ВООПИиК PDF Печать E-mail

16 февраля 2006 года

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

И ПЕРМСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВООПИиК

С УЧАСТИЕМ СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ ПО ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

на тему:

«СОХРАНЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИКАМЬЯ»

город Пермь, Пермское Епархиальное Управление,

16 февраля 2006 года


ВЫСТУПЛЕНИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА


Глубокоуважаемые участники семинара!

 

Сегодня перед Пермской епархией стоит глобальная проблема восстановления порушенных в годы богоборчества святынь, возвращения верующим находящегося в руках государства церковного имущества. Этого требует историческая справедливость и необходимость религиозно-нравственного воспитания нашего народа, находящегося в глобальном духовном и моральном кризисе.

В первую очередь нужно сказать об общей морально-этической проблеме – проблеме взаимоотношений с госструктурами, которые в равной мере с Церковью несут ответственность за сохранение культурного наследия Пермского края.

К сожалению, образ Церкви как врага науки и культуры еще жив в сознании некоторых представителей нашей интеллигенции, болезненно воспринимающих неуклонный рост влияния Церкви в обществе и ее справедливое желание возвратить насильственно отобранные в годы безбожия народные святыни, используемые научными, культурными и образовательными учреждениями.

 

В последнее время нас особенно тревожат неконструктивные, крайне сложные отношения Пермской епархии с Областным центром охраны памятников (ОЦОП). К сожалению, деятельность этой структуры администрации Пермского края мы не можем охарактеризовать как внимательную и доброжелательную по отношению к той деятельности, которую ведет сегодня Церковь. Напомню, что согласно статистике по Перми и по Пермскому краю в настоящее время часть объектов церковного назначения, переданных Пермской епархии государством в собственность или пользование, являются памятниками истории и культуры федерального и областного значения. Большинство этих зданий находится на балансе ОЦОПа.

Отсутствие правильного представления о роли Церкви в жизни современного общества и одновременно наличие у ряда сотрудников этой организации предубеждений, сформированных советской атеистической идеологией, приводит к созданию атмосферы непонимания, недоверия, а иногда и скрытой агрессии по отношению к представителям Русской Православной Церкви, выполняющим свой пастырский долг, стремящихся благоустраивать храмы в соответствии с требованиями времени и церковными канонами.

Вместо плодотворного сотрудничества, приводящего к благим результатам, сотрудники ОЦОПа, мотивируя необходимостью выполнения всех предусмотренных законодательством требований «реставрационной деятельности», создают труднопреодолимые препятствия на пути возрождения храмов, не видят за буквой закона реальных живых верующих людей, страдающих от холода, разрухи, отсутствия элементарных бытовых условий пребывания в храме, не говоря о требованиях безопасности и церковно-канонических правил храмового устройства.

Иногда священнослужителям, вступающими в контакт с сотрудниками ОЦОПа приходится слышать высказывания в духе советских богоборческих времен: «Священники нарушают закон, поэтому их надо судить», «Вы портите памятники», «Вандалы» и т. п.

Создается впечатление, что эта государственная организация стремится позиционировать себя не как орган содействия сохранению культурного наследия для будущих поколений, а как вышестоящий орган, дающий указания и предписания, наделенный полномочиями репрессивного воздействия в случае несогласия с его позицией.

Я думаю, что авторитет ОЦОПа в глазах общественности должен измеряться не количеством наложенных санкций и выданных предписаний, а количеством сохраненных и восстановленных памятников, в том числе православных храмов. Считаю, что наши священнослужители и прихожане, отдающие все силы и имеющиеся средства для восстановления народных святынь, совершают духовный подвиг в сложнейших условиях современной жизни и заслуживают к себе лучшего отношения.

Вторая проблема носит экономический характер. Всем известно, что храмы сегодня восстанавливаются отнюдь не на государственные средства, а на добровольные пожертвования организаций и частных лиц, в большинстве случаев на средства, собранные беднейшими слоями населения. (На все объекты церковного назначения в истекшем году было выделено из Областного бюджета мизерная сумма 1,5 млн. рублей.)

При таком финансировании можно ли говорить о какой-либо реставрационной деятельности, как это понимает действующий закон «О сохранении культурного наследия»? Только проектная документация каждого объекта реставрации будет стоить не менее миллиона рублей.

Я думаю, что в этих экстремальных условиях существования, необходимо забыть о слове «реставрация» до лучших времен, вести речь о ремонте и консервации церковных зданий, что так же предусмотрено положениями вышеназванного закона. Настаивание специалистами ОЦОПа на реставрационной деятельности, выполняемой лицензированными дорогостоящими организациями, свидетельствует о неадекватной оценке его специалистами финансово-экономических возможностей Церкви. Как показала практика, это направление неизбежно ведет в тупик позитивный процесс восстановления храмов, провоцирует ненужную конфронтацию Церкви с органами государственной власти.

Вот некоторые примеры такого непродуктивного, тупикового подхода к решению проблемы. Сегодня мы имеем в городе Перми небывалый конфликт вокруг Всехсвятского храма в городе Перми, где ведет свою деятельность один из крупнейших, многочисленных приходов епархии. По ходатайству ОЦОПа орган федеральной власти – Росохранкультура заморозил все восстановительные работы, обратился в Прокуратуру Пермского Края о возбуждении уголовного преследования в отношении настоятеля храма – протоиерея Алексия Марченко, взвалившего на свои плечи бремя сохранения находившегося под угрозой разрушения Всехсвятского храма и приведения его в надлежащий первозданный вид. Результат выполнения «законных» требований один - в храме разруха, настороженные заявлениями в СМИ благотворители отказались от помощи храму, народ молится на голом бетоне среди расставленных строительных лесов. Убытки, понесенные приходом, исчисляются сотнями тысяч.

