Храм иконы Божией Матери "Отрада и утешение" PDF Печать E-mail

 

3 мая 1997 года


ХРАМ - ПАМЯТНИК РУССКОЙ СКОРБИ,

сооруженный в Москве на Ходынском поле,

близ Николаевских казарм

 

В тумане уходящих лет

Геройских дел тускнеет пламя,

Но зарасти не может след

К борцам, друзьям за наше знамя:

В Первопрестольной дивный храм

Взойди в него, увидишь там

Следы имен под куполами.

Не плачь, скорбя перекрестись,

Прочти их молча и учись,

И поучайся их делами!

В. Пуришкевич.

 

Все дореволюционные Храмы-Памятники отличаются друг от друга по размеру, стилю или по предназначению, но у всех остается ведущая идея, охватившая сознание целой эпохи и воплощенная в формуле: “Православие, Самодержавие, Народность”. Зрелость осмысления формулы и сознательная приверженность к ней многих и многих граждан Российской Империи в начале XX века как в капле воды отражается в истории создания в Москве на Ходынском поле церкви в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение”.

Словосочетание “Храм-Памятник” появилось в русском обиходе после Отечественной войны 1812 года, когда возникла потребность увековечить память русских воинов, погибших или увенчавших себя подвигами в борьбе с нашествием армии Наполеона. Наиболее ярким выражением реализации этой потребности явилось сооружение в Москве храма Христа Спасителя.

 

Храм-Памятник Русской Скорби, о котором пойдет речь, также занимает особое место не только среди храмов Москвы, но и всей России. Это единственный памятник защитникам Отечества, оказавшимся в списке жертв революционного мятежа 1905 года. Постройка его стала данью древнейшей на Руси традиции воздвигать храмы в память не только о великих победах, но и о великих бедствиях народных.

Дореволюционное наименование Храма-Памятника Русской Скорби выглядело следующим образом: “Храм в честь иконы Божией Матери , именуемой “Отрады, или Утешения”, сооруженный ... для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады, как памятник бывшему московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского военного округа Его Императорскому Высочеству Великому Князю Сергию Александровичу, своею смертью от руки злодея-революционера запечатлевшему свою преданность Царю и Родине, а равно и всем верным долгу и присяге слугам Царским, павшим от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству” (Из надписи, выгравированной на металлической доске и положенной в основание фундамента при закладке первого камня здания храма).

Трагические события 1905 года потрясли Российскую Империю от западных границ государства до восточных его окраин. Началом кровавых деяний террористов-революционеров разных ориентаций стало убийство генерал-губернатора Москвы Великого Князя Сергия Александровича Романова (29.04 1857 г.- 4.02 1905 г. по ст. ст.), погибшего от рук эсера- революционера И.П.Каляева и положившего собой начало списку жертв революционных событий тех лет, имена которых впоследствии были увековечены на внутренних стенах Храма-Памятника Русской Скорби для молитвенного поминовения павших на вечные времена.

Об истории сооружения Храма-Памятника на Ходынском поле известно следующее. 2 декабря 1906 года почетный член Русского монархического собрания в Москве, уроженец Донской области, действительный статский советник Иван Андреевич Колесников вошел к московскому генерал-губернатору и командующему войсками Московского военного округа с прошением, в котором, в частности, значилось:

“Вполне признавая те необычайные усилия, которые понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных ее жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить, за свой собственный счет и под моим личным наблюдением, храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады, в месте их расположения, на Ходынском поле, на следующих условиях.

1. Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой “Отрада и Утешение”. Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве “отраду” за понесенные труды и “утешение” в случае постигающего их горя.

2. Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, своею смертью от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине.

3. Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге Слуг Царских, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма для вечного в нем о них поминовения” (1).

Через несколько дней после подачи этого прошения были утверждены планы и фасады храма, разработанные ранее и поданные вместе с прошением. Весной следующего 1907 года, в день рождения убиенного Великого Князя, состоялась торжественная закладка храма, престол которого позднее был освящен в честь иконы Божией Матери, именуемой “Отрада, или Утешение”, празднуемой 26 января (ст. ст.) - 3 февраля (н. ст.).

История иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” возводит нас на святую гору Афон в Ватопедский монастырь, в Благовещенском храме которого и пребывает чудотворный образ Покровительницы святой горы Преблагословенной Владычицы Богородицы.

В 807 году подошла к святой Афонской горе шайка разбойников, которые намеревались на рассвете дня ворваться в один из лучших монастырей - Ватопедский, избить иноков и расхитить монастырское богатство. Но Покровительница всей святой Афонской горы Пресвятая Дева Богородица не допустила осуществиться злодейскому и варварскому замыслу безбожников.

Когда закончилась утреня и вся братия разошлась по своим кельям на временный отдых, в церкви остался настоятель Ватопедского монастыря и занялся совершением своего утреннего молитвенного правила перед иконой Богородицы. Углубившись в сердечной молитве он неожиданно был поражен ясно слышанными им предостерегающими словами, исходящими от этой иконы: “Не открывайте сегодня ворот обители, но взойдите на стены монастыря и разгоните разбойников”.

Игумен, смущенный услышанным им предостережением, устремил свой взор на икону и увидел, что лик Богоматери и лик Младенца оживились. Предвечный Младенец, простирая десницу и закрывая ею уста Своей Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: “Нет, Мати Моя, не говори им: пусть они будут наказаны”. Но Богоматерь, стараясь удержать Своей рукой руку Сына Своего и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же слова.

Игумен, пораженный ужасом, тотчас же собрал братию монастыря и все они были изумлены, когда увидели, что лик Богоматери и Младенца, и очертания иконы стали совершенно иными, чем прежде. В чувствах живой признательности иноки монастыря прославили заступление и промышление о них Пресвятой Богородицы и милующего их ради Ее ходатайства Господа. После этого они поспешили на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойнической шайки.

С тех пор эта чудотворная икона Богоматери известна под именем “Отрады, или Утешения”. Положение лиц Богоматери и Спасителя осталось в том виде, какой оно приняло при услышанном игуменом троекратном голосе: Божественная Матерь уклонилась лицом Своим вправо от простертой десницы Предвечного Ее Младенца и старается ее отвлечь от уст Своих, чтобы иметь возможность свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным инокам святой горы Афонской. На лице Богоматери ясно выражается сострадательная любовь; взор Ее дышет милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лицо Предвечного Младенца-Бога не таково: оно, можно сказать, грозно и движение гнева заметно во всех его чертах, а взор Его полон строгости и неумолимого суда (2).

В конце XVII века этот образ был написан на стене посвященного ему придела в новом монастырском Благовещенском соборе. До сих пор в Ватопедском монастыре сохранился обычай постригать в иночество только здесь. Именно с этого образа списки дошли до России (3). Их было немного, а один образ стал келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, а потом был помещен при его гробнице.

Строитель Храма- Памятника Русской Скорби И.А.Колесников своеобразно истолковал смысл иконы Пресвятой Богородицы, именуемой “Отрада, или Утешение”: “отрада” за понесенные воинами труды и “утешение” в их скорбях и горе.

Выбор места для строительства был продиктован острой необходимостью в храме для двух значительных войсковых подразделений: 1-го Донского казачьего полка и 1-й гренадерской артиллерийской бригады, - в конце XIX века разместившихся в новых Николаевских казармах, весьма далеко от летних военных лагерей, посреди которых стоял храм преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Место определили между казармами и строящейся Солдатенковской, ныне Боткинской больницей (4).

Разработанный известным архитектором Владимиром Дмитриевичем Адамовичем проект полкового храма на Ходынском поле сохранился в Российском государственном военно-историческом архиве (5). Талантливый и хорошо образованный стилизатор создал храм по мотивам византийского православного зодчества, соединенными с традициями русской церковной архитектуры. Современники отмечали сходство композиции памятника с одним из лучших творений византийского зодчества XIII-XIV веков - церковью Святых Апостолов в Фессалониках. На самом деле московская церковь напоминает не только этот, но и многие другие византийские памятники. В нем использована византийская “полосатая кладка”, в которой плинфа перемежалась с известняком (здесь - пояса из облицовочного кирпичика и штукатурки, имитирующей блоки белого камня). Чисто византийские детали - ордерные колонки в простенках окон четверика, звонницы, хоров и венчающего храм центрального большого барабана. По греческим рисункам составлены орнаменты порталов. Ярусы звонницы напоминают византийские нартексы. Однако трехчастная композиция храма “кораблем”, одночастная и сильно вынесенная апсида, бесстолпность основного объема, наличие трапезной - это традиционные приемы русского зодчества. Световую главу окружают декоративные малые главы. Храм при Николаевских казармах стал неординарным событием в московской архитектуре (6).

