Поиск по сайту
Наши сайты
Речь от 14 июня 2009 г. (по случаю освящения нового иконостаса) |
РЕЧЬ
ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА
ВО ВСЕХСВЯТСКОМ ХРАМЕ ГОРОДА ПЕРМИ
В ДЕНЬ ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА
ПО СЛУЧАЮ ОСВЯЩЕНИЯ НОВОГО ИКОНОСТАСА
Дорогой отец настоятель,
всечестные отцы, братья и сестры!
Во-первых, мне хотелось бы сегодня поблагодарить отца настоятеля протоиерея Алексея Марченко и церковную общину за труды по реставрации храма, которые были предприняты за прошедшие шесть с небольшим лет – со дня роспуска бездеятельного Приходского совета и назначения нового настоятеля храма «Всех святых» в городе Перми. Сегодня каждый человек, переступая порог обновленного Всехсвятского храма, с первых мгновений начинает осознавать, что христианство является религией радости, света и свободы человека, ибо само здание храма – этот видимый нами вещественный символ христианства и низведенного на землю неба, наполнено торжественным светом, исходящим из оконных проемов, и радостью на лицах молящихся прихожан и присутствующих гостей. Конечно, в течение последнего столетия здесь служили и трудились многие священнослужители Пермской епархии. Один из них присутствует среди нас – протоиерей отец Иоанн Патласов, который в течение 10 лет был настоятелем Всехсвятского храма. Это были начальные годы перестройки и гласности в нашей стране. Однако в Пермской области эти годы некоторым образом напоминали всего лишь слабые отголоски оттепели, наступившей после хрущевских гонений, когда со стороны уполномоченных Совета по делам религий продолжались притеснения, а о реальной свободе совести в Прикамье можно было только мечтать. Отцу протоиерею Иоанну удалось построить два небольших церковных строения, которые расположены при въезде на территорию храма, за которые он и пострадал от беспредела пермского уполномоченного Совета по делам религий.
Однако то, что я увидел во Всехсвятском храме позднее, 10 лет спустя после настоятельства протоиерея Иоанна Патласова, поразило меня безысходностью царившего на святом месте беспорядка. Когда я впервые вошел во Всехсвятский храм, я ощутил себя находящимся не в церкви, а в какой-то заброшенной Богом пещере, почерневшей от сажи и напоминающей помещение в заброшенных городских трущобах. Сейчас даже мысленно трудно представить перегородки и непонятные пристройки, которые были нагромождены в храме, сажу и копоть от сгорания дешевых и некачественных свечей, черноту закопченных стен и ликов святых на иконах, ставших такими по причине равнодушия к святыне духовенства и церковных работников Всехсвятского храма. Я не нашел себе ответа, когда узнал, что прямо на могилах меценатов и строителей храма, останки которых были погребены под престолом алтаря в подвальном помещении, в советское время приспособленного по причине отсутствия иных помещений под комнату отдыха для духовенства, после завершения богослужений настоятель храма отдыхал на месте непосредственного захоронения их честных останков. Увиденное можно было охарактеризовать словами – «мерзость запустения на святом месте». Такое положение настало не потому, что в епархии не было духовенства, достойного возглавить приходы и навести в храмах дисциплинарный и канонический порядок. Все это было следствием положения дел в советский период истории нашей Церкви и как результат безграничного вмешательства во внутренние церковные дела богоборческой государственной власти в лице уполномоченных Совета по делам религий. Даже правящие архиереи тех лет не могли самостоятельно, без согласования с уполномоченными освободить от занимаемой должности плохого настоятеля храма и назначить на его место достойного кандидата. Это также и результат государственного безбожия и надругательства над Церковью в провинции, когда верующий гражданин лишался законных для каждого человека гражданских прав на свободу вероисповедания и чувствовал себя ограниченным в правах человеком среди гражданского общества. Это было время, когда верующих людей, образно говоря, вытесняли в некое «гетто для верующих». Не сами верующие люди ограничивали свое активное участие в жизни советского общества и уклонялись от него в так называемое «гетто для верующих», а советский образ жизни, представлявший будущее страны без веры и Церкви, изгонял Церковь и ее носителей – духовенство и верующих мирян из общественной жизни и творчества. Мы видим сегодня, что былое убожество, существовавшее во Всехсвятском храме еще шесть лет тому назад, рассеялось как тьма, исчезающая с восходом солнца. Конечно, если солнечный луч, проходя через строительный мусор, не теряет своей чистоты и прозрачности, то тем более стены порушенных или запущенных храмов не могут помешать верующему человеку воспринять благодать Святого Духа по вере своей. Бог действует всегда и везде, а душа человеческая, при наличии искренней веры в силу Божию, освящается в любом, даже самом запущенном и бедном храме, где назначен законно поставленный епископом священник. Но чаще всего этот убогий вид храма Божия можно сравнить с обезображенным видом нищего, одетого в лохмотья и рубище, в душе которого еще сохранилась искра веры и любви к Богу. Я думаю, что трудно найти более наглядный пример сказанному, чем спасенный от разрушения и заново возрожденный Всехсвятский храм в городе Перми. История безбожия изобилует примерами преследований за веру. В первые годы советской власти людей просто расстреливали или на большие сроки сажали в тюрьмы, откуда вместе с инакомыслящими заключенными направляли на строительство Беломорканала, других «строек века», где они работали под конвоем в ужасающих и бесчеловечных условиях, где их страдальческими останками – человеческими костями выложены окрестности этих великих «сталинских строек». Позднее были другие притеснения, поскольку в период руководства страной Никиты Хрущева людей уже не расстреливали, а оказывали на них сильное психологическое давление, вследствие которого не только простые люди, но даже некоторые архипастыри, управлявшие