Поиск по сайту
Наши сайты
Речь от 11 июня 2009 г. (перед совершением чинопоследования) |
11 июня 2009 года епископ Пермский и Соликамский Иринарх в сослужении духовенства Пермской епархии совершил «чинопоследование на основание церкви и водружение креста» на месте начавшегося строительства храма Святой Живоначальной Троицы в городе Лысьва Пермского края. На закладке в основание храма первого камня от администрации Пермского края присутствовал заместитель руководителя Администрации Губернатора г-н Я. П. Силин, который представлял Губернатора Пермского края г-на О. А. Чиркунова и зачитал Обращение Губернатора по случаю начала строительных работ по восстановлению разрушенного в послереволюционные годы храма в городе Лысьва. Администрацию города Лысьва представлял Глава Лысьвенского района г-н А. Л. Гончаров, другие руководители города и района, а также бизнесмены из города Лысьва и Пермского края.
РЕЧЬ
ЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО И СОЛИКАМСКОГО ИРИНАРХА
ПЕРЕД СОВЕРШЕНИЕМ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ
НА ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ И ВОДРУЖЕНИЕ КРЕСТА
НА МЕСТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ
В ГОРОДЕ ЛЫСЬВА
Глубокоуважаемый Яков Петрович!
Глубокоуважаемый Глава Лысьвенского района Александр Леонидович!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Мы собрались сегодня здесь, в городе Лысьва, на месте разрушенного в годы лихолетий и безбожия храма для того, чтобы совершить богослужение «на основание храма и водружение креста» и торжественно заложить первый камень в фундамент здания церкви Святой Живоначальной Троицы, которая будет построена на том же самом месте, где когда-то возвышался величественный Свято-Троицкий храм. Сегодняшний день знаменателен для всех нас, во-первых, потому, что не каждый день совершается закладка нового храма, предназначенного стоять в веках, как сказано об этом в прошениях молитвы при освящении храма: «сохрани его (то есть – храм) даже до скончания века непоколебима, и иже в нем жертвенник святый». А во-вторых, этот день знаменателен ещё и тем, что сегодня вновь восстанавливается храм, построенный в городе нашими славными предками, а позднее разрушенный в огне революционных событий руками безбожников, которые не умели, да и не желали уважать в человеке его свободу совести, а вместе с ней и общечеловеческие нравственные ценности.
Беда заключается в том, что разрушители храмов не были внешними врагами нашего Российского Отечества – они были внутренними врагами, ярость которых была направлена против Церкви Божией и русской христианской культуры. Но все они были еще и нашими отцами и дедами, то есть, как говорится, плоть от плоти и кровь от крови нашего российского народа. Однажды переступив черту вседозволенности, эти люди оказались в стане врагов Церкви и порицателей общечеловеческих нравственных ценностей. Этот тяжкий грех богоотступничества, бездумно совершенный нашими предками, вплоть до сегодняшнего дня как «дамоклов меч» нависает не только над детьми, внуками и правнуками разрушителей храмов, но и над всем народом, проживающим на этой земле. Но мы не должны так долго жить под тяжестью преступления разрушителей храмов. Грех разрушения храмов неминуемо навлекает на человека проклятие Божие, которое демонически сковывает самого разрушителя и ложится тяжелым бременем на его потомство. Последствия проклятия, если судить о них согласно свидетельству Священного Писания, действуют на потомство до семи родов, а за семь поколений может произойти полное вырождение не только отдельных семей, но и целого народа. В то же время, исходящее от Бога благословение является даром любви Божией (Втор. 7, 13-16), свидетельством Его Промысла о мире (Быт. 1, 22) и человеке (Быт. 1, 28). Строительство храмов всегда влечет за собой благословение Божие, соединенное с прощением прегрешений строителям и благотворителям храмов, как сказано об этом в молитве чина освящения: «Сотворшим же здание сие и освящение храма, по любви к Тебе Богу тщательно, оставление согрешений подаждь; даруй им яже ко спасению прошения, воздвигни я к деланию заповедей Твоих; даруй им обновление дара Святаго Твоего Духа, да неосужденно поклонятся Тебе Единому Истинному Богу, и Егоже послал еси Иисусу Христу». Если внимательно посмотреть на историю богоизбранного народа, то мы увидим, что как благословение Божие, так и проклятие, которое навлекал на себя народ Божий после исхода из Египта, были неразрывно связаны с заключением Завета с Богом (Втор. 28) и соблюдением принятых на себя обещаний, то есть обетов. Подобно святому праотцу Аврааму каждое последующее поколение иудеев должно было являть перед Богом свою веру и стремление к исполнению Его заповедей (Втор. 11, 26-28). Неисполнение последних неминуемо влекло за собой проклятие: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, … то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28, 15), – говорится во Второзаконии. Священное Писание Ветхого Завета повествует нам о том, как Моисей созвал всех сынов Израилевых и, обращаясь к Израилю, сказал: «Если будешь … любить Господа Бога твоего, … и исполнять заповеди Его и постановления Его …, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой» (Втор. 30, 16). «Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь покланяться иным богам и будешь служить им, то … вы погибнете и не пробудете долго на земле …» (Втор. 30, 17-18). И, завершая слова, обращенные в лице старейшин ко всему Израилю, Моисей заповедал: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое …; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30, 19-20). Святейший Патриарх Кирилл в одном из выступлений сказал, что Бог попустил народам России 1917-й год за грехи богоотступничества. Цена социалистического эксперимента строительства жизни без Бога стоила стране гибелью миллионов наших сограждан по причине царившей повсюду революционной жестокости и непостижимой умом бесчеловечности. Вместе со своим народом пострадала и Церковь. Однако в противовес жестокости и цинизму, царивших среди воинствующих безбожников, миллионы верующих людей – целый сонм новомучеников и исповедников российских – проявили великую жертвенную любовь к Богу, засвидетельствовав своей мученической кровью стойкость веры и верность Христу и Его Церкви. Кто знает, какой путь могла бы обрести история страны Советов, если бы не было проявлено той великой жертвенной любви, воспитанной в лоне Российской Православной Церкви и засвидетельствованной кровью святых мучеников. Я глубоко убежден, что только любовь к Богу смягчила пути развития послереволюционной, а затем Советской России и ее дальнейшую историческую судьбу в мировом пространстве. Несмотря на попытки насильственного отторжения нескольких поколений людей от православной веры, вопреки ожиданиям богоборцев наш народ сохранил в себе живое стремление к вечным духовным ценностям, вложенным в человека Богом. Сохранив Православную Церковь и ее религиозно-культурное наследие, наш народ после безбожия вновь возвращается к своим историческим корням, к православной вере отцов, к своим культурным, материальным и духовным ценностям, важнейшими из которых являются общечеловеческие нравственные ценности. Сегодня Бог вновь даровал нам свободу вероисповедания, которую мы получили благодаря пролитой крови и страданиям за веру наших святых новомучеников и исповедников российских. Их непоколебимая вера и великая любовь к Богу и своему народу заложены ныне в основание фундамента государственного строительства обновленной России. История России на собственном опыте вновь подтвердила истинность слов Евангелия, произнесенных Господом в присутствии учеников: «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Так и случилось, что смерть мучеников за веру после революционного 1917 года проросла великим возрождением Церкви и Православия в России на постсоветском пространстве, чему свидетелями являемся мы с вами. И плодами расцвета восстающей из пепла и руин Церкви мы пользуемся сегодня – строим новые и восстанавливаем старые порушенные храмы. В первые годы перестройки, когда страна пребывала в экономическом и политическом кризисе, высокопоставленные чиновники часто спрашивали: «А стоит ли строить церкви в то время, когда в России так много социально обездоленных людей?». Время шло, а социальная обездоленность не уменьшалась и бедность народа с каждым годом неумолимо продолжала возрастать. И тем не менее, невзирая на трудные времена, и вопреки мнению подобных государственных чиновников, наш народ строил и восстанавливал церкви и монастыри, возрождал свои вековые народные святыни, оскверненные или попранные благодаря попустительству бывшей безбожной государственной власти. А если все-таки попытаться ответить на вопрос: когда же Россия реально приступила к решению своих социальных и экономических проблем? – то оказывается, что это произошло после того, как на всех просторах России были восстановлены символы Православия – золотые купола православных храмов и монастырей. После переломного 2000-го года, вместе с завершением строительства Храма Христа Спасителя в Москве, наступил переломный момент духовного возрождения русского народа и России в целом. Именно в эти годы в стране на политическую арену вышли государственные мужи, которые больше заботились не о личном обогащении и собственном кармане, а о безопасности страны и благе народа, его духовном и материальном благополучии. Справедлива народная пословица, что «дух творит себе форму». Дух личного обогащения периода приватизации и чубайсовских ваучеров, приведший к распаду Советского Союза и разграблению страны, толкал народ к распущенности, разврату, жестокости и эгоизму. В противоположность этому шел параллельный процесс возрождения духовности в душе человека, основанный на Православии и вере в Бога, и способствовавший укреплению духовного родства среди народов, проживающих в границах юрисдикции Русской Православной Церкви, содействовавший государственному единству и препятствовавший распаду Российской Федерации на «междоусобные княжества», которые уже не раз в нашей отечественной истории ослабляли Россию. Духовное единство Церкви способствовало сплочению нации, возрождению патриотизма в армии и на флоте, становлению русской богословской мысли, возврату отечественной философии и культуры к своим историческим корням, и