Поиск по сайту
Наши сайты
Доклад от 26 апреля 2012 г. (на ежегодных сборах в Киеве) |
ЕЖЕГОДНЫЕ СБОРЫ ТЮРЕМНОГО ДУХОВЕНСТВА – ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЕПАРХИЙ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СЛУЖБОЙ УКРАИНЫ 26-27 апреля 2012 года Киев, Киево-Печерская Лавра
26 апреля 2012 года
ДОКЛАД ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ на тему: «Повышение эффективности духовно-пастырской работы тюремного священника с заключенными в местах принудительного содержания и после выхода их на свободу»
Всечестные отцы, братья и сестры! Досточтимые участники ежегодных сборов тюремного духовенства Украины!
В эти радостные дни, когда Церковь ликует о Воскресшем Христе Спасителе, от имени Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и себя лично сердечно поздравляю всех вас с праздником Светлого Христова Воскресения и приветствую кратким пасхальным восклицанием:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно поздравляю с праздником Пасхи всех сотрудников Государственной пенитенциарной службы Украины, родственников сотрудников системы исполнения наказаний и всех отцов священнослужителей, возложивших на себя подвиг тюремного служения!
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Общеизвестно, что подавляющее большинство населения России идентифицирует себя с Православием, традиционно считает себя наследниками православной культуры и периодически участвует в церковных обрядах и мероприятиях, часто не вполне понимая их смысл. Однако лишь каждый десятый из них является воцерковленным и регулярно посещающим богослужения в храме. Структура сообщества лиц, содержащихся в местах ограничения свободы, является слепком со всего остального социума и имеет сходные характеристики вероисповедания. В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, а точнее – к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе, они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако в течение последних десяти лет, благодаря работе тюремных священнослужителей, в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, регулярно участвуют в богослужебной жизни и являются членами религиозных общин при тюремных храмах. В то же время мы ясно осознаем, что этот тюремный мир более чем иные места на земле наполнен отрицательной энергией зла и греховности. Кроме того, в этом сообществе доминируют «понятия», значительно отличающиеся от понятий добра и зла, данных нам в Священном Писании и проповедуемых Церковью. Люди, стремящиеся к воцерковлению и добровольному признанию влияния Церкви, принимают определенные нормы поведения, приобщаются к Православной Церкви и принимают ее жизненные принципы, ориентируясь, в первую очередь, на священнослужителей, которые являются примером для неофитов. Не случайно представители общественных (таких как Общественные Наблюдательные Комиссии) и государственных учреждений (таких как ФСИН России и Государственная пенитенциарная служба Украины) повсеместно подчеркивают благотворное влияние одного только присутствия священнослужителей на проводимых мероприятиях, в которых могут участвовать лица, относящиеся к разным, порой идеологически конфликтующим социальным группам. Однако существуют особенности духовно-нравственного просвещения осуждённых, которые определяются не только низким уровнем общеобразовательных знаний и отсутствием у большинства лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, навыков самосознания и самоконтроля, но и сформировавшимися в условиях зоны искаженными понятиями добра и зла, не совпадающими с общепринятыми. Заезженные в СМИ и художественной литературе понятия, подобные формуле: «Не верь, не бойся, не проси», – насаждают в местах принудительного содержания принципы поведения, которые каждому осуждённому приходится соблюдать, чтобы не выделяться из толпы, вне зависимости от своего отношения к таким взглядам. Полагаю, что в сравнении с другими государствами бывшего Советского Союза население Украины более склонно к исповеданию Православия в связи со значительным пробуждением общественного исторического правосознания. Великие истины Божественного Откровения, содержащегося в Священном Писании, усвоить не так легко. Тот, кто приступает к изучению Слова Божия, должен делать это умело и осторожно. Священное Писание по слову апостола Павла есть как бы обоюдоострый меч: одним, через руководство Церкви, указывает путь ко спасению, а других, через произвольное толкование, ведет к духовной погибели (Евр. 4, 12). В условиях ограниченного общения значительно повышается жажда восприятия живого человеческого слова. Очень важно, чтобы оно способствовало желанию возвращения в гражданское общество, а после выхода на свободу помогало через возрождение религиозности находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей. С нравственной точки зрения необходимо, чтобы это слово было «словом Божиим». Высокий стиль церковно-славянской словесности поневоле обращает духовные взоры человека к Богу, а его мысли и размышления – к моральным ценностям. В этом смысле проведение богослужений и совершение церковных Таинств священнослужителями с индивидуальным собеседованием с заключенным на духовно-нравственные темы является основным