Поиск по сайту
Наши сайты
Приветственное слово |
ПРЕДИСЛОВИЕ
К САЙТУ ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА ВИКАРИЯ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ Идея создания личного сайта появилась давно – еще в годы моего пребывания на Пермской кафедре. Впервые мысль об этом была высказана прихожанами храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы, где мне было суждено Богом в течение полутора десятилетий быть настоятелем храма. Православные москвичи в годы моего служения на Пермской кафедре желали не только знать, что происходит в удаленном от Москвы западноуральском регионе, но и быть свидетелями возрождения Православия в Пермском крае. Но ежедневная занятость епархиальными делами не позволяли мне уделять достаточно времени этой стороне вопроса. Однако за истекшие годы накопился огромный запас письменного материала. Первоначально он размещался на сайте Пермской епархии, однако, к сожалению, был полностью удален после моего перевода из Перми в Москву. Вместе с завершением в 2010 году архипастырских трудов на Западном Урале исполнилась годовщина 25-летия моего служения в священном сане, а в будущем 2012 году исполняется 10-летие архиерейского служения. Ко всему этому следует добавить о назначении викарным епископом в Москву и председателем Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, что заставило меня совершенно по новому увидеть жизнь нашего народа и пересмотреть многие аспекты устоявшихся взглядов не только на тюремное служение, но и моего личного отношения к человеку, заслуженно или незаслуженно оказавшемуся в местах принудительного содержания. Если учесть, что в 2010 году в местах принудительного содержания в России было около 900 тысяч заключенных, то становится ясно, что эта сторона вопроса у нас мало упорядочена и весьма запущена. Данная проблема для своего решения требует участия всех государственных, общественных и религиозных структур – одним словом, требует участия всего российского общества. Анализируя письменные материалы, касающиеся архипасторства и священнослужения прошедших лет, а также размышляя о задачах возрождения в России веры отцов – Православия, я согласился с тем, что наступило время открыть свой сайт, чтобы подробнее представить для широкой аудитории опыт служения на ниве церковной, включая материалы публичной деятельности, связав их с вехами служения Русской Православной Церкви и своему земному Отечеству – России.
ПРИХОДСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В МОСКВЕ
Приходское служение проходило в больничном храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы. На поприще приходского священника – настоятеля больничного храма, мне приходилось ежедневно заниматься пастырским душепопечением и духовным окормлением госпитализированных больных Московской городской клинической больницы им. С. П. Боткина и расположенной по соседству клиники Онкологического научно-исследовательского института им. П. А. Герцена. Параллельно необходимо было осуществлять реставрационные работы в главном больничном храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле Москвы и в приписном больничном храме святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, возведенном среди больничных корпусов на территории Боткинской больницы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II дополнительно выполнял послушания по линии Епархиального совета города Москвы, а потом и благочинного храмов Всехсвятского округа города Москвы. Совмещая приходское пастырское служение, в качестве председателя Православного Братства Трезвости, учрежденного при храме иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», принимал активное участие в работе движения по преодолению алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР, с Отделом наркологии и психиатрии Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзным научным центром медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии), с Кафедрой наркологии Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей, с другими структурами и службами наркологической помощи населению, а также по линии Моссовета, а позднее – Мэрии Москвы в качестве члена Межведомственной комиссии Моссовета по делам больных алкоголизмом и наркоманией. Более подробно с историей восстановления храма и результатами деятельности возглавляемой мною Общины прихожан храма, подвижнически подвизавшихся в течение полных 15 лет моего настоятельства, можно будет ознакомиться в специальном разделе сайта «Приходское служение в Москве». Там же будут опубликованы: фотоархив храма и выдержки из «Дневника приходского священника», а также материалы, связанные с жизнедеятельностью храма и приходской общины в этот период.
