Проповедь от 4 августа 1996 г. PDF Печать E-mail

ПРОПОВЕДЬ

игумена Иринарха /Грезина/,

настоятеля храма в честь иконы Божией Матери

“Отрада и Утешение” на Ходынском поле города Москвы,

произнесенная в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы

в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

4 августа 1996 года

 

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о чудесном хождении Господа нашего Иисуса Христа по морю Галилейскому и о спасении Им утопавшего апостола Петра, который по Его дозволению тоже пошел по водам моря (Мф. 14, 22-34).

Данное евангельское свидетельство изложено евангелистом Матфеем сразу же после описания предыдущего события этого дня – чудесного насыщения Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч мужей, кроме жен и детей, и до повествования о еще предстоявшей проповеди Господа “о пище, пребывающей в жизнь вечную” (Ин. 6, 27), – учения о Пречистом Теле и Крови Христовых, последовавшего на следующий день после чедесного хождения по водам Галилейского озера.

 

Народ, пораженный чудом насыщения пятью хлебами многотысячной толпы слушателей, принял Иисуса за обетованного великого пророка и решил силой взять Его, чтобы поставить царем. Христос, зная все тайные помышления человеческие, повелел ученикам Своим одним сесть на судно и отправится прежде Его на другую сторону озера, пока Он Сам отпустит народ.

“И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный” (Мф. 14, 23-24), – свидетельствует евангелист Матфей.

И прежде на море Галилейском корабль бедствовал от бури и покрывавших его волн, когда Христос был в корабле с учениками спящим, но будучи разбужен, тотчас же избавил их от страха и спас от бедствия. “Что вы так боязливы, маловерные? – спросил Господь. – Потом встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина” (Мф. 8,26). Но в эту ужасную для учеников ночь Иисус Христос остается далеко от их корабля, Он медлит с помощью и не спешит дать им избавление от бедствия и страха.

Мы вправе спросить: почему же Господь не укротил волн морских, почему не повелел попутному ветру сопровождать учеников, чтобы они безопасно переплыли море, но попустил им претерпеть бурю на пути? Христос для того попустил это испытание Своим ученикам, чтобы искусить веру их и показать, что во всякой беде или нужде Он всегда с ними и хранит их. Это испытание среди бушующего моря, как мы увидим из дальнейшего хода событий, согрело их веру в Него, их Спасителя и Господа.

“В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю” (Мф. 14, 25) – Господь приблизился к плывущей лодке, идя по морю так, как ходил по земле. Поистине непостижимо для человеческого ума повествование евангелиста, ибо только вера способна принять и объять полноту чудесного хождения по волнам разбушевавшейся морской стихии. Но именно этой силы веры и недоставало измученным от бури и бедствующим ученикам. Смущение и испуг охватили их от неожиданности, ибо приняли они своего Господа за призрак, встревожились и вместо радости от встречи с Учителем – Чудотворцем, они от страха вскричали. Но Господь тотчас заговорил с ними и сказал: “Ободритесь; это Я, не бойтесь” (Мф. 14, 27), – и прогнал из сердец их всякий страх.

Господь заговорил со всеми учениками, пишет святитель Иоанн Златоуст, а отозвался один Петр, “везде пламенный, всегда предупреждающий других”: “Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде” (Мф. 14, 28). Говоря это, апостол Петр высказал уверенность, что если Иисус повелит ему, то и он дойдет к Нему по воде. “Видишь ли, – замечает тот же Златоуст, – сколько жара, сколько веры? ... Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но водить и других, – и желает скорее быть близ Него ...”

И святой благовеститель Матфей свидетельствует: “Он же сказал: иди” (Мф. 14, 29). По объяснению святого Иоанна Златоуста, Господь разрешил Петру идти к Нему по водам, на самом деле желая убедить его быть впредь осторожнее.

И Петр не раздумывая вышел из лодки. Сила веры свершила над ним чудо: он пошел по водам. Святой Иоанн Златоуст говорит, что “Петр, сошедши с лодки, пошел к Господу, радуясь не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу”.

Стремясь к возлюбленному Господу и не сводя с Него исполненного веры взгляда, Петр как бы не замечал под ногами клубящихся валов и шел твердо до тех пор, пока, находясь уже вблизи от Христа, не оглянулся вокруг себя. Непрестанный ветер и бушующие волны отвлекли внимание Петра от ожидавшего его Иисуса – он испугался, вера его поколебалась, он стал погружаться в воду и тонуть. Измученный борьбой с морской стихией в течение всей ночи, в отчаянии Петр закричал: ”Господи! Спаси меня” (Мф. 14, 30).

Так слаба природа человеческая! Преодолевши большую опасность – море, Петр, “видя сильный ветер, испугался” (Мф. 14, 30). “Когда ослабела вера, – говорит блаженный Феофилакт, – тогда последовало погружение Петра в глубину”.

