Поиск по сайту
Наши сайты
Пермская Епархия и Союз журналистов Пермского края |
15 сентября 2004 года
Семинар
Пермского Епархиального Управления и
Пермской областной организации Союза журналистов России
на тему:
«Православие и журналистика в Прикамье: перспективы взаимодействия»
(город Пермь, Пермское Епархиальное Управление, 15 сентября 2004 года)
ТЕЗИСЫ
к Докладу епископа Пермского и Соликамского Иринарха
на тему:
«Основные проблемы духовной жизни Прикамья
и роль средств массовой информации в их разрешении».
Духовная сфера жизни Прикамья призвана побуждать людей к преображению своей личности, прояснению в каждом человеке образа Божия посредством духовно-нравственного совершенствования в добродетели, праведности, в обретении даров духа, которые святой апостол Павел перечисляет в Послании к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23), - противопоставляя их делам плоти, о которых также сказано в Послании следующее: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 19-21). Завершая свои слова, апостол Павел говорит: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5, 25-26). Словом, дарами духа именуется то, что на светском языке принято называть общечеловеческими нравственными ценностями, которые возвышают в человеке разумные и истинно человеческие начала, отличные от плотского, животного, инстинктивного.
Конечно, все сферы жизни общества тесно переплетены между собой. Но тогда, когда среди людей доминируют экономические, политические и социальные интересы над их духовностью, тогда это общество или общность называют бездуховным. Духовность – это не простой отказ человека от материального мира (ибо сам человек является частью этого сотворенного мира), а стремление человеческой личности к возвышению над материальным миром, это одухотворение плотского в себе самом, претворение своей личности в носительницу общечеловеческих нравственных ценностей и духовных начал, свойственных только венцу творения Божия – человеку. Сейчас модно говорить о возрождении духовности. Говорят об этом все и даже не отрицают этого атеисты. Но что происходит на самом деле, каковы основные проблемы духовной жизни Прикамья, попробую осветить в своём выступлении на семинаре и надеюсь, что собравшиеся журналисты своими вопросами ко мне, а может некоторыми замечаниями и высказанной своей позицией, помогут более полно решить эту непростую задачу. 1. Прежде всего, системообразующей проблемой является столкновение в современном обществе либеральных и общечеловеческих нравственных ценностей. О духовности, общечеловеческих нравственных ценностях, воспитании подрастающего поколения любят поговорить до тех пор, пока это не противоречит либеральным ценностям, или, например, не препятствует притоку денег, сиюминутным выгодам, скорым доходам, то есть обогащению. 2. Символом покаяния народа за страдания царственных мучеников, попранную веру, растерзанных и погубленных священнослужителей, разрушенные храмы стал Покаянный Православный Крест, установленный администрацией города Перми по благословению бывшего управляющего Пермской Епархией архиепископа Афанасия на соборной площади у Свято-Преображенского кафедрального собора города Перми (ныне Художественной галереи). Казалось бы, закономерный выбор исторического места для Покаянного Креста на высоком берегу Камы, на котором с 1820 года проводились наиболее торжественные городские мероприятия. Но, когда встал вопрос о доходном месте в летнее время для размещения пивнушек, то все забыли о покаянии и напротив Покаянного Креста в 2001 году был установлен один пивной шатёр, в 2002 году – два, в 2003 году – три, а в 2004 году – четыре, причем один предприниматель так расстарался, что столики, мангалы и отхожее место расставил вокруг Креста. Разве это не осквернение Святыни?!. Если в 1918 году поругание православных Святынь происходило во имя какой то идеи, то в 2004 году это происходит из «корысти ради». Разве это не говорит о серьёзном заболевании общества? Разве духовно здоровый человек сядет распивать пиво под Покаянным Крестом? Разве духовно здоровый предприниматель додумается даже ради сиюминутной выгоды пойти на компромисс с совестью?.. О каком возрождении духовности, о какого рода воспитании молодёжи в этих условиях может идти речь? 3. Сейчас и.