Грандиозное торжество закладки храма состоялось на пасхальной неделе 1907 года, во время съезда монархической организации “Объединенный русский народ”, в день рождения убиенного Великого Князя 29 апреля (ст. ст.). После панихиды в Чудовом монастыре у могилы Сергея Александровича крестный ход с главными кремлевскими святынями и Иверской иконой Божией Матери двинулся из Кремля к Ходынскому полю. У места закладки шествие соединилось с крестным ходом из гарнизонного храма преподобного Сергия. Принесенные святыни поставили в шатре, вокруг которого расположились развернутым строем: 1-й Донской казачий полк, в сотенных колоннах, 1-я Гренадерская артиллерийская бригада, гренадеры и сумские драгуны с двумя хорами трубачей и оркестром полковой музыки.

Молебствие с водосвятием было совершено священномучеником Владимиром, тогда еще митрополитом Крутицким и Коломенским (мученически скончался 25 января 1918) в сослужении епископов и военного духовенства. В углубление, предназначенное для закладки, были опущены монеты, вставлена доска и первый камень положил священномученик Владимир, второй камень был положен храмоздателем И.А.Колесниковым, затем клали камни епископы и командующий войсками округа. Кроме того, закладка была совершена по разным углам, причем окропление их святой водой совершал сам митрополит. Торжество закончилось многолетием, а затем, при возглашении “Вечной памяти” погибшим вся масса народа, как один человек, опустилась на колени. Крестный ход направился обратно в Кремль, а на Ходынском поле состоялся военный парад (7).

Храм в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” был построен за два года. Этапы строительства подробно освещались в газете “Московские церковные ведомости” и архивных материалах (8). Недостроенному еще храму была посвящена книга, в которой есть слова, являющиеся достойным ответом тем, кто в наше время выступает против открытия старых и особенно строительства новых храмов: “Для православного человека нет надобности объяснять и оправдывать построение какого бы то ни было храма. Где есть хотя бы горсточка русских людей, хотя бы одна семья - есть потребность молитвы, исповедания веры и совершения таинств,- есть потребность в церкви”.

5 апреля (ст. ст.) 1909 года состоялось освящение храма архиерейским чином: священномученик Владимир, митрополит Крутицкий и Коломенский, в присутствии вдовы убиенного Великого Князя Сергия Александровича - преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, Алапаевской (мученически скончалась 5 июля по ст. ст. 1918 года), при большом стечении войсковых частей и народа совершил великое освящение Храма-Памятника Русской Скорби. Было сказано много прочувствованных слов о погибших героях, о долге и чести, о вере и готовности народа к защите основ русской государственности.

Храм, в котором свободно помещалось 500 человек, производил величественное впечатление. До нас дошли только описания внутреннего убранства церкви, фотографии его интерьера не сохранились.

В высокой арке, открывающейся в алтарь, стоял двухъярусный иконостас из белого мрамора с золотой отделкой. Царские врата и боковые двери иконостаса, а также хоросы (древняя форма паникадил), светильники и утварь были выполнены московской фирмой Немирова-Колодкина из бронзы с серебряными украшениями.

Иконы были написаны известным московским иконописцем В.П.Гурьяновым на металлических досках. В нижнем ярусе иконостаса стояли храмовые иконы Спасителя и Божией Матери, сплошь покрытые шитыми золотом ризами, украшенными жемчугом и драгоценными камнями (дар инокинь Старо-Черкасского Ефремовского Донского монастыря). Две иконы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, подаренные Троице-Сергиевой Лаврой и освященные на мощах преподобного Сергия, стояли по бокам иконостаса в особых мраморных киотах. В дар от Семеновского полка принесен запрестольный образ Воскресения Христова, поставленный на горнем месте.

В иконостасе над царскими вратами и над иконой “Тайная Вечеря” была помещена мозаичная копия лика Спасителя в терновом венце, исполненного художником В.М.Васнецовым для усыпальницы при церкви лейб-гвардии Семеновского полка. По рисунку В.М.Васнецова и под его руководством в Московском Алексеевском монастыре была вышита Святая Плащаница.

Но самой главной достопримечательностью церкви стали большие из белого мрамора доски на боковых стенах с выгравированными золотом именами “всех крамолою убиенных”. 1845 имен! Мраморные доски соединяла начертанная на средней арке надпись: “Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15,13). Как писал современник: на стенах храма “развернут список Иезекиилев, в котором описаны печаль, рыдание и горе... Это, начиная с Великого московского Князя, мартиролог убиенных охранителей русской самобытности и гражданственности. И этот свиток представлен пред Лице Бога, судящего неправду людскую и подающего у алтаря Своего мир скорбящим за близких верующим сердцам. И как выразитель такой великой идеи, Ходынский храм будет особенно дорог Москве” (10).

И он действительно был дорог. Здесь молились солдаты и жители, отсюда уходили на фронт во время первой мировой войны, сюда несли свою скорбь о разрушении России в первые годы революции. Известно, что в этом храме неоднократно молилась преподобномученица Великая Княгиня - матушка Елисавета Феодоровна, вдова убиенного Великого Князя Сергия Александровича, а позднее настоятельница основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия.

После революционных событий 1917 года отношение к Храму-Памятнику Русской Скорби резко изменилось: все, что было связанно с царской семьей и с именем убиенного Великого Князя Сергия Александровича стало представляться для власть придержащих опасным и нетерпимым. И тем не менее поначалу, как и повсеместно, в 1921 году была зарегистрирована община верующих, которая получила в пользование церковное здание и имущество. В списках прихожан уже не было военных. Это были в большинстве своем сестры милосердия и врачи Солдатенковской больницы, а также соцслужащие, рабочие, крестьяне, наездники московского ипподрома. Священником в эти годы был иеромонах Иеракс (Бочаров), служивший прежде в больничном храме святых бессребреников Космы и Дамиана. В описи имущества этого времени перечислены все иконы, богослужебные предметы и другая утварь. Сотрудники музейного отдела Главнауки пытались придать храму статус памятника архитектуры, дав ему наилучшую характеристику: “По своей красоте и оригинальности постройки все в целом заслуживают учета и охраны”. Особо отмечен был мраморный иконостас, хоросы, семисвечник и подсвечники в духе Оловяннишниковых произведений. На звоннице было 10 колоколов от 15 фунтов до 150 пудов весом.

В 1922 году в “пользу голодающих” из церкви забрали серебряных предметов весом 1 пуд 33 фунта, а 15 декабря 1923 года вышло постановление Президиума Моссовета за № 262 о закрытии полковой церкви и передаче ее Тренировочной Эскадрилье Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота для учебных мастерских, поскольку, как было указано в постановлении, “верующих в церкви мало, службы совершаются редко...”

5 февраля 1924 года было вновь официально подтверждено постановление о закрытии храма и 19 февраля 1924 года Храм-Памятник Русской Скорби был закрыт и превращен в учебные мастерские. В распоряжение эскадрильи “для хозяйственных нужд” было передано все оставшееся имущество храма: иконостасы мраморный и дубовый (из ранее закрытой больничной церкви святых бессребреников Космы и Дамиана), Святая Плащаница работы художника В.М.Васнецова, богослужебные Евангелия и напрестольные кресты, книги, облачения и другая церковная утварь. Таким образом, иконостасы и утварь были куда-то вывезены, мраморные доски с именами погибших со стен сняты, колокола сброшены. Затем снесли все главы, звонницу, сломали ограду, внутри сделали междуэтажные перекрытия. Так началась новая печальная история храма - история его постепенного разрушения и стирания из памяти народной увековеченных на его стенах для вечного поминовения имен погибших воинов.

