Поиск по сайту
Наши сайты
Доклад от 2 июля 2009 г. (открытие Соликамского викариатства) |
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ
СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ
И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛУ
Епископа Пермского и Соликамского Иринарха
РАПОРТ
Ваше Святейшество!
Смиренно прошу Ваше Святейшество рассмотреть на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви вопрос о восстановлении на севере Пермской епархии существовавшего до 1933 года Соликамского викариатства и возвращении Пермским Преосвященным титула «епископы Пермские и Кунгурские», имевшего место с 1916 года и измененного в декабре 1944 года на титул епископов Молотовских и Соликамских. Насущная необходимость открытия Соликамского викариатства обусловлена следующими причинами: Пермская епархия в настоящее время представляет собой территорию, на которой, с одной стороны, успешно развивается процесс возрождения церковной жизни в городе Перми и примыкающей к губернскому центру южной части епархии, центром которой всегда был город Кунгур. А с другой стороны, продолжается застой церковной жизни в северной части епархии со сложившимися центрами в старинных городах Соликамске и Чердыни, а также в городе Березники – втором по количеству населения городе края, и самом удаленном от Перми Коми-Пермяцком округе с центром в городе Кудымкаре.
Управление северной частью Пермской епархии из удаленного епархиального центра в городе Перми по мере возрождения церковной жизни в крае с каждым годом становится все более и более усложненным. Последнее связано с тем, что Пермский край, в границах которого размещена Пермская епархия, имеет протяженную территорию в сравнении с большинством других субъектов Российской Федерации. Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и охватывает примерно 1/5 часть территории Уральского экономического региона. Максимальная протяженность края с севера на юг – 645 км, а с запада на восток – 417,5 км. Епархиальный центр – город Пермь расположен в южной части Пермского края, а наиболее крупные города, расположенные на севере Пермского края, находятся на значительном удалении от краевого центра – на расстоянии от 200 км и более (во время архипастырских визитов на приходы порой приходится удаляться от епархиального центра на 350-400 км в одну сторону пути). В последнее пятилетие количественный уровень граждан, причисляющих себя к православному вероисповеданию, составляет около 80% населения Прикамья. Таким образом, православное население в Пермском крае превышает два миллиона граждан. В то же время преобладающее большинство духовенства на севере Пермской епархии не имеет богословского образования. Исключение из общего правила составляют несколько человек – выпускников Пермского Духовного Училища (учреждено в 2003 году), которые в течение последних двух лет были направлены нести послушание священнослужения на северные приходы. Основная часть священнослужителей, совершающих свое служение в северной части епархии, были рукоположены в период управления Пермской епархией предшественника по кафедре архиепископа Афанасия (Кудюка), когда в связи с увеличением числа приходов существовала острая нехватка в священнослужителях. При отсутствии епархиального духовного образования к рукоположению в сан в те годы допускались ставленники, совершенно неподготовленные к священнослужению, которые сразу же, буквально на следующий день после иерейской хиротонии отправлялись на удаленные северные приходы, не пройдя должной богослужебной практики в кафедральном соборе или под надзором опытных священников и благочинных. У таких священнослужителей отсутствуют элементарные знания по тем или иным разделам христианского вероучения, они не имеют должного духовного образования и зачастую абсолютно пассивны в приходском служении. Действия некоторых священнослужителей доходили до полного абсурда: настоятель храма в Ныробе (самый северный приход епархии), не имея практики самостоятельного совершения богослужений, вплоть до весны 2003 года никогда не служил Литургию у себя на приходе и даже не смог в присутствии отца благочинного найти в служебнике чинопоследование проскомидии, а совершаемое им ночное богослужение на Пасху ограничивалось пасхальным Крестным ходом, после которого настоятель вместе с паствой разговлялся за пасхальным столом. Об этом знали соседние священнослужители, но в силу родственных связей укрывали своего собрата (к 2002 году почти все немногочисленное духовенство на севере края в Соликамском благочинии было скреплено родственными связями, превратилось в своего рода «семейный подряд», и рассредоточить по епархии эти «узы родства и сложившуюся круговую поруку» среди северного духовенства оказалось непростым делом). До сих пор среди духовенства на севере остается нерешенной кадровая проблема, а вместе с ней не решены и проблемы имущественного (кафедральный собор и лучшие храмы Соликамска заняты под музеи и др.) и миссионерского характера (сектантский экстремизм и язычество, католический прозелитизм и др.), унаследованные мною вместе с вступлением в управление Пермской епархией. Пермский край до сегодняшнего дня остается одним из регионов России, где очень активны сектанты разного рода. Так сектантам, именующим себя христианами евангелистами – последователями «Нового Завета», удалось выкупить в Перми огромное здание бывшего ДК им. Ленина, ныне ставшего крупнейшим молитвенным домом неопятидесятников в Европе. Прозелитическую работу среди местного русского населения ведет Римо-Католическая Церковь под предлогом духовного окормления проживающих этнических поляков в Перми и этнических немцев на севере Пермского края. Активность этого процесса сегодня удалось приостановить, но необходимо учитывать, что уже завершено строительство католического миссионерского центра в Березниках, началось возведение стен костела под Чердынью и не угасает стремление построить католический храм в Соликамске, где на сегодня еще нет католиков, но есть глава города Соликамска, которому, как и главе города Березники, безразличны проблемы Православия