о. Губернатора Пермской области Олег Анатольевич Чиркунов предпринимает энергичные меры по перемещению в достойное место фондов Пермской художественной галереи с тем, чтобы возвратить Пермский Свято-Преображенский кафедральный собор Русской Православной Церкви (для справки: кафедральные соборы, принадлежавшие Русской Православной Церкви не возвращены только в двух субъектах Российской Федерации – Ульяновской и Пермской областях). Идет подготовка по установке купольных Крестов на здании кафедрального собора. А вот что будет напротив собора – в зданиях ликвидированного военного училища, главный административный корпус которого до революции принадлежал Пермской Духовной Семинарии, по видимому никто из власть имущих на знает… Сейчас этот комплекс просто распродаётся «с молотка». Об этом свидетельствует огромное рекламное полотно фирмы «Нортон», размещенное над мемориальными досками в память о великих соотечественниках, учившихся в этом здании: изобретатель радио Попов Александр Степанович, известный уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, уральский сказочник Павел Петрович Бажов. Продается вместе со студенческим семинарским Иоанно-Богословским храмом, традиционно размещенным внутри здания бывшей Пермской Духовной Семинарии, что противоречит Постановлению Правительства о возвращении высвобождаемого имущества Русской Православной Церкви. А что будет напротив кафедрального собора – сегодня решают деньги. Как, например, в этом же здании бывшего военного училища под храмом святой великомученицы Варвары, который был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в мае 1996 года и в котором по сей день идут богослужения размещается магазин, где (вместе с уснувшей совестью) будет продаваться все, что выгодно дельцам. Следует дать оценку происходящему: если в начале прошлого XX-го века храмы разрушались, то в начале этого столетия храмы распродаются. И то и другое имеют общий корень – бездуховность. Чем все закончилось в прошлом столетии – нам известно... Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, что и сегодня на почве бездуховности не может произрасти что-либо доброе. 4. В порыве либеральных преобразований дошло до того, что уже не различаются развлекательные и культовые учреждения, предприятия и храмы, гостиницы и монастыри. Все они уравнены в отношении взимания с них налога на землю и на имущество. И получается, что восстанавливая всем православным миром на пожертвования разрушенные и разграбленные храмы и монастыри, духовно окормляя паству, занимаясь социальными проблемами (работа, например, с беспризорными и трудными подростками в Верещагинском Свято-Лазаревском женском монастыре, забота о престарелых в Бахаревском женском монастыре в городе Перми и т.д.), Церковь вместо поддержки со стороны государства этих трудов испытывает на себе непосильное бремя экономического давления. Причем вопросы налогообложения решаются на уровне субъектов федерации. Следует отметить, что в ряде субъектов федерации научились отличать предпринимателя с его частным делом от священнослужителя с духовноокормляемой в храме паствой и решили проблему с налогообложением. Надеюсь, что и в Пермской области вопросы налогообложения по отношению к религиозным организациям будут решены в сторону разумных пределов. 5. Говоря о необходимости возрождения духовности в обществе, нельзя не замечать проблемы духовного образования. Без образованного священнослужителя не мыслимо духовное оздоровление общества. Сейчас положение дел на севере и на юге области таково, что эти районы как духовная пустыня способны вобрать в себя столько священников, сколько пошлешь. А когда нет таковых, то в условиях духовного голода в тех местах пристраиваются разного рода секты. Новейшая история, кровавый опыт нашей страны свидетельствует, что когда на почве вседозволенности и попустительства взращиваются всевозможные тоталитарные секты, то это становится опасным для всего общества. На словах необходимость открытия на Пермской земле духовного учебного заведения поддержана всеми с обещанием вернуть училищу историческое здание. В 2003 году был подобран хороший педагогический коллектив и произведен первый набор студентов Пермского Духовного Училища. В течение года получена лицензия на образовательную деятельность училища. Произведен второй набор воспитанников, начат очередной учебный год, а здание для размещения студентов Духовное Училище так и не обрело. Занятия проводятся в помещениях Епархиального Управления, питаются студенты в епархиальной трапезной. Вместе с тем здания, в свое время принадлежавшие Пермской Епархии как духовные учебные заведения или как административные и богослужебные здания, незаконно отобранные советской властью, так и не возвращены: Духовная консистория (угол ул. Орджоникидзе, 6 и Газеты «Звезда»), занятая под областной врачебно-фискультурный диспансер; Пермская Духовная Семинария (ул. Орджоникидзе, 12), распродаваемая фирмой «Нортон»; Пермское Духовное Училище (угол ул. Ленина, 29 и ул. Газеты «Звезда», 18) – институт искусств и культуры; Женское Епархиальное Училище (угол ул. Коммунистическая, 18 и М. Горького, 13, 15) – ныне в здании размещено хореографическое училище; VIII-е церковно-приходское начальное училище им. И.