Доклад от 12 января 2009 г. (на епархиальном собрании) PDF Печать E-mail

ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА

НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ:

«СЕМИЛЕТИЕ ПРЕБЫВАНИЯ НА ПЕРМСКОЙ КАФЕДРЕ –

2002-2009 ГОДЫ»

Пермь, 12 января 2008 года

Крестово-Митрофаниевский храм в Архиерейских Покоях


Досточтимые отцы благочинные и настоятели храмов,

наместники и настоятельницы монастырей Пермской епархии,

братья и сестры!

 

30 апреля 2009 года исполняется 7-летие моего пребывания на Пермской кафедре и нашего совместного с клиром напряженного труда на благо Пермской епархии и церковного народа Прикамья. В связи с этим сегодня мне представляется необходимым подвести некоторые итоги и дать анализ процессу развития Пермской епархии за это время.

В первые дни моего пребывания на Пермской земле мною были заявлены приоритеты, которые до сих пор лежат в основе моей архипастырской деятельности. Напомню, что таковыми являются: во-первых – это возрождение духовного образования в Прикамье; во-вторых – реставрация храмов и монастырей; в-третьих – укрепление уставной монастырской жизни и возрождение православной духовности среди иночества в монастырях и скитах, а также повышение канонической дисциплины среди приходского духовенства Пермской епархии. Поэтому сегодня в своем докладе я коснусь именно этих направлений моей деятельности, а поскольку путь, который мы прошли, достаточно продолжителен и охватывает период в семь неполных лет, считаю целесообразным проанализировать его, разбив на несколько временных отрезков: 2002-2003 годы, 2004-2005 годы и 2006-2008 годы.

 

 

2002-2003 годы

Административная деятельность Пермской епархии

 

Начну свой доклад с обзора административной деятельности Пермской епархии в первые годы моего пребывания на Пермской кафедре. Прежде всего хочу отметить, что Пермская епархия как административная структура в том виде, как я ее принял из рук покойного архиепископа Афанасия, находилась в плачевном состоянии. Я не буду слишком долго заострять свое внимание на этой проблеме. Скажу лишь, что административно-хозяйственное управление епархией практически отсутствовало. Всю работу выполняло 5 человек: Управляющий епархией архиепископ Афанасий, обремененный болезнью и преклонным возрастом; секретарь Пермского Епархиального Управления протоиерей Герман Бирилов, который по состоянию здоровья и в связи с преклонным возрастом также уже не мог справляться с постоянно возраставшим объемом административной епархиальной работы; главный бухгалтер пенсионного возраста; эконом – безответственный молодой священник и одновременно, коммерсант-кооператор, который до сих пор пребывает под запрещением в священнослужении; и заматоревшая в годах и «ветхая денми» 60-летняя секретарь-машинистка, осознававшая себя в канцелярии «командармом военных лет» и не имевшая при этом никакого специального образования.

До мая 2002 года в Пермском Епархиальном Управлении не было ни одного компьютера, работа на котором считалась греховным занятием (в скобках замечу при этом, что смотреть телевизор не запрещалось). Фактически вся деятельность епархиального управления сводилась лишь к тому, чтобы напечатать Указы и Распоряжения Управляющего епархией и довести эти документы до тех лиц, которым они адресованы. Никакой обратной связи с приходами и монастырями не существовало. Полностью отсутствовал какой-либо финансовый и канонический контроль за деятельностью приходов и монастырей. Все жили как хотели – по своему усмотрению. Такое положение создавало питательную среду для церковно-богослужебных, дисциплинарно-канонических и финансово-хозяйственных нарушений приходской и, особенно, монастырской жизни.

Таким образом выстраивание епархиального административно-управленческого механизма пришлось начинать заново практически с полного нуля: учреждать епархиальную канцелярию, бухгалтерию и архив, создавать штат Пермского Епархиального Управления из 30 сотрудников, учреждать новый работоспособный состав Епархиального совета, собирать также практически новый корпус благочинных, способных выполнять архипастырские поручения и помогать Управляющему епархией наводить порядок на приходах и в монастырях.

Необходимо отметить, что до моего прибытия на кафедру Пермская епархия была разделена на 12 благочиннических округов с неравномерным распределением населения и храмов. На территории города Перми с миллионным населением было только одно Пермское городское благочиние. А некоторые сельские благочиния включали в себя большое количество приходов, расположенных в различных административных районах и на большом расстоянии друг от друга.

Подобное положение делало невозможным регулярное посещение благочинными вверенных им приходов. Должности благочинных в основном занимали не имеющие духовного образования священнослужители, часто престарелые и назначенные Правящим Архиереем по национальному принципу. Таким образом институт благочинных существовал лишь формально. Все проблемы и вопросы решались напрямую на уровне Правящего Архиерея, а отцы благочинные в большинстве случаев не владели информацией о вверенных им приходах, не отчитывались перед епархиальной властью и реально были лишены возможности полноценно управлять своими благочинническими округами.

В целях решения этой важной проблемы епархиального управления в 2002 году была проведена реорганизация благочиний Пермской епархии. Пермское городское благочиние было упразднено и разделено на три благочиннических округа: Центральный, Всехсвятский и Закамский. Из состава Краснокамского благочиния был выделен Верещагинский благочиннический округ. Таким образом, Пермская епархия оказалась разделена на 15 благочиннических округов. На должности благочинных были назначены священнослужители, обладающие опытом административной деятельности, способные оказать реальную помощь Правящему Архиерею.

В том же году мною был учрежден ряд епархиальных комиссий, важнейшими из которых стали: Ревизионная комиссия, созданная для наведения финансового порядка и установления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью епархии; Комиссия по церковному имуществу, занявшаяся вопросами учета и возвращения церковной собственности; Комиссия по духовному образованию, которой было поручено возрождение в Перми Пермского Духовного Училища; Искусствоведческая комиссия, призванная следить за новым строительством храмов и контролировать каноническое обустройство иконостасов в реставрируемых храмах; Комиссия по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Так же были учреждены и начали свою работу Миссионерская комиссия, Каноническая комиссия, Богослужебная комиссия и епархиальный Молодежный отдел.

Важным шагом в административном строительстве Пермской епархии стало учреждение в 2003 году Юридического отдела и Отдела службы архитектора, которые позволили административным структурам Пермской епархии получать необходимые консультации компетентных специалистов, грамотно и эффективно вести хозяйственно-реставрационную деятельность приходов и монастырей.

