Прикамский Народный Собор PDF Печать E-mail

23-24 мая 2008 года

 

ПРИКАМСКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,

учителей Славянских

 

23-24 мая 2008 года, в рамках программы Дней славянской письменности и культуры проводится 10-й Прикамский Народный Собор памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Славянских.

Организаторы - Пермская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Комитет по культуре администрации города Перми, Пермская краевая общественная организация православных педагогов, Библиотека Духовного возрождения МУК «ОМБ» города Перми.

 

 

Время и место проведения:

 

23 мая 2008 г. (пятница). Культурно-деловой центр, ул. Куйбышева 14.

10.00-13.30 Пленарные заседания Прикамского Народного Собора (малый зал).

13.30-14.30 Учебно-методический сбор православных педагогов: «Неотложные задачи подготовки преподавания предмета «Православная культура» в школе» (малый зал). Презентация проектов по духовному просвещению (в холле КДЦ).

15.30-17.00 Концерт, посвященный Дням славянской письменности и культуры.

 

24 мая 2008 г. (суббота)

7.00-9.30 Свято-Троицкий кафедральный Собор города Перми. Ранняя Литургия для участников Прикамского Народного Собора памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Славянских.

10.00-12.30 Свято-Троицкий кафедральный Собор города Перми. Архиерейская Литургия и праздничный молебен для учащих и учащихся Воскресных школ по случаю завершения учебного года – празднование памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Славянских.

 

10.00-15.00 Пермский государственный университет. Вторая краевая научно-практическая конференция «Язык и духовность», посвященная 625-летию со времени назначения на Пермскую кафедру святителя Стефана, епископа Пермского. Тема конференции: «Традиции и духовный потенциал России в ХХI веке».

 

Направления работы Собора и конференции:

  • Словесность
  • Философия
  • Медицина
  • Литература
  • Культура и искусство
  • Краеведение
  • Образование
  • Психология
  • Экономика

 

16.00-18.00 Круглый стол по итогам работы конференции.

 

Для участия в Прикамском Народном Соборе, конференции и публикации в сборнике тезисов выступлений необходимо: не позднее 20 мая 2008 г. направить в Оргкомитет конференции:

1. заявку (в печатном и электронном виде) с указанием темы выступления, Ф.И.О. докладчика, места работы и занимаемой должности, контактных телефонов;

2. тезисы выступления. Объем тезисов - от 0,5 до 4 страниц печатного текста (14 кегль; 1,5 интервала).

Оргкомитет: тел.: 244-55-60, 237-22-25, 212-57-02.

Е-mai1: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Факс 237-22-25, 212-57-02.

 

24-25 мая 2008 года

город Пермь

__________________________

 

23 мая 2008 года

 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ПОСЛАНИЕ

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

УЧАСТНИКАМ ДЕСЯТОГО ПРИКАМСКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ

МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА

УЧИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКИХ

Пермь, 23-24 мая 2008 года


Глубокоуважаемые дамы и господа,

дорогие братья и сестры –

участники Х-го Прикамского Народного Собора

памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,

учителей славянских!

 

В дни всеобщего торжества о Христе Воскресшем, когда в душе каждого христианина возгорается благодатный огонь пасхальной радости, а в храмах торжественно звучит пасхальное приветствие, от всего сердца поздравляю всех вас с праздником Светлого Христова Воскресения и сердечно приветствую апостольским приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Прикамский Народный Собор, проводимый в рамках программы Дней славянской письменности и культуры на Пермской земле в десятый раз, получил народное признание как авторитетный общественный форум, оказывающий заметное влияние на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, воспитание подрастающего поколения. X-й Прикамский Собор привлек внимание широкого круга общественности, включающей представителей учительства, науки, культуры, медицины, предпринимателей, силовых структур, творческой и инициативной молодежи. Во всех этих сегментах общественности широко представлена Пермская епархия Русской Православной Церкви.

Деятельное участие в подготовке и проведении этого форума приняли органы власти и, прежде всего, Комитет по культуре администрации города Перми, библиотека Духовного возрождения, а также общественные формирования, среди которых Пермская краевая общественная организация православных педагогов, Пермское отделение Всероссийской общественной организации «Ревнители просвещения».