После 1926 года храм вновь открывался на короткое время, о чем свидетельствует пристроенный к звоннице притвор, которого еще не было на фотографии, сделанной в 1926 году. Но некоторое время спустя церковь вновь была закрыта и приспособлена теперь уже под общежитие для рабочих авиационного завода “Знамя Труда”, в каковом качестве просуществовало здание церкви до начала Великой Отечественной войны. В военные годы храм использовался под склад, а в последние десятилетия здесь размещался слесарный и столярный цех того же завода “Знамя Труда”.

Разросся и подошел вплотную к храму комплекс Боткинской больницы. На бывшей церковной территории было построено новое здание Патолого-анатомического комплекса (морга больницы). По плану реконструкции больницы место под храмом должно было отойти под площадку для разворота автомашин, а храм решено было снести.

Времена, однако, изменились: вместе с процессами гласности и перестройки неумолимо приближалось время гарантированной свободы совести и открытия церквей. В 1989 году, в день празднования Преображения Господня, в Свято-Даниловом монастыре состоялось учредительное собрание православной Общины храма во главе с сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата игуменом Иринархом (Грезиным), а 9 января 1990 года, в день Кровавого воскресенья, Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал церковный приход. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в марте 1990 года игумен Иринарх был назначен настоятелем вновь открывающегося храма в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение”. Начался трудный путь за освобождение здания церкви от заводского цеха. И лишь в конце года Общине удалось получить сначала малый уголок на 1-м этаже, а перед Рождеством Христовым здание было полностью освобождено. 3 января 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятель храма игумен Иринарх /Грезин/ освятил храм малым чином освящения.

В то время, когда еще множество граждан нашей страны не спешило открыто заявлять об убеждениях совести и своей благосклонности к религии, бывший главный врач Боткинской больницы И. П.Кузин впервые открыто и мужественно заявил о важности открытия храма при больнице, чем оказал неоценимо положительную роль для открытия первого больничного храма в СССР (проект нового законодательства о свободе совести и религиозных объединениях даже не предусматривал возможности открытия больничных храмов). Несмотря на отсутствие законодательных разрешений, Совет по делам религий впервые за годы советской власти зарегистрировал храм при больнице. Однако этому храму не суждено было стать первым: авиационный завод “Знамя Труда” не спешил с передачей церковного здания, а тем временем при 1-й градской больнице, где администрация быстро оценила все положительные стороны от служения религиозных сестер милосердия, была открыта и освящена больничная церковь. Время шло и настроения администрации Боткинской больницы постепенно менялись в другом направлении: в лице заместителей гл. врача Г. А.Мишиной и В. И.Зыкова, а позднее и самого гл. врача И. П.Кузина начались создаваться непреодолимые препятствия пастырскому вхождению церкви в жизнь госпиталя. Примером этому служит больничный храм святых бессребреников Космы и Дамиана, препятствия открытию которого длились в течение 5 лет и именно по вине этих трех ответственных лиц администрации больницы до сих пор церковь официально не передана Московской епархии.

И только при новом гл. враче А. П.Сельцовском изменилось отношение к церкви в сторону положительную. Стало возможным завершение оформления документации на возвращение церковного здания ее законному владельцу – Русской Православной Церкви, а не банкирам для размещения банка и других коммерческих структур.

В настоящее время больничная церковь - часовня святых бессребреников Космы и Дамиана, находящаяся на территории Московской городской клинической больницы им. С.П.Боткина, согласно Решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II утверждена в качестве приписного храма к церкви в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле г. Москвы со статусом больничного храма. Нынешнее руководство Здравоохранения Москвы положительно относится к открытию церкви-часовни на территории больницы.

Посещение духовенством храма больных в Боткинской больнице для совершения треб осуществлялось постоянно. Все препятствия этому были окончательно сняты, как уже было сказано, гл. врачом А.П.Сельцовским (ныне председатель Комитета здравоохранения Москвы). Однако, организованного церковного движения милосердия по оказанию помощи медицинской или патронажной создать не удалось.

В контакте с руководством больницы и медицинского училища, размещенного на больничной территории, Община храма пыталась еще в 1991 году организовать при больнице служение сестер милосердия, которое начато было с большим энтузиазмом. К глубокому сожалению, эйфория увлечения Церковью у многих постепенно стала угасать. Необходимо было переходить от слов к делу, однако к этому времени и у главного врача больницы и у директора медицинского училища охладел интерес... Вместо помощи доброму начинанию церкви, как это было сделано в 1-й градской больнице, надолго последовал нескончаемый поток препятствий, не угасший еще и до сего дня.

Последнее весьма и весьма печально, поскольку вплоть до закрытия храма в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” в 1924 году именно при нем существовала Община сестер милосердия, состоявшая из медицинских сестер и врачей тогда еще Солдатенковской больницы. В создании этой Общины принимала участие сама преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Федоровна, Алапаевская, свято чтившая память своего бывшего супруга убиенного Великого Князя Сергия Александровича Романова, в память которого и был сооружен сей дивный храм. До сих пор среди старейших сотрудников больницы жива память о тех медицинских сестрах милосердия, которые еще в послевоенные годы работали в больнице, самозабвенно сохраняя обеты безбрачия и полнейшего посвящения своей жизни служению больным и страждущим от тяжких заболеваний.

Итак, храм был открыт. Начались бесконечные заботы по его реставрации. Была очищена от мусора и бесполезных пристроек церковная территория, временно востановлены прогнившие подземные коммуникации, сооружена церковная ограда, восстановлены звонница, большой и малые барабаны (купола) и бесчисленное множество других более мелких работ. От прежнего здания церкви уцелели только стены и винтовая лестница, ведущая на хоры - все остальное выполнено заново. Одного только кирпича при восстановлении исторического здания церкви было израсходовано более 100 тысяч штук.

Одна из рабочих бригад была сформирована из больных алкоголизмом и желающих освободиться от тяжкого недуга зависимости от алкоголя. Ими выполнена масса самых тяжелых, черновых работ и их вклад в дело восстановления храма трудно оценить по достоинству... Направлению данного контингента рабочих на реабилитацию в храм Община обязана бывшему главному наркологу города Москвы, гл. врачу городской наркологической больницы № 17 Э.С.Дроздову и зав. отделением этой больницы врачу-психиатру Н.И.Правдюкову.

Дело в том, что в 1990 году при храме было учреждено Православное Братство Трезвости “Отрада и Утешение”, которое просуществовало до конца 1995 года и было упразднено в силу отсутствия у храма средств на его содержание. В Братстве накоплен большой опыт работы с больными алкоголизмом и наркоманией и собран богатый материал по опыту преодоления алкогольной зависимости представителями религиозных организаций в Соединенных Штатах Америки. Проведено два советско-американских церковных семинара по преодолению алкоголизма и наркомании (в каждом участвовало до 80 человек, специализирующихся в данной области), совершена поездка в Соединенные Штаты с целью ознакомления с работой реабилитационных центров в городах четырех штатах США.

На каждом листе проекта храма, созданного архитектором В. Д.Адамовичем и утвержденного создателем храма И. А.Колесниковым и генерал-губернатором Москвы, значится надпись: “Проект храма Донским казакам в г. Москве на Ходынском поле”. В связи с этим нужно особо отметить роль по возрождению храма казаками, членами Московского землячества Союза Казаков России, которые в количестве до 10 человек постоянно каждую субботу в течение 5 лет неизменно являются в храм как на государственную службу и трудятся “не щадя живота своего” над восстановлением исторического облика своего казачьего храма, бывшего когда-то полковым. По сей день все эти работы возглавляет старейшина Союза Казаков Московского землячества Сергей Александрович Павлов.

Таким образом, за прошедшие годы внешний облик храма был воссоздан почти полностью. Проектная документация на весь объем работ, включая инженерное обеспечение, разработана в институте “Спецпроектреставрация”. Автор проекта архитектор-реставратор Э.Э Наседкин, который на основе изучения архивных материалов выпустил замечательный проект реставрации здания храма, уже подписанного к сносу. В здании устроено новое отопление, положен пол из розового византийского мрамора, оборудован под Воскресную школу подвал. Храму частично возвращена принадлежавшая ему ранее территория, где предполагается выстроить комплекс зданий для Центра Общины сестер милосердия храма и Боткинской больницы, которую предстоит возродить заново, для Воскресной школы, мастерских и хозяйственных служб.

