Речь от 12 апреля 2002 г. (при наречении во епископа Пермского и Соликамского) PDF Печать E-mail

РЕЧЬ,

произнесенная архимандритом Иринархом (Грезиным)

при наречении во епископа Пермского и Соликамского,

12 апреля 2002 года


Ваше Святейшество,

Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри,

Святители и Пастыреначальники Церкви!

 

C вниманием и благоговением выслушав все то, что возвестил о моем призвании Господь (Псал. 84,9) устами Вашего Святейшества, я со смирением испросил благословение «Великого Архиерея, прошедшего небеса» (Евр. 4,14) на предстоящее мне служение и произнес: «Со благодарением приемлю и ничтоже вопреки глаголю».

Святые апостолы Петр и Андрей, услышав голос Божественного Учителя: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», «тотчас, оставив сети» безмолвно и без рассуждений «последовали за Ним» (Мф. 4,18-20), чтобы внимать учению о том, как надлежит исполнять волю Божию.

Также и для меня было бы лучше последовать примеру учеников Христа и после услышанных слов о призвании к апостольскому служению избрать благоговейное молчание, чтобы в безмолвии поучаться у Вашей богомудрой опытности, как я должен «достойно» предстоящего мне высокого «звания» (Еф. 4,1) «поступать (жить - слав.) в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15).

С юных лет благоговейное отношение к высоте подвига священнослужения архипастырей Церкви научило меня пониманию, что епископское служение есть “служение избранных Божиих” (Лк. 6,9; Ин. 15,16) и “никто сам собою не приемлет этой чести, но только призываемый Богом, как и Аарон” (Евр. 5,4).

 

Сердцу моему поручается ныне бесценное сокровище Божественной любви Господа Иисуса, чтобы “в праведности и святости истины” (Еф. 4, 24) пасти людей, освященных кровию Сына Божия и предопределенных к вечной славе.

Совести моей вверяется ныне священный залог Помазанника Господня, чтобы в чистоте совести и совершенстве благочестия, с кротостию и бескорыстием, в духе евангельской любви до конца жизни неукоризненно служить Церкви Христовой и народу Божию.

Душе моей отверзаются ныне горние небеса, чтобы силою веры и молитвы быть ходатаем пред величием божественной славы Пастыреначальника Иисуса, чтобы быть орудием благодатных даров для избранных служителей алтаря Господня, которые будут споспешествовать мне в утверждении благочестия.

Мудрые попечения архипастырей и пастырей Церкви, устремленные к распространению и утверждению евангельского благочестия, «из детства» научили меня разуметь «священные писания, которые могут умудрить ... во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3,15), держаться «образца здравого учения» (2 Тим. 1,13), быть «приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2,24), держаться «правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2,22), хранить «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3,9), последовать Вам, святители Божии, «в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви» (2 Тим. 3,10), проповедывать «слово», настоять «во время и не во время, ... со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4,2), чтобы в себе иметь, по примеру Вашему, те же «чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2,5).

Однако, когда посещают душу мою благочестивые размышления о щедро даруемых человеку от Бога дарах благодати, со страхом Божиим всегда вспоминаю удерживающее напоминание святого апостола Павла коринфским христианам: “Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” (2 Кор. 4,7), и что только “благодатию Божиею есмь то, что есмь” (1 Кор. 15,10).

 

Изучение творений святых отцов и учителей Церкви научили меня видеть в апостольском служении епископа не только высокий, но и самый тяжелый, непрерывный подвиг. Великий святитель Церкви святой Иоанн Златоуст так пишет об этом: во всякое время добрый пастырь - епископ “состязается в подвигах с многочисленными мучениками”, - однако, добавляет святитель к сказанному, “мученик однажды за Христа умер, а пастырь ... тысячекратно умирает за стадо, он даже каждый день может умирать”.

Подобные рассуждения о высоте и трудности епископского служения приводят меня к сознанию того, что нет еще во мне той меры зрелости и совершенства, какие необходимы носителю великой архиерейской благодати и в смущении уста мои произносят слова святого Апостола: «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Кор. 2,3).