Проведение Собора стало возможным благодаря поддержке Администрации Губернатора Пермского края, Пермского государственного университета, Пермского Духовного Училища, городского Дома учителя, Пермского славянского культурного центра, Государственного общественно-политического архива Пермской области, краевой библиотеки им. А. М. Горького и др. Таким образом, по составу своих участников и по значимости обсуждаемых вопросов Прикамский Собор действительно становится НАРОДНЫМ Собором.

Само понятие Собор – это не просто красивое слово, отдающее стариной, придающее всему происходящему оттенок фольклора, как это порой воспринимается сегодня. Соборность предполагает народность, включает в себя это понятие, но не ограничивается только им. Соборный характер некоего действа имеет глубокие богословские и религиозно-философские основания, присущие христианской православной традиции.

Соборность – одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском вероучении о Церкви, которое выражено догматической формулой в Никео-Цареградском Символе веры, принятом отцами Церкви на общецерковных Вселенских Соборах IV века: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Соборность в христианской традиции понимается как церковное единство христиан в вероучении, жертвенной любви и жизни по вере. Не случайно Соборы, сначала называвшиеся на Руси Соборами Примирения, а затем Земскими Соборами созывались со времен Ивана Грозного в трудные для государства российского и его народа периоды и представляли собой освященное Церковью соединение представителей знати от власти и земских людей от различных групп населения, различных местностей государства. Соборность стала одним из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы не за страх, а за совесть.

Идея соборности в своем развитии приобрела особое значение и универсальность. Соборность выражает идею собрания, сочетающую единство во множестве, основанного не на принуждении, а на свободе и любви, которые в свою очередь предстают перед нами не только как этическая сила, но и как сила сущностная, обеспечивающая за людьми на основе христианского вероучения познание безусловной Истины. Соборность – это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органичное единство.

Соборность по учению русского религиозного философа Д. А. Хомякова – это целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Поэтому принятие имени Собора многому обязывает и, в первую очередь, мудрости, мужеству, гражданской позиции в определении ключевых, возможно болезненных проблем современности и путей их решения во имя процветания нашего земного Отечества.

И тот факт, что основной предмет внимания на открывшемся Х-м Прикамском Народном Соборе составляют вопросы образования и просвещения в регионе, представляется вполне закономерным, так как именно они являются ключевыми, от решения которых зависит динамичное развитие не только Пермского края, но и России в целом. Несмотря на значительные позитивные изменения в образовательной сфере, которые происходят в Пермском крае в последние годы – это становление и развитие духовного образования в форме пастырского, регентского, иконописного, церковно-художественного отделений Пермского Духовного Училища, общего образования в рамках Пермской Православной Классической Гимназии, открытия в государственном университете специальности «Эксперт в области теологии», – сегодня становится все более очевидным, что в современной системе общего образования имеют место существенные пробелы в мировоззренческой и духовно-нравственной ориентации подрастающего поколения.

История повторяется. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, преследуя великую цель просвещения славянских народов Светом Христовой Истины, создали для них грамоту и перевели на древнеславянский язык Священное Писание. Именно это историческое событие послужило расцвету христианской культуры славянских народов, укреплению славянской государственности, динамичному развитию торговли и экономики славянских государств в целом. Поэтому празднование блаженной памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, призвано, прежде всего, свидетельствовать об отходе славянских племен от язычества, тормозившего их национальное развитие. В рамках программы празднования Дней славянской письменности и культуры на Пермской земле мы празднуем вхождение славянских народов в христианскую культуру европейских государств, приобщение их к европейской христианской цивилизации, а не наоборот, как это было принято представлять в советские времена воинствующего атеизма.

Святитель Стефан, епископ Пермский, 625-летие святительского служения которого на Пермской кафедре исполняется в текущем году, сделал для просвещения зырян, населявших Пермскую землю то же, что и святые Мефодий и Кирилл для всего славянского сообщества в целом.

Мы живем с вами в такое время, когда вследствие длительного безбожного периода гонений на Церковь и верующих в России вновь остро стоит задача духовного просвещения народа и, в первую очередь, молодого поколения, восстановления преемственной связи с духовными и историческими традициями прошлого российских народов.

Не случайно начавшийся Х-й Прикамский Народный Собор определил своей главной целью выявление и обсуждение актуальных вопросов развития традиций и реализации духовно-нравственного потенциала науки, культуры и образования России в XXI веке, привлечение внимания общественности к опыту просветительства в Пермском крае.

