Рождественские образовательные чтения PDF Печать E-mail

27 марта 2006 года

 

СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

НА ОТКРЫТИИ КРАЕВОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО СЕМИНАРА

НА ТЕМУ:

«ШКОЛА И ЦЕРКОВЬ – ТРАДИЦИИ И РЕФОРМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»,

ПОСВЯЩЕННОГО ИТОГАМ

XIV МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ

 

Глубокоуважаемые члены Президиума,

деятели науки и культуры,

досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

 

Сердечно приветствую Вас – участников первого краевого епархиального семинара по итогам Четырнадцатых Международных Рождественских Образовательных Чтений, состоявшихся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве 29 января – 4 февраля текущего 2006 года.

В работе московского форума от Пермского края приняли участие 35 человек. Впервые делегация была столь многочисленна и разнообразна, в ее состав входили священнослужители и светские ученые, руководители и педагоги духовных и светских учреждений образования и культуры, представители администраций городов. Делегаты приняли участие в пленарных заседаниях и работе 45 секций (из 93 проводимых).

 

Тема Рождественских Чтений определила и суть сегодняшней встречи: «Школа и Церковь - традиции и реформы Российского образования», – поскольку основной темой Чтений явилось обсуждение вопроса взаимодействия Школы и Церкви в целях сохранения вековых отечественных традиций российского образования и получения эффективных результатов в условиях реформы в данной сфере.

Возвращаясь к истокам отечественных образовательных традиций, следует отметить, что само понятие «образование», имеющее в основе слова понятие «ОБРАЗ», определяет суть его содержания, включающего в себя три неразрывно связанных процесса: воспитание, обучение и развитие личности.

Мы знаем печальный опыт, когда прерывание лучших отечественных традиций негативно сказалось на облике всего нашего общества. К счастью, в современных условиях внутри российского общества происходит сложнейший процесс переосмысления духовный ценностей, в народе постепенно утверждается понимание первостепенности духовно-нравственных идеалов. Однако, многие поколения наших соотечественников получили образование и прошли свое становление на традициях материалистической, атеистической идеологии. Нередко нам приходится сегодня наблюдать, как многие наши современники, отступив от воинствующего атеизма и, одновременно, пытаясь автономизировать нравственность от Бога, проповедуют своеобразный «моральный атеизм». Великий русский писатель Федор Достоевский в своих литературных трудах нас предупреждал, что «совесть без Бога есть ужас, она может довести человека до величайших преступлений». Лишенная путеводной звезды христианского Откровения, совесть легко вырождается в псевдосовесть, теряющую критерий добра и зла. Этот атеизм во имя морали, к глубокому сожалению, продолжает жить и в современной светской системе образования детей и молодежи.

Именно поэтому сегодня в сознании современного человека образование воспринимается исключительно как накопление разного рода знаний, а образованность человека отождествляется с ученостью. Эмпирическое познание человека с его биологическими и психическими процессами, изобретение все более эффективных методов для легкого и быстрого получения большого количества знаний, предназначенных для подготовки к чисто практической жизни – вот истинные цели современного образования. В докладах на Чтениях из уст видных ученых и уважаемых пастырей Церкви не раз звучало утверждение, что современная школа сегодня к великому сожалению именуется «сферой образовательных услуг», а не «школой радости», не «Храмом науки».

По этому поводу митрополит Амфилохий (Радович) писал следующее: «Смысл воспитания органически зависит от смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни – от смысла основ, на которых он утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Сознание необходимости глубинного основания как для самого человеческого существа, «брошенного в мир», так и для всего того, что с ним происходит во времени и истории, и, следовательно, для его воспитания, присутствует у великих и проницательных педагогов всех времен. Именно отсутствие такого основания в наше время является главной причиной неуверенности современной педагогической мысли и общего кризиса воспитания и образования»1.

Воспитание, основанное на таком фундаменте, может быть выражено кратким определением: это есть формирование человека по образу Того, Кто его сотворил, это питание человека от Истины, Добра и Красоты, исходящих от вечного Божественного Света, одним словом – воспитание есть уподобление личности человека божественным совершенствам своего Творца.

