскресения Христа. Апостол Петр во втором Послании своем писал: “мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся Ему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе” (2 Пет. 1, 16-18). Аминь. |