служением, которое привлекает внимание неподготовленного человека и возбуждает в нем первичный интерес. Проповеди о православных праздниках и подвижнических деяниях святых помогают слушателю раскрыть духовный мир как в себе самом, так и в окружающей его действительности, расширяют горизонты его знаний о духовно-нравственных ценностях. В этих процессах духовного просвещения и нравственного возрождения изменяется человек и его мировосприятие. Он начинает понимать или хотя бы догадываться, что могут существовать иные, новые и доселе неведомые для него смыслы существования. Во все времена и во всех государствах были тюрьмы, они есть сейчас и будут в предстоящем будущем, потому что всегда существовали лица, подлежащие изоляции от гражданского общества. Наши государства и наши общества всегда будут встречаться с категорией людей, нарушающих закон. Всегда будут и такие люди, которые несознательно, а лишь по воле случая совершили преступление и оказались «в местах не столь отдаленных». Бывает, конечно, и так, что невинный человек по каким-либо причинам попадает под осуждение, хотя такие случаи происходят в меньшинстве. Церковь должна помочь им перенести все тяготы жизни, выпавшие на их долю, чтобы они в тяжелых условиях заключения под стражу не утратили в себе способности возвращения в гражданское общество и обретения заново своего места в жизни после освобождения. Мы хорошо понимаем, что преобладающее большинство лиц, находящихся в заключении, совершили тяжкие преступления и справедливо лишены свободы. И тем не менее, человек всегда остается человеком и, невзирая на виновность перед законом, всем заключенным должна быть гарантирована свобода совести и вероисповедания в условиях несвободы. Понятен в этом отношении повышенный интерес Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви к снабжению и пополнению библиотек пенитенциарных учреждений духовной литературой. Согласно рекомендациям Издательского Совета РПЦ Синодальный отдел по тюремному служению разослал в епархии Российской Федерации списки литературы, рекомендуемой для использования в библиотеках уголовно-исправительных учреждений. Как сообщается в ответах с мест, практически при каждом храме в учреждениях ФСИН имеется библиотека православной литературы (начиная от 100 и более книжных изданий до нескольких тысяч экз.), а также видеопродукции (как правило, более 20 единиц). Молитвенные комнаты также оснащены библиотеками (в количестве от 50 и более изданий). Общее количество книг и видеопродукции тюремных библиотек по Российской Федерации по предварительным расчетам на сегодняшний день превышает 250 тыс. экземпляров.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИХ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ТЮРЕМНЫЕ ОТДЕЛЫ
В настоящее время назрела необходимость в подготовке и переподготовке священнослужителей (тюремных капелланов) для выполнения специфического тюремного служения в местах принудительного содержания. В рамках Соглашения о сотрудничестве РПЦ и ФСИН России по реализации прав на свободу совести и вероисповедания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, и учитывая озабоченность руководства УИС допуском на режимную территорию неподготовленных посетителей, Русская Православная Церковь поддержала предложения по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях. Следует заметить, что еще в декабре 2009 года по случаю 10-летия подписания Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством Юстиции Российской Федерации церковное Священноначалие высказалось в поддержку предложениям Минюста «по организации подготовки священнослужителей к особой миссии присутствия в исправительно-трудовых учреждениях», а также было сказано и о том, что «помимо введения соответствующих предметов в учебные планы семинарий, имеет смысл создавать централизованные курсы по переподготовке духовенства, уже несущего пастырское послушание в ИТУ». Учитывая сложившуюся за два последних десятилетия систему сотрудничества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси выразил надежду в том, что «представители системы исполнения наказаний смогут принять активное участие в организации и проведении данных курсов». Осенью 2011 года на базе Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН России был проведен первый образовательный 80-часовой семинар для священнослужителей – руководителей епархиальных отделов тюремного служения из 20 епархий Российской Федерации, несущих пастырское служение в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Разработанная совместно с ФСИН России программа обучающих семинаров состоит из трех модулей: правового, психолого-педагогического и духовно-пастырского. Правовая и психолого-педагогическая подготовка была осуществлена работниками кафедр Академии ФСИН России, а специальный курс духовно-пастырского окормления заключенных – преподавателями Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. По результатам учебы программа была доработана и создан методический курс, по которому будут в дальнейшем заниматься священнослужители, работающие с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Тюремному священнослужителю необходимо знать специфику мест принудительного содержания и особенности взаимодействия