К посетителям сайта PDF Печать E-mail

1 ноября 2010 года

 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ

ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

WWW.ANASTASIA-UZ.RU

 

Епископ Красногорский ИринархСердечно рад приветствовать вас – посетителей сайта Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению «WWW.ANASTASIA-UZ.RU».

Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению учрежден согласно Постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви 5 марта 2010 года, в ведение которого переданы вопросы, касающиеся взаимодействия Церкви с учреждениями уголовно-исправительной системы (УИС) в субъектах Российской Федерации.

На протяжении многих веков в России существовала добрая традиция духовного попечения о заключенных, пребывающих в местах лишения (ограничения) свободы. На несколько десятилетий эту традицию заботы об узниках, пребывающих в местах принудительного содержания, прервало безбожное время. Сегодня институты тюремного духовенства существуют в большинстве стран мира, где имеются специальные структуры, содействующие обеспечению прав и религиозных свобод заключенных в местах лишения (ограничения) свободы. Положительный отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что возрождение института тюремного духовенства способно принести пользу государству и обществу.

Сегодня в местах лишения свободы священнослужители традиционных для России религий участвуют в духовно-нравственном воспитании заключенных. В то же время необходимо оговориться, что места принудительного содержания лиц, имеющих проблемы с законом, не должны становиться полем для прозелитизма – целенаправленного и сознательного перетягивания верующих одного вероисповедания в другое. Прозелитизм и православное миссионерство не имеют ничего общего между собой. Полагаю, что в рядах тюремных капелланов, духовно окормляющих заключенных под стражу, должны трудиться только те представители религиозных организаций, члены которых по той или иной причине оказались за тюремной оградой.

Мы верим, что деятельное служение духовенства в местах лишения (ограничения) свободы обратит многих заключенных к Богу, послужит их духовному возрождению и поможет сократить среди них количество случаев суицида, унижения достоинства человеческой личности и других противоправных действий.

Христианское тюремное служение в прошлом и настоящем основывается на евангельских словах Спасителя: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). В Священном Писании Господь Иисус Христос призывает всех нас к служению нашим ближним, находящимся в узах заключения и в «горьких работах сущим». Поэтому главной и самой основной задачей Синодального отдела тюремного служения является содействие оказанию духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения (ограничения) свободы.

 

Русская Православная Церковь по всей стране проявляет заботу о нравственном возрождении и духовном просвещении населения России и осуществляет свою миссию среди всех слоев российского общества, готового воспринимать голос Церкви на основе свободного самоопределения. Поэтому в местах лишения свободы Церковь обязана осуществлять не только духовно-нравственное воспитание заключенных, но и духовное окормление сотрудников уголовно-исполнительной системы, исповедующих принадлежность к Православию, заботиться об организации для слушателей учебных заведений Федеральной службы исполнения наказания России системы религиозного образования (факультативно) при участии священнослужителей и преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви.

Догматико-каноническое учение о Церкви не может сужаться до понятия «Церковь для заключенных». Церковь объединяет всех верующих во Христа и исповедующих Его Богом и Спасителем. Это предполагает доступность Церкви в местах лишения свободы не только для заключенных, но и для всех верующих сотрудников УИС. Подобные представления об ограниченности церковной ограды были свойственны в Римской империи аристократам – язычникам, которые в течение первых трех веков до утверждения христианства государственной религией именовали его «церковью рабов». Двери православных храмов в местах лишения свободы должны быть открыты не только для заключенных, но и для всех православных сотрудников УИС, и для всех родственников заключенных, которые должны иметь возможность пойти в храм, чтобы помолиться Богу.

В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни в стране, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, точнее к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе. Они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако сегодня, благодаря работе тюремных священнослужителей, в течение последних десяти лет в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, которые являются членами религиозных общин и регулярно посещают тюремный храм.

Согласно статистике в текущем 2010 году около 1100 православных священников в Российской Федерации посещают учреждения УИС на временной, а некоторые и на постоянной основе. В исправительных учреждениях ФСИН России функционирует 471 тюремный храм и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действует 789 православных религиозных общин, которые объединяют 73117 осужденных. Организовано 265 воскресных школ, где проходят религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных. На занятиях изучается Закон Божий, осуществляется показ видеофильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной музыки.

При этом проблема заключается в том, что даже эти 8% – 10% заключенных оказываются никому не нужными, когда выходят на свободу. В нашей стране нет центров ресоциализации, помогающих освободившимся заключенным, утратившим социальные связи с гражданским обществом во время заключения, вновь вернуться к нормальной жизни. Заключенный, отбыв срок наказания и выйдя на свободу, начинает ощущать себя человеком, утратившим социальные отношения с обществом – то есть ощущает себя вне гражданского общества и, нередко, снова оказывается в руках криминальных структур. Необходимо помочь человеку, заключенному в узы, но обратившемуся к вере в Бога сохранить в себе социализацию как способность возвращения в гражданское общество, чтобы стать законопослушным гражданином страны.

Важно помнить, что евангельское учение о жертвенной любви побуждает каждого из нас оказывать своему ближнему не только духовную помощь, но и помогать ему материально по мере сил и возможностей. Поэтому православное тюремное служение предполагает не только личное милосердие христианина к заключенным, но и широкую социальную работу среди них.

В деле духовно-пастырского окормления заключенных, на мой взгляд, самая основная из тактических задач тюремного служения, поставленных современным обществом перед Церковью, – через духовно-нравственное возрождение заключенных содействовать их ресоциализации, которая должна вестись как во время отбывания срока наказания, так и после освобождения. Задача Церкви – помогать заключенному сохранить в себе или обрести заново способность возвращения в гражданское общество после выхода на свободу и через возрождение религиозности помогать ему после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления среди гражданского общества утраченных им за решеткой социальных связей. Этот сложный и очень нелегкий труд необходимо планировать на много лет вперед в качестве главнейшего направления церковного тюремного служения, чтобы иметь положительные результаты в предстоящем будущем.