Основной проблемой является то, что еще живы атеистические традиции и предубеждения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, они наиболее болезненны в образовании и культуре, так как мешают некоторым чиновникам по-новому взглянуть на область своих профессиональных занятий и тем самым невольно наносят значительный ущерб интересам государства. Это напрямую касается образования и воспитания нового поколения россиян.

Под углом зрения советских стереотипов искаженно представляются конституционные принципы светскости государства как безбожности общества, в котором Слово Божие должно ограничиваться церковной оградой, а принцип свободы совести и права человека воспринимаются как предмет заботы лишь самого человека.

В результате – в системе общего образования на постсоветском пространстве грубо попираются конституционные основы, закрепляющие признание идеологического многообразия российского общества и запрещающие установление обязательной государственной идеологии или религии, гарантирующие свободу совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Требования Конституции Российской Федерации обуславливают принципиальные изменения в организации, содержании и методах изучения религий в государственной и муниципальной системе общего образования в сравнении с положением, бывшим ранее в атеистическом государстве.

Демократический характер современного российского государства предполагает учет мировоззренческих и культурных особенностей разных социальных групп. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования, прежде всего в учреждениях общего образования. Государство должно с уважением отнестись к этим потребностям и обеспечить их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав как нерелигиозной части общества, так и общегосударственных интересов. Указанные потребности заключаются, во-первых, в систематическом изучении истории и культуры определенных религий детьми, чьи семьи и их родители (законные представители) считают себя последователями этих религий и, во-вторых, в соответствующем духовно-нравственном воспитании, приобщении детей к духовно-нравственным ценностям, нормам поведения, принятым в соответствующих религиозных традициях. Именно эти религиозные традиции, которые являются культурообразующими для народов России или больших социальных групп, в значительной степени формируют уклад их жизни и в целом составляют неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества.

Конституционный принцип светскости Российского государства закрепляет отделение государства от Церкви и других религиозных объединений, не допускает подмены деятельности органов государственной власти и местного самоуправления деятельностью религиозных организаций. В то же время он не препятствует взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями в области образования по вопросам удовлетворения образовательных потребностей граждан. Такое взаимодействие, сотрудничество является общепринятой практикой во многих современных демократических светских государствах.

В современных условиях, с учетом имеющейся практики такого взаимодействия, оно включает в себя, прежде всего, вопросы подготовки и экспертизы учебно-методического обеспечения, подготовки педагогов, преподающих курсы религиозной культуры в общеобразовательных учреждениях. Кроме этого, предметом взаимодействия являются общие вопросы интеграции учащихся в национальную культуру, воспитания, социализации в обществе, профилактики социальных девиаций и др.

В различных регионах Российской Федерации получила широкое распространение практика преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях учебных предметов и курсов по истории и культуре основных религий, распространенных в российском обществе: православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и ряда других. Преподавание таких предметов и курсов строится на соответствующей религиозной мировоззренческой основе и с тем или иным участием соответствующих религиозных организаций. Приобщение детей к истории и традициям этих религий рассматривается религиозной частью россиян в качестве обязательного элемента их мировоззренческой, культурной и этнической самоидентификации, а также нравственного развития и формирования личности ребенка. В Пермском крае преподавание «Основ православной культуры» осуществляется в 26 школах Кунгурского, Чернушинского, Добрянского, Лысьвенского и Чусовского районов.

В то же время другая часть российского общества выражает потребность в том, чтобы их дети формировали свою мировоззренческую и культурную идентичность, нравственные убеждения вне религиозных мировоззрений и традиций и, соответственно, получали мировоззренческие и этические знания, сведения о религиях в государственной и муниципальной школе на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

Духовно-нравственный компонент общего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения всех школьников. Поэтому желательно, чтобы учащиеся, которые не изучают курсы религиозной культуры, в это же учебное время изучали аналогичные этические, мировоззренческие учебные курсы (этика, мораль, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующие нравственную культуру личности на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, нравственных идеалов, образцов поведения.