Подобная ситуация возникает на севере епархии, в Соликамске, Чердыни, Ныробе, где мы так же имеем дело с храмами, являющимися памятниками Федерального значения. Непримиримая, жесткая позиция органов охраны памятников парализовала деятельность Иоанно-Богословского мужского монастыря в Чердыни, получившего после долгих лет эксплуатации государством исторический монастырский дом.

Между тем, перед нашими глазами имеются неопровержимые факты политики «двойных стандартов» работы ОЦОПа в нашем городе. Варварски используются памятники истории культуры коммерческими организациями, которые перестраивают их как им вздумается, и при этом не имеют никаких серьезных проблем с органами охраны памятников. Пример у нас перед глазами – здание Пермской Духовной Семинарии, в котором отсутствует отопление, разрыты фундаменты, вставлены пластиковые окна и т. д.

Если говорить в целом о проблеме возвращения церковной собственности, ее достойного сохранения, то в Пермском крае она практически не решена. Не переданы церкви: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Архиерейский Дом, храм Рождества Богородицы, храм святой равноапостольной Марии Магдалины, Богоявленский храм в Соликамске, продано с молотка историческое здание Пермской Духовной Семинарии с храмом Иоанна Богослова.

Сегодня Пермской Епархией предприняты действия к возвращению этих святынь. Однако, анализируя репрессивную позицию и деятельность ОЦОПа, невольно напрашивается вывод: не являются ли эти действия попыткой запугать Церковь многочисленными проблемами, которые неизбежно станут в процессе восстановления этих церковных зданий.

Очевидно, всем нам пришло время задуматься о совместной выработке общего оптимального пути решения назревших проблем.

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский.

 

16 февраля 2006 года

город Пермь

__________________________

 

16 февраля 2006 года

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

на тему:

«СОХРАНЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИКАМЬЯ»

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ

ГУБЕРНАТОРУ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Г-НУ ЧИРКУНОВУ О. А.


Глубокоуважаемый Олег Анатольевич!

 

16 февраля 2006 года в Перми, в актовом зале Пермского Епархиального Управления состоялся «Круглый стол» на тему: «Сохранение архитектурного наследия Прикамья», участники которого – специалисты и представители общественности – рассмотрели накопившиеся проблемы и определили подходы к их разрешению.

Инициаторами проведения «Круглого стола» выступили Пермское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Пермское Епархиальное Управление (Русская Православная Церковь, Московский Патриархат). Главная цель встречи - положить начало диалогу, который поможет сблизить позиции властных структур и общественности.

В работе «Круглого стола» принял участие заместитель губернатора Пермской области по вопросам культуры Олег Евгеньевич Ощепков и представители:

- администрации Пермской области, Управления внутренней политики администрации Пермской области, Комитета строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области (главный архитектор Пермской области), Департамента культуры и искусства Пермской области, Областного центра охраны памятников истории и культуры (ОЦОП);

- администрации города Перми, Департамента планирования и развития территории города Перми (главный архитектор города Перми), Департамента по культуре, спорту и молодежной политике администрации города Перми, Пермского городского Центра охраны памятников истории и культуры;

- Пермской областной организации Союза архитекторов России;

- Пермской государственной художественной галереи и Пермского областного краеведческого музея;

- Государственного общественно-политического архива Пермской области (ГОПАПО);

- средств массовой информации (ПГТРК «Т-7», газета «Пермские новости», Пермское областное радио) и руководитель проекта «Пермский некрополь».

В работе заседания также приняли участие благочинные округов, наместники монастырей и настоятели храмов Пермской епархии.

При обсуждении главной темы встречи из всего многообразия вопросов и проблем, связанных с историческим наследием Пермского края, был избран наиболее актуальный и, полагаем, самый непростой вопрос – сохранение и использование объектов архитектуры и градостроительства, которые формируют среду нашей повседневной жизни и праздничных мероприятий, где жители встречают своих гостей, а на материале историко-культурного и духовного наследия Прикамья воспитывается будущее поколение – молодежь.

Обобщая выступления участников «Круглого стола», следует отметить, что наряду с отдельными немногочисленными позитивными примерами реставрации и содержания исторических объектов, в целом в этой сфере наблюдается неудовлетворительное состояние дел:

- отсутствует перспективное видение на сегодняшний день формирования позитивного образа Пермского края в части политики сохранения историко-культурного наследия;

- нет концепции сохранения приоритетных архитектурных памятников в контексте общего развития и проведения реставрационно-ремонтных работ в регионе, что обуславливает отсутствие слаженности взаимодействия между отдельными властными структурами и взаимопонимания между властью и общественностью;

- Областной центр охраны памятников истории и культуры (ОЦОП) как контролирующий государственный орган в своей работе руководствуется только служебными нормативными документами, забывая, что процесс формирования городской среды содержит в себе и творческий элемент, требующий учета реальной ситуации состояния объектов и мнения общественности;

- проблема сохранения архитектурного и историко-культурного наследия, вызванная прежде всего отсутствием достаточных материальных средств при осуществлении проектов, осложняется нехваткой квалифицированных специалистов-реставраторов, а также (что сегодня вызывает особую обеспокоенность общественности) разнообразием форм собственности или балансовой принадлежности памятников недвижимости, принципиально меняющих их функциональное использование.

Участники «Круглого стола» хотели бы довести до администрации Пермского края наиболее важные предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии:

1). При краевой администрации возродить практику общественных обсуждений наиболее важных архитектурных и градостроительных проблем сохранения историко-культурного наследия Прикамья с участием профильных специализированных организаций и структур.