Сайт Синодального отдела предназначен для тюремных священнослужителей, несущих послушание на временной или постоянной основе в УИС, для заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и для сотрудников пенитенциарных учреждений. От последних требуется не ограничиваться сухой бездушностью исполнения служебного долга в режимном учреждении УИС, но и иметь в себе христианское сострадание, соединенное с должностной строгостью к тем, кто по собственной вине или по воле судьбы оказался за тюремной решеткой. На нашем сайте будет размещена информация о направлениях работы и сотрудничества Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению с Епархиальными Управлениями Московского Патриархата в субъектах Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказания России, другими государственными учреждениями, общественными и правозащитными организациями, религиозными объединениями других вероисповеданий, имеющими доброе желание сотрудничества с Русской Православной Церковью на ниве тюремного служения.

На сайте будут размещены материалы, способные помочь желающим глубже ознакомиться с основами православной веры и нравственности, будут напечатаны молитвы для заключенных и их родственников. Вы найдете здесь сведения о Таинстве Покаяния (Исповеди) и других церковных Таинствах, узнаете о дисциплинарно-канонической структуре Православной Церкви и ее отношении к узникам, пребывающим в местах принудительного содержания.

Новостная лента предоставит вам возможность своевременно узнавать об основных событиях жизнедеятельности Синодального отдела тюремного служения, о роли Церкви в России и в процессах реформирования Федеральной службы исполнения наказания, об учреждении института тюремных капелланов, о тюремном служении священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви.

Мы ознакомим вас с правовым положением тюремных священнослужителей, а также с правовым положением православных тюремных храмов и молитвенных комнат в учреждениях УИС Российской Федерации, о проблемах финансирования возрождаемого института тюремных капелланов в местах лишения (ограничения) свободы. Особое внимание будет уделено теме помилования и ресоциализации заключенных в местах лишения свободы и после их освобождения.

Вместе с вами мы будем обсуждать создание учебных центров, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. Мы полагаем, что образовательные программы данных учебных центров по подготовке капелланов для тюремного служения должны иметь три основных направления: 1) Централизованные курсы по переподготовке духовенства, несущего пастырское послушание в учреждениях УИС; 2) Заочное дополнительное (специальное) духовное образование для тюремных капелланов; 3) Программа выездных образовательных семинаров для сотрудников епархиальных комиссий тюремного служения. Будут представлены и другие образовательные, катехизические, миссионерские и духовно-просветительские программы.

Вы узнаете о ежегодном Всероссийском смотре православных общин в местах лишения свободы: «Не числом, а смирением». В рамках этого конкурса действуют еще две самостоятельные программы: Всероссийский конкурс православной иконописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы – «Канон» и Всероссийский конкурс православной живописи осужденных, находящихся в местах лишения свободы – «Явление». Оба направления, проводимые совместными усилиями РПЦ и ФСИН РФ, требуют внимания и поддержки в деле духовно-нравственного возрождения заключенных и их возвращения в гражданское общество.

На страницах сайта мы будем обсуждать темы сокращения детских воспитательных колоний в России и обеспечения социализации подростков, имеющих проблемы с законом. Обе эти темы являются предметами особой озабоченности Церкви. Полагаю, что в тех субъектах Федерации, где сокращаются детские воспитательные колонии, подведомственные ФСИН России, при серьезной государственной поддержке могут возникать альтернативные реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки детей, совершивших правонарушение и в силу этого оказавшихся в поле зрения суда.

Будем говорить о работе Общественных Наблюдательных Комиссий (ОНК) и об участии в их работе священнослужителей Русской Православной Церкви. Два года работы православных священнослужителей в составе ОНК благотворно сказались на выстраивании доверительных взаимоотношений между членами наблюдательных комиссий и лицами, находящимися в местах принудительного содержания.

При Синодальном отделе учреждается редакция газеты «Мир всем» (в ближайшее время газета сменит свое название) и пастырско-методического сборника – журнала Синодального отдела «Вестник тюремного служения». Оба регулярных издания предназначаются для заключенных, сотрудников УИС и тюремных священнослужителей. Планируется также сотрудничество с другими профильными изданиями, имеющими прямое отношение к тюремному служению.

Сектор электронных СМИ предполагает развитие интернет-вещания и интернет-конференций. Наименование сайта Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению «WWW.ANASTASIA-UZ.RU» связано с именем святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – небесной покровительницы Синодального отдела по тюремному служению.

Хотелось бы надеяться, что сайт Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению объединит многих людей доброй воли, желающих послужить ближним, находящимся в узах тюремного заключения. Мы будем рады личному участию каждого человека в этом святом и благодатном деле оказания помощи узнику в местах лишения свободы. Мы готовы принимать предложения по организации работы, а также любую братскую помощь, способную содействовать развитию широкого движения православного тюремного служения в нашей стране. Мы будем благодарны всякому человеку, желающему подать руку помощи и пожертвовать хотя бы малую евангельскую «лепту вдовицы» (Мк. 12, 42-44) для тех, кто нуждается в нашей помощи.

Благословенная помощь Божия да сопутствует вашим трудам по облегчению суровой участи заключенных в местах лишения (ограничения) свободы.

И да благословит Господь ваши труды по ресоциализации освободившихся из заключения и желающих вновь обрести свое место в гражданском обществе на благо нашего земного Отечества – России и Святого Православия на российской земле!

 

Иринарх, епископ Красногорский,

председатель Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению

1 ноября 2010 года

город Москва