Глубокую признательность и благодарность за благотворительную помощь по воссозданию храма церковная Община приносит префекту Северного административного округа М.Т.Демину, первому заместителю префекта Н.П.Перфильевой и супрефекту Муниципального округа “Беговой” Е.Н.Андрианову, благодаря вниманию и заботам которых стали возможными помышления о развитии полноценной жизнедеятельности прихода в предстоящем ближайшем будущем, его служении Русской Православной Церкви, благу Отечества и воспитанию достойного гражданина великого государства Российского.

В текущем 1997 году при храме возобновились занятия в Воскресной школе, которые проходят в отремонтированном и специально приспособленном для занятий подвальном помещении.

Перед аркой въездных ворот храма установлена надпись: “Храм-Памятник Русской Народной Скорби”. Станет ли он таковым вновь? Напишут ли снова на его стенах имена погибших и продолжится ли этот список новыми именами в знак признательности потомков перед павшими ... на вечное их поминовение? Выполнит ли Москва свой долг перед теми, кто в 1905 году защитил страну от надвигавшегося террора и отодвинул на целых 12 лет послереволюционные репрессии, которые впоследствии будут наименованы сталинскими, с их миллионами неповинных жертв, начало списка которых было выгравировано на беломраморных досках, установленных в Храме-Памятнике Русской Скорби?

По Промыслу Божию Храм-Памятник Русской Скорби возведен именно в том месте, неподалеку от которого позднее был установлен памятник революционерам 1905 года. Сегодня оба они являются памятниками своей эпохи и свидетельствуют о тех трагических, кровавых событиях Российской истории начала XX столетия, в которых как в двух каплях воды отразились две противоположные идеологии, приведшие к жесточайшему столкновению людей и отозвавшиеся великой скорбью в сердцах матерей, не дождавшихся возвращения своих сыновей.

Разница их состоит в том, что Церковь скорбит вместе со своим народом о павших сынах Отечества и молится об их вечном упокоении, а памятник революционерам 1905-го и сегодня вещает нам о непримиримой жестокости и ненависти к классовым врагам, о безумстве кровавой борьбы за земное благополучие народа без религии и без Бога. Храм сквозь века истории возвещает нам о вечности правды и нравственных начал в человеке, а памятник революционерам 1905 года - о несбыточности идеалов всеобщего блага на земле и об их временном, насильственном и кровавом насаждении в жизни Русского государства.

Трудно, а порой и невозможно сегодня судить о тех событиях, которые предшествовали 1917 году, но от каждого из нас зависит, сохраняться ли эти памятники для назидания потомкам в качестве молчаливых, но живых свидетелей истории о нашей всенародной трагедии “давно минувших дней”.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой “Отрады, или Утешения”, сооруженный на Ходынском поле в Москве, в память Великого Князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки злодеев-революционеров. М., 1909.

2. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. Под редакцией Е.Поселянина. Издатель П.П.Сойкин. Бесплатное приложение к журналу “Русский Паломник” за 1909 год.

3. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902, с. 174.

4. ЦИАМ, ф. 179, оп. 7, д. 946, 1906 г.

5. РГВИА, ф. 349, оп. 19, дд. 3968-3969, 1906 г.

6. Московский архитектурный мир. В. 1, М., 1912, с. 57.

7. Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой “Отрады, или Утешения”, сооруженный на Ходынском поле в Москве, в память Великого Князя Сергея Александровича и всех верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки злодеев-революционеров. М., 1909.

8. Московские церковные ведомости. № 19, 1907, с. 583; № 27, 1908, с. 583.

РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 556, 1909 г.

РГИА, ф. 806, оп. 4, д. 923, 1909 г.

9. Искры, № 14. М., 1909, с. 106.

Московские церковные ведомости. № 15, 1909, с. 294-299.

10. ЦГАМО, ф. 66, оп. 18, д. 133, 1919-1924 гг.

 

НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ИГУМЕН ИРИНАРХ

_________________________________

 

24 октября 1996 года


АТАМАНУ СОЮЗА КАЗАКОВ

ДЕПУТАТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Г-НУ А. Г. МАРТЫНОВУ


Уважаемый Александр Гаврилович!

 

Храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле г. Москвы благодарит Союз Казаков за многолетние труды по возрождению ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ, понесенные членами возглавляемого Вами Союза Казаков.

В соответствии с многовековой исторической традицией государства Российского на Руси всегда воздвигались храмы в воздаяние памяти о судьбоносных для Отечества событиях. Среди них в Москве сооружены Покровский собор на Красной площади, Храм Христа Спасителя и др. храмы-памятники, включая возведенный в последнее время храм на Поклонной горе. Все эти храмы являются мемориальными архитектурными сооружениями, служащими для увековечения славы и доблести героических предков, положивших жизни свои на алтарь Отечества.

В 1909 году список славных подвигов сынов Отечества, достойных памяти благодарных потомков, был пополнен сооружением единственного в нашей стране ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКОРБИ на Ходынском поле г. Москвы, который был освящен в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение”. Храм этот был призван увековечить память славных подвигов казаков и других воинских чинов, павших во время трагических для Отечества событий 1905-1906 годов. С самого начала строительства храм предназначался для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской графа Брюса бригады, чтобы, по словам основателя И.А.Колесникова, действительного статского советника и уроженца Донской области, “наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получали в молитве “отраду” за понесенные ими труды и “утешение” в случае постигающего их горя”. В качестве полкового храм состоял до революционных событий 1917 года.

После возвращения храма Русской Православной Церкви в 1990 году в работах по возрождению его исторического облика активное участие принимает группа членов Московского землячества Союза Казаков.

Уважаемый Александр Гаврилович ! Учитывая многолетний, регулярный и бескорыстный труд по возрождению храма, считаю возможным просить Вас решить положительно вопрос о поощрении нижепоименованных казаков, проявивших особое усердие в восстановлении сего ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ:

1. Воронин Михаил Михайлович,

2. Егоров Глеб Александрович,

3. Иванов Алексей Аркадьевич,

4. Кузнецов Анатолий Иванович,

5. Максимов Юрий Васильевич,

6. Мельников Владимир Алексеевич,

7. Павлов Сергей Александрович,

8. Филиппов Сергей Сергеевич.

Копия письма направлена в Московскую Патриархию.

 

С глубоким уважением

 

НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ИГУМЕН ИРИНАРХ

24 октября 1996 года

_________________________________

 

№ __20___ _17_ ___февраля____ 1997 г.

 

МЭРУ МОСКВЫ

Г-НУ Ю.М.ЛУЖКОВУ


Уважаемый Юрий Михайлович !

 

С 1991 года ведется восстановление ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ, сооруженного в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле г. Москвы.

В 1995 году по Вашему распоряжению в ответ на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в этом приняло участие и московское Правительство. Работы по реставрации храма были включены в программу ремонтно - реставрационных работ на 1995-1996 годы по объектам культового назначения, а заказчиком на производство работ в храме определен УКРиС - Управление капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения московской Мэрии.

Для выполнения работ в храме УКРиС привлек в качестве подрядчика ТОО “НИВА” (генеральный директор А.М.Белоцерковский). Адрес: Москва, ул. Луганская, д. 4, к.1. Тел. 425-90-68.

За выполненные в 1995 году работы по восстановлению храма УКРиС перечислил ТОО “НИВА” 439.378.965 рублей. Эти деньги были перечислены ТОО “НИВА” по указанию А.М.Игуменова - заместителя директора УКРиС, которому Белоцерковский представлял процентовки на выполненные работы.

А.М.Белоцерковский не допускал представителей храма к составляемой на выполняемые работы документации, а когда нам с ними удалось ознакомиться, то налицо были злоупотребления: приписки больших объемов выполненных работ, а также включение в процентовки, оплачиваемые УКРиСом таких работ, которые ТОО “НИВА” не выполняло вообще: окрытие медью четверика и алтарной апсиды храма, установка купольных крестов, прокладка эл. кабеля, воссоздание кирпичной кладки купола центрального барабана.