2). В ходе составления новой редакции Реестра памятников истории и культуры Пермского края провести ревизию списков объектов, состоящих на государственном учете, выделить приоритетные архитектурные памятники региона и определить границы ответственности хозяйствующих субъектов. Рассмотреть целесообразность перевода согласно действующему законодательству части охраняемых объектов – памятников архитектуры областного значения в разряд муниципальных (на сегодняшний день муниципальные памятники в Прикамье отсутствуют).

3). Провести корректировку генеральных планов исторических населенных пунктов Пермского края, в которых не предусмотрено охранное зонирование, а их составление относится к 70-м годам прошлого столетия – периода господства атеизма в государственной политике, как правило исключавшего возможность возвращения ранее закрытых культовых сооружений религиозным общинам и строительство новых храмов в районах современной застройки.

4). Рекомендовать Областному центру охраны памятников истории и культуры (ОЦОП) учитывать в своей работе мнения и рекомендации профильных общественных организаций.

5). Возобновить практику общественной экспертизы архитектурной секции ВООПИиК по вопросам реставрации, реконструкции и нового строительства в исторически сложившейся среде населенных пунктов Пермского края.

6). При передаче Пермской епархии Спасо-Преображенского кафедрального собора города Перми и Архиерейских покоев приложить максимум усилий для предоставления достойных помещений не только Пермской государственной художественной галерее, но и Пермскому областному краеведческому музею, обладающих одними из лучших региональных коллекций в России. Рассмотреть вопрос также и об освобождении территории архиерейского кладбища и переводе зоопарка в другое, соответствующее его предназначению место.

7). Вновь вернуться к рассмотрению возможности передачи части освободившихся помещений ПВИ РВ (ВКИУ) для размещения Пермской Духовной Семинарии, где она исторически пребывала до своего закрытия в 1918 году. При положительном решении данных вопросов в указанной части города Перми будет восстановлен «Духовный квартал», состоящий из кафедрального собора, архиерейского дома, архиерейского кладбища, консистории и духовной семинарии.

8). Признавая право каждой религиозной организации осуществлять свою уставную деятельность, общественность, однако, высказалась негативно относительно факта продажи Дворца культуры им. В.И.Ленина, являющегося памятником культурного наследия и имеющего важное градостроительное и культурное значение для города Перми. Было высказано предложение вновь вернуться к возможности расторжения сделки, предложив новому владельцу иные альтернативные варианты, а здание Дворца культуры использовать для размещения картинной галереи или краеведческого музея, или иных учреждений культуры.

9). Взять под контроль составление целевых краевых, городских и районных программ сохранения объектов культурного наследия, а где таковые программы отсутствуют – организовать работу по их формированию.

10). Просить Законодательное собрание Пермской области рассмотреть вопрос о выделении достаточных бюджетных средств, необходимых на разработку научной проектно-сметной документации для производства реставрационных работ на церковных и светских объектах культурного наследия, стоящих на государственном учете.

11). Рекомендовать Департаменту планирования и развития территории города Перми активизировать работу над проектом исторического ядра краевого центра и по его реализации на ближайшую перспективу.

С глубоким уважением

 

Иринарх, Л.В. Перескоков

Епископ Пермский и Соликамский Председатель Пермского областного отделения

ВООПИиК

16 февраля 2006 года

город Пермь

__________________________

 

16 февраля 2006 года

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

на тему:

«СОХРАНЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИКАМЬЯ»

«В ПЕРМИ ХРАМЫ НЕ РАЗРУШАТСЯ»

 

В Перми благодаря инциденту, случившемуся в связи с ремонтом храма Всех Святых, остро обозначилась тема сохранения архитектурных памятников.

Пермское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Пермская епархия РПЦ организовали «круглый стол» с обсуждением темы «Сохранение архитектурного наследия Прикамья». В дискуссии приняли участие Преосвященный Иринах, епископ Пермский и Соликамский; О. Е. Ощепков, заместитель губернатора Пермского края; благочинные и настоятели храмов Пермской епархии; представители ВООПИиК, Областной центр охраны памятников (ОЦОП), Пермского областного отделения Союза архитекторов, научные сотрудники Пермского областного краеведческого музея и художественной галереи, журналисты.

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх, говоря о сохранении памятников культуры, отметил, что государство, передавая верующим храмы, все обязанности и затраты, связанные с их восстановлением, переложило на Церковь. А ведь многие храмы являются памятниками истории, и на их ремонт, реконструкцию и сохранение требуются немалые денежные средства, которых Церковь не имеет. Ведь 2/3 храмов епархии, вроде нерентабельных хозяйствующих субъектов, едва содержат сами себя. Когда встает вопрос – реставрировать или консервировать храм, то у приходов зачастую нет денег даже на консервацию здания.

С исторической и архитектурной точки зрения из 200 храмов и 14 монастырей Пермской епархии можно выделить Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь, Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (где ныне находится 30-я колония). Эти три исторических комплекса не могут быть восстановлены без государственной поддержки.

В своем выступлении Владыка Иринарх подверг резкой критике деятельность ОЦОПа, отметив, что когда настоятели и благочинные, привлекая общественность, занялись реставрацией, консервацией храмов, они не нашли конструктивной поддержки со стороны государственных органов:

«Я получил храмы епархии в полуразрушенном состоянии. Большинство из них требуют ремонта и реставрации, без проведения которых они для культуры Пермского края будут потеряны. Один из главных архитекторов Москвы сталинских времен, преследуя определенные цели, говорил: «Храмы закрывать не надо, их просто не надо реставрировать – они сами собой разрушатся». Хотелось бы призвать всех к разговору: как нам преодолеть, исправить сложившуюся ситуацию, в чем попросить помощи у государственной, гражданской, губернской и городской власти. Нам необходимо вместе находить решения, которые позволят сохранить исторические ценности, которые народ Прикамья наследует на сегодняшний день. Призываю участников «круглого стола» к рабочему диалогу».

