Общество православных педагогов PDF Печать E-mail

13 марта 2007 года

 

ПОСЛАНИЕ

Епископа Пермского и Соликамского Иринарха

участникам Учредительного собрания

Общества православных педагогов

«Под небесным покровительством святителя Стефана Великопермского»

 

Глубокоуважаемые представители администрации,

досточтимые участники Учредительного собрания –

православные педагоги Пермского края,

всечестные отцы священнослужители,

братия и сестры!

 

Сердечно приветствую всех Вас – священнослужителей и православных мирян, собравшихся сегодня в этом зале с целью учредить новое общественное объединение – Общество православных педагогов «Под небесным покровительством святителя Стефана Великопермского».

Должен подчеркнуть, прежде всего, своевременность и необходимость создания данного православного общественного объединения, главной целью деятельности которого должно стать стремление сохранить в водовороте современных реформ основные ценности и традиции отечественного образования, которые накапливались в нашем обществе веками.

 

В последние годы мы стали свидетелями стремительных перемен в российском образовании, являющихся прямым следствием излишней торопливости некоторых чиновников от образования, пытающихся – во что бы то ни стало – подстроить отечественное образование под некий западный стандарт. Под натиском тенденций и планов, уже принятых в разных странах мира, включая Россию, многие облеченные властью чиновники стремятся ускоренными темпами унифицировать образование в нашей стране, но в результате их излишнего «преклонения перед просвещенным Западом» ценности и традиции отечественного образования оказываются «за бортом» современных реформ.

Не может не беспокоить наше общество и крайне низкий духовно-нравственный уровень современной молодежи. Однако пока мы ведем долгие дебаты о необходимости введения в школах курса по православной культуре и этике, в учебные заведения разного уровня каким-то образом – без всяких дебатов – проникают свои и заграничные сектанты и, орудуя, как у себя дома, сеют в молодые души плевелы чуждой нам культуры, ведущей к отрицанию наших отечественных духовных и культурных ценностей.

Распространено и достаточно укоренилось мнение, что в нашем многоконфессиональном обществе школа должна сохранять нейтралитет и быть отстранена от вопросов веры. Действительно, современная светская школа официально не является антирелигиозной, однако религиозные вопросы, в которых усматривается ложная опасность разделения людей, преднамеренно вынесены за рамки школы. Поэтому школы, работающие под знаком якобы внерелигиозного просвещения, неизбежно ведут к неверию. Современное полуотрицание религии в школе со временем вновь может привести к последовательному и серьезному ее отрицанию, то есть к атеизму. А что есть атеизм, как не «псевдорелигиозная вера» в отсутствие Бога?

К сожалению, светская школа в наше время живет идеей анархического, бессистемного раскрытия личности ребенка. В такой школе, «свободной» (а на деле закрытой) от влияния Церкви, дети вовсе не воспитываются в подлинной свободе, ибо одна из важнейших сил подлинно свободного бытия человека – духовная сила – в ней оказывается искусственно отстраняемой и заглушенной. В результате, девизом светской школы сегодня является «образование для жизни и для карьеры», который все больше сводится к решению чисто утилитарно-практических задач.

И наоборот, одной из задач православного воспитания является раскрытие и укрепление «дара свободы» (Гал. 5,13), ибо апостол Павел прямо призывает нас «стоять в свободе» (Гал. 5,1). Но свободное раскрытие души ребенка никоим образом не означает оставление детской души на произвол судьбы, не предполагает искусственного замалчивания взрослыми вопросов веры и церковной жизни. Задача воспитания – помочь человеку стать свободным, оказать ему помощь на пути восхождения к этой свободе.

Прошло более 15 лет со времени перестройки, когда началось духовное пробуждение и возрождение нашего народа. Все дальше и дальше мы оставляем позади кровавые ужасы тоталитаризма 20-го века. Куда же мы теперь идем? За кем идем? Какой будет новая эпоха? Не получится ли так, что, увлеченные внешним блеском западной цивилизации с ее мнимыми либеральными (земными!) ценностями, из одной крайности мы ударимся в другую? Или все-таки мы найдем свой золотой, серединный путь? Путь, на котором отечественные историко-культурные традиции будут бережно храниться, передаваться новому поколению и развиваться дальше? Примет ли новое поколение нашу эстафету или оставит нас на обочине? Все эти вопросы ждут безотлагательного ответа. То, каким будет мир завтра, зависит от нашего с вами выбора сегодня.

Нам уже нельзя молчать. Голос православных педагогов в защиту души ребенка от погибели должен прозвучать отчетливо и непоколебимо. Он должен соединиться с голосами других здоровых сил в нашем обществе. Настало время объединить наши усилия, чтобы помочь друг другу выстоять в нелегком деле противостояния злу и защиты от разрушения наших духовных, нравственных и культурных ценностей.

Желаю успешной работы сегодняшнему Учредительному собранию и надеюсь, что под небесным покровительством святителя Стефана Великопермского учреждаемое ныне новое общественное объединение – Общество православных педагогов Прикамья будет плодотворно трудиться во славу Божию на ниве духовного просвещения Пермского края, чтобы – вновь напомню сказанные выше слова – в водовороте современных реформ мы смогли сохранить ценности и традиции отечественного образования, которые накапливались в нашем обществе веками.

Благословение Божие да сопутствует Вам в Ваших трудах на благо российского народа и нашего земного Отечества!

 

Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

 

13 марта 2007 года

город Пермь