В действительности же крыша храма до сих пор покрыта не медью, а рубероидом и протекает, хотя согласно представленным для ознакомления храму А.М.Игуменовым финансовым отчетам крыша уже покрыта листовой кровельной медью. Старый эл. кабель порван в нескольких местах и находится в аварийном состоянии, а заново проложенный силами храма осенью 1995 года эл. кабель не подключен из-за отсутствия у храма средств, в то время как на бумаге он давно сдан в эксплуатацию и 47 млн. руб. за его прокладку получены Белоцерковским. Возведение центрального барабана с установкой крестов выполнены храмом, а списаны Белоцерковским, которому перечислено за работу 82 млн. руб.

Но самое безнравственное “деяние” подрядчика заключается в том, что не заинъецированы трещины в сводах и стенах храма и не сделаны металлические тяжи для укрепления церковных сводов, грозящие возможностью их обрушения. После завершения кирпичной кладки барабана центрального купола своды храма дали новую трещину, которая сегодня видна невооруженным взглядом. Согласно инженерным исследованиям заинъецированный в 1994 году от крестообразной трещины свод может не выдержать нагрузки вновь возведенного центрального барабана и обрушиться. Последнее не беспокоит ни УКРиС, ни подрядчика ТОО “НИВА”.

Таким образом, 145.542.376 руб. получены подрядчиком ТОО “НИВА” от УКРиС сполна, а работа на данную сумму им не выполнена до сих пор вообще (справка о приписках прилагается).

Все случившееся стало возможным ввиду того, что заключение договоров на выполнение всех видов работ осуществлялось, минуя храм, заказчиком УКРиС непосредственно с ТОО “НИВА”. Все попытки храма остановить злоупотребления ген. подрядчика через УКРиС, в частности через зам. директора УКРиС А.М.Игуменова, который после долгих мытарств вынужден был частично признать приписки А.М.Белоцерковского (копия акта о приписках от 27.06.96 прилагается), но так и не принял мер к их исправлению, были бесплодными.

С июля 1995 года по май 1996 года ни один представитель от УКРиС не был на объекте с целью проверки, а все подписи, подтверждающие наличие выполненных работ, ставились со слов А.Белоцерковского. Я неоднократно в 1996 году обращался к А.М.Игуменову по поводу липовых процентовок, составляемых А.М.Белоцерковским. А.М.Игуменов дважды (в мае и июне 1996 г.) выезжал в храм, на место работы, со своими людьми, производил обмеры, убеждался в обоснованности наших утверждений, но как говориться “воз и ныне там”, то есть никаких мер к возврату денег , отпущенных на реставрацию храма фактически не принял.

3 октября 1996 года я сообщил о всех этих злоупотреблениях в письменном виде лично начальнику УКРиС И.С.Коробкову. Письменное обращение к начальнику УКРиС И.С.Коробкову от 27 сентября сего 1996 года за № 53 (копия прилагается) осталось безответным. Прошло почти полгода и опять никаких мер не принято.

Таким образом по самым скромным подсчетам из 439.378.965 рублей, перечисленных за работы в храме, 269.314.649 рублей не подтверждаются, то есть украдены.

Мало этого (украденного), А.М.Белоцерковскому хватило наглости и он обратился в Арбитражный суд гор. Москвы с иском храму, о взыскании дополнительно 198.190.849 рублей.

Дело в том,что в 1995 году ТОО “НИВА” приступило к производству работ по восстановлению полов в храме согласно заключенного с храмом Договора подряда № 3 от 7 августа 1995 года, которые уже в течение 1,5 лет находятся в незавершенном состоянии по причине нарушения подрядчиком проекта и условий Договора.

Cогласно проекта устройство полов должно быть выполнено из мраморной полированной плиты. Подрядчик ТОО “НИВА” использовал для устройства полов в нарушение проекта доломитовый камень, применяющийся в качестве отделочного материала для внутренних работ. Но даже и этот несоответствующий проекту строительный материал (камень) завезен подрядчиком лишь частично, в количестве недостаточном для завершения полного объема работ.

Работы по устройству полов в храме выполнены подрядчиком некачественно, само выполнение реставрационных работ не согласовано с Заказчиком и Проектной организацией, дефекты не устранены.

Частично выполненные из доломита полы в храме находились в эксплуатации 1,5 года, но уже начали разрушаться от постоянно проявляющейся генетической (природной) трещиноватости камня, которая в результате периодического воздействия влажности все более и более проявляется и увеличивается, что приводит к быстрому истиранию полов. В результате присущей доломиту открытой пористости при периодическом мытье полов камень легко впитывает влагу, а вместе с ней и мельчайшие частицы грязи, становиться грязного, неприглядного вида. Согласно заключению экспертизы доломитовые полы подлежат снятию и замене другим материалом - мрамором (копия акта от 7.02.97 г. прилагается). Наглядным примером разрушения доломитовых полов служат положенные этим же горе-подрядчиком УКРиСа полы в московском храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (Москва, ул Б. Полянка, 29а), где они уже сегодня подлежат полной замене новыми.

Обращение А.М.Белоцерковского в Арбитражный суд гор. Москвы с иском храму закончилось для него безрезультатно: суд не принял его лже-доводов и вынес решение в пользу храма, а на самого Белоцерковского заведено уголовное дело в Северном административном округе г. Москвы по делу злоупотреблений выделенными на реставрацию храма денежными средствами. Однако и это не образумило его и он продолжает преследовать храм, поддерживаемый зам. директора УКРиС А.М.Игуменовым. Вот такую память оставил по себе рекомендованный от УКРиС подрядчик ТОО “НИВА”, навязанный храму для ведения реставрационных работ.

Уважаемый Юрий Михайлович! Храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле г. Москвы просит Вас защитить храм от посягательств подрядчика, воздействия на которого затруднены по причине прикрытия его силами УКРиСа. Храм просит Вас оказать содействие храму и привлечь к ответственности виновных в расхищении государственных средств, отпущенных на восстановление нашего храма.

Информация о злоупотреблениях подрядчика ТОО “НИВА” направлена мною также Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

К письму прилагается копия Вашего ответа за № 4-19-11078/4 от 7.02.95 г. на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II.

С глубоким уважением

Настоятель храма игумен Иринарх

 

Приложить только:

Акт от 7.02.97.

Справка о приписках - 1 стр.

_________________________________

 

2 марта 1997 года

 

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ АРСЕНИЮ

АРХИЕПИСКОПУ ИСТРИНСКОМУ

ВИКАРИЮ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ


ОБЪЯСНЕНИЯ

по заявлению А. М. Белоцерковского

 

Считаю необходимым сообщить по заявлению А.М.Белоцерковского от 10 февраля 1997 года на имя Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II следующее.

Восстановление храма в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле началось в 1991 году. К настоящему времени значительная часть работ выполнена при крайне тяжелом финансовом положении.

В связи с ходатайством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на имя мэра г. Москвы Ю.М.Лужкова работы по ремонту храма были предусмотрены в программе ремонтно-реставрационных работ на 1995-1996 годы по объектам культового назначения, заказчиком на производство работ было назначено Управление капитального ремонта и строительства московской мэрии (УКРиС).

Именно УКРиС подыскал подрядчика ТОО “НИВА” (генеральный директор А.М.Белоцерковский) и вступил с ним в договорные отношения, а впоследствии полностью оплатил представленные подрядчиком процентовки. ТОО “НИВА” получило за выполненные работы по двум договорам 439.378.965 рублей.

Долгое время никакие документы, подтверждающие виды выполненных ТОО “НИВА” в храме работ, их объем, стоимость, нам не предъявлялись, не говоря о том, что выполненные работы принимались не храмом, а УКРиСом. При этом Белоцерковский все время заявлял, что храм не является стороной договора и он отчитывается только перед УКРиСом (А.М.Игуменов). Когда же нам удалось заглянуть в составленные им процентовки, принятые к оплате Игуменовым, то причина стала понятна: из перечисленных УКРиСом 439.378.965 рублей Белоцерковскому 221.407.674 рублей списаны незаконно, то есть похищены (справка о финансовых злоупотреблениях Белоцерковского при производстве работ в храме прилагается).