епархиями, приобретали различные нервные заболевания по причине постоянного запугивания, притеснений и унижений личности верующего человека. Были и врачи-психиатры, которых даже трудно назвать врачами, ибо они ставили диагноз верующему человеку согласно принципа: «если человек верующий, то здоров ли он психически?». Таким образом, в те годы иногда совершенно здорового человека по причине наличия в нем веры в Бога могли положить в психиатрическую больницу и лечить как психически больного пациента. Мы знаем также немало примеров тому, когда не только ныне здравствующие священнослужители, родившиеся в Пермской области, но и достигшие архипастырского сана, в свое время вынуждены были бежать в другие регионы страны, чтобы спастись от «лечения» в психиатрических больницах. Но даже убежать от этого было не просто и не всем удавалось. Впрочем, это неприятные истории и о них не хочется много говорить. Остается только высказать сожаление, что идеологическая машина государственного безбожия способствовала вовлечению психиатрии в этот негативный и печальный процесс борьбы советской власти с религий вообще и Русской Православной Церковью в частности. Много было также и других притеснений. Все это настолько сковывало внутренний мир верующего мирянина и священнослужителя, что после разного рода запугиваний люди были рады буквально ютиться в отведенных для молитвы и плохо приспособленных для общественных богослужений помещениях, чтобы иметь хотя бы какую-то возможность покрестить свой лоб, поклониться Богу перед закопченной и требующей реставрации иконой, услышать пение простых старушек, никогда не знавших церковной красоты и торжественности православных богослужений, славы и духовной мощи Русской Православной Церкви, с которыми она вступила в жестоковыйный ХХ век и достигла рубежа Октябрьской революции и гонений за веру. А в это же самое время своды огромных и величественных храмов, здания которых были приспособлены под нужды временных арендаторов, были на долгие годы закрыты для доступа верующих людей и духовенства. И только в настоящее время, после обретения гарантированной в стране свободы совести и вероисповедания, христианство постепенно начинает осознаваться в душе человека как религия свободы, света и жертвенной любви. «Дух творит себе форму», – гласит народная пословица. Так и раскрепощенный внутренний дух человека, воспринимающий христианство как религию света и свободы, находит на земле свою видимую форму через строительство новых или восстановление из руин старых храмов и монастырей, постепенно возвращая исторический вид и былое великолепие архитектурным церковным сооружениям. Все это свидетельствует о возрождении в народе духовности, за которой последует возрождение государственного могущества России как великой мировой державы, способной отстаивать и защищать свои национальные и геополитические интересы. Русский народ прошел через многие испытания в ХХ столетии, вытерпел все возможные лишения вплоть до гонений за веру и дожил до времени, которое положило конец подобного рода издевательствам над человеком и его святынями, над его православной верой и религиозными переживаниями. В сегодняшний день я хотел бы поблагодарить отца настоятеля и Приходской совет храма, всю церковную общину, благотворителей и благоукрасителей Всехсвятского храма за труды и стремление возвратить исторический вид и былую красоту Дома Господня. Этот храм строился во времена расцвета российской государственности, строители старались подчеркнуть формами архитектуры величие России и силу Православия в Пермской губернии. При этом внешний вид русских православных храмов всегда выглядел скромно, однако внутри храмы были украшены красотой иконописания, вызолоченной резьбой по дереву, драгоценными камнями на нимбах ликов святых, изображенных на чтимых иконах, символизируя тем самым христианина, который подобно храму должен быть внешне скромен и не горделив. Но внутренность души своей подобно храму человек обязан благоукрашать христианскими добродетелями, такими как «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22), сострадание к ближним и другими добродетелями христианской души. Учитель Церкви Тертуллиан писал, что каждая душа по природе своей христианка. Дай Бог, чтобы после завершения реставрации внешний вид и интерьер Всехсвятского храма радовали глаз человека, а под его обновленными сводами все «алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5, 6) получали просимую у Бога божественную благодать, освящающую душу человека и окружающий его мир. Также желаю Вам, дорогой отец настоятель, как руководителю факультета Теологии Пермского государственного университета благословенных успехов на поприще науки и духовного просвещения, предоставивших пермской интеллигенции доступ к богословским знаниям, получаемым непосредственно от богословов и священнослужителей – верующих людей, являющихся живыми носителями православного христианства и учения Православной Церкви. Это дорогого стоит потому, что ни один человек, который не верит в Бога и находится вне ограды Церкви, какой бы ученостью он не обладал, никогда не сможет сказать правды о христианской вере и Боге – Творце Вселенной и Промыслителе о мире и человеке. Только верующий ученый, живущий внутри Церкви Христовой и пребывающий в церковной ограде, может созерцать в сердце своем Христа как Бога и Спасителя. Настоящим богословом или историком Церкви может стать только тот, кто является верным последователем Церкви и живет ее жизнью. Этого не дано неверующему ученому, который может стать хорошим историком атеизма, но никогда не сможет стать серьезным историком Церкви – историком того, во что он абсолютно не верит. Еще раз поздравляю всех вас – духовенство, прихожан и гостей сегодняшнего торжественного дня с престольным праздником всех святых. Дай Бог, чтобы молитвы всех святых сопутствовали вам в жизни и трудах, и да благословит Господь вас, ваши семьи, ваших детей и ваших близких. Иринарх, епископ Пермский и Соликамский
14 июня 2009 года Всехсвятский храм город Пермь |