Модель сочетания преподавания религиозной культуры и нерелигиозных подходов к обретению учащимися нравственных ценностей найдена именно здесь в Перми в августе прошлого года на Образовательном Форуме Приволжского федерального округа в форме введения в базисный учебный план при обновлении государственных стандартов общего образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Эта новая образовательная область включает в себя на вариативной основе для обязательного изучения учебные предметы: «Православная культура», учебные предметы по истории и культуре других культурообразующих религиозных традиций народов России, а также учебный предмет нерелигиозного этического философско-культурологического содержания, ориентированный на потребности нерелигиозной части российского общества. При этом главным субъектом выбора предмета изучения детьми являются не какие-то общественные родительские, учительские и другие управляемые формирования, а непосредственно родители учащихся детей.

К сожалению, в минувшем году в этом направлении мало что сделано в Пермском крае, несмотря на достигнутые договоренности в ходе организованной Министерством образования и науки России с участием Русской Православной Церкви общероссийской конференции в Калуге 20-21 декабря 2007 года на тему: «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». На этой конференции была единогласно принята Резолюция и в целом одобрена Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственной культуры».

Если принять во внимание, что государственный образовательный стандарт нового поколения должен быть введен в ближайшие годы, то царящее неведение в кулуарах Министерства образования Пермского края в части, касающейся нововведений в школьную программу, непонятно, так как для этого необходима огромная подготовительная работа, в том числе:

- заключение Соглашения о сотрудничестве Министерства образования Пермского края и Пермской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в целях формирования у обучающихся целостного мировоззрения, представления о православной культуре, как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры, развития духовно-нравственного просвещения и культурно-педагогических традиций в системе образования;

- изучение запроса граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Пермского края;

- подбор в соответствии с запросами граждан преподавателей, желающих и способных преподавать предмет «Православная культура» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- организация, в соответствии с учетом запроса граждан, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;

- разработка учебно-методического обеспечения, пособий, образовательных материалов, предназначенных для преподавания предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Пермского края и многое другое.

По сей день к этой работе в Пермском крае даже не приступили. Царит какая-то настороженность, ожидание каких-то указаний сверху, а то и надежда на сведение новой образовательной области «Духовно-нравственной культуры» к преподаванию предмета «Этика и основы философии» посредством манипуляции школьными общественными формированиями. Не стоит надеяться, это уже ни у кого не получиться. Слава Богу, прошли те времена, когда школа выполняла заказ атеистического государства перевоспитывать детей из религиозных семей. И православным родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Исходя из остроты проблем, накопившихся в сфере образования, конструктивная работа пройдет на секции: «Современное образование и духовность», а также за круглым столом Пермского отделения Петровской академии наук.

Надеюсь, что первый Краевой сбор православных педагогов, который пройдет в рамках Прикамского Народного Собора, позволит осмыслить первостепенные задачи подготовки преподавания в школе предмета «Православная культура» в рамках новой образовательной области «Духовно-нравственной культуры», исходя из накопленного опыта преподавания «Основ православной культуры».

Настала пора преодолевать старые стереотипы, которые продолжают довлеть в умах и поступках наших сограждан. В этом году исполняется 90-летие мученическому подвигу Царственных Страстотерпцев и священномучеников, принявших смерть в годину красного террора за веру во Христа, за верность своему Отечеству. В этом списке числятся и наши Пермские подвижники благочестия и новомученики – священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский, живьем закопанный палачами, священномученик Феофан, епископ Соликамский, живьем замороженный в декабрьскую стужу в Камской проруби, преподобномученик Варлаам (Коноплев), архимандрит Белогорский с братией монастыря, расстрелянными на Белой Горе и др.

Следует помнить, что начало этим зверствам было положено здесь в Перми с расстрела Великого Князя Михаила Александровича Романова в ночь с 12 на 13 июня 1918 года, как раз приходящегося по произвольному выбору на День города Перми, когда под залпы салюта ликуют наши горожане. Возможно ли говорить о покаянии народа за совершенные нашими отцами и дедами злодеяния при таком попрании святой памяти. В этом году 12 июня в Перми начнется покаянный Крестный ход, который соединит место расстрела Великого Князя Михаила Романова с Екатеринбургом, где в 1918 году была расстреляна Царская Семья. С 12 июня по 17 июля текущего 2008 года Крестный ход будет проходить по святым местам мученического подвига святых подвижников благочестия Урала.