Н. Суслина (угол ул. Луначарского, 74б и ул. Попова, 50) – находится специализированная школа №7 с преподаванием ряда предметов на английском языке; Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины при убежище детей бедных (угол ул. Ленина, 11 и Н. Островского, 13) – ныне в здании приюта находится Пермский научный центр УрО РАН; Рождество-Богородицкая церковь (угол ул. Ленина, 48 и ул. Газеты «Звезда», 17) – ныне главный корпус фармакадемии. Конечно, сегодня трудно представить, что все эти здания когда-то вернутся в собственность Церкви, однако даже возможное не отдается обратно … 6. На почве безверия, которая культивировалась в стране длительный исторический период, выработалось в чиновничьей среде и даже у определённой части интеллигенции «духовное всеядие». При котором говорят, что лишь бы «вера» была и человек становился бы чище, лучше, а в остальном там уж за ним выбор… И здесь наблюдается с одной стороны неприятие в учебных заведениях факультетов православной культуры, а с другой стороны поспешное введение в учебную программу истории религий. Эта ошибочная позиция по двум причинам: во-первых, сначала надо хотя бы ознакомить со своими историческими и культурными корнями, чтобы хотя бы имели представление о вере своих недалёких предков, а уж потом в сравнении можно было бы попытаться разобраться в истории других религий. Во-вторых, с тем, чтобы ввести историю религий в школах у нас не достает квалифицированных по этой проблеме педагогов, а проявлять делетанство в этой сфере также не допустимо, как и по другим преподаваемым в школах предметам. Учитывая эти обстоятельства, становятся не понятными препятствия, которые чинятся по открытию теологического факультета в педагогическом университете, хотя в других областях, в том числе и Свердловской по такой специальности не первый год идет подготовка. 7. Сейчас общество захлестнули социальные проблемы: наркомания, пьянство, самоубийства, проституция, бродяжничество и т.д. И порой удивляешься, как с одной стороны происходит отмежевание власти от этой проблемы экономическими условиями, а с другой стороны наблюдается младенческое упование на какую-то новую структуру, какое-то разовое мероприятие (митинг, шествие, рок-фестиваль). Не видят главного – в основе этих социальных недугов кроется диагноз духовной болезни, которая не излечивается каким-либо волшебным средством, а требует целой системы мер по духовному воспитанию населения (определённая часть которого безнадёжно больна) и, прежде всего, по духовному воспитанию детей. 8. Значительной проблемой для духовной жизни Прикамья является сохраняющееся стремление включить в предвыборные технологии авторитет Церкви, присоединить к своему электорату голоса верующих людей. В угоду политических амбиций, кого бы то ни было Церковь и её паства не может быть раздираема предпочтениями тех или иных политиков. Тем более, не допустима работа священнослужителя среди верующих в поддержку того или иного кандидата. Это будет пресекаться очень строго. Такое потребительское отношение к Церкви у некоторых политиков формируется на их глубочайшем безверии. Разве мы можем поддерживать безверие, когда кандидат из-за прибавки голосов и какие-то средства даст, и крещение примет, и повенчается, и в храм раз-другой зайдёт. Конечно же, нет. Неужели кто-то думает, что Бога проведет, что верующие люди вообще ничего не понимают и не видят, кто церкви строит, кто духовному образованию помогает, кто оказывает помощь монастырям в налаживании монастырской жизни. 9. Не мало проблем и во внутрицерковной жизни. Служители Церкви – это люди, которые тоже являются детьми своего времени и многие из них несут в себе все язвы и проблемы своих современников (подвержены греху, ибо сказано, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит»). Но нас отличает особая ответственность перед Богом и Церковью. Должен вас уверить, что принимаются последовательные и продуманные, решительные, но не скоропалительные, порой жесткие, но не жестокие меры внутри епархиальной жизни. Причем практически все решения, а по кадровым вопросам во всех случаях принимаются коллегиально. Извне может быть некоторые принимаемые меры невоцерковленному человеку и могут показаться неожиданными. Но, поверьте, что важнейшими критериями являются справедливость и самочувствие человека. 10. Как видите, серьёзных проблем не мало и в их разрешении значительную роль могут сыграть интеллигенция, специалисты своего дела, в том числе (а скорее в особенности) и журналисты. Мной уже говорилось, что для решения возникающих проблем необходима консолидация усилий общественности, ученых, специалистов и религиозных деятелей в форме религиозной общественной организации.