многих других направлений общественной и государственной жизни Российской Федерации. Спасение России в периоды всех смутных времен всегда базировалось на ее православной вере, а не на личном обогащении олигархов и дорвавшихся до власти безответственных политиков нашей страны или иных влиятельных лиц, безответственная деятельность которых привела к развалу СССР в 90-х годах прошлого столетия и к зависимости экономической и национальной безопасности России от богатых западных стран. Недаром слова завета святых равноапостольных славянских просветителей Мефодия и Кирилла особенно актуально звучат для каждого из нас сегодня: «Храните свою православную веру – этот бесценный дар. Если вера ваша крепка – и вы будете сильны, ослабеет она в вас – ослабеете и вы». Нам надлежит хранить эти слова на скрижалях своего сердца, дабы возрастить в нем достойные плоды верности Православию и преданности своему земному Отечеству – России. Нам надлежит самим восстанавливать порушенные храмы и наши народные святыни. Бесспорно, благословение и проклятие получают силу только от Бога. Однако Бог способен отменить проклятие и превратить его в благословение (Пс. 108, 28). Для этого необходимо человеку принести достойные плоды покаяния за содеянное в те далекие от нас годы, которое состоит, прежде всего, в том, чтобы открывать порушенные и строить новые храмы, в которых будет совершаться умилостивительная Евхаристическая Жертва за грехи народные, за грехи наши и наших отцов и дедов. Только такое всенародное покаяние способно вновь обратить лицо Господа к народу и получить прощение за грехи наши и наших предков. И тогда мы вновь получим благословение Божие, которое, по слову Священного Писания, возлагается на потомство и действует до тысячи родов. Сегодня, в этот исторический и знаменательный день, мы закладываем в землю, в основание храма первый рукотворный камень. Но мы закладываем также сегодня и камень нерукотворный, который полагается в фундамент строительства духовного возрождения разрушенной безбожием души человеческой. Мы заботимся о возрождении экологии человеческого духа, чтобы воспитать новое поколение людей обновленной России, общество которой будет иметь крепкие семьи, заботу о сокращении количества детей-беспризорников и детей-сирот, чтобы дети жили со своими родителями и воспитывались как добропорядочные и законопослушные граждане, способные воспринимать учение Церкви об общечеловеческих нравственных ценностях, без которых не может существовать нормальное общество и счастливо жить свободный человек. Возьмите, к примеру, любую из десяти заповедей Моисея, допустим: «Не убивай» (Втор. 5, 17). Если человечество исполняет ее, оно созидает мирное будущее и расцвет духовной и материальной культуры. А если наоборот – тогда можно воевать и убивать, жить во вражде и беззаконии, руководствуясь принципами насилия и отсутствия гражданских прав, как это уже было у нас в злополучные послереволюционные годы. Народ, способный убивать себе подобных, прокладывает путь в никуда, двигается в сторону саморазрушения, самоуничтожения и самоубийства. Более трех тысячелетий тому назад Бог дал святому пророку Моисею 10 заповедей, по которым должен был строить свою жизнь Израиль. Как в те далекие от нас времена, так и сегодня, как, впрочем, и завтра, и еще через три тысячи лет, если человечество будет существовать, заповедь «не убивай» останется все той же вечной нравственной заповедью – общечеловеческой нравственной ценностью, которую нужно хранить и нельзя нарушать. То же самое можно сказать и о заповеди по отношению к родителям: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5, 16). О других заповедях Моисея: «Не прелюбодействуй» (Втор. 5, 18), «Не кради» (Втор. 5, 19), «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5, 20). И о последней – десятой заповеди, которая гласит: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5, 21). Все мы должны помнить, что эти заповеди Божии необходимо всегда свято хранить в своем сердце. А Церковь Божия, к которой мы принадлежим, напоминает нам о том, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Церковь напоминает нам, кто мы есть в этом мире и к чему призваны Богом. Блаженный Августин, словами которого мне хотелось бы завершить свою сегодняшнюю речь, сказал: «Ты создал нас для Себя, Боже, и метется сердце мое, пока не успокоится в Тебе». Храм, который будет воздвигнут на этом святом месте, поможет осознать, что каждый человек есть творение Божие, что все мы не только плоть и кровь, но ещё и дух – существо духовно-телесное, наделенное Богом бессмертием души и способностью обрести через Церковь обожение во Христе. Бог, бытие Которого так долго отвергали в нашей стране, всегда был и остается с нами, и без Него ни мы, ни могущество нашей страны не смогут существовать нигде и никогда. Бог да благословит всех вас, строителей храма и благотворителей, и да поможет всем вам всесильная рука Господня успешно завершить возведение этого величественного храма Святой Живоначальной Троицы в городе Лысьва, торжественную закладку которого мы с вами совершаем сегодня. Иринарх, епископ Пермский и Соликамский
11 июня 2009 года город Лысьва, Пермский край |