Лев Валентинович Перескоков, председатель ПОО ВООПИиК – ведущий встречи, продолжил тему:

- В Перми сейчас под охраной государства находится пять памятников архитектуры ХVIII века, около двадцати - памятников 1-й половины ХIХ века, более ста – памятников 2-й половины ХIХ - начала ХХ века. Все они – наше культурное достояние и богатство.

Хочу выразить свое мнение по вопросу возвращения Пермской епархии ее Спасо-Преображенского кафедрального собора и Архиерейского Дома. Почему земельный участок на ул. Попова, зарезервированный для нового здания галереи, передан под строительство другого объекта? Когда освободился комплекс зданий ВВКИУ, почему в нем не поместили художественную галерею? Но если вопрос о размещении галереи еще как - то, продвигается к решению, то вопрос о возвращении Архиерейского Дома и размещении Пермского областного краеведческого музея в другом месте практически не решается.

Как галерея, так и музей владеют крупными и редкими коллекциями, которые должны иметь достойные помещения. В конце концов, это вопрос имиджа Перми. Если Пермскую галерею поместить в неприспособленное здание, то она прекратит свое существование. Музеи должны получить удобные и просторные помещения, а их внешний облик должен украсить наш город.

Следующее событие, относящееся к обсуждаемой теме – это продажа дворца им. Ленина религиозной организации «Новый Завет». Для чего секте американского происхождения нужно здание, играющее в городе важное градостроительное и культурное значение? Почему объект продан за сумму гораздо меньшую, чем его реальная стоимость? И опять-таки – почему не вспомнили о художественной галерее или музее, когда дворец выставлялся на продажу? Я не слышал от горожан ни одного положительного отзыва об этой акции. ОЦОП мог бы обратить внимание на эту сделку, юридически, может быть, и законную, по сути же совершенно безнравственную.

Все эти примеры говорят о том, что нередко вопросы, касающиеся архитектурных памятников, объектов истории и культуры, рассматриваются и решаются без учета мнения общественности.

О. Е. Ощепков, заместитель губернатора Пермского края, в частности обозначил проблему в том, что ОЦОП не слышит архитектурного сообщества:

-Принципиальные вопросы хотелось бы решать коллегиально. Нередко представители ОЦОПа, имеющие лишь филологическое или историческое образование, перечеркивали деятельность архитекторов. Думаю, мы ситуацию поправим, и львиная доля функций по охране памятников фактически будет отдана исполнительным органам государственной власти (департаменту культуры). Вместе с обществом мы будем быстрее и эффективнее решать все вопросы, которые годами не решаются из-за принципиальных позиций ОЦОПа.

Своеобразную позицию высказал Сергей Александрович Шамарин, председатель Союза архитекторов, считая, что чрезмерная (?) охрана памятников и охранных зон вокруг них приводят к потере этой территории для города. (Как?). То есть, охраняя и запрещая, мы разрушаем (Разрушаем что?). Продолжая мысль, он сказал:

- Трудно представить нечто более опасное, чем стилизация. Новоделы (копии) – это «мутанты», согласно европейской этике: то, что утрачено, – утрачено навсегда. Вопрос сохранения памятников требует общественного обсуждения, чтобы мы не оказались в ловушке регламентов.

Однако Пермь, желая сохранить свое культурное наследие, не считает реконструкцию православных соборов опасной.

С подачи Нины Васильевны Казариновой, зам. директора галереи и Елены Николаевны Меркушевой, зам. директора Пермского областного краеведческого музея участники дискуссии снова вернулись к теме возвращения Церкви Спасо-Преображенского кафедрального собора и Архиерейского Дома, и переезда картинной галереи и областного музея в другие здания:

- Наше отношение к проблеме переезда отнюдь не радужное – эмоционально высказывалась Елена Николаевна.

- Нам не понятна позиция властей по отношении к ПОКМ. Ученый совет музея передал обращение губернатору О. А. Чиркунову и председателю законодательного собрания ПК Н. А. Девяткину по поводу дальнейшей судьбы ПОКМ.

600 тысяч единиц хранения – это не просто бумажки, а коллекции, которые собирались предшествующими поколениями в течение 115 лет. Если запаковать их в ящики и при этом не предоставить помещение – ситуация может оставаться такой на протяжении 20-30 лет. Многие музеи в России это проходили и нам не хотелось бы такое пережить.

Комментарий Епископа Иринарха:

- За 4 года я впервые вижу здесь, в Епархиальном управлении, представителей галереи и музея. Все четыре года я говорил о том, что вопрос заключается не в освобождении кафедрального собора и Архиерейского Дома, а в размещении картинной галереи и краеведческого музея в достойных для них зданиях. Действительно, сегодня все только и говорят о галерее, потому что губернатор озвучил эту позицию о строительстве нового здания для размещения Пермской картинной галереи. Но проблема перемещения краеведческого музея тоже требует своего решения. Вы работали сами по себе, избегая встречи с епархией, чтобы вас не обвинили в сотрудничестве с Церковью в данном вопросе. И я вынужден был работать один, поскольку с вашей стороны видел упорное нежелание когда-либо освобождать кафедральный собор и перемещаться в другое здание. Наши межведомственные интересы нигде не соприкасались, несмотря на то, что я постоянно призывал директора галереи к совместному сотрудничеству в деле осознания обществом необходимости строительства нового здания и перемещения в него картинной галереи, учитывая при этом согласие губернатора и его усилия к выделению средств на строительство нового здания. А ведь если в Москве будет решен вопрос о переводе музея, то без своевременной подготовки к перемещению экспонатов и при наличии решительного сопротивления руководства краеведческого музея переезжать в другое здание – это действительно может стать крахом для него. Это же ждет и картинную галерею по причине недальновидности ее нынешнего руководства.