Велика роль средств массовой информации, прежде всего, в освещении этих проблем. Сделать так, что бы проблема была понятной среди населения – это уже пол дела. В их разрешении нередко нужна и гражданская позиция журналиста с тем, чтобы до конца выяснить корни проблемы и во что она может вылиться для общества. Важно, чтобы журналист занимался освещением православной тематики не тогда только, когда подвернулся удобный жареный случай, а регулярно, хорошо представляя глубину проблемы. Важно видеть ростки нового опыта социального служения, взаимодействия с властью в интересах духовного образования, воспитания и просвещения. Иринарх, епископ Пермский и Соликамский
15 сентября 2004 года город Пермь __________________________
2 февраля 2006 года
II-й семинар
Пермского Епархиального Управления
и Пермской областной организации Союза журналистов России
на тему:
«Православие и журналистика в Прикамье:
перспективы взаимодействия»
(город Пермь, Пермское Епархиальное Управление,
2 февраля 2006 года)
ТЕЗИСЫ
к докладу епископа Пермского и Соликамского Иринарха
на тему:
«Об итогах епархиальной деятельности в 2005 году,
основных проблемах духовно-нравственного возрождения Прикамья
и роли средств массовой информации в их разрешении».
Минуло немногим более года с того дня, когда прошел первый семинар с журналистами по различным вопросам взаимодействия в духовно-нравственной сфере. Сегодня на нашей встрече мне бы хотелось осветить итоги минувшего года (что удалось, а что не удалось решить), обратить ваше внимание на существующие проблемы и нерешенные вопросы, поделиться своими представлениями о путях их решения. Итоги минувшего 2005 года в жизнедеятельности Пермской и Соликамской епархии можно признать положительными. Мы успешно решаем вопросы образования. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что духовное образование в Пермском крае активно развивается. Спустя 85 лет вынужденного перерыва богоборчества в 2003 г. в Перми возрождено Духовное Училище, которое насчитывает сейчас на своих отделениях около 200 человек. Летом этого года состоялся первый выпуск воспитанников Училища. Обучение в нем было двухгодичным. С нового учебного года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II курс обучения стал четырёхгодичным. Мы занимаемся по программе высшего образования в надежде, что через год-два перейдем на пятилетнее обучение, и тогда это будет Пермская Духовная Семинария с высшим богословским образованием. Развернулась настоящая миссионерская деятельность епархии. За минувший год преподаватели и студенты московского Свято-Тихоновского Богословского гуманитарного университета совершили восемь поездок сюда, в Пермский край. Этой миссионерской работой, в которой участвовали и наши студенты, были охвачены самые северные и самые южные уголки нашей епархии. По всей Пермской епархии набирает силу и приближается к своей кульминации процесс строительства новых и реставрации старых храмов и монастырей. Практически вся епархия напоминает сейчас сплошную строительную площадку. Кардинально изменился кафедральный собор. Пятьдесят лет он простоял без капитального ремонта. Сейчас ведётся реконструкция собора, достроен верхний ярус колокольни, установлен купол в его первоначальном историческом виде, который венчает новый канонический крест. Предстоит еще построить четыре малых барабана, заменить центральный купол. Реставрируются почти все храмы в Перми. Во Всесвятском храме, например, ведется капитальный ремонт вплоть до устранения трещин и замены штукатурки внутри здания церкви. Ведется реставрация Соликамского мужского монастыря. За последние два года была проведена огромная работа в Усольском Спасо-Преображенском женском монастыре на Строгановском острове. Большие реставрационные