В концепции православного воспитания цель воспитания состоит, прежде всего, в освобождении человека от несовершенства, от зла, помрачающего его, не дающего достичь Истины и целостно воспринять Ее, не дающего раскрыть и осуществить полноту собственного образа.

Данный подход к воспитанию не отрицает и не исключает современного педагогического опыта, а дает внутренний стержень, стабильность и смысл, раскрывает истинный образ человека и его вечное предназначение.

«Соотношение традиций и инноваций – всегда непростая проблема. Еще историк В. О. Ключевский говорил, как важно для реформатора уважение к традициям. Вместе с тем мы должны понимать, – отмечает в своем докладе президент Российской Академии Образования Николай Никандров, – что изменения в образовании необходимы, … можно и нужно в духе сотрудничества обсуждать реальное содержание и темпы реформ, современная Православная Церковь, а также само христианское учение – активные и заинтересованные соработники в этом диалоге».

К примеру, согласно опросам общественного мнения, проведенным в июле 2005 года профессором социологии МГУ Игорем Рязанцевым (бывшим преподавателем Пермского государственного университета), Православная Церковь в России пользуется значительно большим доверием, чем другие общественные институты. Данное исследование, проведенное среди молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, охватившее 26 регионов в семи федеральных округах Российской Федерации, показало «отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви». Вот его главные выводы, убедительно звучащие языком цифр из доклада И.П.Рязанцева:

Сегодня действительно с уверенностью можно говорить о том, что общество «воинствующего атеизма» осталось позади.

Хорошее отношение к верующим выявлено у 84% опрошенных. Верующими себя считают 63,2% представителей молодого поколения, а атеистами – лишь 15%.

При этом в основе лежит осознанный выбор. Одним из важных факторов возрождения России молодежь видит конструктивное сотрудничество государства и Православной Церкви

Важнейшим социокультурным фактором сегодня является признание молодежью Православия как национальной и государственной традиции России. Об этом заявили 72% опрошенных.

Свыше 54% молодых людей, участвовавших в опросе, отметили значительную роль Православной Церкви в жизни современной России. Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик русского народа, его традиции и уклад жизни. 75% молодежи сегодня признает Православие основой русской культуры.

Православие действительно становится социально значимым фактором, способствующим формированию у молодежи системы ценностей. 64% респондентов указали, что Православие «спасает, не дает человеку опуститься». Значимость для современной молодежи веры в Бога подтверждают 66% опрошенных.

В приветственном слове Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II особое внимание уделено совместной деятельности Церкви и государства в воспитании у детей и молодежи «уважительного отношения к социальному институту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи». Одной из основных целей, стоящих перед духовными учебными заведениями, является подготовка будущих священнослужителей – пастырей Церкви, способных влиять на нравственную атмосферу в обществе.

В заключение следует особо отметить, что в России накоплен немалый опыт консолидации усилий Церкви и государства в деле просвещения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому сегодня мы надеемся услышать не только Ваш рассказ о впечатлениях на Рождественских чтениях, но и Ваш собственный опыт, который может стать одним из тех кирпичиков, из которых сегодня выстраивается Храм высокой нравственной и духовной культуры в Пермском крае. Прошло то трагическое для нашего общества и печальное «время разбрасывать камни», настало «время собирать камни» (Эккл. 3, 5) прерванных лучших традиций отечественного воспитания, обучения и развития личности человека.

Выражаю надежду, что настоящая встреча еще более укрепит рабочие взаимоотношения Русской Православной Церкви с такими областями жизни человека, как культура и наука в деле воспитания здорового поколения детей и молодежи Пермского края.

В ходе работы семинара нам следует определить механизм взаимодействия Пермской епархии и государственной власти в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и сообща выработать практические рекомендации по дальнейшему сотрудничеству в деле возрождения духовности, нравственности и патриотизма на Пермской Земле.

Благословение Божие да сопутствует Вам в жизни и трудах на благо нашего земного Отечества!