Этот зал, в котором мы сегодня принимаем вас, третий год занимает семинария. Я отдал под ее аудитории помещение, где должен размещаться мой кабинет, а на следующий год надо разместить 4-й курс, через год - 5-й. И куда мне, Преосвященному Владыке, деваться? Архиерей должен иметь кабинет и другие помещения для приема посетителей.

Я обратился с просьбой о выделении здания для регентской школы, но мне город предлагал такие подвалы, что их даже под склады использовать нельзя, а не то чтобы размещать в них учащихся. В семинарии на очном отделении обучается около 100 человек, вместе с заочным сектором – 250. Уже сейчас к нам едут учиться из других епархий. И всех нужно размещать. Растет потребность в образованном духовенстве для миссионерской работы в тюрьмах, армии, больницах. Мне необходимо решать кадровую проблему. Я обращаюсь к вам уже 4 года. Так давайте вместе работать.

Моя позиция простая: единственная возможность размещения семинарии – хотя бы временно, - в Архиерейских Покоях, а там – краеведческий музей.

Лучший выход: если бы историческое здание Пермской Духовной Семинарии было возвращено епархии. Но почти все площади этого здания проданы «с молотка». Нам отдают сейчас всего лишь малую часть площадью в 600 кв. м. – это бывший студенческий храм и небольшая прилегающая к нему площадь. Даже храм возвращают не полностью: отдают лишь алтарную часть. Этого недостаточно, потому что надо где-то размещать епархиальный музей, епархиальную библиотеку. Уже 4 года я не могу решить этих проблем и считаю, что должна быть какая-то силовая подвижка.

Комментарий О. Е. Ощепкова:

- Нам нужно не просто перевести краеведческий музей, но предоставить ему площади для развития. Это означает, что минимально нужно предоставить 3 тыс. кв. м. Зданий такой площади в Перми не так много. Одно из них – ДК Ленина, в отношении которого мы по-прежнему в переговорном процессе. Другое – речной вокзал, его площадь больше, но там нужна серьезная экспертиза. Есть дом Мешкова, но там мало места. Еще одна площадка – Дом офицеров. Здание сейчас практически не используется по профилю, но на уровне Минобороны мы получили жесткий отказ. А два строительства одновременно – зданий для галереи и музея – мы не потянем.

А. А. Метелев, главный архитектор Пермской епархии, высказался по поводу приостановления ОЦОПом ремонтно-восстановительных работ во Всехсвятском храме:

- Применяется неточная классификация реставрации и ремонта архитектурных памятников. ОЦОП трактует все виды ремонта как реставрацию, однако ¾ работ относятся к ремонту. На мой взгляд, работы в храме Всех Святых не попадают под статью реставрации.

Реставрация – это восстановление утраченных деталей. В этом храме нет утраченных деталей. Ремонт же может включать в себя замену пола, столярные работы, коммуникации. По сравнению с реставрацией для проведения ремонта требуется меньшее количество документации (Ст. 42 – ремонт памятника истории и культуры).

Я считаю, что 3/4 храмов епархии подлежат ремонту.

Настоятель Всехсвятского храма протоиерей Алексей Марченко:

- Ремонт храма Всех Святых, одного из старейших храмов города, памятника истории и культуры федерального значения и последовавший запрет Росохранкультуры на дальнейшее производство в нем ремонтных работ – это событие побудило нас собраться, поговорить о важных вопросах, связанных с охраной объектов культурного наследия.

Три года назад по благословению Преосвященного Иринарха я принял Всехсвятский храм. Архитектурная ценность храма известна – это творение Ивана Ивановича Свиязева, строился храм попечительством градоначальника города Перми Дмитрия Емельяновича Смышляева.

Однако храм находился в убогом состоянии. Не работало отопление. Вышла из строя электропроводка, она была сделана в 1944-45 годах. Мы не могли затягивать с ремонтом, ведь храм нужен верующим. И мы должны обеспечить им условия для молитвы.

ОЦОП настраивал нас на научную реставрацию храма. Стоимость проекта реставрации - 2 млн. руб. Денег мы не нашли. Вы знаете, как живет народ: прихожане – это беднейшие слои населения. Реставрацию памятника архитектуры федерального значения должен возглавлять архитектор высшей категории (после смерти Гершена Давидовича Канторовича архитекторов высшей категории в Перми нет). И мы остались один на один со своими проблемами.

Визуальное обследование (акт ОЦОПа 1999 года), архивные документы 1941 года подтверждают, что храм имел изъян: аварийное состояние купольной конструкции (сквозные трещины). Историко-культурный анализ этих росписей подтвердил, что они сделаны в 70-е годы и не имеют исторической ценности. Мы нашли организацию, которая взялась выполнить ремонт купольной части храма. В храм ежедневно приходят молиться люди, мы не имели права подвергать их опасности. Что важнее: жизнь людей или соблюдение буквы закона?

С. И. Заколодкин, главный архитектор Перми:

- О проблеме по храму Всех Святых хочется сказать особо. Мы были в этом храме, нас поразило то, что сделано за последнее время. Поразил графический материал, который грамотно выполнил Геннадий Викторович Возженников. Он выполнил визуализацию, обмеры, грамотно воспользовался обмерами Сергея Ивановича Тарасова. На бумаге все сделано грамотно и профессионально.

Мы видели заключение относительно росписей, предмета спора не должно быть, – на мой взгляд, этой проблеме искусственно придали такой масштаб, который не красит никого. В результате возникло противостояние Церковь – ОЦОП.

Мы – чиновники и наше дело не строить административные барьеры, а решать проблемы. Будет создана программа, которая нужна для всех нас, она должна быть вынесена на обсуждение Пермской городской думы или Законодательного собрания. Нужен закон и правила игры.

В ходе дискуссии участники семинара высказали свои предложения и пожелания.