Христос не остановил ветра и волн, но “тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?” (Мф. 14, 31). “Почему Господь не велел уняться ветрам, а Сам простер руку и поддержал Петра? Потому, что нужна была Петрова вера. Когда с нашей стороны есть недостаток, тогда и Божественное действие останавливается ... Итак, желая показать, что не стремление ветра, но Петрово маловерие произвело такую перемену, Господь говорит: маловерный! зачем ты усомнился? Cледовательно, Петр легко устоял бы против ветра, если бы в нем не ослабела вера ... И как птенца, преждевременно вылетевшего из гнезда и готового упасть на землю, мать сажает на крылья свои и опять уносит в гнездо, – так сделал и Христос”, – поясняет святой Иоанн Златоуст.

Господь наш Иисус Христос преднамеренно не усмирил тотчас же бушующее море, желая показать Петру, что восстановив в себе поколебавшуюся веру, он может вновь идти по воде. “И, когда они вошли в лодку, ветер утих” (Мф. 14, 32). То есть при том же бурном состоянии моря Иисус и Петр дошли до лодки по воде, и только когда вошли в нее, ветер стих.

Пораженные чудом апостолы “чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено” (Мк. 6, 51-52). Когда же Иисус с Петром вошли в лодку и ветер мгновенно стих, изумление сменилось благоговением и они, “подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий” (Мф. 14, 33). Бывшие в лодке были ученики Господа, которых Он понудил одних отправиться на другую сторону озера после чудесного насыщении Им пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек.

В эту ночь Христос снова показал Себя Владыкой ветров и вод, когда Сам ходил по волнам во время бури и Петру дал силу идти по воде, и ветер утих тотчас, как Он вошел в судно. С верою взиравшие на такие чудеса ученики Иисуса убедились, что Он воистину есть всесильный Сын Божий.

Итак, испытание среди волн разбушевавшейся стихии понадобилось ученикам для того, чтобы они укрепились в вере в своего Учителя и Господа перед Его Откровением, имевшим место на следующий день в Капернауме “о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст Сын Человеческий” Своим последователям (Ин. 6, 27).

Таким образом, сегодняшнее евангельское чтение возводит наш ум к размышлениям о важности веры во Христа как Сына Божия и ее первостепенного значения для человеческого спасения.

Поддерживаемый верою святой Апостол Петр, повествование о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, пошел по волнам озера, но его вера ослабла и он стал тонуть (Мф. 14, 29-30). Так вера даже великих благовестников христианства подвергалась искушениям и колебаниям, пока не стала совершенной и непоколебимой. Будем же и мы усердно молить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он подал нам руку помощи как утопавшему в пучине морской Петру и даровал нам дар благодатной и спасительной веры в Него.

Аминь.

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА

 

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о чудесном хождении Господа нашего Иисуса Христа по морю Галилейскому и о спасении Им утопавшего апостола Петра, который по Его дозволению тоже пошел по водам моря (Мф. 14, 22-34).

Данное евангельское свидетельство изложено евангелистом Матфеем сразу же после описания предыдущего события этого дня – чудесного насыщения Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч мужей, кроме жен и детей, и до повествования о еще предстоявшей проповеди Господа “о пище, пребывающей в жизнь вечную” (Ин. 6, 27), – учения о Пречистом Теле и Крови Христовых, последовавшего на следующий день после чедесного хождения по водам Галилейского озера.

Народ, пораженный чудом насыщения пятью хлебами многотысячной толпы слушателей, принял Иисуса за обетованного великого пророка и решил силой взять Его, чтобы поставить царем. Христос, зная все тайные помышления человеческие, повелел ученикам Своим одним сесть на судно и отправится прежде Его на другую сторону озера, пока Он Сам отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на середине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный” (Мф. 14, 23-24), – свидетельствует евангелист Матфей.

И прежде на море Галилейском корабль бедствовал от бури и покрывавших его волн, когда Христос был в корабле с учениками спящим, но будучи разбужен, тотчас же избавил их от страха и спас от бедствия. “Что вы так боязливы, маловерные? – спросил Господь. – Потом встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина” (Мф. 8,26). Но в эту ужасную для учеников ночь Иисус Христос остается далеко от их корабля, Он медлит с помощью и не спешит дать им избавление от бедствия и страха.

Мы вправе спросить: почему же Господь не укротил волн морских, почему не повелел попутному ветру сопровождать учеников, чтобы они безопасно переплыли море, но попустил им претерпеть бурю на пути? Христос для того попустил это испытание Своим ученикам, чтобы искусить веру их и показать, что во всякой беде или нужде Он всегда с ними и хранит их. Это испытание среди бушующего моря, как мы увидим из дальнейшего хода событий, согрело их веру в Него, их Спасителя и Господа.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю” (Мф. 14, 25) – Господь приблизился к плывущей лодке, идя по морю так, как ходил по земле. Поистине непостижимо для человеческого ума повествование евангелиста, ибо только вера способна принять и объять полноту чудесного хождения по волнам разбушевавшейся морской стихии. Но именно этой силы веры и недоставало измученным от бури и бедствующим ученикам. Смущение и испуг охватили их от неожиданности, ибо приняли они своего Господа за призрак, встревожились и вместо радости от встречи с Учителем – Чудотворцем, они от страха вскричали. Но Господь тотчас заговорил с ними и сказал: “Ободритесь; это Я, не бойтесь” (Мф. 14, 27), – и прогнал из сердец их всякий страх.