Учрежден был также и Совет духовников Пермской епархии, который, правда, так и не заработал в полную силу по причине отсутствия в епархии уставного единства среди монашества, усредненный возраст которого был слишком молодым для духовничества. Не было также среди белого духовенства и опытного в духовной жизни подвижника благочестия, способного обрести доверие со стороны преобладающего большинства духовенства и верующих мирян. Хотя и имеются среди монашества и белого духовенства отдельные уважаемые священнослужители, имеющие более или менее высокий духовный авторитет со стороны прихожан, однако никто из них до сих пор не смог обрести статуса епархиального духовника. Проблема духовничества по сей день остается открытым вопросом для Пермской епархии и это весьма тревожный символ для возрождения духовности для всего Пермского края.

 

Деятельность Правящего Архиерея

 

В 2002-2003 годах моя деятельность была в основном направлена на ознакомление с Пермской епархией, одной из самых протяженных по территории в Русской Православной Церкви. За эти годы мною было совершено 37 архипастырских визитов в приходы и монастыри Пермской епархии, а так же 3 поездки в другие епархии Русской Православной Церкви (Вятская, Нижегородская и Екатеринбургская епархии).

Хочу сказать, что эти визиты позволили составить правильное представление о состоянии приходской и монашеской жизни, деятельности духовенства на постсоветском пространстве за период управления Пермской епархией моего предшественника по кафедре архиепископа Афанасия. Обозревая церковную жизнь Пермской епархии, я сделал для себя важный вывод – Пермская епархия в своем развития безнадежно и на много лет отстала в своем развитии не только от столиц Москвы и Санкт-Петербурга, что было бы вполне закономерно, но и от соседних епархий. Затянувшийся почти на полтора десятилетия период стагнации отбросил Пермскую епархию назад даже в сравнении с советским периодом истории епархиальной жизни и сделал ее одной из отстающих по всем показателям в Русской Православной Церкви.

Во время архипастырских поездок мы постоянно совершали богослужения, знакомились с жизнью и деятельностью духовенства, встречались с представителями местной государственной власти. Часто приходилось сталкиваться с вопиющей расхлябанностью священников, совершенно разучившихся понимать элементарные правила церковной субординации, забывших значение в церковной жизни Правящего Архиерея. Я уже не говорю о многочисленных нравственных пороках значительной части духовенства, утратившей контроль не только над церковной жизнью своих приходов, но и над своей личной жизнью. Работа обновленного Епархиального совета и учрежденной мною Ревизионной комиссии позволили выявить ряд священнослужителей, грубо нарушавших церковную дисциплину и забывших пастырский долг перед своей паствой.

Не скрою, что в это время Епархиальному совету и мне лично часто приходилось идти на крайние и непопулярные для меня меры в отношении целого ряда священнослужителей, не оправдавших оказанное им доверие. В 2002-2003 годах мною были почислены в заштат 23 клирика Пермской епархии, запрещены в священнослужении 11 клириков. Не много не мало – 11% численного состава епархии. Разумеется, в первые годы моего пребывания на кафедре эти потери мы не смогли восполнить адекватно. Однако и в эти годы мною было совершено 8 диаконских и 10 священнических хиротоний. Принято в штат из других епархий 2 клирика. Таким образом количество кадровых потерь удалось снизить до 9%.

Необходимо отметить, что деятельность Правящего Архиерея до моего назначения мало интересовала светскую общественность Пермского края. В прессе практически не было публикаций, посвященных церковной жизни пермского Православия, за исключением тех, что выходили на страницах епархиальной газеты «Православная Пермь». Приходилось заново налаживать церковно-государственные отношения и отношения с местными СМИ, для которых наличие в Пермском крае церковных проблем и Правящего Архиерея как личности и церковно-политической фигуры оказалось неожиданным откровением. В эти годы происходило налаживание систематических контактов с различными ветвями государственной власти и журналистским сообществом. Однако эти контакты не были столь интенсивными как в следующие годы. В 2002-2003 годах мною было издано 3 архипастырских Послания и дано 10 интервью различным СМИ.

 

Церковная жизнь Пермской епархии

 

В 2002-2003 годах начинается активная духовно-просветительская, миссионерская и социальная деятельность Пермской епархии. Годы застоя пробудили жажду церковного народа Прикамья к различного рода церковным мероприятиям, которые ранее проводились лишь в ограниченном количестве или не проводились вообще. Пришло время дать выход нереализованной церковной активности духовенства и верующих, направив ее в правильное церковное русло. Только за 2003 год по моему благословению было проведено 12 концертов духовной музыки, по территории Пермской епархии прошло 4 крестных хода, представителями православной интеллигенции была основана православная школа ремесел при часовне святителя Стефана Пермского. Особенно сильным оказался творческий голод в области научно-исследовательской деятельности. Совместными усилиями немногочисленного в те годы образованного духовенства и научными деятелями Прикамья в 2002-2003 годах было организовано и проведено 9 научно-практических конференций, чтений, семинаров.

 

Становление и развитие духовного образования

 

Начну с того, что к моменту моего прибытия на Пермскую кафедру в 2002 году систематическое духовное образование в Пермской епархии полностью отсутствовало. Формально действовали учрежденные архиепископом Афанасием пастырские курсы, создававшие имитацию учебного процесса и выпускавшие непроверенных в религиозно-нравственном отношении и не готовых к рукоположению людей. Этих лиц даже трудно назвать выпускниками, поскольку никакого документа о своем обучении на пастырских курсах они не получали. Реальное систематическое духовное образование кандидаты на рукоположение в священный сан получали в духовных учебных заведениях других епархий, после чего, как правило, не возвращались в Пермскую епархию. Единственным источником духовного образования для духовенства Пермской епархии в это время стал сектор заочного обучения Московской Духовной Академии и Семинарии, который потрудились закончить наиболее способные и добросовестные священнослужители, по-настоящему желавшие получить необходимые для пастырской деятельности знания.

С первых дней моего пребывания на Пермской кафедре нами были предприняты решительные меры к скорейшему изменению создавшегося положения и началу строительства в Пермской епархии многоуровневой и разветвленной системы духовного образования.

Уже в декабре 2002 года мною было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II и Решение Священного Синода Русской Православной Церкви на открытие Пермского Духовного Училища. Училище было создано с целью воспитания нового поколения высокообразованных православных пастырей Церкви, регентов церковных хоров и иконописцев. Кадровый состав духовного училища подбирался тщательным образом из числа священнослужителей, имеющих высшее светское и духовное образование, и верующих преподавателей Пермского государственного университета и других вузов города Перми.