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

27 марта.2006 года

город Пермь

__________________________

 

13 марта 2007 года

 

ОБРАЩЕНИЕ

Епископа Пермского и Соликамского Иринарха

к участникам православного семинара, посвященного итогам

XV Международных Рождественских Образовательных Чтений

на тему: «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке»


Всечестные отцы,

дорогие братия и сестры,

глубокоуважаемые участники православного

Образовательного семинара!

 

Сердечно приветствую всех Вас, собравшихся на семинар, посвященный итогам XV Международных Рождественских Образовательных Чтений, ставшими традиционным общественно-церковным форумом, собирающим широкий круг лиц из разных уголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья, для обсуждения важнейших тем духовно-нравственного развития общества и проблем современного образования, в работе которого уже традиционно ежегодно участвует достаточно многочисленная делегация Пермской епархии.

Проведение епархиального образовательного семинара в текущем году совпало с пятилетием моего избрания Священным Синодом Русской Православной Церкви на Пермскую кафедру. Одним из самых важнейших приоритетов моего архипастырского служения на Пермской земле с первых дней пребывания на кафедре стало возрождение и развитие духовного образования, включение его в пространство образовательной системы Прикамского региона.

За минувший период сделано немало: создано Пермское Духовное Училище, которое завершает четвертый год обучения молодых студентов на пастырском отделении; возрождается искусство церковного шитья на открытом три года назад Отделении церковных художеств: учреждено Отделение иконописания с целью изучения и восстановления пермских местных традиций иконописи; реорганизуется подготовка регентов церковных хоров на Регентском отделении при духовном училище; пятый год проходит свое становление Пермская Православная Классическая Гимназия; активно развивается структура Воскресных школ, накапливается плодотворный опыт их работы; активизировалась деятельность библиотечных работников; складывается многоуровневая система дополнительного образования, охватывающая различные слои населения по интересам от детских православных кружков, студий и секций, школы Православия для молодежи до Катехизаторских курсов при монастырях и приходских храмах; в течение двух лет действует религиозно-философский клуб «Логос». Ведется работа по другим направлениям возрождения духовного образования в Пермском крае.

При всем этом самый главный итог состоит в том, что появилось достаточно много педагогов, воспитателей, ученых, деятелей культуры и искусства, других представителей интеллигенции, которые по своему миросозерцанию, по своему отношению к себе и окружающим людям, профессиональным обязанностям не только идентифицируют себя как православные, но и пытаются нести свет Истины в мир.

Реальность такова, что стало приходить гораздо больше молодежи и людей среднего возраста в те храмы, настоятели которых активно занимаются образовательной деятельностью, собирая вокруг себя лучшие силы различных слоев населения, которым не безразличны проблемы своего народа, своей страны.

Все меньше в социальной среде остается тех, кто по-прежнему бездумно судит обо всем советскими штампами, навешивая на религию ярлыки «мракобесия», оставаясь в плену материалистических иллюзий.

Однако мы должны совершенно отчетливо представлять, что нами сделаны лишь первые шаги по становлению в Прикамье целостной образовательной системы, в которой со временем займут свое законное место православная культура и духовное образование, непременно содержащее в себе православное воспитание.

На пути к этому предстоит преодолеть немало серьёзных преград, воздвигнутых в умах нескольких поколений богоборческого периода в истории нашей страны и ставших безрелигиозной традицией в представлениях наших современников.

Сегодня уже мало тех, кто не признает благотворного влияния Православия на человека, его социальное поведение. Однако осмысление этого «феномена» порождает в современной управленческой среде удивительные по своей сути прагматические выводы об использовании Православия в качестве средства для решения своих задач, но не как цель для создания необходимых условий для приобщения детей и молодежи к богатству православного миросозерцания.

По-прежнему сохраняется в образовательных учреждениях высокомерная позиция, в соответствии с которой наука дистанцирует себя от веры, полагая, что наука противоречит религии. Причина этого предубеждения состоит в поверхностном знании, как в области науки, так и в области религии, что подтверждает мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него». Полузнание – бич нашего времени: оно-то и создает идолов современных предубеждений относительно системы образовательного пространства.