До какого уровня дошло раздвоение общественного сознания, когда в современных условиях борьбы с международным терроризмом улицы Перми названы именами «выдающихся» террористов Веры Засулич, Степана Халтурина, Хохрякова, Борчанинова и многих других, чьи имена запятнаны кровью их многочисленных жертв. Администрация Пермского края находится на улице Куйбышева между улицей Коммунистическая с одной стороны и улицами Ленина и Большевистская – с другой. В старые времена названиям улиц придавали большое значение. Зачастую одну из главных улиц называли Покровской – в честь Покрова Божией Матери как Заступницы и Покровительницы города, как была и названа улица, получившая свое начало от Государственного университета, первого высшего светского учебного заведения, освященного архиепископом Пермским и Кунгурским Андроником в день Покрова Божией Матери. И по сей день эта центральная улица города носит имя вождя пролетариата – главного палача народов России. Уместно здесь сказать и о том, что памятник возле театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского вождю большевистского переворота Ленину поставлен вместо взорванного после революции храма-часовни святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, воздвигнутого нашими предками в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

На второй научно-практической конференции «Язык и духовность», которая состоится в формате Прикамского Народного Собора, пройдут многочисленные секции, в том числе по краеведению, на которой состоится обсуждение вопросов связанных с 90-летием мученического подвига Царской Семьи и пермских подвижников благочестия – новомучеников и исповедников российских. Состоится также обсуждение проблемы возвращения имен улицам города: «Имена на карте Перми: осмысление истории». С этим также связана работа секции: «Философия имени и православная антропология», посвященная 20-летию памяти со дня кончины нашего отечественного философа А. Ф. Лосева. Надеюсь, участники Прикамского Народного Собора выразят свое отношение по вопросу возвращения исторических имен улицам города Перми и к празднованию Дня города в день расстрела Великого Князя Михаила Александровича Романова, свершившегося 12 июня 1918 года в нашем городе Перми.

Желаю всем участникам Х-го Прикамского Народного Собора плодотворной работы по всем направлениям Программы его проведения, включая словесность, литературу, образование, философию, психологию, медицину, культуру и искусство, экономику и краеведение. Желательно также, чтобы в результате работы было принято согласованное решение, которое будет отвечать интересам всех тех наших сограждан, кто болеет душой за будущее детей и молодежи в нашем обществе, а значит и за будущее всего нашего земного Отечества – России.

Хочется также верить, что все препятствия, имевшиеся до сих пор на пути развития духовно-нравственного образования в школах Пермского края, участники Х-го Прикамского Народного Собора с Божией помощью успешно преодолеют.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Благословение Божие да пребывает на всех вас и ваших ревностных трудах во славу Отечества и нашего Пермского края!

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

23 мая 2008 года

город Пермь

__________________________

 

23 мая 2009 года

ПРИКАМСКИЙ НАРОДНЫЙ СОБОР

ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА

УЧИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКИХ

Пермь, 23-25 мая 2009 года

 

«ИИСУС ХРИСТОС ВЧЕРА И СЕГОДНЯ И ВО ВЕКИ ТОТ ЖЕ»

(Евр. 13, 8)

 

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

УЧАСТНИКАМ ПРИКАМСКОГО НАРОДНОГО СОБОРА

ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА

УЧИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКИХ

23 мая 2009 года


Глубокоуважаемые участники Прикамского Народного Собора!

Всечестные отцы, братья и сестры!

 

Сердечно приветствую всех вас – участников Прикамского Народного Собора памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Славянских, работа которого протекает параллельно с празднованием в Пермском крае Дней славянской письменности и культуры, словами пасхального апостольского приветствия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дни славянской письменности и культуры, основные мероприятия которых будут проходить завтра, неразрывно связаны с подвигом святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, учителей Славянских. Эти богомудрые мужи, следуя призыву Промысла Божия, в далеком IX веке изобрели славянскую грамоту и литературный славянский язык. Своей проповедью они посеяли семена Слова Божия в сердцах язычников-славян, территориально обосновавшихся по соседству с Византийской империей.

Непреложная заслуга святых братьев Мефодия и Кирилла состоит прежде всего в том, что они сделали возможной проповедь христианства в славянских землях на родном славянам языке и на том же родном языке дали им возможность славить Бога в церковном богослужении. Своей исторической миссией они открыли доступ славянам к духовному богатству пребывавшей в расцвете сил и могущества Византийской империи – ее православной вере, богословию, высокой культуре, науке и образованности. Их славный труд послужил фундаментом всей многообразной славянской культуры, занимающей значительное место в мировой культуре человечества.

