Две эпохи. Два предстоятеля PDF Печать E-mail

2 декабря 2002 года

 

«ДВЕ ЭПОХИ. ДВА ПРЕДСТОЯТЕЛЯ»

 

Мое прибытие в Пермь и вступление в управление Пермской епархией на прикамской земле выпало на Страстную Среду 30 мая 2002 года, а 2 декабря 2002 года в газете «Пермский обозреватель» была напечатана статья: «Две эпохи. Два предстоятеля», – в которой жирным шрифтом были выделены следующие утверждения: «Новая политика Владыки Иринарха вступает в «конфликт» с уходящей эпохой» и «Теперь и в Церкви идет укрепление вертикали».

Под одной из двух рубрик: «Даже часы истории имеют своих часовщиков», – автор статьи пишет: «Вполне возможно, что грядут серьезные изменения в «политической» жизни Пермской епархии Русской Православной Церкви. В первую очередь, это связано с новой фигурой Управляющего епархией, а именно Владыкой Иринархом».

После экскурса в прошлое – перечисления трудов «церковного ренессанса» на Пермской кафедре, автор продолжает: «При жизни Владыки Афанасия в церковных кругах часто можно было услышать о якобы существующих в епархии двух «партиях» духовенства – «пермской» и «белорусской». Считалось, что последняя состоит из земляков Владыки, многие из которых были лично приглашены им на служение в Пермскую область. Нечто вроде «землячества белорусских священников» в епархии действительно существовало, но преувеличивать его роль во внутрицерковной жизни не следует. Сам же архиепископ со своих земляков спрашивал не менее строго, чем с местных уроженцев.

Если же говорить об «общецерковных партиях», а именно «консерваторах» и «либералах», то Владыка, несомненно, был ближе к первым. Он весьма осторожно относился к любым нововведениям в жизни епархии, руководил ею «по старинке», лично решая большинство вопросов (в то время как в Московской и других, славящихся своим «либерализмом», епархиях стало привычным решать едва ли не все проблемы коллегиально).

Консервативными можно назвать и его отношения с региональными властями. … В целом связи Епархиального управления с органами власти и общественными организациями не были очень активными, а сам Владыка не стремился к такому взаимодействию с представителями региональной элиты и усилению среди нее своего влияния. И в этом смысле он также являлся архиереем «старой формации», пытавшимся оградить церковную жизнь от «суеты мира» и ограждавшийся от нее сам».

А под другой рубрикой под названием «Новое время» автор пишет: «Различия двух управляющих очевидны, и дело здесь не только в личностях, но и в том, что принято обозначать термином «заложник времени».

Владыка Афанасий стал заложником того времени, которое само по себе было застойным. Влияние религии власть сдерживала всеми доступными способами, а потому голос Церкви просто тонул в идеологизированной атмосфере советского и постсоветского государства. Сама эпоха накладывала отпечаток на Русскую Православную Церковь и первых лиц Церкви. С другой стороны, некая отстраненность Пермского региона от столицы, его периферийность также обуславливала инертность религиозной жизни.

Эта инертность сказывалась в большей степени и на образовательном уровне священнослужителей. Так, по мнению епархиального руководства, в Прикамье очень низкий уровень их подготовки. Естественно, это не могло не вызвать каких-то встречных движений. В 1993 году открылись пастырские курсы с ежегодным выпуском в 30-35 человек. Тогда как сейчас уже идет речь об открытии Духовного училища, которое впоследствии преобразуется в Духовную семинарию. Данное обстоятельство символизирует качественно иной переход, смену церковной власти.

Новая политика Владыки Иринарха вступает «в конфликт» с уходящей эпохой. В этом можно убедиться хотя бы на основании того, что он предпринимает попытки реформировать Пермскую епархию по образцу Московской. Очевидно, что реализуемые инициативы в Москве хотя бы частично трансформируются на пермскую землю. Об этом нельзя рассуждать в категориях «хорошо» или «плохо», это просто объективный процесс.

Вообще новый Владыка представляет качественно иной образ религиозного деятеля, который вышел уже из другой эпохи. Московский опыт, европейское образование не позволят ему замыкаться на «местечковой церковности». Относительно молодой возраст епископа, целеустремленность, волевые качества, высокий образовательный уровень – вот те личные качества, которые, возможно, определят и новое лицо Пермской епархии.

Политика епархиального управления, скорее всего, станет более жесткой, но в то же время более целенаправленной, концентрированной, усилится вертикаль власти, если выражаться светским языком. Возобладает достаточно требовательное и ответственное отношение ко всем служителям Церкви. Кроме того, подчеркнутая аполитичность архиепископа Афанасия навряд ли сохранит свою преемственность. И дело здесь не столько в личностях, сколько в изменившейся ситуации, когда просто невозможно полностью дистанцироваться от власти.

Тем не менее можно и не быть пророком, предсказав, что воспитанная уже в нескольких поколениях политика закрытости Церкви вряд ли претерпит существенные изменения. Как и прежде, эта политика диктуется инстинктом самосохранения Русской Православной Церкви. Но если раньше это было обусловлено поведением государства, пытавшегося поставить под свой неусыпный контроль все области духовной жизни, то нынче – это следствие политики самой Православной Церкви, которая корректно, настойчиво отделяет себя от иных конфессий, исповедует экстенсивные методы в своей деятельности и, как ни крути, претендует на роль в духовном развитии общества. Совсем, как некогда, государство» («Пермский обозреватель», № 39 (99), стр. 14, раздел «Религия»).