В сентябре 2002 года по моему благословению в Перми была открыта Пермская Православная Классическая Гимназия имени преподобного Сергия Радонежского, ставшая одним из первых уровней системы среднего общего образования и духовного просвещения в Пермской епархии.

Напомню, что создание Пермской Православной Классической Гимназии изначально не предусматривало получение детьми систематического богословского образования. Изучение вероучительно-нравственных основ Православия в объеме Закона Божия является лишь дополнением к перечню предметов и дисциплин общеобразовательной школы. Цель этого среднего образовательного епархиального учреждения – всестороннее интеллектуальное и духовное развитие учащихся с предоставлением в дальнейшем самой широкой возможности профессионального и жизненного самоопределения.

Одним словом, мы не ставили и не ставим цель воспитать в стенах Православной Классической Гимназии кандидатов в священнослужители, насельников монастырей или церковных работников. Этот благотворительный и весьма затратный для Пермской епархии образовательный проект – работа на весьма далекое будущее, долгосрочное вложение в воспитание нового поколения православных молодых людей, которые по своему усмотрению и возможностям послужат Церкви и Отечеству на том месте, которое самостоятельно изберут как поприще своей дальнейшей жизни.

Еще одним важным направлением образовательной деятельности Пермской епархии стала работа Регентской школы, созданной еще при архиепископе Афанасии для подготовки регентов церковных хоров. Несмотря на все проблемы существования этого учебного заведения, в 2002 году мною было поддержано дальнейшее развитие Регентской школы, определены источники финансирования учебного процесса.

 

Монашеская жизнь

 

Монашеская жизнь к моменту моего прибытия на кафедру может быть охарактеризована следующими цифрами. В 2002 году в Пермской епархии числилось 11 монастырей, 7 монастырских скитов, 8 монастырских подворий. Глядя на эти цифры складывалось впечатление, что в этих многочисленных обителях подвизается ни много ни мало целая армия православных монахов, представляющая значительную духовную, хозяйственную и интеллектуальную силу Пермской епархии.

Однако, как выяснилось, именно с насельниками монастырей, их численностью и качеством монашеской жизни в Пермской епархии оказались большие проблемы. Большинство обителей, подворий и скитов, открытых при моем предшественнике по кафедре, оказались просто «бумажными», то есть без реальной монастырской инфраструктуры и насельников.

Для того чтобы лучше посмотреть на ситуацию, скажу, что в означенных монастырских структурах – трех мужских монастырях, семи скитах и шести монастырских подворьях несли послушание 62 инока и монаха. Получается в среднем по 4 человека на один объект.

Среди клириков Пермской епархии числился 1 архимандрит, 5 игуменов, 35 иеромонахов, 6 иеродиаконов, то есть общая численность монашествующего духовенства в епархии равнялась 47 человекам. Необходимо отметить, что добрая часть этой монашеской братии служила вовсе не в монастырях, где их постригли их духовные отцы, а в весьма неплохих приходах Пермской епархии. Следовательно, в самих монастырях насельников в священном сане было и того меньше.

Чуть лучше была ситуация с женским монашеством: в восьми женских обителях и двух монастырских подворьях числились 116 инокинь и монахинь. Однако эти насельницы проживали в основном в городском благоустроенном Успенском женском монастыре. Основная часть женских обителей находилась в таком же бедственном состоянии, как и мужские безлюдные скиты и подворья. Некоторые из них были похожи скорей на богадельни и приюты для сирот, чем на православные монастыри.

 

Приходская жизнь и восстановительно-реставрационная деятельность

 

В 2002-2003 годах деятельность Правящего Архиерея и епархиальных учреждений была направлена на укрепление существующих приходов. Нерациональная приходская политика, проводимая епархиальной властью в 90-е годы, привела к болезненным диспропорциям в приходской жизни. Массовое открытие храмов при отсутствии анализа возможностей дальнейшего полноценного существования прихода и материального обеспечения его священнослужителей привели к тому, что 75% сельских храмов Пермской епархии оказались экономически несамодостаточными, а служащее в них духовенство было вынуждено влачить жалкое материальное существование.

Многие храмы открывались вопреки здравому смыслу, без учета принципа целесообразности. Иногда в селе, где осталось не более десятка домов с населением чуть более 50-ти человек, открывался огромный храм на 500 и даже на 1000 человек молящихся. В то же время в крупных населенных пунктах – поселках городского типа с населением в несколько тысяч человек храмов вовсе не было.

В городе Перми большая часть открытых храмов была сгруппирована вокруг городского центра. В спальных районах города Перми православные храмы отсутствовали, что предоставило широкий простор для распространения среди населения этих городских районов сектантства и прозелитической деятельности римо-католиков при попустительстве, а зачастую и прямой поддержке некоторых чиновников из губернской администрации и оторвавшейся от своих исторических корней и веры отцов представителей общественности.

Хозяйственно-административная жизнь большинства приходов находилась в полном развале. Финансовая деятельность приходов оставалась вне контроля епархиального центра. Попросту говоря, аккумулирующиеся во многих приходах средства просто расхищались нечестными людьми из мирян, случаянно оказавшимися в церковной ограде на постсоветском пространстве. Не отличались в этом плане излишней скромностью и некоторые безответственные священники-настоятели, многие из которых вскоре поспешили покинуть Пермскую епархию или были отстранены от занимаемых должностей.

Реставрационная деятельность храмов и монастырей шла лишь фрагментарно. Обычно там, где у руководства прихода стоял инициативный настоятель или староста из мирян, желавший блага не своему карману, а церковному народу и своей православной пастве, церковно-приходские дела складывались благополучно. Однако таких пастырей в эти годы в Пермской епархии нашлось немного.

Таким образом, в 2002-2003 годах передо мною отчетливо обозначились важнейшие проблемы церковной жизни Пермской епархии, которые было необходимо срочно решать, я бы сказал в кратчайшие сроки. Иного пути у нас не было, поскольку промедление привело бы к полной деградации церковной жизни и окончательному расцерковлению народа Прикамья.

 

2004-2005 годы

Административная деятельность

 

В 2004-2005 годах был продолжен процесс усовершенствования административно-управленческого аппарата епархии и регулирования всех направлений епархиальной церковно-приходской и монастырской жизни, начало которым было положено в 2002-2003 годах. В эти годы в Пермской епархии была учреждена Комиссия по церковно-социальной деятельности и Пресс-служба Пермского Епархиального Управления, а также реорганизованы Отдел по делам молодежи и Отдел по религиозному образованию и катехизации.