Владимир Серафимович Конев:

- В администрацию приходят сотни писем от руководителей городов и поселений, от религиозной общественности с просьбой выделения средств на восстановление и ремонт храмов. Мы находимся в затруднительном положении – где приоритеты? Нужна программа. У меня предложение – подумать о приоритетах, о храмах, которые надо восстанавливать в первую очередь. Имея план на 5-10 лет, учитывая ресурсы, администрация Пермского края могла бы участвовать в финансировании проектных и строительных работ. Прозрачность, участие всего сообщества позволило бы привлечь деньги благотворителей. В программе могли бы приниматься во внимание исторические даты городов: Кунгура, Соликамска, Усолья, поселка Ильинского и других.

Директор Пермского государственного общественно-политического архива Михаил Геннадьевич Нечаев:

- Владимир Серафимович сказал, что нужна четкая программа реставрации памятников, в том числе церковных. И я согласен с этим.

Круглый стол должен закончиться принятием решения, чтобы оно перешло в областную администрацию. Следует создать в 2006 году программу реставрации памятников архитектуры, сохранения исторической среды, исторического центра.

Главный архитектор Пермской области Игорь Геннадьевич Копылов:

- Есть генплан города, утвержденный в 2004 году, это нормативный документ. Он составлен с учетом того, что в Перми есть культурный и исторический центр. ОЦОП хорошо изучил этот план, внес поправки, генплан был вынесен на рассмотрение Думы, которая его приняла. В соответствии с этим планом в городе есть охранные зоны, есть площади, рекомендуемые для застройки. Ближе к центру – застройка без экспертизы не рекомендуется. Но это не всегда исполняется.

Далее Игорь Геннадьевич Копылов говорил о разработке генпланов таких городов, как Соликамск, Кунгур, Чердынь, Оханск, Верещагино. В дальнейшем будут создаваться и проекты охранных зон в этих городах.

- Несколько лет назад мы считали, - продолжал Игорь Геннадьевич, - что достаточно передать объект собственнику. Сейчас мы понимаем, что этого недостаточно. К разработке проектно-сметной документации должны привлекаться проектировщики, органы архитектуры, ОЦОП.

Необходимо разработать целевые программы, выходить с инициативой. Надо зафиксировать в документе сегодняшнее решение и с ним обратиться в Законодательное собрание.

Руководитель проектного отдела Пермского строительного научно-реставрационного управления Николай Борисович Белов:

- Я хотел бы отметить, что данный круглый стол – важное событие в общественной жизни города. В архитектуре, в реставрации памятников культуры, во взаимоотношениях Церкви и архитектурной общественности много проблем. Их надо решать.

Директор Оластного центра охраны памятников истории и культуры Л. К. Елембаев:

- Если говорить о Всехсвятском храме, то может быть, мы поторопились, послав письмо в федеральный орган. Но законодательство надо соблюдать, обойти его возможно, но лучше этого не делать.

В заключительном слове Владыка Иринарх поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении наболевших проблем.

- Я благодарю всех, кто сегодня принял участие в работе «круглого стола». Мы обсудили интересные и важные вопросы, по которым должны найти компромиссное решение. Что касается деятельности ОЦОПа, мы бы хотели в его лице видеть не равнодушных чиновников, а людей, которые помогают восстанавливать храмы.

На семинаре было отмечено, что в настоящее время подготовлен Проект по сохранению культурного наследия Пермского края.

Тема реставрации храмов, которые являются памятниками истории и культуры, остается открытой.

Участники круглого стола пришли к решению обобщить все предложения, высказанные в ходе дискуссии, и донести их до сведения губернатора и главы городской администрации.

 

16 февраля 2006 года

город Пермь, Пермское Епархиальное Управление

__________________________

 

30 апреля 2008 года

 

ОБРАЩЕНИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

К УЧАСТНИКАМ КРУГЛОГО СТОЛА

ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ УЛИЦАМ

ГОРОДА ПЕРМИ


Глубокоуважаемые участники Круглого стола!

 

В дни всеобщего торжества о Христе Воскресшем, когда в душе каждого христианина возгорается благодатный огонь пасхальной радости, а в храмах торжественно звучит пасхальное приветствие, от всего сердца поздравляю всех вас с праздником Светлого Христова Воскресения и восклицаю апостольским приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Это пасхальное приветствие есть выражение нашей любви и примирения друг с другом в память Искупления Богочеловеком Христом грехов человечества посредством искупительных Крестных страданий, завершившихся смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Круглый стол, посвященный возвращению исторических названий улицам города Перми, начало работы которого полагается в дни Светлой Седмицы Пасхи Христовой, соединил вместе пермских краеведов, историков, общественников – словом, всех тех, кому не безразлично состояние духовной и культурной жизни города Перми и Пермского края в целом. Работа данного Круглого стола имеет неоценимое значение для будущего нашего края, для возрождения духовного и создания материального благополучия нашего народа во всех сферах его общественной и государственной жизни.

История нашего земного Отечества – это ценнейшее достояние народа, она всегда должна оставаться такой, какая есть, ибо невозможно безнаказанно переделывать или приукрашать историю страны. Ее надо хранить как пример, как уроки для подражания или предупреждения потомкам, усвоив которые последующие поколения смогут избежать их страшного повторения. Хранить ее надо в научных монографиях и книгах, в музеях и мемориалах, в архитектуре городов и исторических названиях улиц, словом всюду, где благодарная память потомков увековечила победоносные события страны и славные деяния ее героических сынов и дочерей.