Поэтому духовные взоры мои невольно обращены сегодня к великим отцам Церкви и святым святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Амвросию Медиоланскому, которые настолько ужасались высоты, трудности и великой ответственности епископского служения, что вынуждаемы были уклоняться от избрания на это служение.

Но пути Господни неисповедимы и не от человеческой воли зависит жребий людей, но Сам Господь смиряет и возвышает (1 Цар. 2,7). Поэтому и в Вашем, Ваше Святейшество и Преосвященные Архипастыри - Пастыреначальники Церкви, определении о призвании меня к епископскому служению я вижу изволение Духа Святого. И это исповедание мое и эта вера моя успокаивают душу мою.

 

Необъяснимая разумом, но понятная сердцу верующего человека сила Промысла Божия с юных лет неумолимо влекла меня к Церкви Христовой, к подвигу пастырского священнослужения, благоуспешность в прохождении которого зависит не столько от человеческих достоинств пастыря, сколько от силы Божией, которая “совершается в немощи” (2 Кор. 12,9).

В годы учебы в Московских духовных школах и за пределами Отечества эта благодатная сила неудержимо влекла меня к стяжанию богословских знаний и их осмыслению в духе верности Апостольской Церкви и Святого Православия.

В годы работы в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата та же непостижимая для человеческого разума сила благодати Божией побуждала меня отдавать все свои силы исполнению возложенных на меня Церковью различных послушаний, побуждала безукоризненно и точно, часто против моей воли смиренно исполнять любое порученное мне Священноначалием дело.

Там же в Отделе внешних церковных связей по благословению руководства Отдела мне было поручено курировать программу преодоления алкоголизма и наркомании. Позднее, уже на церковно-приходском поприще в течение многих лет путеводительная сила Промысла Божия побуждала меня не прекращать этот вид социального служения в наркологических клиниках города Москвы и на приходе.

 

В годы пастырского священнослужения Божественная благодать воспламеняла во мне ревность о возрождении порушенной святыни – Храма-Памятника Русской Народной Скорби, посвященного прославлению честной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой “Отрада, или Утешение”.

В жизни человека ничего не бывает случайного и ничто не случается вне границ вездесущего Промысла Божия. Верю, что и мое церковно-приходское служение в Доме Пречистой на Ходынском поле Москвы было водительством Божиим ко спасению. Верю, что Матерь Божия не оставит меня и на новом поприще моего служения Церкви Христовой и оградит меня Своим молитвенным предстательством пред Престолом Вседержителя.

Возлагаю надежды мои и на молитвенное предстательство преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Господь благословил мне провести незабываемые годы под благодатным покровом воздвигнутой преподобным Свято-Троицкой обители: именно в стенах Московских духовных школ, огражденных от внешнего мира благодатной силой монастырских молитв, прошли мои лучшие годы в трудах изучения отеческих преданий, заключенных в творениях богословов, святых отцов и учителей Церкви. А позднее, по завершении моего духовного образования Промысл Божий судил мне принять и иноческий постриг в Троицком соборе у раки с мощами богоносного основателя Лавры и ввести меня в число иноков обители преподобного игумена.

Молитвенно взываю к предстательству о мне пред Господом преподобного Иринарха - Затворника и Чудотворца, богоносного отца земли Ростовской, священное имя которого наречено мне при иноческом постриге, чтобы его молитвами Господь благословил пронести с радостию о Господе Иисусе возлагаемое на меня новое апостольское служение в сане епископском.

Постоянно памятую в сердце своем и призыв преподобного, обращенный к гражданам Отечества, терзаемого раздорами смутного времени - “стоять за веру Христову мужеством и храбростью”.

Повинуясь определению Священного Синода нести епископское служение среди народа, в душе которого заложены прочные основы христианства трудами святителя Стефана Пермского, смиренно обращаю взоры мои к его апостольским трудам и подвигам веры и благочестия. Молитвенно прошу святого епископа земли Пермской ходатайствовать пред Отцом Небесным о ниспослании мне свыше помощи Божией в предстоящих трудах на ниве церковного делания.