В январе 2005 года были внесены существенные корректировки в развитии межрелигиозных контактов Пермской епархии. Мы прекратили не удовлетворяющее нас членство в Межконфессиональном консультативном комитете (МКК) и выступили с инициативой создания Межрелигиозного совета. Вместе с Пермской епархией в Межрелигиозный совет Пермского края вошли 5 наиболее значительных религиозных объединений Прикамья.

 

Деятельность Правящего Архиерея

 

В период 2004-2005 годов деятельность Правящего Архиерея отличалась высокой степенью интенсивности. За этот период, с целью решения поставленных перед Пермской епархией задач, мною было совершено 43 архипастырских поездки в приходы и монастыри Пермской епархии, сопровождавшиеся ознакомлением с состоянием церковной жизни и богослужения, а так же 2 поездки в другие епархии Русской Православной Церкви (Нижегородская и Симбирская епархии).

Хочу сказать, что к этому времени мы уже получили новый кадровый резерв – первых выпускников из числа студентов Пермского Духовного Училища. Не случайно, что в эти годы мною было совершено особенно много рукоположений в священный сан. Всего совершено 50 хиротоний: 17 клириков были рукоположены в сан диакона, в сан священника – 33 клирика Пермской епархии. Впрочем, эти новые кадровые приобретения вновь не смогли покрыть объема потерь духовенства, выбывшего из состава Пермской епархии по дисциплинарным и иным причинам.

В результате активной работы Епархиального совета моими Указами были почислены в заштат 33 клирика, запрещены в священнослужении 18 клириков Пермской епархии, приняты из других епархий 2 клирика.

Таким образом кадровые потери этих лет, составившие 16% от численного состава епархиального духовенства, были значительно восполнены за счет пресвитерских хиротоний и в конечном итоге составили 6% кадровых потерь.

 

Церковная жизнь Пермской епархии

 

2004-2005 годы стали периодом постепенного качественного улучшения церковной жизни епархии. Это было то время, когда церковная общественность, с одной стороны, смогла заявить о себе в полный рост окружающему секулярному сообществу, пребывавшему за оградой Церкви. А с другой стороны, это было время наших первых серьезных внутренних успехов, соединенных с переломным моментом – пиком духовно-нравственного напряжения и перехода от внутрицерковного кризиса духовной епархиальной жизни к началу процесса возрождения духовности, во-первых, среди приходского духовенства и, во-вторых, учреждения уставного уклада жизни среди возрожденного пермского монашества, которое упорно не желало подчиняться Священноначалию Церкви в лице Правящего Архиерея, ибо монашество к тому времени уже привыкло жить по своему усмотрению в границах бесконтрольности и епархиального безвластия не только внутри Пермской епархии, но даже и за ее пределами.

Именно в эти годы пермское духовенство и монашество проявило поразительное сопротивление, поскольку все самоуверенно полагали, что сложившаяся в последнее десятилетие ХХ-го столетия в Пермской епархии церковно-приходская и монастырская жизнь абсолютно безупречна и самая верная с духовной точки зрения. В преобладающем большинстве своем епархиальное духовенство, не имевшее какого-либо духовного образования, не желало менять сложившийся на приходах церковный быт, поврежденный воинствующим безбожием и господствующим атеизмом страны Советов, который механически был перенесен принявшим монашество духовенством и успел прочно утвердиться в возрожденных на постсоветском пространстве мужских и, в особенности, женских монастырях.

Но, несмотря ни на что, всеблагой Промысл Божий, определивший место и время моего архипастырского служения Церкви Христовой на Пермской кафедре, был иным – мне суждено было Богом нести, как мне казалось тогда в 2004-2005 годах, безнадежные труды по духовному возрождению Пермской епархии и наведению канонического порядка среди духовенства и монашества, чтобы вновь приобщить епархию к общецерковной жизни Московского Патриархата.

Церковная жизнь этих лет была наполнена рядом знаменательных событий, важнейшим из которых стало пребывание в Пермской епархии мощей святых преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой и инокини Варвары 10-13 октября 2004 года.

В том же году начало свою работу молодежное движение Пермской епархии. В ноябре 2005 года состоялся первый Съезд православной молодежи Прикамья. Молодыми миссионерами совместно с учащимися Пермского Духовного Училища и студентами миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета было организовано 14 миссионерских поездок по канонической территории Пермской епархии.

В указанные годы Пермская епархия начала возвращать себе ранее утраченные святыни. В 2005 году в Соликамск была возвращена вывезенная из епархии в советские годы святыня – чудотворная икона святителя Николая Чудотворца, полученная жителями Соликамска в дар от царя Иоанна Грозного и почитающаяся образом-покровителем города. Несколько десятилетий икона находилась в Московском музее имени Андрея Рублева, откуда и была возвращена в Соликамский музей.

С января 2005 года мною был учрежден православный религиозно-философский клуб «Логос», целью которого является налаживание диалога между церковной и светской научной средой, раскрытие перед интеллигенцией неисчерпаемого духовного наследия Православия в его религиозно-философском и богословском измерениях.

В декабре-январе того же 2005 года в Перми были проведены первые Православные Краевые Образовательные Феофановские Чтения, посвященные памяти священномученика Феофана (Ильменского), епископа Соликамского. В этот же период получила более активное развитие сложившаяся ранее добрая традиция ежегодного проведения епархиальных Рождественских елок.

 

Духовное образование

 

В 2004-2005 годах были сделаны очередные шаги на пути укрепления духовного образования в Пермской епархии. Пермское Духовное Училище получило лицензию на право ведения образовательной деятельности. Был окончательно сформирован ректорат училища.

В 2004 году Пермское Духовное Училище успешно сдало проверку Учебного комитета Московской Патриархии. В результате проверки духовное училище подтвердило статус среднего духовного образовательного учреждения и получило одобрение Учебного комитета Московского Патриархата на реорганизацию, по мере готовности, в Пермскую Духовную Семинарию.

В 2005 году состоялся первый выпуск учащихся Пермского Духовного Училища в количестве 15 человек по программе 2-х годичного обучения. Летом того же года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на переход Пермского Духовного Училища на 4-х годичную систему обучения.

В том же году была произведена реструктуризация сложившейся епархиальной системы духовного образования. Регентская школа вошла в состав Пермского Духовного Училища на правах Регентского отделения. Учреждено новое Иконописное отделение Пермского Духовного Училища, обучение в котором также приведено в соответствие с 4-годичной программой обучения в духовном училище.