с лицами, в них содержащимися, чтобы достичь в своих трудах положительного успеха. В мае текущего года на базе учебного цента ФСИН России в Подмосковье открывается второй обучающий семинар, а на осень запланировано проведение еще третьего и четвертого образовательных семинаров: один на Западном Урале в Перми – для приуральских регионов, а другой в Томске – для Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, в текущем году руководители епархиальных отделов тюремного служения всех субъектов Российской Федерации должны пройти, если можно так выразиться, своего рода «курсы повышения квалификации» на обучающих семинарах. К участию в обучении приглашены и священнослужители епархий, расположенных вне территории Российской Федерации – из Белоруссии. Вместе с тем сама по себе переподготовка тюремных священнослужителей важна и по другим причинам. Сегодня почти все руководители епархиальных отделов тюремного служения в субъектах Российской Федерации включены в состав Общественных советов при региональных УФСИНах России и с каждым годом становится все более и более священнослужителей, которые включены в состав членов Общественных Наблюдательных Комиссий. Одновременно в епархиях набирает силу тенденция назначения руководителей епархиальных отделов тюремного служения благочинными храмов пенитенциарных учреждений, поскольку в решениях Архиерейского Собора РПЦ в феврале 2011 года обозначена задача создания института тюремных священнослужителей, несущих послушание на постоянной основе в местах принудительного содержания. Таким образом, сегодня представляется целесообразным рассматривать вопросы о правовых основах для создания корпуса тюремных священнослужителей – института православных тюремных капелланов. В этой связи сама последовательность действий обозначила и вопрос об учреждении своего рода уполномоченных по делам религиозных организаций и общественной нравственности при УФСИНах в субъектах Федерации, предусмотрев при этом возможность замещения их лицами из числа тюремных священнослужителей, которые облечены должностью благочинного данного регионального (епархиального) корпуса тюремных капелланов и состоят в вышеперечисленных общественных организациях, имеющих непосредственное отношение к деятельности УИС. Было внесено предложение о выделении в структуре ФСИН России (1 должность) и в управлениях по субъектам Российской Федерации – по 1 должности государственных служащих – помощников начальников по работе с верующими и соблюдению прав на свободу вероисповедания. Такими лицами в регионах могли бы стать благочинные тюремных приходов – руководители епархиальных отделов, осуществляющие в регионе непосредственный надзор за тюремным служением. В этом ключе и проводимый по инициативе ФСИН России эксперимент по созданию института тюремных священников может быть ориентирован в соответствии с одобрением Архиерейского Собора от 4 февраля 2011 года в направлении «включения священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе». Данное предложение было озвучено в моем докладе еще 17 мая прошлого 2011 года в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции по проблемам мониторинга законодательства и правоприменения, организованной Министерством Юстиции Российской Федерации, где было сказано, что «представляется целесообразным рассмотреть вопрос о правовых основах создания корпуса тюремных капелланов, а также уполномоченных по делам религиозных организаций и общественной нравственности при УФСИНах в субъектах Федерации, предусмотрев возможность замещения их лицами из числа тюремных священнослужителей, которые облечены должностью благочинного данного регионального (епархиального) корпуса тюремных капелланов. Эти уполномоченные региональных УФСИНов и, одновременно, благочинные тюремных храмов, также должны состоять в составе членов Общественного совета при региональном УФСИНе, что предоставит более перспективные возможности для утверждения института тюремных капелланов в нашей стране, призванного внести церковный вклад в общенародное дело сокращения количества заключенных в местах принудительного содержания и ресоциализации в гражданское общество лиц, отбывших срок наказания и вышедших на свободу. Тем более что отделение религиозных объединений от государства в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства. Ни в одной стране мира отделение Церкви от государства не исключает присутствие капелланов, например, в армии». Мы уже имеем прецедент в этом отношении. Приняв во внимание многочисленные обращения граждан, военное ведомство разработало, а Президент Российской Федерации поддержал предложения по поэтапному введению института капелланов в Российской Армии. Священнослужители стали появляться на российских военных базах за рубежом и в Северокавказском военном округе. Разработано положение о военных священниках, типовой договор, подобраны кандидатуры для зарубежных частей и СКВО. Этот опыт должен быть распространен и по всей России. Полагаю, что и всем нам предстоит кропотливая и напряженная работа по возрождению института тюремного духовенства, опираясь как на дореволюционный опыт Русской Православной Церкви, так и на современный опыт деятельности тюремных капелланских структур зарубежных стран.
ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ДО ОСВОБОЖДЕНИЯ И ПОСЛЕ ВЫХОДА НА СВОБОДУ
В связи с уменьшением численности населения и наблюдающимся ростом преступности и, следовательно, ростом количества лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, в цивилизованных странах, включая территории бывшего Советского Союза, вырисовывается проблема увеличения их доли среди правопослушного населения. Во всем мире разрабатываются различные методики реадаптации (ресоциализации) и возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих законопослушных лиц, в конечном итоге – для всех нас, наших родственников, друзей и знакомых. Кабинетом министров Совета Европы принята новая редакция европейских тюремных правил. Основное принципиальное отличие её заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности», формирования чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать реинтеграции бывшего заключенного в общество, помогут ему следовать требованиям законности. Задача по оказанию помощи осужденным в социальной адаптации поставлена Уголовно-исполнительным законодательством как России, так и Украины, и, следовательно, является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы. Это связано с необходимостью предупреждения новых преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, ибо в местах заключения в настоящее время насчитывается до 50% осуждённых, совершивших повторные преступления. Во время пребывания в режимных условиях УИС, находясь на всем готовом, человек утрачивает способность самостоятельно обеспечивать себя и испытывает значительные затруднения при попытках вновь влиться наравне с другими в гражданское общество. При этом, отбыв срок наказания и выйдя на свободу, человек утрачивает социальные связи с обществом и, нередко, снова оказывается в руках криминальных структур. Поэтому одной из важнейших тактических задач тюремного служения наравне с духовно-пастырским окормлением в период отбывания срока наказания должна быть признана ресоциализация заключенных, которая должна начинаться не позднее, чем за полгода до освобождения и продолжаться некоторое время после выхода на свободу. Священнослужители и миряне-волонтеры должны содействовать вовлечению освободившегося заключенного в жизнь церковной общины, его трудовому обустройству. Этот сложный и весьма нелегкий, а зачастую и неблагодарный труд необходимо планировать на много лет вперед в качестве одного из важнейших направлений церковного тюремного служения. Сегодня общество ставит перед пенитенциарными службами задачи по реформированию системы исполнения наказаний и в этом новом процессе духовно-пастырское окормление заключенных не должно прекращаться, когда человек, отбывший срок наказания, выходит на свободу. Задача Церкви – помогать заключенному в местах лишения (ограничения) свободы сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество, а после выхода на свободу помогать ему через возрождение религиозности находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных им за решеткой социальных связей среди гражданского общества. Трудность священнослужения в учреждениях принудительного содержания заключается в том, что лицо, несущее послушание тюремного служения, наряду со следованием церковным канонам обязано соблюдать требования гражданского законодательства по отношению к режимным учреждениям и дополнительно учитывать при этом наличие в местах принудительного содержания неписанных тюремных «понятий». Потакать соблюдению последних со стороны священнослужителя, безусловно, неприемлемо, но и открыто пренебрежительное отношение к ним может вызвать негативную реакцию, а следовательно – и возможное отторжение, поскольку зачастую в массе своей коллектив зоны подобно толпе руководствуется только инстинктами и эмоциями. Для Церкви весьма важен факт, чтобы священнослужители присутствовали в местах принудительного содержания на постоянной основе, совершали богослужения и приносили бескровную умилостивительную Евхаристическую жертву Богу о прощении лиц, совершивших грехи и преступления. Богослужение приобщает верующих к церковной жизни и молитве, помогает научиться вырабатывать нужный душевный настрой. Проповедь сообщает важнейшие положения вероучения и побуждает к соответствующему поведению. Исповедь приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки). Пост помогает обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость человеческого духа. Епитимия – наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения по отношению к Богу и своим ближним. Заключенным должна быть гарантирована возможность участия в Таинствах Церкви. Даже самый закоренелый преступник не может быть лишен участия в Таинствах, если священнослужитель, принимающий его раскаяние в содеянных преступлениях, не усмотрит к этому препятствия, поскольку в законодательных актах Синодальной эпохи, не утративших силы и поныне, указано: «Кающегося и исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к Причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро». А в 1734 году Святейший Правительствующий Синод