ГОДЫ НА ПЕРМСКОЙ КАФЕДРЕ Получив назначение в Пермскую епархию, которая, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, в советское время никогда не делилась и была мощной и богатой, при отсутствии информации о состоянии дел на Пермской кафедре я долго не мог найти ответа, почему на постсоветском пространстве, когда все епархии на просторах СНГ возрождались, в Перми до неузнаваемости всё было наоборот – епархиальная жизнь была доведена до крайней разрухи, граничащей с деградацией духовной жизни. Всё увиденное в день вступления на кафедру предвещало о предстоящих тяжелейших трудах, во-первых, по становлению финансово-хозяйственной жизни в епархии, а во-вторых, наведению административно-дисциплинарного канонического порядка среди клира – всё необходимо было начинать с абсолютного нуля. Надеюсь, что информация, содержащаяся в размещаемых на сайте письменных источниках, в которых отражены будни и праздники, а также успехи и неудачи епархиальной жизни, окажется полезной для пермских архиереев при их вступлении на кафедру и поможет лучше понять историческую нить развития Православия в Прикамье и современное состояние духовной и материальной культуры пермского народа. Именно поэтому раздел «Годы на Пермской кафедре» наиболее насыщен письменными материалами, связанными с несением архипастырского креста епископского служения в Пермской и Соликамской епархии. Этот сайт позволит также познакомиться с деятельностью и заслугами людей, которые окружали меня в годы архипастырства в Пермском крае и вместе со мной вносили свой посильный вклад в общее дело возрождения церковной жизни и Православия в нашей стране. В поле зрения архиерейского окружения бывает также немало лиц, которые мешают работе и создают препятствия развитию Православия в силу неверия или недоверия слову Церкви, а иногда и простого непонимания процессов внутренней жизни и развития структуры Церкви в современном мире. Думаю, что на этом следует остановиться подробнее, ибо к этому побуждает и достаточно большое количество письменных материалов, рожденных во время служения на Пермской кафедре, значению которых уделено большое внимание. Так, к примеру, одной из серьезных причин последнего является то, что некоторые представители региональной власти на местах, отвечающие в субъектах Федерации за связи с Церковью и, одновременно, курирующие вопросы освещения епархиальной жизни в средствах массовой информации, часто бывают уверены в том, что лучше их никто не знает, что служит ко благу, а что во вред Церкви. По этой простой причине создаются такие «доброжелательные» условия для епископата, в которых епископ удаляется на приличное расстояние от средств массовой информации – что называется «от греха подальше», а его суждения преподносятся в избранных цитатах из архиерейских обращений, при этом возможны случаи преднамеренного искажения первоначального смысла. Поэтому, сначала вроде бы была предоставлена какая-то свобода в прессе, а позднее, глядишь, появляются препятствия реальным оценкам внутрицерковной жизни епархии в региональных средствах массовой информации. Начинается своего рода шантаж, результаты которого порой невозможно преодолеть длительные периоды времени, поскольку, как правило, его инициаторы продолжают находиться у власти. Это своего рода болезненная ностальгия у власть имущих по прошлому – упраздненному институту уполномоченных Совета по делам религий, который гарантировал командные методы вмешательства светской власти во внутренние дела Церкви, при отсутствии желания признавать способность Церкви и ее епископата самостоятельно управлять церковной жизнью во благо Церкви, народа Божия и Российского Отечества. Словом, всё выглядит так: когда епархия молчит – ее обвиняют в закрытости от мира и укрывании внутрицерковной информации, а когда епархиальная пресса говорит – ее начинают обвинять в возрождении средневекового посягательства на права и свободы граждан в вопросах веры и нравственности. Однако Церковь наделена правом свободно высказывать церковное мнение не только по вопросам веры, но и евангельской нравственности, которое гарантируется законодательством страны, даже если ее учение о морали не всегда совпадает с таковым в общественном сознании, увлеченном так называемой «заботой о правах» различных меньшинств. После епископской хиротонии, еще до отъезда из Москвы в Пермь, светские чиновники говорили мне о том, что Пермская епархия ко времени моего вступления на кафедру переживала глубокий кризис, одной из субъективных причин которого являлась слабая готовность епархиального руководства к работе в новых условиях, а мой предшественник по кафедре в последние годы жизни из-за плохого состояния здоровья мало ездил по епархии и упустил рычаги управления. Должен признать, что всё сказанное подтвердилось по прибытии в Пермь в гораздо высшей степени, а отголоски происходившего в первые три года управления Пермской кафедрой периодически отзывались взрывом различных проблем в разных уголках епархии во все последующие годы, особенно среди монашеского сообщества в мужских, но еще чаще в женских монастырях. Мне казалось, что мои начинания административного реформирования епархиальной жизни по образцу Московской епархии являются ожидаемыми в умах лучших представителей интеллигенции и народа Пермского края. Однако я заблуждался – именно это церковно-административное реформирование породило недовольство на местах среди некоторой части влиятельного духовенства и мирян, которые успели в условиях крайней пассивности церковного управления воспитать в себе эгоистическую самостийность и нежелание жить по Уставу церковному, воспринимая его как навязывание московских традиций, чуждых пермскому народу.
ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ
В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, регионы всегда отстают в развитии религиозной жизни в силу самоуспокоенности или бюрократической неподвижности региональных властей. Пермский край в ряду этих регионов занимает особое место, поскольку в России остались только два города – Пермь и Соликамск, которые до сих пор не возвратили Церкви кафедральных соборов под предлогом отсутствия в губернии средств на перемещение музейных экспонатов в достойные для них сооружения. Вроде бы какая-то злополучная «бедность» не позволяет региону достойно финансировать культуру и образование, чтобы освободить и передать епархии занятые ими бывшие церковные строения. Именно поэтому с моей стороны было сказано много довольно жестких слов в адрес тех, кто не только не желает приносить покаяния за грехи богоборчества в прошлом, но и усердно продолжает в настоящем недостойные дела своих отцов, совершенные в недалеком прошлом. Сегодня нередко можно слышать заявления многих российских общественных деятелей о том, что на постсоветском пространстве пришла пора прекращать призывы к народному покаянию за грехи, совершенные нашими соотечественниками в ХХ-м столетии. Под этими призывами подразумевается, чаще всего, прекращение выливания грязи на нашу историю – на советское прошлое нашей страны и нашего народа, начавшееся в годы перестройки. И я абсолютно согласен с этим, потому что нельзя одновременно любить свое Отечество и чернить без разбора историческое прошлое страны, неотъемлемой частью которого является каждый из нас как гражданин России. Призыв Церкви к покаянию за грехи, совершенные нашими отцами, и стремление очернить историю народа – это не одно и то же. Внутреннее осознание гражданином страны преступлений большевизма и освобождение себя от стереотипов воинствующего безбожия, искусственно насажденных в народе в годы революционных лихолетий, не тождественно ненависти к России или отсутствию любви гражданина к своему Отечеству. Церковь учит ненавидеть грех, живущий в человеке, но при этом сохранять любовь к самому человеку как к своему ближнему, хотя он и является в данный момент источником греха, порождаемого личностью индивида. А видимыми символами любви к ближнему могут быть только конкретные дела по возрождению страны – ее духовной и материальной культуры, то есть наша общая забота о духовном и материальном благополучии граждан России. И чем больше мы любим свой народ, тем более прилагаем усилий для созидания в стране достойного человека образа жизни. Покаяние всегда завершается очищением человека и народа от сотворенного зла, а очернение прошлого страны ведет к великой исторической лжи и искажению истории народа, а также к саморазрушению общественной и государственной жизни. Я всегда напоминал, что покаяние народное состоит не в том, чтобы губернатор и главы городов региона подобно ветхозаветному царю Давиду посыпали пеплом свои головы, оделись в рубище и с плачем просили прощения пред Богом за грехи своих отцов и дедов. Покаяние сильных мира сего состоит, прежде всего, в том, чтобы заново открывать порушенные нашими отцами и дедами народные святыни – храмы и монастыри, а также содействовать их реставрации или строительству новых храмов там, где это необходимо для людей. А вот народ Божий – богоспасаемая паства российская во главе со священнослужителями и иерархами обязаны совершать в этих храмах Таинство божественной Евхаристии, чтобы вместе с молитвой о прощении прегрешений приносить Богу умилостивительную бескровную жертву за грехи народа. Покаянная молитва необходима для того, чтобы Господь не оставлял Своих чад без помощи и заступления, чтобы Бог хранил страну нашу и весь народ от губительных бедствий, от жестокости войн и всенародных страданий. Плодами покаяния должно быть не стояние в рубище руководителей регионов, а их конкретные дела в сфере религиозной, нравственной и культурной жизни народа, связанные с восстановлением порушенных святынь и народных традиций. Именно такое настроение наблюдаем мы повсеместно на всем постсоветском пространстве, за исключением отдельных руководителей регионов и муниципальных городов и селений. Таким образом, в сфере культурной жизни народа – необходимо возводить так называемые «храмы» культуры – музеи, художественные школы, театры, которые ныне, зачастую, размещены в закрытых и временно приспособленных для этого храмах и монастырях – временных пристанищах культурной жизни народа, к тому же ещё и финансируемой по остаточному принципу в регионах. В сфере науки – сооружать так называемые «храмы» науки и образования – институты и университеты со студенческими городками, многие из которых по сегодняшний день также размещены во временно приспособленных для этого зданиях и сооружениях храмов, монастырей или бывших духовных учебных заведений. А исторические здания храмов и монастырей должны служить народу исключительно для религиозных целей, поскольку они были построены для молитвы