 

Монашеская жизнь

 

В 2004 году, в целях укрепления православия в северных и южных благочиниях, а также возвращения находящейся в руках государства монастырской собственности в Пермской епархии была увеличена численность монастырей. Невзирая на многочисленные проблемы в монашеской жизни, о которых было сказано выше, мы получили благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви на учреждение в Пермской епархии трех новых монастырей – Пермского Богоявленского мужского монастыря в Верхней Курье, Чердынского Иоанно-Богословского мужского монастыря на севере Пермского края и Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря в южной части епархии. Таким образом, численность монастырей в Пермской епархии достигла 14. Количество скитов и монастырских подворий, а также насельников обителей в 2004-2005 годах осталось на том же уровне: 7 скитов, 8 подворий, 60 иноков и монахов, 112 инокинь и монахинь.

 

Приходская жизнь и реставрационная деятельность

 

Как уже было сказано, в 2004-2005 годах основная деятельность Пермского Епархиального Управления была направлена на упорядочение приходской жизни и наведение финансово-хозяйственной дисциплины в приходах и монастырях. Одной из основных задач, поставленных в эти годы перед Приходскими советами храмов и духовными руководителями монастырей, стало юридическое оформление церковного имущества – церковных зданий и земельных участков.

Пермским Епархиальным Управлением была проведена огромная аналитическая и административная работа, которая позволила оптимизировать функционирование приходской системы и сделать, насколько возможно, рациональной работу приходского духовенства. Все экономически несостоятельные храмы, порой неспособные выплатить зарплату даже духовенству, были приписаны к более обеспеченным приходам. Священнослужители из бедных храмов стали штатными клириками более крупных и платежеспособных приходов.

Укрепление корпуса благочинных в 2004-2005 годах способствовало повышению управляемости приходами, установлению оптимальной системы сбора информации об их деятельности и регулярности финансовых отчислений на уставную деятельность Пермской епархии.

Целью нашей работы тех лет было не открытие новых приходов, а постановка на качественно новый уровень развития уже имеющихся приходских подразделений Пермской епархии. Для примера скажу, что за 2004-2005 годы в епархии не было открыто ни одного нового прихода.

Период 2004-2005 годов ознаменовался началом реставрационно-строительного бума в Пермской епархии. Следуя требованиям Правящего Архиерея, многие настоятели храмов, наместники и настоятельницы монастырей решительно занялись реставрационной деятельностью порушенных храмов и строительством новых церковных объектов. В 2004 году строящимися и восстанавливающимися были 68 приходских и монастырских храмов епархии. В 2005 году эта цифра выросла до 71 административной единицы, что составляет свыше 33% общей численности церковных объектов приходов и монастырей Пермской епархии.

В 2004 году началась реставрация Свято-Троицкого кафедрального собора: демонтированы прогнившие деревянные полы в алтаре, положенные еще в военные годы великой Отечественной войны, выполнены работы по укладке мраморных полов храма, солеи и алтарного пространства, заменены прогнившие оконные блоки и двери, отремонтирована вентиляционная и отопительная системы, проложена канализация, подведено горячее и холодное водоснабжение. К концу года изготовлен и установлен новый иконостас (иконы написаны позднее), в алтаре освящен обновленный престол.

В том же году начались масштабные восстановительные работы в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре. В феврале в верхнем храме Крестовоздвиженского собора был установлен каркас центрального иконостаса, выполненный софринскими мастерами по сохранившимся фотографиям в былом историческом облике. Осенью была запущена газовая котельная (прокладка газового трубопровода завершена годом раньше), восстановлена отопительная система всего монастырского архитектурного комплекса, завершены дорожно-строительные работы по асфальтному покрытию дороги к Белогорскому монастырю (за исключением короткого участка подъема на Белую Гору), выполнены отделочные работы в нижнем храме монастырского Крестовоздвиженского собора. В октябре состоялось освящение восстановленного подиума в основании 10-метрового «Царского Креста», сооруженного в память чудесного избавления от смерти в Японии от рук самурая наследника Российского Царского Престола и будущего святого царя-страстотерпца Николая II.

В ноябре 2004 года в Москве и Перми прошла акция по содействию восстановлению Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря. 4 ноября в Москве в Государственном кремлевском дворце по инициативе некоммерческого партнерства «Уральский Афон» был организован благотворительный концерт «Свет Белой Горы» с целью сбора средств на восстановление архитектурного комплекса монастыря. В Пермском театре оперы и балета также состоялся благотворительный концерт в поддержку реставрации монастыря на Белой Горе.

В майские пасхальные дни 2005 года в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре мною, в сослужении сонма духовенства Пермской епархии было совершено Великое освящение верхнего храма и главного престола Крестовоздвиженского собора. В тот же день состоялось освящение «Царского креста» на Белой Горе после полного завершения комплекса реставрационных работ и приведения в соответствие с каноническими нормами отлитых из бронзы облика распятого на Кресте Спасителя и других изображений, укрепленных на «Царском Кресте». В первые дни декабря того же года в Государственном кремлевском дворце вновь был проведен благотворительный концерт «Свет Белой Горы».

В 2005 году продолжилась реставрация Свято-Троицкого кафедрального собора. Было завершено восстановление (строительство) верхнего яруса колокольни, снесенного в 1926 году после пожара, в декабре изготовлен и установлен на колокольне купол, увенчанный купольным крестом канонического формата, освящены и подняты на колокольню подаренные в Москве 12 новых колоколов.

Таким образом, период 2004-2005 годов можно назвать временем прорыва в иную реальность церковной жизни, временем начала преодоления многолетних епархиальных проблем и постепенного пробуждения церковного сознания духовенства и верующих мирян.

 

2006-2008 годы

Административная деятельность

 

Период 2006-2008 годов можно назвать временем совершенствования административной работы Пермской епархии. В феврале 2006 года по инициативе Правящего Архиерея и главы города Перми И. Н. Шубина в Пермской епархии было учреждено Православное Братство Трезвости имени священномученика Феофана, епископа Соликамского.

В 2007 году мною была вновь произведена реорганизация благочиннических округов Пермской епархии с целью оптимизации епархиальной управленческой структуры и совершенствования работы корпуса благочинных, в результате которой численность округов уменьшилось с 15-ти до 10-ти.