издал указ, определяющий: «Ни за какие вины от входа церковного не отлучать и треб церковных не лишать. Ибо без благословения епископского священник не имеет права наложить запрещения». Приобщение заключенных к церковным Таинствам Покаянию и Исповеди позволяет обрести заново утраченные нравственные ориентиры. Священнослужители должны помогать раскаяться в совершенных прегрешениях человеку, пребывающему в узах, и обеспечить возможность приобщения Святых Христовых Таин тем, которые не имеют со стороны совести препятствий. Это касается и других Таинств Церкви. При этом важны индивидуальные собеседования священнослужителей с заключенными, во время которых имеется возможность ответить на самые глубинные вопросы и разрешить духовно-нравственные проблемы, запутавшись в которых человек совершает многие преступления и, в итоге, оказывается за колючей проволокой в местах принудительного содержания. Церковь Христова – это та же больница, но только духовная. Не удивляемся же мы, видя в больнице хромых, слепых и т.д. Бывает, и сами врачи болеют. Но от этого сама лечебница не утрачивает способности врачевать больных. Так же и в Церкви. И тем более это относится к тюремному служению, ибо в пенитенциарных учреждениях процент духовного заболевания, то есть греховности и запущенности греха, значительно выше, чем на свободе. Сила разрушающего воздействия среды бездуховности в местах принудительного содержания весьма существенна не только для сотрудников учреждений УИС – она с нечеловеческой силой давит и на несущих послушание тюремного служения священнослужителей и верующих мирян, от которых требуется хранить себя в постоянном духовном трезвении, чтобы непосредственная близость зла не воспрепятствовала действию в человеке освящающей благодати Божией. Более года назад в исправительных учреждениях России начала действовать система «социальных лифтов», предусматривающая смягчение условий вставшим на путь исправления. Одним из показателей исправления является стремление заключенных к ресоциализации и членству в религиозных организациях. Таким образом, осужденные получили дополнительную мотивацию для того, чтобы сделать первый шаг к исправлению, начать посещать тюремный православный храм, вступить в религиозную общину. Один из членов Общественной Палаты России выразил свое отношение к Православию в следующих словах: «На сегодняшний день Церковь – единственная организация в стране, которая может ясно ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо». И, продолжая свою мысль далее, добавил: «Ведь дети все так же задают этот вопрос, а родители все меньше понимают, что на него ответить». В наше неустойчивое и нелегкое время только священник, используя многовековой опыт Церкви, может вникнуть в стоящие перед человеком личные проблемы и подсказать морально взвешенное решение.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ОСУЖДЕННЫХ
Микросоциум, в который попадает бывший заключенный после освобождения, играет немаловажную роль в его возвращении в гражданское общество. Это, прежде всего, семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, различные общественные, частные, государственные, религиозные, воспитательные и социальные организации. При этом необходимо отметить, что возвращение осуждённого, принявшего решение вести православный образ жизни, в семью, заранее подготовленную к этому, создает необходимые условия не только для собственной социальной адаптации бывшего заключенного, но и для социальной ориентации семьи в целом. Под духовно-пастырским воздействием Церкви в человеке происходит внутренний процесс пересмотра взглядов на свою жизнь и деятельность, совершается работа над своим общественным обликом, переориентацией помыслов и стремлений в добропорядочную сторону, что помогает заключенному после освобождения преодолевать жизненные трудности и невзгоды, изменяет его поведение. Освободившегося необходимо, если это возможно, всеми доступными методами удержать от возврата к прошлому образу жизни и оградить от негативного влияния со стороны асоциальных лиц. Одним из таких сдерживающих факторов должно послужить создание православных приходских центров социальной реадаптации, куда освободившийся мог бы обратиться за получением духовной поддержки и иной помощи. По благословению Священноначалия и поручению Высшего Церковного Совета нашей Церкви Синодальным отделом по тюремному служению разработан и представлен на изучение и внесение дополнений и исправлений проект Концепции создания, функционирования и развития районного (для крупного города) «Реабилитационного центра для освободившихся из мест лишения свободы осужденных». Центр для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, должен создаваться по типу «для приходящих» и предполагает возможность нахождения в нем в течение определенного времени днем. Персонал Центра осуществляет духовную поддержку, процесс обучения основам Православия, юридические и психологические консультации, иную помощь. Дело даже не в том, чтобы помочь ему материально, такая социальная помощь давно предусмотрена и нередко является стимулятором