работы ведутся в храмах Кунгурского благочиния. Достраивается храм в Губахе и скоро будет готов к сдаче просторный и красивый храм в Чайковском. Совершенно преобразился Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь, который имеет особое духовное значение для народов Пермского Края как место стояния за веру Христову новомучеников и исповедников, пополнивших сонм святых в земле Российской просиявших, и как Святыня, известная далеко за пределами Урала. Еще в 2002 году это был временно приспособленный для богослужения монастырский храм, а сейчас в соборе установлен величественный иконостас в первозданном виде, штукатурятся стены, на монастырской территории проложены коммуникации, подведен газ, отопление, обустроены подъездные дороги. Строятся новые здания, построена котельная, отреставрирован один из братских корпусов, начата работа по возрождению скита при монастыре. Мы снова учимся строить храмы, поднимать из пепелища порушенные святыни. Такова задача нашего поколения – восстановить хотя бы часть утраченного наследия, для того, чтобы идущие за нами смогли сделать больше. За последние годы произошло обновление церковного пения. Открытие новых храмов потребовало создания новых церковных хоров больших и малых составов. В Церковь пришла молодежь, новое поколение певчих, которое осваивает богослужебное пение. Девятый год в Перми существует профессиональное регентское образование и его влияние уже заметно во многих городах и весях нашей епархии. Воссоздана традиция духовных концертов православных песнопений. Эти концерты собирают полные залы и любимы пермскими слушателями. Кроме того, они помогают развернуть к духовному наследию и светские хоровые коллективы. Недавно у нас появилась возможность развития еще одной важнейшей сферы церковного творчества – иконописи. В Перми уже существовали отдельные мастерские, но нынешней осенью при Духовном Училище открыт иконописный класс, положено начало отделению церковных художеств. Одной из задач нового отделения нам видится освоение столь известной на Урале Строгановской школы иконописания, сейчас практически утраченной. Сегодня, когда светское искусство духовно и нравственно обескровлено, нам особенно важно возродить и укрепить искусство церковное. Церковная культура поможет найти путь к обретению смысла бытия, нравственному очищению жизни народа. Православная Церковь и доныне хранит цельность и чистоту русского духа, и именно поэтому церковное искусство может стать тем живительным источником, из которого почерпнет силы для возрождения и светская культура. Мы понимаем, что замечательные образцы церковного зодчества, иконописи, пения выращивались веками, их появление было результатом могучего духовного роста целого народа. Нам сейчас этого времени не дано, напротив, в наши дни спрессовано несколько задач – восстановить поруганные святыни, стены храмов, иконы, все церковное благолепие и, что самое трудное, искалеченные человеческие души, а параллельно возрождать творчество одухотворенной, высокой русской культуры. Но нас не оставляет надежда на Божественную благодать, врачующую нашу немощь, и восполняющую наши недостатки. И еще мы надеемся на молодые силы, прилив которых Церковь уже чувствует в последние годы. Нужны новые пути, новое творческое осмысление проповеди Слова Божьего на нашей земле. Украшение храма всегда считалось в России делом богоугодным, было выражением любви и благодарения. Культурное наследие, которым славится Уральская земля, накоплено во многом благодаря попечению именитых людей Строгановых. Традиции попечительства (а попечительство понимается, прежде всего, как забота) в наши дни тоже нуждаются в возрождении. Русской Церкви, русской культуре нужны просвещенные меценаты. Сегодня на средства благотворителей