После наших неоднократных требований Игуменов был вынужден выехать в храм со своими подчиненными для контрольного обмера выполненных работ и составить 27 июня 1996 года акт, копия которого прилагается. Этим документом подтверждается завышение Белоцерковским объема выполненных в храме гранитных и мраморных работ.

Затем я неоднократно письменно обращался по поводу выявленных финансовых злоупотреблений Белоцерковского и к Игуменову и к директору УКРиСа И.С.Коробкову, однако мои обращения остались без должной реакции и ответа этих должностных лиц. Что можно думать после этого ?!

5 декабря 1996 года о злоупотреблениях Белоцерковского поставлен в известность прокурор г. Москвы, который поручил следственным органам проверить изложенные выше факты и решить вопрос о возбуждении уголовного дела (письмо органа милиции о возбуждении против А.М.Белоцерковского уголовного дела по признакам п. “Б”, ч. 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрена уголовная ответственность за хищение чужого имущества в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой).

Таким образом, вышеизложенное наглядно подтверждает, что представляет собой А.М.Белоцерковский, а также бездоказательность утверждений автора заявления о клевете и угрозах в его адрес с моей стороны.

Белоцерковский понимает, что угроза потерять свободу уже реальна, так как смею заверить, что по пустякам и бездоказательно уголовные дела со столь серьезными обвинениями не возбуждаются.

Что касается спора по оплате стоимости работ по реставрации каменных полов в храме согласно договору между храмом и ТОО “НИВА” от 7 августа 1995 года, то инициатором иска было ТОО “НИВА”, а храм был ответчиком.

Подрядчик в нарушение нашей договоренности использовал для настила полов не мрамор, а доломит, указав в процентовке стоимость работ как выполненных из мрамора, что повлекло приостановление мною дальнейшего настила таких полов, так как храм с такими полами долго функционировать не может, что впоследствии было подтверждено заключением независимых экспертов.

По этому спору Арбитражным судом г. Москвы 20 января 1997 года принято решение (прилагается), в котором содержится оценка доводов сторон, а также решение по существу спора. Такие решения имеют преюдициальный характер и ими следует руководствоваться при оценке добросовестности утверждений автора заявления. Белоцерковским это решение суда в установленном порядке не обжаловано.

Утверждения Белоцерковского о том, что “игумен Иринарх хочет погубить его предприятие, а также об угрозах жене и семье”, содержащиеся в его заявлении от 10 февраля 1997 г., беспочвенны, не подтверждены никакими фактами и доказательствами, а следовательно, клеветнические.

Полагаю, что последнее слово в разборке махинаций Белоцерковского должно принадлежать следственным органам, налоговой инспекции и судебным органам. Честному человеку, каким себя представляет в указанном заявлении А.М.Белоцерковский, бояться нечего.

Приложение: упомянутое по тексту на 4-х листах.

 

Настоятель храма игумен Иринарх

2 марта 1997 года

_________________________________

 

21 ноября 1998 года

 

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ

И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II


РАПОРТ


Ваше Святейшество!

 

В предстоящем 1999 году исполняется годовщина 90-летия со дня освящения ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ, сооруженного на Ходынском поле Москвы близ бывших Николаевских казарм в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение”.

Освящение храма было совершено в 1909 году священномучеником Владимиром, в то время митрополитом Московским, в неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха), которая пришлась в том году на 5 апреля по ст. ст.

На освящении храма присутствовала преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Алапаевская, в то время вдова погибшего от рук убийцы бывшего генерал-губернатора Москвы (убит террористом-эсером И.П.Каляевым 5 февраля 1905 года) Великого Князя Сергея Александровича Романова, в память вечного поминовения которого и воздвигнут сей храм, наименованный современниками ХРАМОМ-ПАМЯТНИКОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКОРБИ.

В этом же наступающем 1999 году исполняется и 10-летие со дня учреждения Общины храма: учредительное собрание Общины храма в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение”, на котором было принято решение об открытии на территории Московской городской клинической больницы им. С.П.Боткина тогда еще первого больничного храма в Москве, состоялось в конференц-зале Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата 19 августа 1989 года в день празднования Преображения Господня.

После передачи Общине церковного здания и открытия храма (ноябрь 1990 года) по благословению Вашего Святейшества церковь была освящена настоятелем храма малым чином освящения 3 января 1991 года, когда и была совершена первая (после закрытия храма в 1924 году) Божественная Евхаристия.

Смиренно прошу благословения Вашего Святейшества на проведение в день престольного праздника храма 3 февраля 1999 года праздничных торжеств по случаю 90-летия со дня освящения храма (1909-1999) и 10-летия со дня учреждения Общины храма (1989-1999) и сыновне прошу Ваше Святейшество посетить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” в сей знаменательный для Общины храма день для совершения Божественной Евхаристии с полным чином освящения престола храма.

Сыновне испрашиваю святых молитв Вашего Святейшества и благословения.

 

Вашего Святейшества смиренный послушник

Настоятель храма игумен Иринарх

21 ноября 1998 года

________________________________________________

 

20 января 1999 года

 

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ

И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II


РАПОРТ


Ваше Святейшество !

 

Сыновне благодарю Вас за благосклонность к нам и согласие Вашего Святейшества посетить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” на Ходынском поле Москвы в знаменательный для Общины храма день престольного праздника для совершения Божественной Евхаристии с полным чином освящения престола храма - в год 90-летия со дня освящения храма (1909-1999) и 10-летия со дня учреждения Общины храма (1989-1999). Имеем упование на Господа, что зажженная в этот день Вашим Святейшеством лампада Света Христова в стенах некогда поруганной, а ныне возрожденной святыни храма, просветит Божественным Светом веры душу всякого христианина, который войдет в двери Дома Господня по зову Отца Небесного.

За истекшие со дня учреждения годы церковно-приходская Община прошла трудный путь возрождения порушенной национальной святыни - ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ на Ходынском поле и положила начало восстановлению приписного больничного храма святых бессребреников Космы и Дамиана.

В 1989 году, в день празднования Преображения Господня, состоялось первое - учредительное собрание Общины храма в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение”, на котором было принято решение открыть в Москве тогда еще первый в СССР больничный храм на территории Московской городской клинической больницы им. С.П.Боткина.

Общине потребовалось полтора года только для того, чтобы “убедить” администрацию военного авиационного завода “Знамя Труда” (ныне ГУП МАПО “МИГ”) освободить здание храма от станков и возвратить его Московской епархии. В январе 1991 года по благословению Вашего Святейшества церковь была освящена малым чином освящения. За истекшее десятилетие прихожане храма прошли трудный путь возрождения здания и окружающей его территории из руин, в буквальном понимании этого слова, приложили много усилий для возрождения жизнедеятельности прихода.

В июле 1993 года вышло Постановление Правительства Москвы о передаче здания больничной церкви-часовни святых бессребреников Космы и Дамиана (расположена на территории Московской городской клинической больницы им. С.П.Боткина) в ведение Общины храма. Решением Вашего Святейшества данная церковь-часовня утверждена в качестве приписной к храму в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” со статусом больничной церкви. Однако только после многолетних усилий (декабрь 1997 года) Община храма смогла добиться от администрации Боткинской больницы передачи здания церкви-часовни Московской епархии Русской Православной Церкви для осуществления в нем реставрации и возрождения богослужебной деятельности и пастырского окормления госпитализированных больных Боткинской больницы и онкологических больных, находящихся на лечении в клинике Онкологического научно-исследовательского института им. П.А.Герцена.

Еще многое предстоит сделать церковной Общине для возрождения полноты жизнедеятельности храма и приписной к нему больничной церкви-часовни, но уже и сегодня, в канун празднования 90-летия со дня освящения храма и 10-летия со дня учреждения церковной Общины, ряд лиц из числа прихожан заслуживают особого внимания к их неустанным труды и поощрения за проявленное ими усердие в течение прошедшего десятилетия.