продолжения иждивенческого поведения, сложившегося в условиях зоны. Начав духовное возрождение осуждённого в условиях заключения, мы должны не потерять его духовное расположение и принадлежность к Церкви после освобождения, передать, образно говоря, «по эстафете» священнослужителям по месту будущего места жительства, которые продолжат работу по его воцерковлению на свободе, помогут ему усвоить внутри себя общественную реабилитацию и возвращение в гражданское общество. Пастырское душепопечение, способствуя воцерковлению и приобщению осужденных к приходской жизни, ведет к осознанию совершённых правонарушений, раскаянию и пересмотру жизненных позиций, ориентированных на законопослушный образ жизни. В противовес общемиссионерскому движению, требующему обращения священнослужителей к широкой пастве, задачи реабилитации (ресоциализации) осуждённых реализуются по большей части на основе индивидуального подхода.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Последнее время внимание руководства и общественности страны занимает проблема воспитания молодого поколения России, осложненная неопределенностью современных жизненных приоритетов. В системе Минюста России более 10 лет разрабатываются возможности создания службы пробации, которая предполагает досудебное и внесудебное оказание помощи в реадаптации (ресоциализации) лицам, прежде всего несовершеннолетним, в связи с уголовным преследованием и условным осуждением оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако недавно Правительством отложено рассмотрение соответствующего законопроекта в связи с отсутствием возможности их ресурсного обеспечения. Важнейшую значимость в сложившейся ситуации приобретает деятельность, связанная с реабилитацией несовершеннолетних, в том числе отбывающих уголовные наказания в воспитательных колониях. В соответствии с этим в Синодальном отделе по тюремному служению подготовлены «Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, связанной с уголовным преследованием, а также освободившихся из мест лишения свободы», и разработаны организационные принципы работы этих центров. Все дело в том, что в настоящее время идет процесс сокращения воспитательных колоний, что предусмотрено Концепцией развития ФСИН России и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 года за № 323-р. В соответствии с данным Распоряжением Правительства Федеральная служба исполнения наказаний уже ликвидировала в России 15 воспитательных колоний. Однако согласно требованию статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подростки, имеющие проблемы с законом, должны отбывать наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Содержащиеся в ликвидируемых колониях несовершеннолетние осуждённые перемещаются в Воспитательные колонии соседних регионов России, при этом социальные связи их нарушаются в еще большей степени. Данное положение становится предметом рассмотрения органов государственной власти и широкой общественности. Например, протокольным решением заседания Совета Общественной Палаты Российской Федерации от 11 февраля 2011 года признано необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением дополнить утвержденную «Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» разделом «Воспитательные центры», исходя из недопустимости планов сокращения существующих исправительных учреждений для несовершеннолетних и необходимости создания воспитательных центров разной формы собственности и ведомственного подчинения в каждом субъекте Федерации. Таким образом, имеется необходимость привлечения всех возможных сил и средств для создания в стране воспитательных центров различных форм собственности и ведомственной подчиненности для подростков и попавших в трудные жизненные ситуации детей (в случае с осуждёнными – под режимным контролем служб исполнения наказаний). Для охвата вниманием различных категорий несовершеннолетних в деятельности Центра предполагается применять различные формы и методы работы: внедрение программы социальной реабилитации условно осужденных подростков; работу с подростками, находящимися в местах лишения свободы; открытие «социальных гостиниц» и «кризисных центров». При этом подростки, желающие встать на путь исправления, добровольно участвуют в различных реабилитационных курсах, а также катехизации через воцерковление. Многие из них возвращаются к учебе, стремятся работать. И в этих условиях Церковь не должна находиться в стороне, ибо молодое поколение – это будущее нашего общества. Сегодня и российскому и украинскому народам, как и народам всего земного шара необходима молодежь, способная критически воспринимать все то, что предлагает современный мир, и отвергать все то, что оказывается губительным для человека. Если хотите – это есть один из главных вызовов современности, держать ответ на который призваны все мы, соборно осмыслив ситуацию и приняв адекватные меры во всех сферах общественной жизни. Священнослужителям, обращающим внимание на работу с молодежью, необходимо изучать и организовывать движения православного молодежного миссионерского и социального служения.
РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ СЕМЬИ
В настоящее время реализуется множество программ духовного окормления родственников осуждённых. Такова, например, реализуемая некоторыми приходами Москвы миссия «Примирение» – программа помощи несовершеннолетним детям, чьи родители находятся в местах лишения свободы, и помощи семьям, опекающим детей, чьи родители находятся в заключении. Необходимо реализовывать программу религиозной социализации в семье с учетом ее восприятия со стороны ребенка как начинающего члена общества, приобретающего опыт общения с верующими и неверующими взрослыми. Ребёнок, испытывает ограничение или поддержку в семье, всегда болезненно переживает свой зарождающийся религиозный опыт в момент первых разочарований при отсутствии моментальных результатов от молитвы и выполнения молитвенных просьб. Все мы хорошо знаем, что если с самого детства ребенок посещает храм, то он с юного возраста подвергается духовно-нравственному воздействию от благодатной атмосферы храма и, самое главное, воспитывается в вере и нравственности от собеседования со священнослужителем во время Таинства Покаяния ииндивидуальной Исповеди. Часто бывает и так, что ребенок, может быть, даже своим родителям ничего не скажет о своих внутренних переживаниях, а священнику расскажет все и обо всем спросит у пастыря Церкви – все это позволяет решать наболевшие детские вопросы. Само церковное Таинство Исповеди есть тройственная тайна между Богом, принимающим покаяние человека, священником, облеченным властью «вязать и решить» грехи и являющимся свидетелем покаяния человека, и самим кающимся грешником. Постепенно ребенок становится юношей, а затем и взрослым человеком, когда уже по привычке, воспитанной в его душе и сердце Церковью, каждый раз по мере потребности своего духа приходит к священнослужителю, чтобы своевременно разрешить свои духовно-нравственные проблемы. Последнее предохраняет человека – кающегося грешника от духовного заболевания, способного привести к рабству греху, утрате нравственной свободы и возможности совершения преступлений сначала в душе, а потом и на деле. Современные семьи весьма разнообразны и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Семья имеет важное значение в процессе овладения человеком социальными нормами. А если речь идет о нормах, определяющих исполнение семейных ролей, то влияние семьи становится кардинальным. По некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% – формируют правонарушителей. Профилактика преступности возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества. Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы риска или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям должно быть обращено особое пастырское и просветительское попечение. Православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества. Сокращение детских воспитательных колоний в России и обеспечение социализации подростков, имеющих проблемы с законом, является особой озабоченностью Церкви. XIV Всемирный русский народный собор высказался по данному вопросу в следующих словах: «Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом». При наличии серьезной государственной поддержки подобные альтернативные реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки детей, совершивших правонарушение и в силу этого оказавшихся в поле зрения суда, могут возникать в тех регионах, где будут сокращены воспитательные колонии, подведомственные ФСИН России. Эти и подобные им учреждения для проблемных детей и подростков способны также выполнять работу по обеспечению социализации для малолетних преступников после выхода из мест лишения свободы.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТЮРЕМНОГО СЛУЖЕНИЯ
Закон гарантирует свободу совести и вероисповедания гражданина страны и руководство пенитенциарных учреждений предпринимает по мере сил все возможное к тому, чтобы и закон соблюдался, и Церковь могла присутствовать в учреждении, не ущемляясь режимными условиями. После создания Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению усилия Церкви были направлены на то, чтобы в проекте «Соглашения о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний была предусмотрена возможность духовного кормления сотрудников учреждений, которые, в связи с психологическим давлением обстановки тюремного быта, нуждаются подчас в неменьшей духовной опеке, чем осуждённые. Были внесены положения и о проведении работы с курсантами учебных заведений ФСИН России, а также родственниками осуждённых и сотрудников УИС. В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 17 февраля 2011 года, касающейся п. 42 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ, Синодальными учреждениями Московского Патриархата в сотрудничестве с Минюстом России определена необходимость внесения в действующее российское законодательство ряда поправок и уточнений (в статьи 14, 89, 118, 158, 185 Уголовно-исполнительного кодекса, статью 11 