уже возводятся храмы, пишутся иконы, отливаются колокола. Отрадно, что и программа по возрождению и развитию Строгановской школы иконописания возникла не без поддержки благотворителей, – для этой цели специально был выделен грант «Лукойл-Пермь». Восстанавливаются епархиально-губернские отношения. Губернатор Пермского края Олег Анатольевич Чиркунов уделяет значительное внимание духовному возрождению Прикамья, развитию добрых церковно-государственных и межрелигиозных отношений. Предпринимаются меры по возвращению православных Святынь, пострадавших в годы богоборчества и гонений духовенства. Можно смело сказать, что размещение Пермской государственной художественной галереи и Пермского краеведческого музея в предназначенных для этих целей зданиях, соответствующих высокому уровню этих учреждений культуры воистину станет для Пермского края значимым событием в новейшей истории. Ибо восстановление Спасо-Преображенского кафедрального собора, монастырей и других храмов Прикамья по существу есть наше покаяние за страшные преступления против Бога – нравственного и духовного Источника души народной. Мы благодарны бывшему главе города Аркадию Леонидовичу Каменеву, который всегда внимательно относился к нуждам епархии к возрождению духовности и национальных традиций нашего народа, осознанию исторической справедливости по отношению к Русской Православной Церкви в городе Перми. Важнейшим событием уходящего года стало завершение объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в единый субъект Федерации – Пермский край, административные границы которого сегодня стали совпадать с границами Пермской и Соликамской епархии. Духовное единство наконец-то завершилось административно-территориальным объединением. Мы с самого начала были сторонниками объединения. Эта позиция для нас не столько политическая, сколько гражданско-патриотическая, и именно поэтому Пермская епархия принимала в объединении субъектов Федерации самое активное участие. И дай Бог, чтобы это объединение не оказалось только территориальным, но чтобы все жители Прикамья получили возможность бытия на одном духовном, культурном, социальном, экономическом и других уровнях жизни нашего общества. Трудно переоценить роль печатного слова в современных условиях развития российского общества, внутри которого происходит сложнейший процесс переосмысления духовных ценностей, ибо многие поколения наших соотечественников прошли свое становление на традициях материалистической, атеистической идеологии. В этом отношении нельзя не отметить работу созданного год назад религиозно-философского клуба «Логос», в котором принимают участие ученые (философы, богословы, историки, педагоги, психологи и др.), духовенство, преподаватели, другие представители интеллигенции и различных слоев общества. На заседаниях этого клуба царит обстановка заинтересованного внимания к различным позициям по важнейшим проблемам современного общества и перспективам его развития, происходит сближение мироощущения интеллигенции с православным вероучением, то есть христианизация светского мировоззрения. В нашем обществе постепенно утверждается понимание необходимости и первостепенности духовно-нравственных идеалов, определяющих общественную мораль. При этом, казалось бы, отступив от воинствующего атеизма в сферу морально-нравственных ценностей и, одновременно, автономизируя их от Бога, нередко наши современники приходят к своеобразному «моральному атеизму» или атеизму во имя морали. К глубокому сожалению, безрелигиозная мораль и по сей день пользуется большим кредитом доверия во всех слоях населения, включая и просвещенные массы. По этому поводу великий писатель Федор Достоевский в своей записной книжке писал: «Совесть без Бога есть ужас, она может довести