Учитывая понесенные труды за истекшие годы со дня учреждения, смиренно прошу благословения представить к Патриаршим наградам ко Дню Престольного праздника на усмотрение Вашего Святейшества следующих членов Общины храма в честь иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” на Ходынском поле Москвы, более других потрудившихся на благо Святой Церкви и отличившихся усердием по возрождению жизнедеятельности прихода ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ:

 

I. Орден Русской Православной Церкви:

 

1. Э.С.Дроздов

2. А.И.Латынин

3. Н.И.Правдюков

 

II. Медаль Русской Православной Церкви:

 

1. С.А.Павлов

2. А.А.Иванов

3. А.И.Кузнецов

4. А.Д.Дорохов

5. Ю.В.Максимов

 

III. Патриаршая грамота:

 

1. А.А.Баранова

2. Н.Ф.Корнакова

3. М.К.Корнеева

4. А.Ф.Леонидова

5. В.С.Лихолитов

6. Г.Н.Надеждина

7. Э.Э.Наседкин

8. Э.А.Частникова

 

Список прихожан с краткой характеристикой их вклада в дело возрождения жизнедеятельности прихода храма прилагается. Все указанные лица ранее не награждались Патриаршими наградами.

Смиренно испрашиваю святых молитв Вашего Святейшества и Первосвятительского благословения.

Вашего Святейшества смиренный послушник

Настоятель храма игумен Иринарх

20 января 1999 года

___________________________

 

20 января 1999 года

 

ХРАМ - ПАМЯТНИК РУССКОЙ СКОРБИ


ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ”

НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ ГОРОДА МОСКВЫ

/сооружен в 1907-1909 гг. как полковой храм 1-го Донского им. кн. А.В.Суворова казачьего полка/


СПИСОК

ПРИХОЖАН ХРАМА ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ПАТРИАРШИМ НАГРАДАМ

 

 

I. ОРДЕН РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:

 

1. ДРОЗДОВ Эдуард Семенович ( в крещении Николай), 1935 г.р.

Один из инициаторов открытия больничного храма на территории больницы в 1989 году. До недавнего времени занимал пост главного врача Московской городской наркологической больницы № 17. Все прошедшие годы с самых первых дней активно помогал восстановлению храма, способствовал привлечению в храм материальных и человеческих ресурсов для осуществления реставрационных работ.

Член Приходского собрания храма с 1992 года, член Ревизионной комиссии храма с 1995 года.

 

2. ЛАТЫНИН Алексей Иванович, 1960 г.р.

Донской казак. Подполковник Российских Вооруженных сил, инженер - строитель. Помогает ведению реставрационных работ с 1991 года, предоставляя в распоряжение храма строительную технику и механизмы для выполнения самых разнообразных работ по реставрации и строительству на церковной территории.

Член Приходского собрания храма с 1992 года, член Ревизионной комиссии храма с 1995 года.

 

3. ПРАВДЮКОВ Николай Иванович, 1948 г.р.

Врач - нарколог, заведующий 33-м отделением Московской городской наркологической больницы № 17. Помогает ведению реставрационных работ с 1991 года. Ежедневно в течении семи лет направлял в храм на реабилитационные работы группу от 5 до 15 человек больных алкоголизмом для выполнения самых различных хозяйственно - строительных и реставрационных работ.

Член Приходского собрания храма с 1992 года.

 

II. МЕДАЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ:

 

1. ПАВЛОВ Сергей Александрович, 1925 г.р.

Донской казак. Инженер-механик по самолетостроению (1951-1991 гг.)

1991-1996 гг. - 1-й зам. старшины Совета стариков Союза Казаков, старшина Совета стариков Московского землячества Союза Казаков. В настоящее время старейшина Московского землячества Союза Казаков. Член Наградной комиссии Союза Казаков России, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

С 1991 года в качестве инициатора возглавляет работу казаков на церковной территории по восстановлению и реставрации храма.

Член Приходского собрания храма с 1992 года.

 

2. ИВАНОВ Алексей Аркадьевич, 1921 г.

Донской казак. Член Совета Стариков Московского землячества Союза Казаков. Председатель Наградного отдела Союза Казаков России. Подполковник в отставке, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

С 1992 г. помогает восстановлению и реставрации храма.

 

3. КУЗНЕЦОВ Анатолий Иванович, 1957 г. р.

Член Московского землячества Союза Казаков. Врач-дантист. С 1992 г. каждую субботу с усердием трудится на церковной территории - участвует в работах по восстановлению и реставрации храма.

 

4. МАКСИМОВ Юрий Васильевич, 1950 г. р.

Член Московского землячества Союза Казаков. Инженер-конструктор. С 1992 г. каждую субботу с усердием трудится на церковной территории - участвует в работах по восстановлению и реставрации храма.

 

5. ДОРОХОВ Александр Демьянович, 1951 г. р.

Член Московского землячества Союза Казаков. Судомеханик, юрист (майор милиции). С 1992 г. каждую субботу с усердием трудится на церковной территории - участвует в работах по восстановлению и реставрации храма.

 

III. ПАТРИАРШАЯ ГРАМОТА:

 

1. БАРАНОВА Александра Алексеевна, 1913 г. р.

Прихожанка храма с 1991 года. С времени открытия храма и до сего дня вместе с церковной Общиной, несмотря на возраст, терпеливо несла тяготы восстановления и реставрации храма.

 

2. КОРНАКОВА Наталья Федоровна, 1911 г.р.

Прихожанка храма с 1990 года. Все эти годы вместе с церковной Общиной, несмотря на возраст, терпеливо несла тяготы восстановления и реставрации храма.

Член Приходского собрания храма.

 

3. КОРНЕЕВА Мария Кузьминична, 1921 г.р.

Прихожанка храма с 1991 года. С времени открытия храма и до сего дня вместе с церковной Общиной, несмотря на возраст, терпеливо несла тяготы восстановления и реставрации храма.

Член Приходского собрания храма.

 

4. ЛЕОНИДОВА Аграфена Федоровна. 1919 г.р.

Прихожанка храма с 1991 года. С времени открытия храма и до сего дня вместе с церковной Общиной, несмотря на возраст, терпеливо несла тяготы восстановления и реставрации храма. В настоящее время несет послушание алтарницы.

 

5. ЛИХОЛИТОВ Владислав Семенович, 1940 г. р.

Прихожанин храма с 1990 года. Один из инициаторов открытия храма при Боткинской больнице, участник Учредительного собрания Общины храма в 1989 году (в качестве журналиста “Медицинской газеты”), принимал активное участие в приближении дня открытия церкви. Принял Крещение в храме иконы Божией Матери “Отрада, или Утешение” после его открытия. Журналист. Главный редактор газеты “Медицинская Академия”, зам. главного редактора газеты “Вести медицины”.

 

6. НАДЕЖДИНА Галина Николаевна, 1946 г.р.

Прихожанка храма со дня его открытия. С февраля 1995 года исправно несет послушание в качестве помощника Председателя Приходского совета храма.

Член Приходского собрания храма с 1994 года.

 

7. НАСЕДКИН Эдуард Эдуардович (в крещении Виктор), 1937 г.р.

Прихожанин храма с первых дней его открытия. Архитектор - автор проектной документации на ведение реставрационных работ по восстановлению исторического облика храма. Ведет архитектурный надзор за ходом реставрационных работ с 1990 года.

Член Союза Архитекторов с 1979 года. С 1971 года по настоящее время является главным архитектором проекта реставрации церковных памятников архитектуры в Великом Устюге. Награжден медалью “За трудовое отличие” и “Ветеран труда”.

Член Приходского собрания храма, председатель Ревизионной комиссии храма с 1997 года.

 

8. ЧАСТНИКОВА Элеонора Александровна (в крещении Елена), 1947 г.р.

Прихожанка храма с 1992 года. Директор строительного коммерческого предприятия ООО “Литер-90”. Постоянно помогает храму стройматериалами, в течение нескольких лет направляет своих рабочих в храм для выполнения реставрационно-строительных работ в качестве благотворительности.

 

Настоятель храма игумен Иринарх

20 января 1999 года

_________________________________

 

14 января 2001 года

 

ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ

И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II


РАПОРТ


Ваше Святейшество!