В 2008 году был вновь реорганизован епархиальный Отдел по религиозному образованию и катехизации, которому поручена организация целостной системы богословского образования и духовного просвещения в Пермской епархии, объединяющей в себе реорганизацию духовного училища в Пермскую Духовную Семинарию с пятилетним сроком обучения для подготовки священнослужителей с высшим богословским образованием, становление теологического образования при Пермском государственном университете, подготовку церковных регентов, иконописцев и православных медицинских сестер милосердия, дальнейшее развитие общего среднего образования в Пермской Православной Классической Гимназии и дошкольного образования в православном детском саду, а также организацию при монастырях и приходах Пермской епархии Воскресных школ для детей православных родителей и курсов катехизации для взрослого населения Пермского края.

В этот период приступил к работе учрежденный епархиальный Церковный суд, в ведение которого входит рассмотрение канонических нарушений со стороны духовенства и монашества, дела которых передаются Правящим Архиереем для расследования и последующего принятия решения по делу Церковным судом.

 

Деятельность Правящего Архиерея

 

Специфика деятельности Правящего Архиерея в 2006-2008 годах заключалась в тщательном контроле за бурным развитием церковной жизни Пермской епархии, прежде всего, в епархиальном центре – городе Перми. В эти годы мы продолжали плодотворные контакты с представителями государственной власти и предпринимательским сообществом Пермского края.

Не скрою, что мне приходилось меньше, чем прежде, посещать приходы и монастыри Пермской епархии и совершать больше богослужений в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. За это время мною осуществлено 27 архипастырских визитов в приходы и монастыри Пермской епархии, а так же 4 поездки в другие епархии Русской Православной Церкви (Самарская, Саранская, Саратовская и Смоленская епархии).

В эти годы совершено 57 хиротоний клириков Пермской епархии. Из них в сан диакона – 27, в сан священника – 30. Большое количество рукоположений позволило нам полностью перекрыть потери этих лет в кадровом составе Пермской епархии.

В 2006-2008 годах решением Епархиального совета и моими Указами были выведены в заштат 16 клириков, запрещены в священнослужении 11 клириков Пермской епархии. Принят из другой епархии только 1 клирик. Таким образом, потери кадрового состава стали менее ощутимы и не носили столь объемный характер. Стабилизация в церковном управлении, уравновешенность кадровых потерь и приобретений стали возможны благодаря постепенному улучшению дисциплины приходского и монастырского духовенства, установлению контроля со стороны Пермского Епархиального Управления за монастырями и приходами епархии, а также созданному в предшествующие годы кадровому резерву из числа учащихся Пермского Духовного Училища.

 

Церковная жизнь Пермской епархии

 

2006-2008 годы были также насыщенными в духовном отношении. Я хочу напомнить вам лишь о некоторых важнейших событиях церковной жизни.

В пасхальные дни 2006 года на Пермскую землю был впервые доставлен из Иерусалима благодатный огонь.

В июле того же года в Перми побывали великие святыни отечественного Православия – копия чудотворной Толгской иконы Божией Матери, частица Честной Ризы Господней и икона святителя Игнатия Брянчанинова с частицей его святых мощей.

Крупнейшим церковным, как, впрочем, и общественным событием 2006 года стала первая Православная межрегиональная выставка «Православная Русь – 2006», проходившая в выставочном центре «Пермская ярмарка».

В том же году существенно укрепились контакты и взаимодействие духовенства нашей епархии с воинскими подразделениями, дислоцируемыми на территории Пермского края. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II православное духовенство Пермской епархии впервые приняло участие в крупномасштабных военных учениях Приволжско-Уральского военного округа «Южный щит – 2006», где православные священнослужители трудились в тесном взаимодействии с командованием воинских частей. Вместе с нашими священнослужителями в учениях участвовало и исламское духовенство Пермского муфтията.

В эти годы Пермская епархия обогатилась вещественными Святынями со Святой Горы Афон, которые по праву составят новую основу благодатной сокровищницы Пермской епархии, народные Святыни которой были подвержены в годы Советской власти чрезвычайным осквернениям и безжалостному уничтожению. Сами же носители и творцы этих православных Святынь – духовенство и верующие миряне погибали в трудовых лагерях или просто предавались расстрелам и мучительной смерти от рук палачей и злобных фанатиков большевизма.

Таким образом в октябре 2006 года, при содействии Губернатора Пермского края О. А. Чиркунова, с участием полномочного представителя Президента Российской Федерации Приволжского федерального округа А. В. Коновалова, депутата Совета Федерации России В. И. Добросоцкого и председателя Совета директоров ОАО «Уралкалий» Д. Е. Рыболовлева, предоставившего чартерный самолет для транспортировки икон со Святой Горы Афон на Пермскую землю, из Греции были доставлены две копии изготовленных и написанных там чудотворных икон. Одна из них – икона Божией Матери «Отрада и Утешение» из Ватопедского монастыря в ювелирном серебряном окладе стала главной святыней Свято-Троицкого кафедрального собора. Другая – Иверская икона Божией Матери, украшенная драгоценными камнями, сегодня утешает прихожан Крестово-Митрофаниевской церкви в Архиерейских Покоях.

23 ноября 2006 года исполнилось 55-летие со дня моего рождения. Эта праздничная дата моей жизни так же была отмечена духовными торжествами в Пермской епархии, которые прошли в Свято-Троицком кафедральном соборе, Свято-Троицком Стефановом и Белогорском Свято-Николаевском мужских монастырях при участии Преосвященных Архипастырей, прибывших из других епархий.

Крупнейшим событием в церковной и общественной жизни Пермской епархии и Пермского края в августе 2007 года стал прошедший в Перми Образовательный форум Приволжского федерального округа на тему: «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность».

Напомню, что проведение этого крупного мероприятия было совмещено с состоявшейся в те же сроки второй Православной межрегиональной выставкой «Православная Русь – 2007».

Выставка была знаменательна тем, что ее посетил прибывший в Пермь с визитом Высокопреосвященный Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Сегодня митрополит Кирилл управляет Русской Православной Церковью в качестве Патриаршего Местоблюстителя и несет нелегкое бремя ответственности за проведение предстоящего Поместного Собора и выборы XVI-го Патриарха Московского и всея Руси.

Не скрою, что визит в Пермь митрополита Кирилла оставил глубокий след не только в нашей памяти, но и в сердцах тысяч православных верующих Пермской епархии, ставших свидетелями этих памятных событий.