человека до величайших преступлений». Лишенная путеводной звезды христианского Откровения, совесть легко вырождается в псевдосовесть, теряющую критерий добра и зла. Отсюда сама постановка вопроса о взаимоотношении между моралью и религией требует чрезвычайной осторожности и такта, ибо нельзя представлять себе моральные и религиозные ценности как две внешние по отношению друг к другу сферы. Мораль неразрывно связана с религией. Безрелигиозная мораль ведет к разрушению смысла общечеловеческих нравственных ценностей, истоки которых исторически тесно связаны с глубинами религиозности человека и данного ему Божественного Откровения. В минувшем 2005 году произошел значительный рост публикаций на религиозную тему, преобладающее большинство из которых было посвящено Православию в Пермском Крае, носящих за незначительным исключением созидательный характер. Особую благодарность хочется выразить тем журналистам, которые регулярно освещают вопросы духовно-нравственной сферы общественной жизни, пытаются понять и разобраться в непростых проблемах отношений Человека и Общества, Церкви и Государства и, учитывая сложность вопросов свободы совести, выдержаны в весьма деликатных и не столь категоричных суждениях и выводах. Надеюсь, что собравшиеся журналисты своими вопросами ко мне, а может некоторыми замечаниями и высказанной своей позицией, помогут более полно решить эту непростую задачу. Основные проблемы духовно-нравственного возрождения Прикамья: 1. Системообразующей проблемой является столкновение в современном обществе либеральных и общечеловеческих ценностей. 2. Проблема духовного образования и просвещения (размещение Духовного Училища, теологический факультет в ВУЗе, факультет православной культуры в школе). 3. Возвращение церковного имущества (г. Соликамск). 4. Вероломство сектантов (ранее ломились в дома Пермяков, а в минувшем году нагло захватили учреждение культуры – Дворец культуры им. Ленина). 5. Пьянство, наркомания как духовные заболевания. Проблема их профилактики. 6. Значительной проблемой для духовной жизни Прикамья является сохраняющееся стремление включить в предвыборные технологии авторитет Церкви, присоединить к своему электорату голоса верующих людей. 7. Проблемы внутрицерковной жизни связанных с несоблюдением священнослужителями, старостами требований Устава РПЦ (протоиерей Владимир Лобанов, «Пустынька» и др.). 8. Деформации в межрелигиозных отношениях. 9. Проблема реставрации храмов и поддержки в этом благом деле органов власти (Всесвятская церковь города Перми). В заключении должен отметить следующее. Нам всегда следует помнить, что печатное слово может заключать в себе разрушительную силу и в то же время обладает огромным потенциалом созидания, может ранить человека и может его излечить. Мы открыты к сотрудничеству и считаем это непременным условием для эффективной деятельности. От всей души желаю Вам и всем журналистам, работникам средств массовой информации, доброго здравия и духовных сил, процветания и успехов на Вашем творческом пути! Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество во имя возрождения и процветания национальных Святынь, духовных, культурных и материальных ценностей Пермского Края и всего Российского Отечества. Иринарх, епископ Пермский и Соликамский
2 февраля 2006 года город Пермь __________________________
5 февраля 2008 года
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА
К УЧАСТНИКАМ III КРАЕВОГО СЕМИНАРА ДУХОВЕНСТВА И ЖУРНАЛИСТОВ
НА ТЕМУ:
«ПРАВОСЛАВИЕ И ЖУРНАЛИСТИКА В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ ПЕРМСКОГО КРАЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
(Пермь, Пермское Епархиальное Управление, 5 февраля 2008 года)
Досточтимые отцы,
глубокоуважаемые дамы и господа,
братья и сестры!