и прославления имени Божия, а не для хранения музейных экспонатов или проведения естественнонаучных прений ученых мужей – всё это также важно для страны, однако должно происходить в иных, специально приспособленных для этого местах. В городе Перми, к примеру, одинаково малочисленно количество храмов и мест культурного досуга для городских жителей, а вот места, в которых доступно злоупотребление алкогольными «развлечениями», превосходят в разы. Последнее не является исключением и для других губернских центров в регионах. Многие сегодня пытаются ответить на вопрос: «Почему представители бизнеса уводят свои капиталы за рубеж?». Полагаю, что ответ будет выглядеть следующим образом: «Потому что большинство из них не верят в будущее России и её возрождение – они также не желают обрести веру в Бога, ибо утратили в самих себе веру отцов, утратили исторические корни и связи с культурой своего земного Отечества, где родители подарили им не только жизнь, но и весь окружающий их видимый мир». Неверие является главным негативным «наследием» нашего недавнего атеистического прошлого и есть, прежде всего, результат утраты народом духовности и связи с историческими конями своего земного Отечества. Мы почему-то до сих пор страшимся признать негативные результаты, постигшие наш народ вместе с утратой веры отцов. Без осознания пагубности и глубины падения в неверие и нигилизм невозможно раскаяться человеку и искоренить в себе зло. Освободить себя от бездуховности и очистить себя от скверны греха можно только тогда, когда ты ясно понимаешь, в чем именно состоит зло и как от него можно избавиться. Без этого невозможно обрести веру в Бога, в свою страну, в свой народ. Без веры нельзя любить Родину и жертвовать собой ради ее свободы и независимости, ради нерушимости ее границ. Поэтому и народ наш так долго не может обрести материального благополучия и достойного человека образа жизни в своем Отечестве, а многие представители бизнеса уводят свои капиталы за рубеж. Народ должен вновь обрести веру, возродить в себе духовность и восстановить связь со своими историческими корнями, которых невозможно достичь без храмов Божиих, многие из которых всё ещё закрыты с революционных времен и в них до сих пор господствует «мерзость запустения на святом месте». Поэтому будет правильно, если мои критические слова в адрес зачерствевших руководителей и иных лиц, не желающих изменять свою жизнь к лучшему, читатель будет воспринимать в качестве призыва к покаянию и заботы о благе народа, который вверен Богом данным власть предержащим руководителям. Именно от них Господь потребует ответа в день суда не только за их прожитую жизнь, но и за отсутствие заботы о ближних, беды и печали которых многие предпочитают горделиво не замечать.
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Следующим по значимости разделом является «Синодальный отдел по тюремному служению», который будет постепенно наполняться и который требует привлечения к себе внимания общественности и выявления мнений широкого круга людей, касающихся развития православного тюремного служения. Христианское тюремное служение в прошлом и настоящем основывается на евангельских словах Спасителя: «в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36). В Священном Писании Господь Иисус Христос призывает всех нас к служению нашим ближним, находящимся в узах заключения и в «горьких работах сущим». Главной и самой основной задачей Синодального отдела тюремного служения является оказание духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения (ограничения) свободы, которая в течение двух десятилетий достойно осуществляется православными священниками. Однако параллельно духовно-патырскому попечению необходимо осуществлять содействие сокращению количества отбывающих наказание в местах принудительного содержания через процессы ресоциализации заключенных во время пребывания в тюрьме и после выхода на свободу. При этом двери православных храмов в местах лишения свободы должны быть открыты не только для заключенных, но и для всех православных сотрудников УИС, и для всех родственников заключенных, которые должны иметь возможность пойти в храм, чтобы помолиться Богу. На сайте будет отражаться информация об основных направлениях работы и текущей деятельности Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, о взаимодействии Отдела с епархиями, правозащитными организациями и общественностью, о методах духовного просвещения в местах лишения свободы, о разработке образовательных программ и подготовке капелланов для тюремного служения, об участии Церкви в процессах помилования, реабилитации (ресоциализации) и др. Важно помнить, что евангельское учение о жертвенной любви побуждает каждого из нас оказывать своему ближнему не только духовную помощь, но и помогать ему материально по мере сил и возможностей. Поэтому православное тюремное служение предполагает не только личное милосердие христианина к заключенным, но и широкую социальную работу среди них.