2006-2008 годы стали весьма плодотворными в культурно-просветительской сфере деятельности Пермской епархии. За это время мы провели свыше 30 чтений, научно-практических конференций и семинаров. Особенно хочу отметить проведенную в декабре 2008 года совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Императорским Православным Палестинским Обществом церковно-научную конференцию «От Перми до Иерусалима – путь и подвиг Д. Д. Смышляева» (к 180-летию со дня рождения), ставшей первым деянием на Пермской земле возобновленного в этом же году Пермского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

 

Церковно-социальное служение

 

В Пермской епархии существует и успешно развивается сиротский приют для мальчиков и девочек при Свято-Лазаревском женском монастыре в городе Верещагино (мальчиков – 32 человека, девочек – 17 человек).

Дети-сироты воспитываются под духовным руководством монастырского духовника, благочинного храмов Верещагинского округа протоиерея Бориса Кицко и его супруги – матушки Татьяны Кицко, при самой непосредственной поддержке монахинь, являющихся насельницами Свято-Лазаревского женского монастыря во главе с настоятельницей монахиней Серафимой (Ежковой).

При Свято-Лазаревском женском монастыре и сиротском приюте существует конноспортивная школа, организованная для более взрослых детей-сирот из приюта, а также городских детей из семей группы риска или просто беспризорных детей, которые занимаются в конноспортивной школе под руководством тренера-воспитателя молодого иеромонаха Александра (Катаева) и зорким надзором местного казачества Прикамского отдельного казачьего округа.

В школе занимаются около 150 человек детского возраста.

 

Духовное образование

 

В период 2006-2008 годов продолжалось создание разветвленной системы духовного образования Пермской епархии. В 2007 году стало самостоятельным образовательным учреждением с правом юридического лица Пермское Православное Регентское Училище имени святого благоверного князя Владимира. В 2008 году при Пермском медицинском колледже совместно с Пермской епархией и губернской администрацией было открыто Отделение православных медицинских сестер милосердия.

Последним крупным шагом в становлении системы духовного образования в Пермской крае стало открытие в апреле 2008 года в Пермском государственном университете кафедры Теологии. В августе-сентябре истекшего года кафедра Теологии ПГУ произвела первый прием слушателей для обучения по программе «Эксперт в области теологии». Благодаря этому чрезвычайно важному совместному проекту Пермской епархии и Пермского государственного университета, интеллигенция Пермского края получила возможность приобретать богословские знания и по окончании курса обучения иметь соответствующий диплом государственного образца.

Наибольшее внимание в развитии Пермского Духовного Училища в 2006-2008 годах было уделено совершенствованию системы подготовки студентов и дальнейшему формированию педагогического коллектива.

В августе 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят Церковный образовательный стандарт высшего духовного образования. В связи с этим весь учебный процесс Пермского Духовного Училища был перестроен в соответствии с новыми утвержденными требованиями.

В текущем 2008-2009 учебном году подходит к завершению шестой год обучения в Пермском Духовном Училище со дней его основания. За это время на пастырское отделение было принято: с очной формой обучения – 73 молодых человека, а с заочной формой обучения – 177 слушателей, из которых 124 мирянина, мотивированных на служение в Церкви.

Из числа принятых на очное отделение 10 студентов успешно завершили обучение, 15 воспитанников рукоположены в сан пресвитера (практически каждый пятый от общего числа поступивших). Это притом, что только в истекшем 2008 году был произведен первый выпуск Пермского Духовного Училища.

Надо сказать, что служение наших воспитанников на приходах, отзывы о них духовенства, прихожан и представителей властных структур доставляют радость и глубокое удовлетворение. Среди воспитанников можно назвать такие имена, как священник Роман Щедров, священник Даниил Шипунов, священник Максим Кулаков, священник Максим Кайгородов, священник Александр Конышев, священник Алексей Гоголев, священник Иоанн Романчук, которые наряду с несением послушания штатных клириков храмов занимаются духовно-просветительской работой, в том числе с детьми в церковно-приходских Воскресных школах, а также с их родителями на катехизаторских курсах, окормляют заключенных в местах лишения свободы, реставрируют и благоукрашают храмы. Священник Алексей Гоголев, занимаясь краеведческими изысканиями, написал и издал уже две книги, одна из которых посвящена истории православного Кизела, другая – архивным изысканиям по пермским новомученикам.

Из числа слушателей-мирян, обучавшихся в Пермском Духовном Училище заочно, рукоположены в священный сан 29 человек, а первый выпуск заочного отделения в прошлом году составил 14 человек. Таким образом, за шесть лет развития Пермского Духовного Училища из числа его учащихся и выпускников рукоположено в священный сан 44 воспитанника, что позволило пополнить клир Пермской епархии на 16%, то есть каждый шестой священнослужитель Пермской епархии является выпускником Пермского Духовного Училища. К тому же в нашем Духовном училище получают духовное образование 53 слушателя, поступившие на обучение будучи уже в священном сане, которые составляют 19% клира, то есть почти пятую часть всего духовенства Пермской епархии.

В прошлом году была достигнута договоренность с Екатеринбургской Духовной Семинарией о приеме на 5-й курс обучения Семинарии пяти лучших выпускников Пермского Духовного Училища, очное обучение которых осуществляется в Перми силами преподавателей нашего Духовного училища, а прием экзаменов и предстоящее получение Дипломов об окончании Екатеринбургской Духовной Семинарии – в Екатеринбурге.

Полагаю, что сказанное наглядно показывает КПД образовательной деятельности Пермского Духовного Училища.

 

Монашеская жизнь

 

Хочу отметить, что в монашеской жизни этих лет произошли радующие перемены количественного и, надеюсь, качественного характера. В 2007-2008 годах обозначился, наконец-то, рост численности насельников монастырей. За эти годы братства мужских монастырей возросли на 15%, женские монастыри пополнились на 32%. Полагаю, что рост этих показателей оправдан нашими достижениями в делах реставрации и благоустройства монастырских комплексов как в хозяйственно-материальном, так и в духовном планах.

Общая численность насельников обителей в 2008 году выросла на уровне 217 человек, из них: 69 иноков и монахов, 148 инокинь и монахинь. Таким образом, если в предшествующие периоды количество монахов, принявших постриг в мантию, едва только успевало восполнять число исключенных из монастырей насельников за несоответствующий монашескому облику образ жизни, то в настоящий период мы видим численный рост монашества несмотря на продолжавшееся исключение из монастырей за канонические нарушения уставной монастырской жизни постриженных ранее недостойных носителей монашеского звания.