Господь заговорил со всеми учениками, пишет святитель Иоанн Златоуст, а отозвался один Петр, “везде пламенный, всегда предупреждающий других”: “Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде” (Мф. 14, 28). Говоря это, апостол Петр высказал уверенность, что если Иисус повелит ему, то и он дойдет к Нему по воде. “Видишь ли, – замечает тот же Златоуст, – сколько жара, сколько веры? ... Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но водить и других, – и желает скорее быть близ Него ...”

И святой благовеститель Матфей свидетельствует: “Он же сказал: иди” (Мф. 14, 29). По объяснению святого Иоанна Златоуста, Господь разрешил Петру идти к Нему по водам, на самом деле желая убедить его быть впредь осторожнее.

И Петр не раздумывая вышел из лодки. Сила веры свершила над ним чудо: он пошел по водам. Святой Иоанн Златоуст говорит, что “Петр, сошедши с лодки, пошел к Господу, радуясь не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу”.

Стремясь к возлюбленному Господу и не сводя с Него исполненного веры взгляда, Петр как бы не замечал под ногами клубящихся валов и шел твердо до тех пор, пока, находясь уже вблизи от Христа, не оглянулся вокруг себя. Непрестанный ветер и бушующие волны отвлекли внимание Петра от ожидавшего его Иисуса – он испугался, вера его поколебалась, он стал погружаться в воду и тонуть. Измученный борьбой с морской стихией в течение всей ночи, в отчаянии Петр закричал: ”Господи! Спаси меня” (Мф. 14, 30).

Так слаба природа человеческая! Преодолевши большую опасность – море, Петр, “видя сильный ветер, испугался” (Мф. 14, 30). “Когда ослабела вера, – говорит блаженный Феофилакт, – тогда последовало погружение Петра в глубину”.

Христос не остановил ветра и волн, но “тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?” (Мф. 14, 31). “Почему Господь не велел уняться ветрам, а Сам простер руку и поддержал Петра? Потому, что нужна была Петрова вера. Когда с нашей стороны есть недостаток, тогда и Божественное действие останавливается ... Итак, желая показать, что не стремление ветра, но Петрово маловерие произвело такую перемену, Господь говорит: маловерный! зачем ты усомнился? Cледовательно, Петр легко устоял бы против ветра, если бы в нем не ослабела вера ... И как птенца, преждевременно вылетевшего из гнезда и готового упасть на землю, мать сажает на крылья свои и опять уносит в гнездо, – так сделал и Христос”, – поясняет святой Иоанн Златоуст.

Господь наш Иисус Христос преднамеренно не усмирил тотчас же бушующее море, желая показать Петру, что восстановив в себе поколебавшуюся веру, он может вновь идти по воде. “И, когда они вошли в лодку, ветер утих” (Мф. 14, 32). То есть при том же бурном состоянии моря Иисус и Петр дошли до лодки по воде, и только когда вошли в нее, ветер стих.

Пораженные чудом апостолы “чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено” (Мк. 6, 51-52). Когда же Иисус с Петром вошли в лодку и ветер мгновенно стих, изумление сменилось благоговением и они, “подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий” (Мф. 14, 33). Бывшие в лодке были ученики Господа, которых Он понудил одних отправиться на другую сторону озера после чудесного насыщении Им пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек.

В эту ночь Христос снова показал Себя Владыкой ветров и вод, когда Сам ходил по волнам во время бури и Петру дал силу идти по воде, и ветер утих тотчас, как Он вошел в судно. С верою взиравшие на такие чудеса ученики Иисуса убедились, что Он воистину есть всесильный Сын Божий.

Итак, испытание среди волн разбушевавшейся стихии понадобилось ученикам для того, чтобы они укрепились в вере в своего Учителя и Господа перед Его Откровением, имевшим место на следующий день в Капернауме “о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст Сын Человеческий” Своим последователям (Ин. 6, 27).

Таким образом, сегодняшнее евангельское чтение возводит наш ум к размышлениям о важности веры во Христа как Сына Божия и ее первостепенного значения для человеческого спасения.

Поддерживаемый верою святой Апостол Петр, повествование о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, пошел по волнам озера, но его вера ослабла и он стал тонуть (Мф. 14, 29-30). Так вера даже великих благовестников христианства подвергалась искушениям и колебаниям, пока не стала совершенной и непоколебимой. Будем же и мы усердно молить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он подал нам руку помощи как утопавшему в пучине морской Петру и даровал нам дар благодатной и спасительной веры в Него.

Аминь.