Чествование святых равноапостольных Мефодия и Кирилла стало общим праздником единства всего мирового славянского сообщества, сохранившего через века свое самосознание, свои славянские языки, свою культурно-историческую самобытность. А само всенародное празднование Дней славянской письменности и культуры символизирует собой глубокую взаимосвязь православной христианской религиозности и культурных традиций славянских народов, проживающих не только на постсоветском пространстве, но и на территории целого ряда европейских государств. Дни славянской письменности и культуры объединяют всех, кому дорога идея славянского братства, кто любит отечественную историю и историю славянских народов, нашу культуру и духовные традиции.

Исторически сложилось так, что и все мы – жители Пермского края стали причастниками наследия святых Мефодия и Кирилла через миссионерские и духовно-просветительские труды святителя Стефана Великопермского. Просветитель пермяков – первый епископ Пермский Стефан, в ХIV веке повторил подвиг равноапостольных братьев, изобретя зырянскую грамоту и переведя богослужебные книги и Священное Писание на язык местных народов. Его проповедь в пределах Перми Великой положила начало христианизации местных языческих племен и способствовала успешному присоединению этих далеких от Москвы земель к Русскому государству.

Примечательно то, что сегодняшнее мероприятие, будучи посвященным памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Славянских, в последние два года обрело статус Прикамского Народного Собора. Это масштабное событие, возникшее благодаря инициативе энтузиастов пермских библиотек, в частности – пермской библиотеки духовного возрождения, и обращенное к корням отечественной православной культуры, проводится на Пермской земле уже в одиннадцатый раз. С каждым годом Народный Собор расширяет свое влияние на общество, втягивает в свою орбиту множество людей различных занятий, возрастных категорий, всех уровней образования.

Прикамский Народный Собор – это не просто благозвучное название, а имя, отражающее не только замысел проводимого комплекса мероприятий, но и определяющее перспективы его трансформации в движение, которое совершенно точно передает его масштабность, широту охвата самых различных слоев населения, сам дух его осуществления в сфере искусства, культуры, науки, образования и просвещения.

Проводимый в текущем году Прикамский Народный Собор, работа которого ежегодно совпадает с празднованием Дня славянской письменности и культуры, имеет ряд особенностей. Это предопределено, прежде всего, особым вниманием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к проведению и празднованию по всей России в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла Дней славянской письменности и культуры, имеющих особую общественную значимость и призванных способствовать сохранению и возрождению культурных традиций и духовности нашего народа, объединять деятелей науки, искусства и культуры, утверждать в отечественной вере молодежь и юношество.

Исходя из опыта регионов, Святейший Патриарх Кирилл обращает наше внимание на масштабность празднования в России Дня славянской письменности и культуры, который уже традиционно во многих регионах объявляется выходным днем. В рамках проведения этих торжеств совершаются богослужения и Крестные ходы, организуются грандиозные народные праздники на улицах и площадях, концерты, выставки, конференции, круглые столы, демонстрации кинофильмов, открытые уроки в школах и вузах.

В связи с этим в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры в текущем году уже сегодня вечером в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми будет совершено праздничное Всенощное бдение, а завтра утром 24 мая – Божественная Литургия, по завершении которой пройдет Крестный ход двумя колоннами от Свято-Троицкого кафедрального собора и от собора Петра и Павла в направлении к Соборной площади города Перми, где будет отслужен праздничный молебен святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу, учителям Славянским, а также святителю и отцу нашему Стефану, первому епископу Пермскому, повторившему подвиг святых равноапостольных братьев на земле Перми Великой. Здесь же произойдет и официальное открытие торжеств по случаю Дня славянской письменности и культуры.