2008 год объявлен в Пермской епархии годом памяти новомучеников и исповедников Пермских – невинных жертв «красного террора», поскольку в текущем году исполняется 90-летие мученического подвига священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского (+20.06.1918), священномученика Феофана (Ильминского), епископа Соликамского (+24.12.1918), преподобномученика Варлаама (Коноплева), архимандрита Белогорского (+25.08.1918) и многих других святых подвижников благочестия, пострадавших за веру во Христа на территории Пермского края.

Главный урок из истории богоборческого периода и разгула воинствующего безбожия в нашей стране очень точно сформулировал во время пребывания на Пермской земле митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Россия с Богом – это процветающая держава, Россия без Бога – это очередные руины". Главный вывод из уроков нашей гражданской истории и давно назревшей необходимости примирения граждан нашей страны должны сделать и мы. И состоит он, прежде всего, в том, чтобы все поставить на свои места.

Прошло уже около 20-ти лет новейшей истории России на пост советском пространстве с тех пор, когда была провозглашена осознанная необходимость духовного возрождения нашей страны и ее народа. К сожалению, эта важнейшая миссия зачастую превращается у нас в банальный штамп, который любят повторять многие из тех, кому это конъюнктурно выгодно, а в реальности в этом направлении до сих пор мало что сделано.

Что касается города Перми, то празднование искусственно назначенного Дня города, выпавшее из соображений выходного дня по случаю государственного праздника на 12 июня и совпавшее с днем свершившейся в нашем городе смертной казни Великого Князя Михаила Александровича Романова, представляется странным и совершенно непонятным для разумения явлением. Всеобщий праздничный разгул горожан в ночь с 12 на 13 июня, когда расстрел в Перми Великого Князя Михаила Александровича в 1918 году положил начало безумному процессу уничтожения всей Царской Семьи из Династии Романовых, в результате которого были преданы смертной казни не только взрослые члены семьи, но и безвинные дети, включая страстотерпца-отрока – наследника Российского Престола, а вслед за этим последовали массовые расстрелы и репрессии по отношению к православному духовенству, а затем и гражданскому населению – лучшим сынам и дочерям не только Пермской губернии, но и всей России, не имеет никаких разумных оснований и является глумлением над памятью народной.

Покаяния и примирения в нашем обществе не произойдет, если переименованные старейшие улицы нашего города будут носить имена безбожного кровавого режима и его вождей, если названия городских улиц по-прежнему будут «служить увековечению памяти» разного рода террористов и палачей своего народа, если учреждения культуры, науки и образования не обретут соответствующих зданий по своему предназначению, а будут в качестве «временных арендаторов» занимать обезглавленные и поруганные православные храмы.

Определение новой даты празднования Дня города Перми – насущная необходимость, которую разрешать следует безотлагательно. Одним из вариантов может быть 12 июля – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых было освящено первое каменное здание города – Петропавловский собор, со строительства которого получил свое развитие наш город Пермь. Впрочем, наши предки в прежние времена именно так определяли день города или селения, то есть по дню престольного праздника своего храма. Возможны и другие исторические основания для определения Дня города, которые призваны определить и предложить для общественных слушаний наши ученые – краеведы и историки.

Особого внимания заслуживает пересмотр названий городских улиц. Вызывает недоумение то, что в современных условиях, когда во всем мире нарастает угроза терроризма, мы не замечаем, что наши улицы и остановки для городского транспорта носят имена революционеров-террористов, как, например, Веры Засулич или Степана Халтурина, или других печально известных «исторических личностей» – лидеров мирового пролетариата. А администрация Пермского края находится между улицами Коммунистическая и Ленина, Большевистская.

Нельзя оставаться такими безразличными к подобной «толерантности», которая вовсе не безобидна и легко приводит к раздвоению сознания, особенно у молодежи. Посудите сами, за время от начала перестройки выросло целое поколение людей на улицах, названия которых так или иначе связаны с коммунистическим режимом, которые, в то же время, привыкли слышать об этом же режиме самые крайние, в том числе и негативные суждения. Таким образом, целое поколение людей перестает верить в то, что им говорят. Ведь если именем этого режима названа одна из центральных улиц города, то для многих это может означать, что не так уж и опасен был этот кровавый режим. Многие даже и не знают того, что улица получила название Коммунистической вместо Петропавловской, что этот коммунистический режим разорил первый собор города Перми – собор Петра и Павла, который дал не только начало, но и название этой старейшей улице.

Центральная улица города носит имя Ленина видимо потому, что проходит мимо памятника вождю большевистского переворота и мирового пролетариата, установленного возле театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Мало кто из пермяков знает, что этот «монумент» установлен на месте мемориального храма-часовни святителя Николая Чудотворца, который был воздвигнут нашими героическими предками в память победы над Наполеоном и французами в Отечественной войне 1812 года и взорван большевиками после Октябрьской социалистической революции. История этой центральной улицы знает другое название – Покровская, которая названа так в память освящения в день праздника Покрова Божией Матери в 1916 году священномучеником Андроником, архиепископом Пермским и Кунгурским первого университета на Пермской земле.

Это вовсе не означает, что всем без исключения улицам города необходимо вернуть прежние названия, как, например, улицу Советскую назвать Торговой, как она именовалась в прежние времена. Здесь необходим вдумчивый анализ и взвешенное решение, отражающее как историю города, так и современные его реалии. Но представляется совершенно неоправданным то, что в городе нет ни одной улицы в честь основателя города Василия Татищева или других отцов и достойнейших граждан нашего города, если вообще уместно говорить о персонификации названий городских улиц.

Ясно одно, что переосмысление названий улиц и их переименование, а также перенесение даты празднования Дня города Перми – дело крайне необходимое и исключительно ответственное, так как оживляет и воскрешает «душу нашего города» и затрагивает историческую память народов Прикамья. Поэтому данное доброе начинание участников Круглого стола, посвященного возвращению исторических названий городским улицам Перми, имеет исключительное значение для настоящего и будущего нашего города и всего Пермского края.