 

Учитывая понесенные труды, начиная с дней учреждения храма и по настоящее время, в дополнение к письму от 12 января сего 2001 года за № 2 сыновне прошу благословения Вашего Святейшества представить на Ваше Первосвятительское усмотрение к Высоким Патриаршим наградам – Благословенной Патриаршей Грамоте ко Дню Престольного праздника храма следующих лиц:

1. Е.Н.Андрианов, Глава Управы района «Беговой» Северного административного округа города Москвы;

2. А.В.Малюга, заместитель генерального директора Фирмы «ИЛЭН»;

 

I. АНДРИАНОВ Евгений Николаевич, Глава Управы района «Беговой» Северного административного округа города Москвы. Тел. раб. 214-78-91.

Постоянная забота о восстановлении ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ СКОРБИ на Ходынском поле Москвы, проявленная в течение всего прошедшего десятилетия, начиная с 1992 года.

Заботами Главы Управы изготовлена и уложена в храме солея из белого турецкого мрамора, произведены монтажные работы по прокладке внутренней электропроводки в приписном больничном храме, многократно осуществлена защита интересов храма во властных структурах, особенно при отчуждении земельного участка, демонтаже линии железной дороги, оказана благотворительная помощь по оплате стройматериалов и бетонных изделий и др.

Среди многих других работ следует отметить, что благодаря благотворительной помощи Управы с территории двух храмов вывезено невероятное количество строительного мусора и иного, десятилетиями наросшего грунта от бездумной эксплуатации бывшими арендаторами территорий храмов, выполнено много других работ по приведению церковной территории в надлежащий вид.

Ранее не награждался Патриаршими наградами.

II. МАЛЮГА Александр Васильевич, 1945 года рождения. Тел. 173-19-87.

С 1962 года работал на авиационном комплексе им. С.В.Илюшина, с 1980 года – ведущий инженер-конструктор.

С 1 декабря 1990 года по настоящее время – заместитель генерального директора Фирмы «ИЛЭН». Женат, трое детей.

Все прошедшие годы со дня обращения Общины храма в 1991 году в Фирму «ИЛЭН» с просьбой о материальной помощи храму, вместе с генеральным директором Фирмы В.Г.Климовицким принимает активное участие в финансовой поддержке производства реставрационных работ в храме. Особо следует отметить его заботу о новом строительстве на церковной территории.

Александр Васильевич всегда, даже в самые трудные для Фирмы годы, заботился об интересах храма и находил возможность оказать посильную благотворительную помощь, чем содействовал ходу реставрационных работ в храме.

Ранее не награждался Патриаршими наградами.

Настоятель храма игумен Иринарх

14 января 2001 года

_________________________________

 

6 июня 2002 года.


ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ

СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ

И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЮ II


Почетного настоятеля храма

иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»

на Ходынском поле Москвы,

епископа Пермского и Соликамского Иринарха


РАПОРТ


Ваше Святейшество!

 

23 июня сего 2002 года, в день празднования Святой Пятидесятницы, исполняется юбилейная дата - 65-летие со Дня рождения председателя Приходского совета храма иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле Москвы - Наседкина Эдуарда (в крещении Виктора) Эдуардовича.

За истекшие годы со дня учреждения Общины храма Э.Э.Наседкин прошел вместе с церковно-приходской Общиной трудный путь возрождения из руин, в буквальном понимании этого слова, порушенной святыни - ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКОРБИ на Ходынском поле Москвы.

С 1990 года Э.Э.Наседкин работал в храме «Отрада и Утешение» как архитектор-реставратор, главный автор проекта восстановления исторического вида храма. Позднее к обязанностям Э.Э.Наседкина прибавилось послушание председателя Ревизионной комиссии храма, а с текущего 2002 года он был избран председателем Приходского совета храма.

Совместно с другими членами Приходского совета много сил и трудов приложил Э.Э.Наседкин к тому, чтобы возвратить Общине здание больничной церкви-часовни святых бессребреников Космы и Дамиана (на территории Московской городской клинической больницы им. С.П.Боткина), утвержденной Вашим Святейшеством со статусом больничной церкви в качестве приписной к храму иконы Божией Матери “Отрада и Утешение».

В этой связи, в канун 65-летия со Дня рождения, хотелось бы отметить заслуживающее особого внимания усердие архитектора-реставратора, а теперь и председателя Приходского совета храма Э.Э.Наседкина, и во внимание к ее неустанным трудам ходатайствовать перед Вашим Святейшеством о нравственном поощрении за проявленное им усердие во славу Святой Христовой Церкви.

Учитывая понесенные труды за истекшие годы со дня учреждения, смиренно прошу благословения от имени Общины храма и себя лично представить на усмотрение Вашего Святейшества к Патриаршей награде - ордену Русской Православной Церкви в связи с 65-летием со Дня рождения председателя Приходского совета храма иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле Москвы Эдуарда Эдуардовича Наседкина, более других потрудившегося на благо Святой Церкви и отличившегося усердием по восстановлению и реставрации здания ХРАМА-ПАМЯТНИКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКОРБИ.

Краткая автобиография Э.Э.Наседкина и характеристика его вклада в восстановление храма:

С 1970 года, после завершения учебы в Московском архитектурном институте, Э.Э.Наседкин работает в объединении “Росреставрации” - институте “Спецпроектреставрации” в качестве главного архитектора проекта (ГАП).

В течение последующих трех десятилетий Э.Э.Наседкин работал архитектором-реставратором по восстановлению памятников церковной архитектуры - объектов города Москвы, Московской области, Вологодской, Архангельской и Ростовской областей.

1. Вологда: Владимирская, Георгиевская, Димитрия Прилуцкого церкви и Ферапонтов монастырь (Рождественский собор, церковь Мартиниана и крепостные стены монастыря).

2. Великий Устюг: Вознесенская, Николо-Гастинская с колокольней, Симеона Столпника с колокольней, Димитрия Солунского, Сергия Радонежского, Ильинская, Варлаама Хутынского, Рождества Иоанна Предтечи церкви, а также Михаило-Архангельский монастырь (Архангельский собор, Введенская церковь с трапезной, Настоятельские покои) и Троице-Глединский монастырь (Троицкий собор, Тихвинская церковь с трапезной, Успенская церковь с больничной палатой, угловая башня и каменная стена монастыря со святыми вратами).

3. Архангельская область: Димитрия Солунского в селе Ломоносово, Крестный монастырь на острове Кий (Кресто-Воздвиженский собор, Трапезная, Братские кельи, деревянная церковь “Всех святых”), Николо- Карельский монастырь в Северо-Двинске (Никольский собор, Успенская церковь с трапезной, Братские кельи).

4. Ростовская область (станица Старочеркасская): Преображенская, Донская и Петропавловская церкви.

5. Московская область: Кресто-Воздвиженский собор в селе Дорна Истринского района, Домовая церковь, Водосвятная часовня и Крестильня в селе Плесково, Трапезный корпус с кельями Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря (2002 год).

6. Москва: Храм иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле Москвы - ХРАМ-ПАМЯТНИК РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКОРБИ с комплексом новых строений храмового ансамбля, больничный храм святых врачей бессребреников Космы и Дамиана в Солдатенковской (ныне Боткинской) больнице.

7. Пермская Епархия: приступил к обследованию, проектированию и подготовке проектно-сметной документации на восстановление утраченных верхнего яруса колокольни и четырех малых куполов четверика Кафедрального Свято-Троицкого собора города Перми, а также готовит проект переустройства алтаря и солеи собора.

Э.Э.Наседкин имеет государственные награды: медаль “За трудовое отличие”, медаль “Ветеран труда”, медаль “В память 850-летия Москвы”.

С 1997 года – член-корреспондент Международной Академии КОНТЕНАНТ. Имеет удостоверение архитектора-реставратора высшей категории, выданное Министерством культуры Российской Федерации.

В феврале 1999 года награжден Благословенной Патриаршей Грамотой за труды по восстановлению храма иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле Москвы.

Вашего Святейшества смиренный послушник

 

Епископ Пермский и Соликамский Иринарх

6 июня 2002 года