Весьма важным представляется начавшийся в этом году процесс консолидации усилий Администрации Губернатора, Правительства Пермского края, администрации Главы города Перми, краевых и городских общественных организаций с Пермским Епархиальным Управлением Русской Православной Церкви, а администраций районов с епархиальными благочиниями по подготовке и проведению в Перми и Пермском крае Дня славянской письменности и культуры. Именно этим обеспечен максимальный охват организации празднования населением города Перми и крупнейших населенных пунктов Пермского края. В центрах епархиальных благочиннических округов, таких как Березники, Соликамск, Добрянка, Кудымкар, Верещагино, Оса, Чернушка, Кунгур, Чусовой, Чайковский, совместными усилиями органов местных администраций и отцов благочинных ведется организационная работа по проведению в текущем 2009 году и подготовке проведения в будущем 2010 году соответствующих мероприятий и торжеств.

В рамках Прикамского Народного Собора в этом году, объявленном в нашей стране годом молодежи, сегодня начинает работу Третья научно-практическая конференция «Язык и духовность» по теме «Молодёжь и традиция», состоится концерт лауреатов детского конкурса «Пасха Святая», а также паломнические поездки и другие молодежные мероприятия.

Прикамский Народный Собор расширил свои рамки за счет отдельного проведения молодежной конференции и увеличения количества секционных заседаний, которые пройдут в Пермском государственном институте искусства и культуры, Пермской государственной фармацевтической академии, Уральском филиале Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина, пермском Доме учителя, Пермском Епархиальном Управлении, Пермской Православной Классической Гимназии и других.

Таким образом, молодежная проблематика определила доминанту празднования в этом году Дней славянской письменности и культуры на Пермской земле, что представляется исключительно актуальным для нашего общества, так как сегодняшняя молодежь представляет собой будущее России.

Сегодня мы любим говорить о духовном возрождении, констатировать процессы, связанные с ростом религиозного самосознания населения. При этом вольно или невольно мы занимаемся самообманом, утешая себя лукавыми цифрами. Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что 75% молодежи сегодня признают Православие основой русской культуры. У 81% представителей молодого поколения среди друзей и родственников есть православные, 71% опрошенных считают, что в России большинство верующих – православные, идентифицируют себя с ними 56,6% опрошенных.

Вместе с этим современная молодежь отличается полной дезориентацией в жизненных ценностях, хаосом в сознании, в вопросах нравственности и смысле жизни. Молодежь наряду с дезориентацией приобретает и растерянность, полную неуверенность в самом смысле бытия.

Педагоги, психологи, родители говорят о неслыханных ранее молодежных проблемах – о переполненности различными комплексами, о росте агрессивности и депрессий, о компьютеризации сознания и всего мировосприятия, о подмене реального мира миром виртуальным, о подавляющем влиянии рекламы и на интеллект, и на нравственную сферу, о формировании «психологии толпы», когда недопустимо быть немодным, не как все, об алкогольной или наркотической зависимости, начинающейся во все более раннем возрасте, об элементарном неумении общаться, выстраивать в речи причинно-следственные и другие логические связи и доносить их до собеседника, и еще меньшее умение выслушать другого, понять и ответить на чужую позицию аргументированно и без оскорбления.

Все это никак не совместимо с тем поведением, которое производно религиозному сознанию. Причина этого противоречия состоит в том, что большая часть не только молодежи, но и всего населения страны, идентифицируя себя с православными, не имеют и малейшего представления о сути православного вероисповедания, а, следовательно, трудно ожидать от них поведения, соответствующего православному миросозерцанию.

Не случайно Поместный Собор 2009 года центральной задачей объявил преодоление разрыва между христианством номинальным и настоящим. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью газете «Известия» 12 мая 2009 года отметил: «Восприняв Православие как культурную традицию, важно понять и принять ее духовно-нравственное основание. От внешнего необходимо двигаться к внутреннему. К этим «культурным» православным и обращена сегодня в первую очередь миссия Церкви». Ибо изменения, которые происходят сегодня в Церкви, не касаются вероучительных основ, а связаны с административным управлением, формами и методами проповеди, способами миссионерского служения, которые должны сделать Церковь более открытой, более близкой современному человеку.

Обращаясь, прежде всего, к духовенству, Святейший Патриарх призывает: «Мы должны научиться озвучивать вечные истины применительно к сегодняшнему дню, открывая присутствие Христа в современной жизни, в обстоятельствах настоящего времени. Церковь должна жить нуждами своего народа, привнося духовно-нравственное измерение в различные сферы общественной жизни. Мы не должны создавать себе уютный мирок «спасительного гетто», но обязаны идти к людям, входить в их жизнь с проповедью, делом, любовью…».