 

2 декабря 2002 года

город Пермь

 

PS. В этих словах дано удивительно точное определение пути развития пермской епархиальной жизни, которое побуждает думать о том, что все начинания по реформированию епархиальной жизни по образцу Московской епархии являются желательными и ожидаемыми в умах лучших представителей интеллигенции и народа Пермской области.

Хотя также следует признать при этом, что именно реформирование епархиальной жизни по образцу Московской епархии породило недовольство среди клира и частично среди верующих мирян, которые в условиях крайней пассивности церковного управления в Пермской епархии успели сформироваться в тяжелый балласт, воспитавший в них эгоистическую самостийность, вольницу и нежелание жить по Уставу церковному, воспринимая его как навязывание московских традиций, чуждых пермскому народу.

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

*******

 

ПРИМЕЧАНИЕ № 1

 

 

«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА»

Отдела общественных связей аппарата Администрации Пермской области

о ситуации в Пермской епархии

для губернатора области Ю. П. Трутнева

от 10 сентября 2001 года

 

«… Пермская епархия в настоящее время переживает глубокий кризис. … Одной из субъективных причин кризиса является слабая готовность руководства епархии к работе в новых условиях. …Управляющий Пермской епархией, архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк Александр Григорьевич, 18.02.1927 года рождения) в последние годы сильно сдал физически, мало ездит по епархии и упускает рычаги правления.

Епархиальный секретарь протоиерей Герман (Бирилов Герман Сергеевич, 25.05.1932 года рождения) нерешителен …

Другой важной субъективной причиной кризисных явлений в епархии является отсутствие единства среди духовенства, наличие определенных групп – белорусская и другие…». Речь идет о том, что Владыка Афанасий в выдвижении священнических кадров отдавал предпочтение своим землякам из Белоруссии, что, естественно, вызывало негативную реакцию у остальной части духовенства.

 

*******

 

ПРИМЕЧАНИЕ № 2

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАПИСКА

на имя руководителя Управления ОАО «НК ЛУКОЙЛ»

по связям с общественностью, госорганами и СМИ

о состоянии епархиальных дел

от 08 апреля 2002 года

 

«Уже первые сообщения из Перми показали, что новый архипастырь по прибытии в свой кафедральный город столкнется с рядом искусственно созданных трудностей». В качестве примера можно привести сообщение пермской новостной ленты, в котором говорится о том, что на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 12-13 марта 2002 года в Москве на Пермскую кафедру избран кандидат во епископы – игумен Иринарх (Грезин), настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы. «Любопытно, что в Пермской епархии информацию об итогах Синода подтвердить отказались, заявив, что ничего об этом не знают».

«Сообщение о том, что архиепископ Афанасий решением Священного Синода определен быть на покое, заметного успокоения в умы не внесло. В первую очередь это обусловлено поведением самого Владыки. Вместо того чтобы заняться подготовкой к сдаче дел по епархии, неожиданно для всех он резко активизировал деятельность по рукоположению в священники своих земляков – белорусов, в попытке увеличить численность и, соответственно, влиятельность этой группировки. К настоящему моменту число таких рукоположений уже достигло пятнадцати. При этом духовный сан получают в основном люди, не имеющие ни подготовки, ни образования – церковные сторожа, водители и т. п.

Одновременно сообщается об уходе на пенсию прежнего бухгалтера епархии, а его место, по решению Владыки, заняла жена секретаря епархии протоиерея Германа Бирилова. Ходят слухи и о том, что сестра жены протоиерея Германа также займет один из контрольных постов в епархиальной администрации.

Создается впечатление, что архиепископ Афанасий намерен «пребывать на покое» скорее формально, чем в действительности. Этому способствуют и сообщения о резких переменах в его планах. Прежде он заявлял, что по уходе на покой уедет в Белоруссию. Сейчас выясняется, что делать этого он не намерен. Он не намерен даже переселяться из архиерейской резиденции, в которой в настоящее время проживает. Архиепископ Афанасий сообщил, что ведет переговоры с местной администрацией о покупке квартиры в Перми для своего преемника и что сам он намерен жить там, где живет сейчас. В связи с этим, в Перми на какое-то время даже распространился слух, что Священный Синод назначил игумена Иринарха не правящим епархиальным, а викарным епископом.

Все отмеченные обстоятельства могут существенно осложнить начальный период вхождения во власть нового епархиального архиерея и дают действенный пропагандистский материал инославным религиозным объединениям, сектантским группировкам – в первую очередь».

 

P.S. Должен отметить, что по моем прибытии в Пермь все вышесказанное подтвердилось в гораздо высшей степени, а отголоски происходившего в первые три года управления епархией еще долгие годы периодически отзывалось взрывом проблем в разных уголках епархии, особенно среди монашеского сообщества в мужских, но еще чаще в женских монастырях Пермской епархии.

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский