Поиск по сайту
Наши сайты
Проповедь от 11 августа 1996 г. |
ПРОПОВЕДЬ
игумена Иринарха /Грезина/,
настоятеля храма в честь иконы Божией Матери
“Отрада и Утешение”
на Ходынском поле города Москвы,
произнесенная в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
11 августа 1996 года
( Мф. 17, 14-23, зачало72-е)
ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА Сегодняшнее евангельское чтение о чудесном хождении Господа нашего Иисуса Христа по морю Галилейскому и о спасении Им утопавшего апостола Петра, который по Его дозволению тоже пошел по водам моря (Мф. 14, 22-34), возводит наш ум к размышлениям о важности веры во Христа как Сына Божия. Что же такое наша вера и какой она должна быть у православного христианина?
Жизненный опыт учит нас, что в основании всех знаний и практической деятельности лежит вера, без которой невозможно само существование человека на земле. Именуется она верой житейской. Но это не та вера, которая соединяет нас со Христом – нашим Господом и Спасителем. Предметом наших сегодняшних размышлений является вера религиозная, которая еще более важна для жизни каждого человека, чем вера житейская. Мы можем сказать, что для того, чтобы жить, нужна вера житейская, а для того, чтобы жить разумно, нужна вера религиозная. Религиозная вера является для человека руководящим началом, определяющим его поведение. Она охватывает собою все стороны духовной жизни и открывает человеку высшие законы бытия, которые он должен осуществить в своей земной жизни. Именно вера сообщает человеку уверенность в том, что осуществление в жизни данного Богом нравственного закона бытия есть то “единое на потребу” (Лк. 10, 42), которое так безуспешно пытался заменить для себя роскошью блудный сын, легкомысленно расточая “на стране далече” полученную от отца часть наследства (Лк. 15, 13). “Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1), – так определил существо веры святой Апостол Павел в своем Послании к Евреям. Вера есть уверенность в невидимом как в видимом, в желаемом и ожидаемом как в настоящем. Согласно учению Церкви религиозная вера начинается в уме, ибо “вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим. 10, 17), – так засвидетельствовал божественный Павел. Однако Церковь также учит нас, что одним разумом без божественной помощи человек не может стяжать дара веры в собственном сердце. Вера подается свыше: “Блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Мф. 16, 17), – ответил Христос на слова Петра, в которых он исповедал Господа “Христом, Сыном Бога Живаго” (Мф. 16, 16). Вера по самому существу своему есть присутствие и действие Бога в человеческой душе. Она есть жизнь в божественной любви и потому она есть источник жизни. “Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога”, потому что “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1 Ин. 4, 7-8, 16). Таким образом, звание христианина определяется наличием у него живой, сердечной веры, как силы Божией, живущей в его душе. Потому что вера – это благодатная сила Божия, проявляющаяся в любви и излучающая свет и тепло любви в окружающий нас мир. Вера человека действует как живая и животворящая сила, исходящая из его сердца, потому что именно сердце человека является вместилищем чувства, как орган любви. В то же время вера живая, то есть соединенная с стремлением жить по вере, имеет бесчисленное количество степеней и форм. Она может быть слабою, примером которой служит отец бесноватого ребенка, со слезами воскликнувший: “Верую, Господи! помоги моему неверию” (Мк. 9, 24), – повествование о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Вера может быть недостаточно твердою: “Умножь в нас веру”, - говорили Господу святые Апостолы (Лк. 17, 5). Твердая вера может быть одностороннею: “Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто” (1 Кор. 13, 2), – свидетельствует святой Апостол Павел. Выражением такой односторонней веры явилось предложение Апостолов Иакова и Иоанна низвести огонь с неба, чтобы истребить непринявшее Господа самарийское селение. Апостолы ощущали в себе веру, способную творить чудеса, но получили в ответ: “не знаете, какого вы духа” (Лк. 9, 55). Поддерживаемый верою святой Апостол Петр пошел по волнам озера, но его вера ослабла и он стал тонуть (Мф. 14, 29-30). Так вера великих благовестников христианства подвергалась искушениям и колебаниям, пока не стала совершенной и непоколебимой. В каждом человеке, еще не достигшем совершенства, вера может не только подвергаться различным колебаниям, но и возрастать в силе или совершенно ослабевать, будучи вытесняема из сердца сомнениями. Вера может дойти до некого неуловимого минимума, когда человек признает себя сам и считается другими неверующим. В последнем случае главное различие между верующим и неверующим определяется тем, живет ли в душе человека та реальность, о которой говорит вера, или нет, действует ли в его душе благодатная сила любви Христовой или нет. По своему происхождению вера рассматривается в Священном Писании как добродетель. Поэтому вера есть акт свободной воли человека, плод его свободного самоопределения, а не акт роковой необходимости. Будучи добродетелью, вера также есть и дар Божий, а это означает, что становление веры происходит под воздействием совместной деятельности свободы человека и благодати, исходящей от Бога. Вследствие этого вера является условием спасения и имеет своим результатом блаженство, которое заключается в единении человека с Богом. Поэтому для достижения блаженства нужно, чтобы человек был достоин богообщения, и чтобы Бог, открыв Себя человеку, допустил его до такового. “Се, стою у двери, – говорит Господь, – и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Апок. 3, 20). Этими словами Божественное Откровение напоминает нам о том, что Господь всегда находится рядом с нами. И если человек услышит призыв и откроет двери своего сердца, Христос посетит его и благодать Божия, не стесняя свободы человека, подобно веянию легкого ветерка направит его к стяжанию веры. “Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Ин. 3, 8). Будем же и мы усердно молить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам дар благодатной и спасительной веры в Него, ибо “никто не может придти ко Мне, – говорит Он, – если не привлечет его Отец, пославший Меня” (Ин. 6, 44). Аминь. |