Сыновне испрашиваю Ваших, Ваше Святейшество, и Ваших, Ваши Высопреосвященства и Преосвященства, святых молитв у престола Божия, ибо Ваше молитвенное предстательство пред Господом как архипастырей и святителей Церкви Христовой будет способствовать благословенному успеху в предстоящих мне трудах на ниве церковной.

 

Вместе с тем в качестве многолетнего клирика Московской епархии полагаю уместным сказать несколько благодарных слов в адрес Вашего Святейшества, с чего, может быть, и надлежало мне начать мою сегодняшнюю речь.

Промыслом Божиим мне было суждено нести пастырское служение на московском приходе под Вашим, Ваше Святейшество, архипастырским окормлением. Выполняя различные послушания по благословению Вашего Святейшества, мне приходилось постепенно осваивать науку церковно-административного управления епархиальной жизнедеятельностью в границах вверенного мне Вашим Святейшеством Благочиния.

Совместно с другими московскими клириками мне довелось часто бывать вместе с Вашим Святейшеством и иметь благоприятную возможность учиться у Вас благоговейному совершению евхаристических священнодействий, возрождению из руин порушенных национальных Святынь и строительству новых храмов, отеческому попечительству о возрождении православных монастырей и о процветании в них подвигов иноческого благочестия.

Взирая на патриотическое служение Вашего Святейшества Российскому Отечеству, мне довелось учиться у Вас опыту религиозно-нравственного воздействия на политику светского общества и умению Вашего Святейшества терпеливо ожидать плодов воцерковления народа и его обращения к Богу и своим историческим корням.

Неустанная деятельность Вашего Святейшества в различных сферах церковной, государственной и общественной жизни всегда служила благотворным примером для клириков стольного града Москвы и побуждала нас к подражанию быть последовательными чадами Божиими и верными сынами Отечества и Русской Православной Церкви.

Весь этот опыт, приобретенный мною под мудрым управлением Вашего Святейшества епархиальной жизнью в Москве, навсегда останется бесценным духовным богатством моей души, который, с помощью Божией, послужит добрым основанием в предстоящем мне служении Церкви на кафедре епископа Пермского и Соликамского.

Примите, Ваше Святейшество, низкий поклон смиренного клирика своему епархиальному Архипастырю и Святейшему Отцу – Епископу стольного града Москвы и Предстоятелю Русской Православной Церкви.

 

Смиренно предстоя сегодня пред Вами, святители Божии, и благоговея к неиспытанным о мне судьбам Отца Небесного, я преклоняю колена мои и главу мою к восприятию апостольского служения от невидимой десницы Вседержителя.

Одновременно питаю свой ум и сердце упованием на святые Ваши молитвы пред Престолом благодати, которые и после низведения на главу мою сугубых даров Духа Божия во исполнение небесного обо мне предопределения (Иерем. 1,5; Колос. 1,1; 2 Тим. 1,1), помогут до конца дней моих быть “образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (1 Тим. 4,12), чтобы, выражаясь языком того же апостола “народов” Павла, “представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины” (2 Тим. 2,15).

В таком настроении духа я спокойно иду работать Господеви там, где укажет мне перст Божий в лице Матери Церкви и Ее Священноначалия. Иду с твердым намерением всецело отдать свои силы на служение Богу, неустанно стоять на страже Веры Православной и сохранения чистоты ее вероучения, мужественно оберегать Церковь от врагов видимых и невидимых, вплоть до готовности пострадать за истину Христову.

И я уповаю на Вас, Ваше Святейшество, и на Вас, святители Божии, что вы вознесете обо мне ко Господу ваши теплые молитвы и благословите меня на предстоящий мне подвиг служения Церкви Христовой и Российскому Отечесту.

 

Архимандрит Иринарх (Грезин)

 

12 апреля 2002 года

Свято-Данилов мужской монастырь

город Москва