Сердечно приветствую всех участников краевого семинара, организованного Пермским Епархиальным Управлением совместно с региональной организацией Союза журналистов России и призванного рассмотреть весьма актуальную на наш взгляд тему: «Православие и журналистика в городах и районах Пермского края: перспективы взаимодействия». В третий раз представители духовенства и журналистики собрались вместе в стенах Пермского Епархиального Управления с тем, чтобы всесторонне проанализировать сложившийся уровень отношений Пермской епархии со средствами массовой информации в освещении духовно-нравственных проблем современного общества и определить перспективы дальнейшего развития этого взаимодействия. Следует заметить, что за минувшие четыре года с того первого семинара, когда мы встретились впервые, произошли значительные изменения в лучшую сторону. Возросло внимание средств массовой информации к сфере духовной жизни нашего общества, о чем свидетельствует многократно увеличившийся объем опубликованного материала об этом. Из года в год улучшается качество публикаций, в которых становится несравненно меньше так называемых «ляпов», что свидетельствует не только о росте религиозной просвещенности журналистов в сфере Православия, но и о более внимательном отношении к подготовке материалов на эту тему, о поступательном росте взаимопонимания и доверия в общении представителей прессы и телевидения с духовенством и представителями епархиальной пресс-службы, в совместной работе над готовящимися публикациями и передачами. Все меньше внимание журналистов занимают разного рода «чудеса» и народные суеверия, а предмет интереса все больше склоняется к осознанию места и роли Православия, конкретных православных людей в жизни современного общества. Должен выразить признательность ряду газет и телеканалов за помощь в освещении острых вопросов, за стремление довести до общественного сознания их суть и различные точки зрения сторон по существу их положительного или неконфликтного разрешения, за проявляемую при этом оперативность. В частности, в большей степени это касается проблем возвращения собственности Русской Православной Церкви, отнятой у православного народа в годы революционных потрясений, последствия которых спустя почти сто лет мы ощущаем сегодня. Так, например, благодаря журналистам газет «Business-class», «Коммерсантъ-Прикамье», теле-радио компаний «Авто ТВ», «Урал-Информ ТВ» удалось предотвратить реконструкцию с последующей очередной, теперь уже четвертой по счету перепродажей помещения, в котором ранее размещался Иоано-Богословский храм Пермской Духовной Семинарии, что могло стать реальностью по неведению людей. При всех тех позитивных изменениях, происшедших в последние годы, нельзя не сказать о существующих недостатках и пробелах в освещении процессов по освобождению нашего народа от сложившихся в богоборческий период мировоззренческих стереотипов, не имеющих в основе своей ни научных, ни правовых, ни иных других вразумительных оснований. К сожалению, накопившиеся в сознании современного общества духовно-нравственные проблемы в этой сфере живут сами по себе, а растущие количественно публикации, казалось бы ориентированные на раскрытие православной тематики, также существуют сами по себе. Нередко за этими публикациями не видно гражданской позиции автора, глубины понимания болезни общества. Следует самокритично заметить, что в Епархиальном управлении пока еще не сложилось должной системы по взаимодействию со средствами массовой информации. Практически не налажена работа со средствами массовой информации районных центров Прикамья. Здесь нельзя не высказать критические замечания и в адрес нашего духовенства. Нередко наместники монастырей и настоятели храмов в работе с прессой проявляют необоснованную, непонятную настороженность и замкнутость – то проявляют ложную скромность, то просят не называть их имен и фамилий, то не разрешают представителям прессы фотографировать в храмах и многими другими действиями демонстрируют своё неумение взаимодействовать с журналистами. Таким образом, совершенно очевидно, что влияние средств массовой информации на все сферы духовно-нравственной жизни современного общества чрезвычайно велико. И от того, на какие нравственные принципы опираются руководители СМИ, журналисты, авторы теле- и радиопрограмм, во многом зависит духовный климат в нашем регионе и в нашей стране в целом, нравственный облик новых поколений и наше общее будущее. За стремлением к коммерческому успеху не следует забывать о том, что высокий профессионализм журналиста неразрывно связан с его гражданской и моральной ответственностью перед обществом. В настоящее время важно поставить заслон пропаганде насилия, вседозволенности, нравственного растления личности. Убежден, что каждый журналист, независимо от его уровня религиозности, может и должен способствовать нравственному оздоровлению общества. В этой связи считаю необходимым привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на втором Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово»: «…нравственный нигилизм журналиста не только ранит душу каждого из тех, кто составляет его многочисленную аудиторию, но и отзывается моральным опустошением, социальными и духовными язвами в масштабах всей России». Все это предопределило необходимость проведения III регионального семинара духовенства и журналистов, на котором предметом заинтересованной и конструктивной работы должны стать поиск путей преодоления недостатков, мешающих совместному освещению трудов на духовной ниве Пермского края. Выражаю надежду, что III семинар духовенства и журналистов Пермского края откроет новый этап плодотворного сотрудничества в медео пространстве на поприще нравственного оздоровления и духовного просвещения нашего общества. Желаю всем участникам и организаторам семинара успехов в трудах и помощи Божией в достижении поставленных целей.
Иринарх, епископ Пермский и Соликамский
5 февраля 2008 года город Пермь |