В заключение позвольте мне вновь от всего сердца поздравить вас с праздником Светлого Христова Воскресения!

Да дарует вам Воскресший Христос благоденственное и мирное житие, и да сохранит вас Господь и Спаситель мира в добром здравии на многая и благая лета!

Воистину Воскресе Христос!

 

С глубоким уважением

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

30 апреля 2008 года

город Пермь

____________________

 

4 июня 2009 года

 

ГЛАВЕ ГОРОДА ПЕРМИ

Г-НУ И. Н. ШУБИНУ,

ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО ТОПОНИМИКЕ ПРИ ГЛАВЕ ГОРОДА ПЕРМИ,

ВСЕМ ГОРОЖАНАМ


Глубокоуважаемый Игорь Николаевич!

Глубокоуважаемые члены общественного Совета по топонимике

при Главе города Перми,

дорогие сограждане богоспасаемого града Перми!

 

В Пермской епархии Русской Православной Церкви с чувством радости и благодарности воспринята весть о решении общественного Совета по топонимике при Главе города Перми о возвращении улице Коммунистической ее исторического названия – Петропавловская.

Прошел ровно год со времени нашего обращения к Губернатору Пермского края, Главе города Перми, ко всей общественности, в котором была обоснована необходимость возвращения исторических названий некоторым улицам города Перми по случаю исполнившейся в прошлом году трагической даты 90-летия страдальческого подвига Пермских новомучеников – священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского (+20.06.1918), священномученика Феофана (Ильменского), епископа Соликамского (+24.12.1918), преподобномученика Варлаама (Коноплева), архимандрита Белогорского монастыря (+25.08.1918), и других новомучеников и исповедников Пермского края, жизнь свою положивших на алтарь Отечества за веру во Христа и во имя спасения России от безбожия и революционного нигилизма.

За минувший год проведена огромная работа краеведов, историков, научной и творческой интеллигенции, православной общественности среди граждан города по разъяснению насущной необходимости возвращения улицам города их исторических названий. Главный вывод общественной дискуссии состоит в том, что начало покаянию и всенародному примирению может быть положено только в процессе возвращения на свои места в городе Перми утраченных исторических названий улиц и забытых в годы лихолетий имен славных сынов Российского Отечества и Пермского края.

При этом не следует забывать, что до сих пор день города Перми празднуется 12 июня из соображений выходного дня в честь общегосударственного праздника, который совпадает с совершением в нашем городе преступления и смертного греха против своего Отечества и народа – бесчеловечной казнью, совершенной над Великим Князем Михаилом Александровичем Романовым и развязавшей руки палачей-революционеров к последующим кровавым расправам над лучшими сынами и дочерьми Прикамья. Пока старейшие улицы нашего города будут сохранять имена кровавого режима и его вождей, многие из которых представляли собой разного рода террористов и палачей своего же народа, пока учреждения культуры, науки и образования не обретут соответствующих зданий по своему предназначению, а будут занимать обезглавленные и оскверненные безбожниками храмы, до тех пор не произойдет покаяния и примирения в обществе Пермской губернии, как, впрочем, и в России в целом.

Пророчески звучат строки священномученика земли российской архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника: «Может быть меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу. Ободряйте всех, и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа. Воскреснет душа народная, – воскреснет и тело ее – наша здоровая государственность. – Да помогает Вам Господь. Простите и молитесь о призывающем Божие благословение грешном архиепископе Андронике. Пермь, 5 мая 1918 года».1

Слава Богу, постепенно Пермская земля обретает осознание необходимости возвращения к исконным корням отечественной веры и культуры. Возвращены православному народу и Пермской епархии «Архиерейские Покои», передается храм Рождества Богородицы, другие здания религиозного предназначения. Сегодня в Перми становится все сложнее манипулировать общественным сознанием, хотя еще слишком сильно сопротивление богоборчества вчерашнего дня и многое сохраняется из того, что напоминает о содеянных преступлениях тех страшных времен.

Однако сегодня растет понимание, что под сводами Свято-Преображенского кафедрального собора вновь должны зазвучать церковные песнопения и молитва, а художественная галерея должна обрести свое здание, предназначенное для демонстрации произведений искусства. Чиновники медицинского просвещения должны переехать из помещений храма праведного Симеона Верхотурского в специализированное для их работы здание, а в восстановленном после реставрации храме будут получать духовно-нравственное окормление и воспитание будущие медицинские сестры милосердия. Городской зоопарк должен переехать на другую, удобную для содержания зверей территорию, которая станет любимым местом для отдыха горожан с детьми. Занимаемое зоопарком Архиерейское кладбище наконец-то обретет покой, а погребенные останки наших великих предков – творцов духовного, материального и культурного наследия города Перми и Пермского края, после освобождения мест их захоронений от клеток зверей и птиц обретут долгожданное почитание со стороны благодарных потомков.

И то, что сегодня Коммунистической улице, названной именем призрачного и несбывшегося будущего, возвращено историческое название в честь храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с которого берет начало не только эта улица, но и само возникновение города Пермь – представляется весьма значимым и символичным событием для региона в целом.

Выражаю глубокую благодарность Вам, глубокоуважаемый Игорь Николаевич, всем членам общественного Совета по топонимике при Главе города Перми, краеведам, историкам, научной и творческой интеллигенции, православной общественности за это доброе начинание, за труды по восстановлению исторической справедливости в нашем губернском городе, что безусловно отзовется на духовно-нравственном возрастании новых поколений богоспасаемого града Перми.

Благословение Господне да пребывает со всеми Вами!

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

4 июня 2009 года

город Пермь

(См. «Обращение епископа Иринарха к участникам Круглого стола по возвращению исторических названий улицам города Перми» от 30 апреля 2008 года)