и возрождения духовности среди населения на севере края. Если в ближайшие два-три года Пермская епархия не сможет создать достойный интеллектуальный и духовно-просветительский православный противовес католичеству в этих городах, Православие на севере Пермского края будет иметь большие проблемы в будущем. Сегодня необходимо говорить уже не о борьбе с католическим прозелитизмом среди русского населения, а о том, что нужно предпринять для защиты интересов Русской Православной Церкви на севере Пермской епархии, который искони был православным. Помимо всего этого в районах бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа предпринимаются попытки возрождения языческих верований. Ко всему этому следует напомнить о социальных обострениях, связанных с финансово-экономическим кризисом настоящего времени и разорением промышленных предприятий еще на постсоветском пространстве, соединенных с народным пьянством среди сельского населения, ростом детской беспризорности и другими проблемами социально-экономического характера. После воссоединения Пермской области и Коми-Пермяцкого национального округа на севере региона готовятся к осуществлению крупные проекты, которые позволят оживить социально-экономическую активность северных территорий. При этом в современных условиях процессы, протекающие в этой удаленной территории, носят динамичный характер и требуют непрерывного квалифицированного анализа, оперативного принятия решений и гибкого управления. Все это требует особого постоянного административного надзора, архипастырского душепопечения и духовно-просветительского руководства среди духовенства и населения севера Пермского края. Таким образом, в силу отсутствия духовного образования у духовенства на приходах севера Пермского края отсутствует миссионерская и антисектантская работа, которая должна проходить красной нитью через все сферы жизни епархии: богослужения и проповеди, миссионерские поездки по епархии, строительство новых и восстановление порушенных храмов и др. Направление духовенства на священнослужение в северные районы епархии до сих пор считается ссылкой и наказанием. Поэтому на приходах и в монастырях северной части епархии почти отсутствуют Воскресные школы для детей и Катехизаторские курсы для взрослых, в то время как именно здесь сегодня требуется возрождение православных духовных учебных заведений, которые смогли бы готовить будущих пастырей, псаломщиков, иконописцев из числа населения севера Пермского края. Большинство северных храмов, возвращенные епархии в начале 90-х годов прошлого столетия, до сих пор не отреставрированы (в течение почти двух десятилетий храмы остаются лишь приспособленными для совершения богослужений, дают доход на более-менее приличное, а порой и скудное содержание духовенства – на этом все и остановилось). Другие храмы и святыни, такие как Свято-Троицкий кафедральный собор и Богоявленская церковь в городе Соликамске, чудотворная икона-складень Святителя Николая Чудотворца времен Ивана Грозного и ряд других православных святынь не возвращены Православной Церкви. Отсутствует строительство новых храмов в промышленных и спальных районах городов севера края, возникших в двадцатом столетии в периоды «строек века». На севере Пермского края много территорий, где на 50 тысяч жителей, проживающих в разных населенных пунктах и на большом расстоянии друг от друга, приходится лишь по одному православному храму. По разным причинам, среди которых отсутствие материального достатка и духовного образования, приходы севера епархии не ведут никакой социальной церковной деятельности и не желают видеть в этом какой-либо смысл. В монастырях, расположенных в северной части епархии, монашеская жизнь находится в состоянии начального формирования. Монашествующие не имеют сложившегося опыта общежительного устройства и опытного духовничества. При этом внутри монашества нет единства и существует много тенденций к внутреннему разделению. Кроме того, не только на севере, но и во всем Пермском крае до сих пор до конца не решена проблема с разрозненностью группировок среди духовенства Пермской епархии. Все это говорит о необходимости восстановления кафедры викарного епископа в городе Соликамске, который в качестве помощника Правящего Архиерея разделит архипастырский труд Управляющего Пермской епархией по каноническому обустройству приходов и монастырей на севере края. Под контролем викарного епископа и его административным надзором во время епископских визитов будут находиться приходы и монастыри, расположенные в северных районах Прикамья и находящиеся под управлением Управляющего обширной Пермской епархией. Соликамское викариатство в Пермской епархии существовало в период с 1916 по 1933 годы. Учреждение викариатства в начале XX века привело к оживлению жизни Православия в северной части края. Восстановление Соликамского викариатства и назначение образованного и энергичного молодого епископа в Соликамск вновь оживит церковную жизнь на севере Пермского края и поможет решить многие проблемы сегодняшнего дня, существующие в северной части Пермской епархии. Таким образом, условия современной жизни Православия в Пермской епархии, а также тенденция к усилению сектантской деятельности в период последних пятнадцати лет и прочное закрепление позиций католичества на севере Пермского края при наличии низкого уровня духовного образования среди православного духовенства данного региона с необходимостью побуждают просить Вас, Ваше Святейшество, о восстановлении Соликамского викариатства в Пермской епархии и назначении викарного епископа c титулом «епископ Соликамский», кафедра которого будет находиться в городе Соликамске. Резиденцией викарного епископа на первое время может стать Свято-Троицкий мужской монастырь в городе Соликамске, где и находились архиерейские покои и канцелярия викария Пермской епархии священномученика Феофана, епископа Соликамского вплоть до дней его мученической кончины. Испрашиваю святых молитв Вашего Святейшества. Вашего Святейшества смиренный послушник
ЕПИСКОП ПЕРМСКИЙ И СОЛИКАМСКИЙ
2 июля 2009 года город Пермь Исх. № 263 |