Искаженными представляются доминирующие сегодня суждения о светскости образования как принципе, который порой превращен в непреодолимое препятствие для проникновения религиозных знаний в учебное заведение. Принцип светскости образования предполагает то, что учебный процесс организуется в соответствии с учебным планом и учебными программами, разработанными на основе государственного образовательного стандарта, законов Российской Федерации, но который не исключает возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (ст. 5 Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»). Боязнь увидеть священника в школе является пережитком советского прошлого.

Принцип светскости не допускает возможности создания религиозных объединений в государственных учреждениях, в том числе образовательных, что само по себе не противоречит возможности создания молитвенных уголков, молитвенных комнат, часовен и храмов на территории учебного заведения как необходимого условия реализации прав верующих педагогов и учащихся.

Неразрешимым по-прежнему для некоторой части образовательной среды остается вопрос о том, как возможна православная доминанта в условиях многонационального и многоконфессионального общества. И здесь, на самом деле, никаких противоречий нет, так как православная культура предполагает уважение к национальным и религиозным традициям людей, исповедующим веру своих отцов, что подтверждено многовековой историей российского государства. То, что Россия сохранилась в отличие от многих государств мира как многонациональное и многоконфессиональное государство произошло не вопреки, а благодаря тому, что в ее основе положена православная вера.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на XV Международных Рождественских Образовательных Чтениях по этому поводу сказал следующее: «Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым по данным социологических исследований относятся в России православные».

Все эти и некоторые другие препятствия на пути развития православного образования объясняются желанием «вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область «убеждений» и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, что должно быть, несомненно, признано, – заявил Святейший Патриарх Алексий II, – деструктивным явлением».

Учитывая особенности состояния современного российского общества необходимо помнить, что система православного образования должна быть положена в основу всей миссионерской деятельности в различных сегментах нашего общества при духовном окормлении Церковью, ибо неадекватно усвоенные православные ценности могут повлечь за собой такие негативные проявления как суеверие, самоизоляцию от активной социальной деятельности и служения, неприятие достижений научно-технического прогресса, противление иерархии государственной и церковной властей и т.д.

Главное внимание должно быть обращено на духовное и нравственное воспитание учащихся, на укрепление их веры. Необходимо помочь человеку стать христианином не по званию только, но и по существу. Прежде всего, нужно научить его исполнению евангельских заповедей, основам правильной молитвы, деятельному и живому изучению творений святых отцов. Только на этом пути Православие способно стать для человека тем бесценным сокровищем, найдя которое он готов пожертвовать всем, что у него есть.

В конце августа 2007 года в Пермском крае впервые состоится Образовательный Форум с основной темой работы: «Гражданин России: отечественные традиции воспитания и образования», – в работе которого примут участие представители всех регионов Приволжского федерального округа. В формате Форума предусмотрены молодежные площадки, основным местом проведения которых станет город Кудымкар, образовательные площадки, включающие и православную компоненту, которые выйдут далеко за пределы города Перми. Украшением содержательной части Форума станет 2-я межрегиональная православная выставка «Православная Русь – 2007», которая параллельно Образовательному Форуму будет проходить в эти дни в выставочном центре «Пермская ярмарка». Надеюсь, что вопросы подготовки к Форуму станут предметом обсуждения участников семинара, которые должны принять активное участие в его подготовке и проведении.

Желаю всем участникам Образовательного семинара плодотворных трудов с тем, чтобы в дальнейшем успешно работать на ниве духовного просвещения народа, деятельно участвовать в попечении и заботах Церкви обо всем, что затрагивает душу человека, помогать людям обрести правильные ориентиры в жизни, с одновременной пользой для собственного духовного возрастания в постижении вероучительных и нравоучительных основ Православия.

Призываю на Вас и Ваши труды благословение Божие, которое да сохранит Вас в благоденствии и мирном житии на многая и благая лета!

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский.

 

13 марта 2007 года

город Пермь