Поиск по сайту
Наши сайты
Доклад от 2 июля 2009 г. (о передаче святых мощей) |
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ
СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ
И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ
Епископа Пермского и Соликамского Иринарха
РАПОРТ
Ваше Святейшество!
В 1997 году при археологических раскопках во время строительства подземных коммуникаций на территории Московского Кремля были обнаружены костные останки монахов XIV-XV веков, захороненные на кладбище Спасо-Преображенского мужского монастыря Московского Кремля. От этой обители до 1933 года сохранялся в Кремле только Спасо-Преображенский собор, служивший усыпальницей великих княгинь XIV века. В этом же соборе были погребены и честные останки святителя Стефана, епископа Пермского, которые позднее были открыты и установлены в храме, а затем вновь были сокрыты под спудом, по-видимому, по причине частых пожаров, нередко случавшихся в те годы в Московском Кремле. Но и этот последний монастырский храм был снесен в 1933 году. Исследования, проведенные экспертами-криминалистами в Кремле над обнаруженными в 1997 году костными останками, позволили получить важную информацию – фрагменты четырех костей, отличающихся от остальных отсутствием поверхностного слоя, разрушение которого произошло от кратковременного воздействия на них огня, принадлежат одному человеку – епископу Стефану Пермскому (+1396).
В резолюции покойного Святейшего Патриархи Алексия II от 31 октября 2008 года, положенной на Рапорте заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, было сказано: «Костные останки, предположительно святителя Стефана, епископа Великопермского, иметь в отдельном ковчеге и не захоранивать в склепе». В настоящее время данные «костные останки» мощей святителя Стефана Пермского, состоящие из четырех фрагментов костей: 2-х фрагментов левой и правой плечевых костей (диафизарные части) и 2-х фрагментов левой и правой бедренных костей (диафизарные части), – так и не были отправлены после завершения экспертизы в конкретные епархии, то есть в места их постоянного пребывания для почитания верующими. Согласно высказанному Вашим Святейшеством в присутствии протоиерея Владимира Клюева сразу же после обнаружения останков в 1997 году предположению о возможных местах будущего пребывания святых мощей, смиренно прошу Ваше Святейшество, если это не будет противоречить мнению Вашего Святейшества, благословить распределение четырех фрагментов «костных останков» святого святителя Стефана Пермского среди четырех епархий: Московской, Пермской, Сыктывкарской и Вологодской. Москва – поскольку святой святитель Стефан Пермский довольно часто приезжал в Москву для встречи с великим князем Московским и любил погостить в Свято-Троицкой обители у своего друга преподобного Сергия Радонежского. Пермь – поскольку все силы миссионерских и духовно-просветительских трудов святителя Стефана были направлены на Великую Пермь. Сыктывкар – поскольку епископская кафедра преемников святителя Стефана продолжительное время находилась в Усть-Выми на территории в пределах сегодняшних границ Сыктывкарской епархии. Великий Устюг – поскольку святитель Стефан был родом из этого города. Сыновне прошу Вас, Ваше Святейшество, если это также не будет противоречить мнению Вашего Святейшества, передать в Пермскую епархию часть «костных останков», представляющих собой фрагмент «правой плечевой кости» благословляющей десницы святителя Стефана Пермского, дабы святая десница Просветителя обширных просторов Перми Великой послужила новым благословением святителя Стефана Пермского и Вашим, Ваше Святейшество, первосвятительским благословением пермскому народу и губернскому граду Перми. В свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский видел над городом Пермь распростертый черный крест, воспринятый святым и праведным отцом Иоанном как пророческое предсказание жителям города и губернии о предстоящих народных бедствиях за грехи. Пророчество сбылось в годы послереволюционных событий, когда вследствие жестокостей и богоборческой политики пермских властей были не только расстреляны Царственные Страстотерпцы (в те годы Екатеринбург и, соответственно, Екатеринбургская епархия находились в административных границах Пермской губернии), но и уничтожены были все народные святыни, в силу чего на сегодняшний день во всей Пермской епархии нет не только святых мощей, но и значимых для русского народа православных святынь. Испрашиваю святых молитв Вашего Святейшества. Вашего Святейшества смиренный послушник
ЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ И СОЛИКАМСКИЙ
2 июля 2009 года город Пермь Исх. № 273 |