Сегодня необходима молодежь, способная критически воспринимать все то, что предлагает современный мир, и отвергать все то, что оказывается губительным для человека. Если хотите – это есть один из главных вызовов современности, держать ответ, на который призваны все мы, соборно осмыслив ситуацию и приняв адекватные меры во всех сферах общественной жизни.

Решение этой задачи невозможно без получения качественного образования, частью которого должно стать воспитание личности и гражданина, обретение молодыми людьми ценностных ориентиров в жизни. В условиях, когда в современном обществе все более и более становятся размытыми грани между добром и злом, а рамки приемлемых обществом нравственных норм все более и более расширяются, становится проблематичной социализация молодого поколения. При этом важнейшей и незыблемой основой воспитания юношей и девушек становятся традиции нашего Отечества, которые позволяют молодым людям во всех жизненных ситуациях сделать правильный выбор, сохранить устойчивость в безбрежном бушующем океане страстей. Хранительницей подлинных отечественных традиций, позволяющих обрести смысл жизни, а, следовательно, жизненные ориентиры в нашем обществе является Русская Православная Церковь.

В прошлом году мы отмечали 90-летие мученического подвига российских новомучеников, которые, умирая за Христа, в годины лихих испытаний явили свидетельства о силе и правде Церкви, сохраняя для нас Слово Христово и Его Церковь. «Нравственной скрепой» между прошлым, настоящим и будущим российского Отечества назвал их мученический подвиг Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Важно, чтобы тот подъем в духовно-просветительской работе, связанный с этим юбилеем, не превратился в очередную компанию, а стал началом системной работы в школах, во всех учебных заведениях по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Сегодня нередко стараются представить ситуацию таким образом, что якобы Церковь пытается лоббировать введение в образовательную программу какого-то отдельного предмета, в то время как предметом подлинной и единственной нашей общей заботы является падение нравственного климата среди учащихся. Это тем более странно, что именно у нас в Перми в 2007 году на Образовательном форуме Приволжского федерального округа «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность» (Пермь, 23-24 августа 2007 года) представителями государственного, негосударственного и религиозного образования был найден подход, в соответствии с которым мировоззренческий предмет, обязательный к преподаванию в школе, носит вариативный характер и может преподаваться учащимся только по выбору родителей, то есть разные мировоззренческие группы получали бы его в духе своих убеждений. Православные – в православном духе, мусульмане – в исламском, неверующие – в духе светской этики и т. д. Вместе с этим Святейший Патриарх Кирилл заметил: «…в стране, культурный код которой сформирован Православием, подрастающие граждане не могут не иметь базовых представлений о православной культуре, об иконописи, церковной архитектуре, историческом пути Православной Церкви. Такие же знания о других традиционных религиях страны могут содержаться в курсах истории, обществознания».

После Образовательного форума практически прошло уже два года, однако этот проект по сей день так и остается благим пожеланием. Только вследствие активной деятельности краевого Общества православных педагогов имеются серьезные подвижки в этом направлении в Кунгурском, Чусовском, Добрянском районах нашего края. А это важнейший образовательный проект, по мере реализации которого можно будет судить о степени гражданской зрелости и ответственности за судьбу нашего Отечества, за его будущее не только в конкретно взятом поселении, городе, административном районе, но и регионе в целом.

Есть надежда, что в рамках работы XI Прикамского Народного Собора получат всестороннее осмысление насущные проблемы образования и науки, культуры и искусства. Уверен, что XI Прикамский Народный Собор памяти просветителей славян святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, проводимый в Прикамье совместно с празднованием Дней славянской письменности и культуры, откроет новые перспективы консолидации современного общества на основе исторических духовно-нравственных и культурных традиций нашей страны.

Хочется надеяться, что в будущем году мы сделаем серьезные шаги на пути преодоления искусственных препятствий, воздвигнутых на пути сотрудничества Русской Православной Церкви, российского государства и общества в деле воспитания подрастающего поколения и создания условий для подлинного осуществления принципа свободы совести в областях образования и культуры.

Желаю всем вам, глубокоуважаемые организаторы и участники XI Прикамского Народного Собора, Божией помощи в ваших трудах, успехов на ниве духовно-нравственного просвещения и призываю на всех вас Божие благословение.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

23 мая 2009 года, Прикамский Народный Собор

город Пермь