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТА
Должен заметить, что популярность интернета растет с каждым годом и обретает большие перспективы, что может сослужить добрую службу в плане содействия развитию широкого тюремного служения в нашей стране. Согласно данным статистики, в настоящее время социальные сети стали самым распространенным досугом в сети Интернет. Если бы можно было условно (в переносном смысле) называть социальную сеть страной, то сегодня она занимала бы где-то четвертое место в мире по количеству населения. Заметим также, что самый растущий сегмент пользователей социальных сетей – это женщины в возрасте 55-65 лет. При этом Россия признана страной с самой активной интернет-аудиторией, поскольку за неделю пользователи проводят в Интернет-сети в среднем около 6,6 часов времени и просматривает около 1.307 интернет-страниц. Множество пользователей Интернета жаждет услышать слово Божие: ежемесячно Яндексом обслуживается 1 млн. запросов со словами «религия», «Бог», «Церковь», и даже запросов на не вполне корректное выражение «Слово Божие скачать» бывает более ста в месяц. Словом, социальная сеть Интернета давно уже нуждается в воцерковлении и представляет собой невозделанную ниву, давно ожидающую миссионерского просвещения со стороны Церкви и, работая в Интернет-сети, невольно вспоминаешь слова Евангелия от Матфея, которые гласят: «Тогда Христос говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37-38).
БОГОСПАСАЕМАЯ ПАСТВА И СМИ
Размещенные на сайте материалы предназначены не только для СМИ, но и для всех интересующихся людей, желающих подробнее познакомиться с направлениями многогранной деятельности Русской Православной Церкви и почерпнуть правдивую информацию о приходском служении священников и архипастырстве епископов в регионах России. Вы узнаете также о заботах и печалях, которые беспокоили епископа на кафедре пермских святителей, через знакомство с текстами проповедей, прочитанных докладов и выступлений, произнесенных слов, речей и интервью, иной информации, в которых изложены насущные проблемы церковной жизни и отражены размышления и ответы на проблемы духовного развития человека и церковного общества в нашей стране. Отсутствие сведений о нормах религиозной и общественной нравственности, ведущее к утрате человеком понятий об общечеловеческих нравственных ценностях, определяет моральный вакуум в головах современных молодых людей, который нередко заполняется информацией суеверного или фанатического, а порой религиозно-экстремистского и даже инфернального толка.
ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
На сайте также будут размещены фото и видеоматериалы о паломнических поездках на Святую Гору Афон, на греческий остров Корфу к мощам святителя Спиридона Тримифунтского и в итальянский город Бари к мощам святителя Николая Мирликийского, о посещении мест, связанных с жизнью Спасителя на Святой Земле – все это также небезынтересно для широкого круга пользователей сети Интернет, интересующихся жизнью и культурой народов, связавших свою историю с Православием.
БОГОСЛУЖЕНИЯ
На сайте будет отражаться свежая информация о богослужениях, возглавляемых председателем Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, о церковно-приходской жизни храма святителя Николая Мирликийского в Заяицком города Москвы, а также в храмах Андреевского благочиния – викариатства в Юго-Западном административном округе города Москвы.
АРХИПАСТЫРЬ И ПАСТВА
И самое главное – на сайте будет предусмотрена возможность получать отклики на пожелания и вопросы пользователей сети Интернет. Эта обратная связь особенно необходима в текущей деятельности Синодального отдела по тюремному служению, что, безусловно, будет учитываться. Сайт позволит провести виртуальную беседу с заинтересованными людьми, выявить их позицию и учесть мнения по многим вопросам церковно-общественного созидания в сфере православного тюремного служения и протекающей реформы Федеральной службы исполнения наказаний России.
Призываю на всех вас благословение Божие с пожеланиями успехов в ваших трудах, крепости сил и здоровья, благоденствия и многих лет жизни!
ИРИНАРХ
ЕПИСКОП КРАСНОГОРСКИЙ
ВИКАРИЙ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА
МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ
5 июня 2011 года
город Москва |