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Соответствующие изменения требуется внести и в Правила внутреннего распорядка учреждений ФСИН России. С учетом того, что законопроектная и правоприменительная деятельность в отношении уголовно-исполнительной системы согласно Положению о ФСИН России является прерогативой Министерства юстиции, принято решение о создании соответствующей рабочей группы при Департаменте нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России. Указанная рабочая группа будет заниматься работой над совершенствованием правовых механизмов деятельности представителей религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях, а также разрешения иных вопросов, связанных с взаимодействием Русской Православной Церкви, других традиционных религий России и Уголовно-исполнительной системы. Требуют своего решения вопросы определения правового положения тюремных священнослужителей и храмовых сооружений. На протяжении двух десятилетий в учреждениях ФСИН России действуют храмы и молитвенные комнаты в зданиях, находящихся в оперативном управлении администрации учреждений и предоставляемых представителям епархиального клира для проведения богослужений. Данная практика не вызывает возражений ни со стороны администрации подразделений ФСИН России, ни со стороны епархиальных архиереев. В то же время в прошлом году рядом руководителей исправительных учреждений в регионах была начата кампания государственной регистрации тюремных православных приходов, в Приходские советы и Приходские собрания которых, юридически ответственные за организацию духовно-богослужебной и финансово-хозяйственной деятельности при тюремном храме, включались исключительно действующие сотрудники УИС. Последнее вызвало непонимание и целый ряд обращений правящих архиереев в Юридическую службу Московской Патриархии и в Синодальный отдел по тюремному служению, в которых высказывались сомнения по поводу возможности распоряжаться принимаемым на таких условиях во владение имуществом, расположенным на принадлежащей государственному учреждению территории, обремененной к тому же особым режимным статусом, препятствующим установлению какого-либо сервитута. В циркулярном письме Синодального отдела от 8 июня 2011 года правящим архиереям была разъяснена точка зрения учреждений Московской Патриархии по данному вопросу. Решением, способствующим исключению из взаимоотношений религиозных и государственных организаций кадровых и хозяйственно-финансовых вопросов, является регистрация тюремного прихода в форме приписного храма к действующему приходу в пределах епархии, являющемуся, таким образом, головным. Сегодня назрела ситуация, при которой сотрудничество Русской Православной Церкви с пенитенциарными учреждениями должно развиваться в более широком масштабе, а священнослужители, несущие послушание в местах лишения или ограничения свободы, должны представлять собой полноправный институт тюремных священнослужителей и, будучи освобожденными от несения пастырского послушания в других приходах, на постоянной основе совершать свое священнослужение только в тюрьмах и иных пенитенциарных учреждениях. На Западе среди протестантских Церквей это направление деятельности именуется институтом тюремных капелланов, который состоит не только из священнослужителей, но и из мирян. Для православного самосознания затруднительно представить тюремного капеллана не священнослужителем, а мирянином-волонтером. Поэтому мы избегаем слов «тюремный капеллан», а просто именуем пастырей «тюремными священнослужителями». Задача по учреждению института тюремных священнослужителей четко определена перед нами, но пока еще не все ясно, насколько беспрепятственно будет продвигаться ее решение в церковную жизнь. Однако Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве в феврале прошлого 2011 года, соборным самосознанием поручил епархиальным архипастырям и Синодальному отделу Московского Патриархата по тюремному служению работать над поставленной проблемой. Должен сказать, что множество пастырей в регионах, занятых послушанием в сфере тюремного служения, уже сегодня успешно решают эту задачу на местах. Институт тюремных священнослужителей должен быть сформирован в ближайшие годы и, как это было в дореволюционной России, Церковь должна вносить свой вклад в духовно-нравственное воспитание заключенных и сохранение их права на свободу совести и вероисповедания в местах принудительного содержания, оказывая помощь сотрудникам УИС в решении различных проблем пенитенциарной системы, создавая гарантированные условия для сохранения заключенными достоинства человека, свободы религиозной веры и воспитания в себе христианской нравственности. Призываю на всех Вас благословение Божие и да дарует Вам Воскресший Христос благоденственное и мирное житие, исполненное крепости сил душевных и телесных, и да сохранит Вас Господь в добром здравии на многая и благая лета!
Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению
26 апреля 2012 года Киево-Печерская Лавра |