В 2006-2008 годах в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре продолжались масштабные восстановительные работы совместными усилиями Пермской епархии, администрации Пермского края, благотворительного фонда «Белая Гора» и некоммерческого партнерства «Уральский Афон». Внутренний интерьер верхнего храма Крестовоздвиженского собора преобразился после завершения штукатурки сводов и отдельных стен. Были заменены оконные рамы в алтарной части и установлены мраморные подоконники. Полностью написаны и установлены в центральный иконостас верхнего храма иконы в стиле московского иконописания XVII века, изготовлены и закреплены на каркасе иконостаса резные украшения. Центральный свод украшен 7-ярусным паникадилом. Установлены каркасы иконостасов в правом и левом приделах верхнего храма. В нижнем храме собора завершена отделка полов. Восстановлены западная (главная), а также северная и южная паперти собора. Заложен фундамент надвратного храма святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Чудотворца. Отреставрирована монастырская трапезная, построены очистные сооружения и общественные туалеты, благоустроена территория вокруг Крестовоздвиженского собора. Сооружена надкладезная часовня в честь Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», выполнены многие другие работы по восстановлению монастыря на Белой Горе.

Активные реставрационные работы начались в других монастырях Пермской епархии. В Иоанно-Богословском мужском монастыре в городе Чердыни завершена реставрация и внутренняя отделка братского корпуса. В Богоявленском мужском монастыре города Перми находятся в стадии завершения основные строительные и отделочные работы в построенном храме и братском корпусе. В Усольском женском монастыре отреставрированы фасады Никольского храма, устроены теплые полы, отремонтирован сестринский корпус, идут работы по восстановлению колокольни со шпилем. В Свято-Никольском женском монастыре в селе Николаевское Чернушинского района в процессе реставрации восстановлена лепнина на фасадах Никольского храма, завершается строительство игуменского корпуса.

Надеюсь, что создание в наших монастырях благоприятных условий для проживания и приведение в состояние церковного благолепия монастырских храмов со временем привлечет в православные обители значительное число искателей богоугодного монашеского жития.

Сегодня же многие проблемы монастырской жизни остаются неразрешенными и отнимают много времени и внимания Правящего Архиерея. Поэтому для эффективного управления монастырями Пермской епархии и поддержания в них уставного порядка в 2007 году мною был вновь возрожден ранее упраздненный монастырский благочиннический округ.

 

Приходская жизнь

 

В 2006-2008 годах в Пермской епархии продолжалась масштабная реставрационно-строительная деятельность. Успешно шла реставрация Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми. Произведен ремонт крыши храма, восстановлены разрушенные в безбожное время четыре малых барабана четверика кафедрального собора, на которые установлены купола с водруженными на них купольными крестами. Можно сказать, что после завершения внешних штукатурных работ храму (Слуцкой церкви) будет возвращен первоначальный исторический облик.

Дала свои плоды начавшаяся с моим приездом в Пермь церковно-строительная деятельность. В январе 2007 года состоялось освящение двух новопостроенных православных храмов: святых мучеников Адриана и Натальи в селе Шемети Добрянского района и иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» в городе Губаха.

21 апреля этого же года в городе Чайковском был освящен новый храм святого великомученика Георгия Победоносца. В августе месяце в поселке Звездный состоялось освящение места под строительство храма святителя Иннокентия, митрополита Московского.

21 октября того же года было совершено Великое освящение великолепно отреставрированного зимнего придела, посвященного святому благоверному князю Александру Невскому (расположен в трапезной части здания храма Святой Живоначальной Троицы в селе Нижние Муллы Пермского района).

В 2007 году при храме святого равноапостольного князя Владимира в городе Перми было построено здание для регентского училища.

Построен храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в городе Перми. Завершилось строительство нижнего храма «Воскресения Словущего» в микрорайоне Гайва города Перми. Завершены реставрационные работы в Иоанно-Предтеченском храме в селе Култаево Пермского района. Завершено строительство храма-часовни святого великомученика Георгия Победоносца в городе Перми и строительство храма-часовни святителя Стефана Пермского при Лицее милиции имени героя России Федора Кузьмина.

Во Всехсвятском храме города Перми произведены работы по укреплению купольной конструкции, оштукатурены стены, устроены новые каменные полы и установлен новый иконостас с иконами уральского Невьянского иконописного стиля. В настоящее время в храме ведутся фасадные и кровельные работы. До сих пор в стадии реставрации и строительства продолжает находиться 71 церковный объект Пермской епархии.

Из событий 2008 года хочется отметить передачу Пермской епархии здания «Архиерейских Покоев» с крестовым домовым храмом святителя Митрофана Воронежского, в помещении которого мы с вами находимся сегодня и без которого у нас не было бы места для проведения годового Епархиального собрания духовенства Пермской епархии. Здесь уже начались реставрационно-восстановительные работы и совершаются богослужения.

В заключение моего доклада напомню о постигшем нас и всех жителей Пермского края трагическом событии 14 сентября 2008 года, связанном с падением авиалайнера Боинг – 737 и гибелью всех пассажиров самолета. Хочу еще раз отметить самоотверженную работу духовенства Пермской епархии в ходе ликвидации последствий этой авиакатастрофы. Вы знаете, что мною возбуждено ходатайство перед светскими властями о строительстве в городе Перми в память погибших в авиакатастрофе православных христианах Храма-Памятника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Подводя итог вышесказанному, дам анализ некоторых количественных показателей развития Пермской епархии за время моего управления. В период с 2002 по 2008 годы численность приходов и храмов увеличилась на 40 единиц и составила 20%; численность монастырей увеличилась на 3 единицы и составила 27%; общая численность духовенства уменьшилась на 7 человек, что составляет 2% в сторону уменьшения; в это же время общая численность мужского и женского монашества увеличилась на 39 единиц и составила 22%.

Таким образом, несмотря на все трудности, Пермская епархия сохранила постепенный рост в количественном отношении. Однако мы не гнались за количеством и вовсе не спешили радовать Святейшего Патриарха своими «фантастическими» успехами, как это делали некоторые другие епархии. Наша работа в эти годы была направлена на качественный сдвиг в церковной жизни, который, по моему мнению, состоялся. Мы болезненно, но с успехом пережили кадровую ломку. По нашим данным современный кадровый состав приходского духовенства Пермской епархии при усредненном подсчете обновился на 25%. На смену почившим, ушедшим в заштат и запрещенным в священнослужении клирикам пришли молодые свежие силы, от которых мы ожидаем в предстоящем будущем существенных положительных результатов в их деятельности.

Сегодня хочу сердечно поблагодарить всех, кто все эти годы добросовестно трудился вместе со мной на благо Пермской епархии и Русской Православной Церкви, и прошу не ослаблять своих усилий в вашей многотрудной пастырской деятельности.